Содержание
I. Пояснительная записка 3-8
II. Содержание разделов 9-13
III. Учебно-тематическое планирование 14
IV. Список литературы 15-16
V. Приложения
I. Пояснительная записка
Программа «Изостудия» является целостным курсом, который включает в себя изучение всех видов искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также конкретных связей с жизнью общества и человека.
Программа разработана для обучающихся 5 – 7 классов общеобразовательных школ и рассчитана на один год обучения: 34 учебных часа. Наполняемость учебной группы – 15 человек.
В основу данной программы были положены следующие работы:
«Изобразительное искусство и художественный труд», под руководством Б.М.Неменского, 1-9 классы. - М.: «Просвещение», 2007 г.
Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», 5кл. - М.: «Просвещение» 2003 г.
Актуальность: изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Новизна: данная программа в качестве отправного источника использует программу «Изобразительное искусство и художественный труд», под руководством Б.М.Неменского, 1-9 классы. - М.: «Просвещение», 2007 г., а также ряд других программ художественно-эстетической направленности.
Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.
Во-первых, данная программа ориентирована на то, чтобы дать учащимся базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика.
Данная программа предусматривает, что дети приобретают определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий.
Тем самым программа «Изостудия» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах).
Во-вторых, вся программа построена на широком использовании оригинальных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию мотивации к творчеству. В результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Цель и задачи программы:
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
знакомство с жанрами изобразительного искусства;
знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
развитие колористического видения;
развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
воспитание аккуратности.
Методические рекомендации.
Методика преподавания курса основана на законах искусства, на законах восприятия искусства.
Формы подведения итогов реализации программы:
итоговые творческие работы, композиции, тесты и вопросы по темам;
с целью повышения интереса у детей к рисованию, после изучения темы или блока тем устраиваются выставки творческих работ;
Методическое обеспечение
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для среднего школьного возраста.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Также используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности - методика структурирования занятий по ИЗО.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.
Дидактические материалы:
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Техническое оснащение программы:
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.
Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.
Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.
Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы для освещения натюрмортных постановок.
Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (компьютер, мультимедийную установку и др.).
Результаты изучения программы
Результаты обучения:
Главный результат обучения по программе – осознанное и вдумчивое выполнение учащимися творческих, практических заданий. Качество работ определяется в процессе проверки задания, обсуждения его с учениками, а также при просмотре работ на выставках.
Учащиеся должны знать:
Об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве.
Об изобразительном искусстве как форме художественного исследования
реальности.
отражает переживания художником реальности, его мысли и чувства.
О декоративных искусствах, как способе организации социального общения и социальной среды.
Основные этапы истории развития русского искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве.
Учащиеся должны уметь:
доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и др. работ.
Уметь работать с цветом, тоном, линией, формой, самостоятельно использовать
средства художественной грамоты.
искусства.
интерьер), природы (пейзажа), фигуры и лица человека.
Способы контроля (Приложение № 5)
Входящий
Текущий
Итоговый
II. Содержание разделов.
Курс состоит из нескольких разделов, которые охватывают различные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, а также декоративно-прикладное искусство и народное искусство и т.д.
На протяжении всего курса обучения учащиеся знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, цвет, линия, объём, композиция и т.д. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всём протяжении обучения.
Каждый урок включает теоретическую и практическую часть, а также,
домашнее задание или самостоятельную работу, тест.
1 урок. Вводное занятие.
Возникновение искусства. Первобытное искусство – 1 час.
2 урок. Мои помощники линии. (Приложение № 1)
Как оборудовать своё рабочее место. Характер линии.
Упражнения. – 1 час.
Природа:
3 урок. Осенние листья.
Красота и разнообразие осенних листьев. Структура, строение листьев. – 1 час.
4 урок. Характер дерева.
Красота и разнообразие деревьев. Простейшие способы изображения деревьев при помощи линий. – 1 час.
5 урок. Материалы для изображения деревьев.
Различные техники и материалы. Изображение деревьев при помощи красок, аппликации, мозаики и др. – 1 час.
6 –7 урок. О природе цвета. (Приложение № 2)
Что такое цвет. Основные и дополнительные цвета. Смешение цветов. Тёплая и холодная цветовая гамма. – 2 час.
Животный мир:
8-9 урок. Разнообразие подводного мира. (Приложение № 3)
Различные виды аквариумных и декоративных и морских рыбок. Их форма и цвет. Рисунки и узоры. Схемы-упражнения для правильного изображения различных видов рыб. – 2 час.
10-11 урок. Обитатели морского дна.
Обитатели морей. Разнообразные формы раковин, моллюсков, медуз, водоросоей. и др. Красота морского дна. Схемы – упражнения. – 2 час.
12-13 урок. Мир птиц.
Мир птиц и его разнообразие. Круг, овал, линия – основа рисунка любой птицы. Петух, пенгвин, попугай, орёл.
Схемы – упражнения. – 2 час.
14 урок: Создание поздравительной открытки.
Различные методы создания и украшения поздравительной открытки. Форма и содержание открытки. – 1 час.
