СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ария - группа покорившая поколения.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по группе "Ария"

Просмотр содержимого документа
«Ария - группа покорившая поколения.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севска











Индивидуальный проект

Ария-группа, покорившая поколения









Выполнил

ученик 10 класса

Бузаев Максим Игоревич


Руководитель проекта:

Бронникова Зинаида

Васильевна










Работа допущена к защите «_____» _______________ 2024 г.


Подпись руководителя проекта _______________(__________________)

Севск 2024

Индивидуальный план выполнения проекта.

Ф.И _______________________________________________


Этапы


Виды деятельности

Планируемая дата исполнения

Дата
фактически

Подпись руководителя

Подготовка

Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы




Планирование

Формулировка задач, которые следует решить;

Выбор средств и методов решения задач;

Определение последовательности и сроков работ




Процесс проектирования

Самостоятельная работа




Оформления записки, плакатов и др.




Итог

Достигнутый результат




Оформление




Защита









Паспорт проекта

Название проекта: «Ария-группа, покорившая поколения»

Руководитель проекта: Бронникова Зинаида Васильевна

Автор проекта: Бузаев Максим Игоревич 10 класс

Учебная дисциплина: Музыка

Тип проекта: Информационно-исследовательский

Цель работы: Исследование динамики популярности группы “Ария” на протяжении всего периода их творчества, выявление факторов, влияющих на рост или снижение популярности.



Задачи работы:

  1. Рассказать историю создания группы “Ария”.

  2. Рассказать об участниках группы.

  3. Раскрыть смысл композиций и объяснить чем они нравятся слушателям.

  4. Провести исследование и опрос для выявления наиболее активных слушателей.

  5. Выявить причины популярности.

  6. Сделать выводы, на основе которых можно будет привлечь слушателей к творчеству «Арии».


Вопрос проекта: Насколько популярна группа «Ария»?

Краткое содержание проекта: «Ария» - одна из самых успешных российских рок-групп, при этом - это одна из немногих российских метал-групп, достигших серьёзного коммерческого и творческого успехов и популярности за пределами поклонников хэви-метала.

Результат проекта (продукт): тематический урок с целью привлечения аудитории.











Оглавление

Введение 5

Предыстория 7

Начало 7

Расцвет популярности: Пик успеха группы 10

Изменения в составе и стиле 11

Раскол, возвращение к прежнему составу 13

Современный период, «Семейка Арии» 15

Семейка «Арии» 15

«Ария» 16

«Мастер» 16

«Кипелов» 16

«Маврин» 16

«Артерия» 17

«Артур Беркут» 17

Анализ некоторых песен «Арии» 17

Штиль 17

Колизей 18

Колизей! 19

Возьми моё сердце 20

Вывод 21

Анкета 22

Результаты анкетирования 23

Вывод: 25

Заключение 26





Введение

Современная музыка очень разнообразна, и каждый находит своё в разных видах музыки. Кто-то популярен, а кто-то уже нет. Но почему группа основанная 38 лет назад, не может быть популярна? И не только среди фанатов хард-рока и хеви-метала, но и среди любителей более спокойной музыки.

«Ария» является одной из самых популярных и влиятельных российских рок-групп, заложившей основы отечественного метала. Основана в 1985 году в Москве, группа за свою карьеру выпустила 22 студийных альбома, проданных тиражом более 30 миллионов экземпляров. Их творчество охватывает широкий спектр тем и жанров - от хард-рока и хэви-метала до симфонических аранжировок и баллад.

Группа “Ария” оказала огромное влияние на развитие отечественного рока и метала, воспитав множество последователей и подражателей. Их концерты всегда собирают полные залы и отличаются яркими, эмоциональными выступлениями. Участники группы продолжают активно работать над новыми альбомами и концертными программами, оставаясь на пике популярности.

Проект может открыть для кого-то новую группу и помочь понять, какие темы и идеи затрагиваются в их песнях, что может быть полезно для анализа их музыки.


Актуальность: Проект об “Арии” актуален, поскольку группа продолжает активно выступать и записывать новые альбомы, а их музыка пользуется популярностью среди слушателей. Группа имеет большое количество поклонников, которые интересуются их творчеством и историей.

Объект исследования: История и популярность группы «Ария»

Предмет исследования: Рок-группа «Ария»

Цель проекта: Исследование динамики популярности группы “Ария” на протяжении всего периода их творчества, выявление факторов, влияющих на рост или снижение популярности.



Задачи проекта:

  1. Рассказать историю создания группы “Ария”.

  2. Рассказать об участниках группы.

  3. Раскрыть смысл композиций и объяснить чем они нравятся слушателям.

  4. Провести исследование и опросы для выявления наиболее активных слушателей и их принадлежности возрастным группам.

  5. Выявить причины популярности в тех или иных возрастных группах

  6. Сделать выводы, на основе которых можно будет привлечь отстающие возрастные группы к творчеству «Арии».

  7. Защитить проект



Методы исследования:

  • Сбор информации о группе

  • Анализ полученных данных

  • Проведение опросов и исследование статистических данных

  • Тестирование учащихся;

Практическая значимость моего проекта заключается в том, что он может быть использован читающим для более подробного изучение истории группы. А также для анализа композиций группы, ведь именно композиции принесли группе коммерческий успех и будет полезно узнать, что именно понравилось слушателям, что привлекает слушателей к их творчеству до сих пор.





Основная часть

Предыстория

Будущие участники музыканты «Арии» Виталий Дубинин и Владимир Холстинин познакомились, когда учились в Московском Энергетическом Институте, где создали любительскую рок-группу «Волшебные Сумерки». Дубинин поначалу был поющим басистом, потом на роль вокалиста был приглашён Артур Беркут. В 1982 году Дубинин покинул группу, чтобы окончить образование. Вскоре Беркут получил приглашение на место вокалиста в популярной арт-рок-группе «Автограф», и «Волшебные Сумерки» перестали существовать.

Холстинин вместе с бас-гитаристом Аликом Грановским стали музыкантами группы «Альфа», исполнявшей хард-рок. Группа просуществовала всего несколько лет. В период борьбы с самодеятельными коллективами в 1982—1984 музыканты вынуждены были искать работу в официальных ВИА, и вступили в ВИА «Поющие сердца».

С 1982—1983 года директор «Поющих сердец» Виктор Векштейн вынашивал идею новой группы, которая играла бы в более современном стиле. Не имея собственных чётких предпочтений относительно музыкальной стилистики будущей группы, Векштейн предпочёл приглашать в «Поющие сердца» молодых музыкантов, предоставляя им возможность свободного творческого поиска с опорой на технические возможности группы. Так в 1983 году в «Поющие сердца» был приглашён Виталий Дубинин, который, однако, покинул группу спустя несколько месяцев, чтобы учиться на вокалиста в Академии им. Гнесиных. Уже после его ухода в 1985 году к ВИА «Поющие сердца» присоединились Грановский и Холстинин. Туда же из распавшегося ВИА «Лейся, песня» перешёл вокалист Валерий Кипелов.

Играя в качестве аккомпанирующих музыкантов в «Поющих сердцах», Холстинин и Грановский параллельно создали сайд-проект: группу, которая должна была исполнять хеви-метал. Менеджером и художественным руководителем нового коллектива остался Векштейн, который предоставил музыкантам студию.