15-16 урок. Животные средней полосы и севера.
Мир зверей и его разнообразие. Наблюдение за животными средней полосы. Их особенности. Схемы – упражнения: кот, лиса, медведь, лошадь. – 2 час.
17-18 урок. Животные Африки, Австралии, Америки.
Необычные животные: коала, ккенгуру и др. Схемы-упражнения: жираф, слон. – 2 час.
19 урок. Цирк.
Искусство цирка. Жонглёры, фокусники, гимнасты, клоуны. Дрессированные животные. – 1 час.
Рисунок человека:
20 урок. Портрет.
Что такое - портрет. Пропорции лица. Эмоционально-психологические характеристики и мимика лица. Поэтапное выполнение портрета девочки. – 1 час.
21 урок. Рисуем человека. (Приложение № 4)
Первые изображения человека: в Др. Египте, Др. Греции, в эпоху Возрождения. Пропорции человека. Форма и строение человека. Схема-каркас. Индивидуальность человека. – 1 час.
2. Самостоятельно нарисовать человека, соблюдая пропорции.
22 урок. Человек в движении.
Фигура человека – как объект изображения. Выразительность позы. Соотношения частей тела у взрослого человека и ребёнка. Схема «Весёлые человечки». Набросок. – 1 час.
23 урок. Афиша и плакат.
Для чего нужны афиша и плакат и какими они должны быть. Их оформление и содержание. – 1 час.
24 урок. История маски.
Что такое маска и её назначение. Древние маски. Обрядовые и ритуальные маски. Театральные маски. Африканские маски.
Грим. – 1 час.
25 урок. Карнавальные маски.
Венецианский карнавал. Этнические маски. Ряженые. Маскарад. Виды самодельных масок, их украшение. – 1 час.
26 урок. Праздник в городе.
Праздничный город. Как создать радостное настроение. Цвета праздника. Разные праздники-разный город. – 1 час.
Практическая работа. Придумайте и нарисуйте, как бы вы украсили город к вашему любимому празднику (Новый год, День Города и т.д.).
Вопросы и задания по теме.
Натюрморт:
27 урок. Натюрморт.
Что такое - натюрморт. Из истории натюрморта. Сюжеты, цвет, выразительные средства. Настроение в натюрморте. Как передать объём предмета. – 1 час.
28 урок. Цвет в натюрморте.
Различные приёмы живописи. Передача настроения цветом. – 1 час.
Практическая работа. Нарисовать при помощи ярких красок радостный, праздничный натюрморт с фруктами, цветами, другими предметами.
Вопросы по теме.
Декоративно-прикладное искусство:
29 урок. Декоративно-прикладное искусство и человек.
Возникновение декоративно-прикладного искусства и его связь с жизнью человека. Создание предметов ДПИ. Материалы, мотивы, цвет. – 1 час.
30 урок. Древние образы в народном искуссте.
Любимые образы в народном искусстве. Древние знаки и символы. Условные обозначения. – 1 час.
Практические работы: 1. Выполнить рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву.
2. Самостоятельно найти изделия ДПИ дома, в книгах и др.источниках.
Вопросы и задания по теме.
31 урок. Русский лубок.
Что такое «русский лубок». Сюжеты, краски, способ изготовления. Лубки эпохи Петра1.
Русский пейзаж и архитектура:
32 урок. Русский пейзаж.
Изображение природы.
Жизнь человека и его связь с природой родного края. Красота русской природы. Способы изображения природы. Колорит, характер мазка. Природа и настроение. – 1 час.
33 урок. Деревянное зодчество.
Крестьянский дом-изба. Народная строительная мудрость. Украшения и обереги русской избы. Деревянный храм. Русская деревня. – 1 час.
34 урок. Каменное зодчество.
Красота древнерусских городов. Каменное зодчество. Город - Кремль и его особенности. Собор, храм, составные части. Золотое кольцо России. Терема и царские палаты. Узорочье теремов. – 1 час.
III. Учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Часы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 | Возникновение искусства: Первобытное искусство. Мои помощники линии Природа: Осенние листья. Характер дерева. Материалы для изображения деревьев. О природе цвета. Животный мир: Разнообразие подводного мира. Обитатели морского дна. Птицы и способы их рисования. Создание поздравительной открытки. Животные средней полосы. Животные Африки, Австралии, Америки. Цирк. Рисунок человека: Портрет. Рисуем человека. Человек в движении. Афиша и плакат. История маски. Карнавальные маски. Праздник в городе. Натюрморт: Натюрморт. Цвет в натюрморте. Декоративно-прикладное искусство: Декоративно-прикладное искусство и человек. Древние образы в народном искусстве. Русский лубок. Русский пейзаж и архитектура. Русский пейзаж. Деревянное зодчество. Каменное зодчество. | 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Итого: 34 часа
IV. Список литературы.
Литература для обучающихся
Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Литература для родителей
Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.
Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
Литература для педагога
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
С.А.Левин, А.М.Михайлов, А.В.Щербаков, Рисунок и живопись. – М.: Просвещение, 1981.