Начало

Название группы придумал Холстинин. В одном из интервью, он, отвечая на вопрос о наличии в названии группы некоего подтекста, сказал:

«Никакого смысла не было, … слово мне понравилось на первой странице Словаря иностранных слов. Когда выбирал название, я взял такую толстую книжку и начал её листать. Три дня я её читал с карандашом в руках, выписывая всё что мне понравится. Вот. И через три дня я вернулся на первую страницу. Мне показалось, что название идеальное: оно легко пишется латинскими и русскими буквами. Ведь у каждого музыканта есть мечта. Ведь нет пророка в своём отечестве. Я думал: «Вдруг мы станем популярными там. И как они будут писать название какое-нибудь заковыристое на русском языке?». «Ночные снайперы», например, это же невозможно. Или даже там «Машина времени». Поэтому нужно такое название, чтобы оно легко скандировалось и писалось русскими и латинскими буквами. К тому же нам приходилось учитывать цензуру. Мы не могли назваться, допустим, как-то жёстко… Мы были юны, категоричны и хотели, чтобы название отражало вот ту энергию, которую мы собираемся принести. Ну и мы решили, то есть я решил, пойти от противного. Вот такое название настолько будет не соответствовать нашей музыке, нашей группе, нашему духу, что будет запоминаться и бросаться в глаза. И вот на этом контрасте, мне показалось, можно будет сыграть. Буквально после первых концертов я прочитал в газетах, что поклонники называют себя «арийцами», пишут на майках «Ария» и насмерть бьются с поклонниками других групп. Это было для нас большой неожиданностью, но идея нам понравилась. Вот чувствовать себя некой избранной такой «музыкальной расой» — это забавно. Вот… А больше подтекста никакого и не было…»

— Владимир Холстинин. Интервью.

Благодаря этому музыкантов и поклонников группы впоследствии стали называть «арийцами». Векштейн, Холстинин и Грановский начали подбирать состав группы. В этот период в него пробовались гитарист Сергей Потёмкин (экс-«Альфа»), вокалист Николай Носков (экс-«Москва», затем — в «Парке Горького»), клавишник Александр Мясников (экс-«Акцент»). В феврале 1985 постоянным вокалистом Арии был утверждён Валерий Кипелов (экс-«Лейся, песня» В которой он состоял вместе с Николаем Расторгуевым, после распада группы Кипелов ушел в «Арию» в направлении хеви-метала, в то время как Расторгуев ушел в направлении народной музыки). Ударником стал звукоинженер «Поющих сердец» Александр Львов, клавишником и бэк-вокалистом — Кирилл Покровский.

Днём рождения группы сами музыканты называют 31 октября 1985 года, когда была закончена работа над первым студийным альбомом «Мания величия». Материал, выпущенный самиздатом на магнитной кассете, представлял собой традиционный хеви-метал в духе модных в то время английских и американских групп типа Iron Maiden и Black Sabbath. Альбом был записан лишь с одним гитаристом в составе — Холстининым. Для концертной деятельности был приглашён второй гитарист, Андрей Большаков (экс-«Зигзаг», экс-«Коктейль»). Кроме того, Игорь Молчанов (экс-«Альфа») заменил за ударными Львова, оставшегося звукооператором группы. Первый концерт Арии прошёл в ДК МАИ 5 февраля 1986 года, на разогреве у самих себя в качестве «Поющих сердец». В том же 1986 году группа, уже сольно, приняла участие в фестивалях: в мае на «Литуанике-86» и 7—8 июня на «Рок-панораме-86». Там группа была встречена одобрительно и завоевала несколько премий: на первом приз «за профессионализм», а на втором — сразу два («за техническое обеспечение» и «за лучшие антивоенные композиции»). Фрагмент выступления на «Рок-панораме-86» с песней «Тореро» был включён в очередной, «музыкальный» выпуск телепрограммы «Весёлые ребята». Это стало первым появлением «Арии» на советском телевидении.

Придя в группу, Андрей Большаков сразу же начал активно предлагать свои песни, сделанные в стиле Judas Priest. Грановский, занимавшийся аранжировками, был по музыкальным пристрастиям ближе к Большакову, чем к Холстинину. В результате Большаков и Грановский составили слаженный и продуктивный авторский тандем, а Холстинин оказался фактически отстранён от процесса создания песен. Хотя произошло это само собой, отношения Холстинина и Большакова были испорчены, что во многом предопределило дальнейшие события. Второй альбом Арии, «С кем ты?», записанный в 1986 году, почти целиком состоял из композиций Большакова[13]. Предложенная Холстининым песня «1100» была, по его словам, отвергнута Большаковым и Грановским, так что его участие в альбоме свелось к записи двух соло-фрагментов. Автором текстов к большинству песен (кроме «Без тебя» — Маргарита Пушкина — и инструментальной «Память о…») был Александр Елин, с чем связана остро-социальная и антивоенная тематика альбома («Воля и разум», «Встань, страх преодолей», «С кем ты?», «Игры не для нас»). Бывший барабанщик группы Александр Львов снова выступил в роли звукоинженера.

В 1986 году группа активно гастролирует с неизменным успехом. Однако у Грановского и Большакова возрастает недовольство руководящей деятельностью Векштейна, низкими заработками, необходимостью продолжать работать на аккомпанементе у Жмаковой, плотной опекой менеджера, запрещавшего музыкантам давать интервью даже советским журналистам, не говоря уже о зарубежных, вмешательством в процесс музыкального творчества. Конфликт Холстинина с Большаковым приводит и к внутреннему расколу в группе. После концерта в Ставрополе музыканты, за исключением Холстинина и Кипелова, заявляют Векштейну о своём уходе (Холстинин отказывается уходить вместе с Большаковым, а Кипелов, предварительно давший согласие поддержать уход всей группы, остаётся, узнав о позиции Холстинина). Векштейн просит музыкантов не торопиться с решением и обещает в Москве решить все назревшие проблемы. По возвращении с гастролей, в декабре 1986 года, он организует серию концертов в Москве, которые проходят с аншлагами и ещё больше поднимают популярность «Арии». Музыкантам обещают самые высокие ставки, новую аппаратуру. К группе впервые допускают иностранных журналистов. Несмотря ни на что, Большаков, Грановский, Молчанов и Покровский после последнего концерта в спорткомплексе «Дружба» уходят. Ушедшие создают группу «Мастер» которая в 1987 году выпускает дебютный одноимённый альбом, содержащий в том числе несколько песен, написанных для Арии. Одновременно «Арию» покидает Александр Львов, перешедший в группу «Парк Горького», а также часть техперсонала.







Расцвет популярности: Пик успеха группы

Валерий Кипелов и Владимир Холстинин остаются в «Арии». В коллектив приглашают басиста Виталия Дубинина, который играл с Холстининым и Артуром Беркутом в «Волшебных сумерках» и «Альфе» ещё в начале 80-х, а также гитариста Сергея Маврина и барабанщика Максима Удалова (оба — экс-«Чёрный кофе» и «Металлаккорд»). От клавишных решили отказаться.

Ещё одной проблемой становится репертуар. Векштейн по требованию Большакова исключает из концертного репертуара «Арии» все его песни, в результате группа лишается возможности исполнять на концертах наиболее популярные на этот момент хиты. Ситуация дополнительно стимулирует музыкантов к записи нового альбома, который выходит на государственной фирме грамзаписи «Мелодия» в 1987 году. Исходно предполагается назвать альбом «На службе силы зла», но при выпуске его переименовывают в «Герой асфальта», обложка изменяется соответственно, а некоторые тексты цензурируются. В конечный вариант альбома не входит (из-за технических ограничений на объём пластинки) композиция «Дай руку мне», однако она звучит в радиопрограмме «Хит-парад Александра Градского», а позже издаётся на сборниках Арии «Штиль» и «Легенды русского рока». Тираж третьего альбома на виниле составил более 1 000 000 экземпляров и разошёлся за несколько месяцев. Диск считается одним из лучших в истории группы, его часто включают в число «классических» для «Арии».

В течение 1987-88 годов Ария совершает гастрольный тур по всему СССР и первую поездку за рубеж, в Германию, где выступает на фестивале «Дни Стены» в Берлине. Газеты называют Арию «русским Iron Maiden» и «казаками с гитарами».

.

Осенью 1988 года группа участвует с песней «Улица Роз» в отборочном туре телевизионного фестиваля «Песня-88», её выступление показывают по Первой программе Центрального телевидения, но в итоге в финал она не прошла. 20 октября 1988 группа выступает в концерте в рамках программы выставки «Италия-2000» (где участвовали также Джанни Моранди, Лучо Далла, Риккардо Фольи, Антонелло Вендитти).

Тем временем происходит очередной внутренний конфликт, отчасти из-за финансовых вопросов (группа, включая весь техперсонал, получала лишь четверть от концертных доходов, три четверти забирал себе Векштейн), отчасти из-за того, что делать дальше. Кипелова и Маврина устраивает существующее положение; Удалов говорит, что стилистика «Арии» устарела и группа занимается «выкачиванием денег», когда требуются кардинальные перемены; Холстинин и Дубинин, накопившие авторский материал, настаивают на записи нового альбома. Векштейн же организует непрерывные гастроли; заметив снижение интереса публики к металлу, он говорит, что новый альбом в том же духе, что и предыдущие, делать смысла нет — нужно менять музыку на более коммерчески востребованную. После гастролей в Болгарии, прошедших летом 1988 года, группа предъявляет менеджеру претензии и заявляет, что собирается уйти. Векштейн соглашается пойти на уступки, и вопрос о смене менеджера на некоторое время «повисает в воздухе».

В октябре 1988 года Удалов покидает «Арию», вместо него приглашают Александра Манякина. Холстинин и Дубинин, настроенные на уход от Векштейна, демонстрируют Кипелову и Маврину свои наработки для нового альбома и, по сути, ставят коллег перед выбором: либо все вместе уходят от Векштейна и делают новую программу, либо они уйдут вдвоём и унесут новый материал с собой. Кипелов, по собственным словам, решает не разваливать группу, в результате музыканты в полном составе уходят к новому менеджеру, Юрию Фишкину, который параллельно продолжает работать с группой «Автограф». Поскольку на две группы у Фишкина был только один комплект аппаратуры, группы выступали сначала в концертах из двух отделений, по отделению каждая, затем стали играть полные концерты по очереди. В 1989 году «Ария» выпускает альбом «Игра с огнём». Тираж альбома на грампластинках составил 850 000 экземпляров. Так как Виктор Векштейн сохранил формальные права на название, группа выступает как «Ария-89». Однако Виктор так и не предъявил группе претензий на название, а через год погиб.



Изменения в составе и стиле

В сентябре 1994 года был совершён двухнедельный тур по Германии в семи городах, включая выступление в берлинском Hard Rock Cafe. По вине организаторов тур прошёл в ужасных условиях и не принес «арийцам» ни копейки. Скандал с организаторами вылился и во внутренний конфликт в группе.

После окончания тура Валерий Кипелов по предложению Грановского начал выступать в клубах с группой «Мастер». Дубинин и Холстинин пригласили в качестве вокалиста для записи нового альбома Алексея Нелидова, но тот через некоторое время отказался. В декабре Алексей Булгаков (вокалист и лидер «Легиона») пробовался как замена Кипелову. По версии Холстинина, Кипелов фактически покинул группу, перестал появляться на репетициях и записи альбома в студии, что вынудило искать ему замену. Сам Кипелов позже говорил, что занялся подработкой с «Мастером» исключительно из-за финансовых проблем, из группы уходить не собирался, о чём и заявил коллегам, когда впервые услышал о попытках найти ему замену. Лишь позже, узнав, что без его ведома Холстинин и Дубинин продолжают работать с Булгаковым, которого уже представляют как нового вокалиста «Арии», Кипелов перестал с ними общаться.

В январе 1995 года Сергей Маврин покинул коллектив, заявив, что отказывается продолжать выступления без Кипелова. На место Маврина, сначала как сессионный музыкант, был приглашён Сергей Терентьев, впоследствии ставший постоянным членом группы.

Кипелов и Маврин несколько месяцев выступали вдвоём с программой «Назад в Будущее» с кавер-версиями песен иностранных рок-групп, а также песнями «Арии».

Отношения «Арии» с Булгаковым не сложились, и к лету 1995 года в группе снова встал вопрос о вокалисте. Кроме того, в Moroz Records посчитали, что после длительного перерыва очередной альбом «Арии» будет коммерчески успешным только при условии, что петь на нём будет Кипелов. Запись прошла хорошо, отношения между музыкантами стали восстанавливаться. Кипелов получил от Холстинина предложение о воссоединении с группой. Вопрос о возвращении Маврина не ставился — его место было занято Терентьевым. У Маврина и Беркута в это время планировался проект, связанный с длительным выездом в США (в итоге так и не осуществившийся), так что Кипелов согласился вернуться в «Арию».

В 1997 году Кипелов и Маврин вновь объединили усилия, записав в дуэте альбом «Смутное время», в котором принял участие Алик Грановский. Дубинин и Холстинин тогда же записали свой собственный, названный «АвАрия», содержащий две новые песни и кардинально переаранжированные старые хиты, где Виталий принял участие также и в качестве вокалиста. Любопытно, что, по воспоминаниям музыкантов, оба альбома писались параллельно на одной студии.

До конца 1990-х годов песни «Арии» редко транслировались по центральным радиостанциям и телеканалам. Прорыв произошёл весной 1998 года, после выхода альбома «Генератор зла», в поддержку которого был выпущен видеоклип «Отшельник». Этот видеоклип попал в ротацию на телеканал «Муз-Тв» и возглавлял хит-парад данного телеканала несколько месяцев. В 1999 году с песней «Беспечный ангел» началась регулярная ротация «Арии» на радиостанции «Наше радио». В 2000 году сингл «Потерянный рай», также принёс группе успех в чарте «Нашего радио», а клип на эту песню впервые вывел группу на канал MTV Россия. Общий формат как «Нашего радио», так и MTV Россия был ориентирован на широкий круг слушателей и в целом был весьма далёк от рок-музыки 80-х, в стиле которой группа продолжала играть. Тем не менее, ротация на этих медиаресурсах позволила группе снова добиться популярности и приобрести поклонников среди нового поколения слушателей.





Раскол, возвращение к прежнему составу

В это время «лицом» группы стал Валерий Кипелов, дававший интервью от имени всего коллектива. В 2001 году Ария выпустила альбом «Химера», на обложке которого впервые появляется талисман группы — Жорик, придуманный художником Лео Хао.

По словам Валерия Кипелова, нездоровая атмосфера в группе была уже во время записи альбома «Химера», где каждый автор записывал и сводил свои песни отдельно. К концу 2001 года напряжение во взаимоотношениях между музыкантами группы вылилось в открытый конфликт.

Весной 2002 года Кипелов предложил Дубинину и Холстинину на время приостановить деятельность группы и заняться сольным творчеством. Те отказались, так как материал для нового альбома был уже почти готов. Тогда Кипелов отказался от участия в записи альбома, а в интервью Дубинина и Холстинина «Нашему радио», прозвучали слова: «Если на новом альбоме „Арии“ не будет петь Кипелов — там будет петь другой вокалист». Сергей Терентьев, Александр Манякин и менеджер группы Рина Ли поддержали Кипелова, выступив против двух лидеров группы и продюсеров. Дубинин и Холстинин, в свою очередь, обвинили Кипелова в срыве записи альбома и издания старых альбомов в Германии, а также менеджера группы Рину Ли — в том, что она подбила Терентьева и Манякина на разрыв с группой.

В СМИ активно обсуждался вопрос о правах на название «Ария» и о том, будет ли оно после раскола использоваться одной из сторон, или и те, и другие будут выступать под новыми названиями. Кипелов в интервью заявлял о неком «джентльменском соглашении» о том, что никто не будет использовать его в дальнейшей карьере. Он также приписывал коллегам планы выступать под названием «Химера», в честь последнего альбома. Дубинин и Холстинин категорически отвергали такие намерения, настаивая, что права на название принадлежат им, и что этот вопрос был урегулирован — по словам Дубинина «мы с ним решали какие-то вопросы, касающиеся названия, Валера был в курсе всего». «На переговорах у Шуняева мы предложили Валере стать совладельцем названия». Группа под названием «ХимерА» действительно была основана в 2002 году при поддержке Александра Елина и «арийцев», но никто из них никогда не выступал в её составе. В то же время вокалист «Химеры», Андрей Храмов, провёл один концерт с Дубининым, Холстининым и Удаловым, исполняя «арийские» песни.

Последним релизом старого состава был альбом редких треков и каверов «Штиль». В июле-августе прошёл прощальный тур группы «Зелёная миля». После финального концерта 31 августа 2002 года в Лужниках, который получил название «Судный день» (что дало имя произошедшему расколу), Кипелов, Терентьев и Манякин покинули «Арию». На следующий день, включив в свой состав Сергея Маврина и Алексея Харькова, они объявили о создании новой группы под названием «Кипелов». Холстинин предпринял в сентябре попытку вернуть Кипелова в группу, Валерий приходил в студию на переговоры, но отказался воссоединяться без Терентьева и Манякина, которые не были приглашены.

Валерий Кипелов в интервью журналу Босс:

Да, но я хотел бы сказать несколько слов о последних переговорах. Пригласили одного меня — ни Терентьева, ни Манякина не посчитали нужным позвать: они, мол, отрезанные ломти. Мне не очень нравится такой подход. Я всегда считал, что надо собраться всей группой и честно поговорить, выяснить наши отношения.

Это первое. Второе. Между нами до последнего времени было соглашение, что ни одна из групп не берет название «Ария». Их проект «Химера» не я же придумал, подобное прямо вытекало из наших договорённостей…

Теперь меня ставят перед фактом, что есть группа «Ария» и я должен определиться, работаю в ней или нет. Но ведь наши поклонники прекрасно понимают, что ни мы, ни они — не «Ария». Другая сторона этого понять, к сожалению, не хочет.





Несмотря на слухи о прекращении существования группы, 9 ноября 2002 года был оглашён новый состав «Арии». Бывший музыкант «Мастера» Сергей Попов стал вторым гитаристом, Артур Беркут (экс-«Автограф», экс-«Маврин») был приглашён в качестве нового вокалиста, в «Арию» также снова, но уже насовсем, пришёл барабанщик Максим Удалов. 5 декабря «Ария» выпустила сингл «Колизей», предшествовавший альбому «Крещение огнём». Релиз стал успешным, песни «Колизей», «Там высоко» и «Крещение огнём» достигли первых мест в рок-чартах. Также был снят клип на песню «Колизей», транслировавшийся по MTV Россия и дошедший до первого места в хит-парадах канала. Однако часть старых фанатов не приняла смену вокалиста, считая, что голос Беркута не соответствует музыке «Арии». Вследствие Беркут покидает группу.





Современный период, «Семейка Арии»



13 мая 2011 года умирает Рина Ли, директор группы в 1998—2002 годах. Ли называют основной причиной раскола группы в 2002 году и возникновения на её базе группы «Кипелов».

Интрига по поводу нового вокалиста Арии, участвующего в записи альбома разрешилась 16 сентября 2011 года. Им стал Михаил Житняков (экс-вокалист группы «Гран-КуражЪ»), о чём было объявлено в студии «Нашего радио». Также в эфире прозвучала студийная версия песни «Бои без правил» (из грядущего альбома «Феникс») с вокалом Михаила, и была исполнена песня «Штиль» (альбом «Химера» 2001 года) под аккомпанемент двух акустических гитар.

28 января 2013 года группа объявила о своём намерении в судебном порядке запретить Артуру Беркуту использовать в своих концертах и записях материал группы «Ария» за авторством Виталия Дубинина, Владимира Холстинина, Маргариты Пушкиной, Сергея Попова и Сергея Терентьева. Причиной такого решения стало то, что Беркут, по словам группы, сольно исполнял песни «Арии» на своих концертах без разрешения правообладателей.

В конце ноября 2014 года группа выпустила очередной альбом «Через все времена», этот альбом стал уже двенадцатым по счёту. Михаил Житняков в новом альбоме дебютировал как композитор, написав, в соавторстве с Виталием Дубининым, музыку к песне «Точка невозврата».

В 2016 году исполнилось 25 лет альбому «Кровь за кровь», именно к этой дате был приурочен гастрольный тур группы.

В 2020 году группе «Ария» исполнилось 35 лет. Группа обещала особую программу к гастрольному туру, который должен был стартовать уже в феврале и получить название «Замкнутый круг».

Летом 2020 года на официальном канале группы на YouTube начал выходить проект к 35-летию группы под названием «Через все времена», в котором участники группы вместе с ведущим Михаилом Бугаевым вспоминают самые знаковые моменты всех пятилеток истории группы.

Немалоизвестный факт что популярность группы резко упала после 2002 года. Каждый вокалист продолжил свою деятельность сольно или создал собственную группу. Все эти группы называют «Семейкой Арии».

Семейка «Арии» «Ария»

Ария продолжила свою деятельность после раскола, но их творчество не сопровождалось яркими событиями, публика связывает это с уходом Валерия Кипелова, Ведь он был не просто вокалистом, он был «лицом» группы. Его все любили, и никто не скрывает некоторую неприязнь к современному составу группы. Группа жестко обошлась с Беркутом уволив его, а также с Кипеловым, который покинул группу с договором о неприсвоении прав на группу. Однако прежний состав продолжил использовать название и исполнять песни. Кипелов никак не высказался на эту тему.

«Мастер»

В декабре 1986 года по инициативе Андрея Большакова бас-гитарист Алик Грановский, барабанщик Игорь Молчанов и клавишник Кирилл Покровский отказались продолжать сотрудничество с Векштейном.

Они создали группу «Мастер» с направленностью во многом схожей с направленностью «Арии».

Группа стала известна, но не достигла успеха «Арии».



«Кипелов» Группа Кипелов появилась на свет после раскола группы «Ария» на два коллектива (последний концерт был 31 августа 2002 года в Лужниках, который получил название «Судный день», а 1 сентября 2002 года Валерий Кипелов создал новую группу). Бывшие музыканты Арии — вокалист Валерий Кипелов, гитарист Сергей Терентьев и барабанщик Александр Манякин — приняли решение о создании собственной группы под названием «Кипелов». В состав группы были приглашены Сергей Маврин (также в своё время игравший в «Арии») и бас-гитарист группы «Маврин» Алексей Харьков. Группа стала очень популярна. Концерты собирают не меньше публики, а также некоторые поклонники «Арии» перекочевали к «Кипелову». Это объяснимо притягательностью Валерия Кипелова. Группа продолжает давать концерты и не собирается останавливаться на достигнутом.



«Маврин»

Датой основания группы «Маврин» считается 21 мая 1998 года. Группа была основана Сергеем Мавриным и исполняла хэви-метал. Группа существовала в период с 1985 по 2023 год. 8 декабря 2023 года группа была распущена по причине внутренних конфликтов. Группа не обрела популярности, но она является частью «Арии».

«Артерия»

История группы «Артерия» ведёт отсчёт с конца 2003 года, когда Сергей Терентьев объявляет о своём уходе из группы «Кипелов». Годом ранее Терентьев покинул группу «Ария», проработав в ней 8 лет. Название созвучно с «Арией», в начале «Ар», в конце «ия». В середине начало фамилии вокалиста «тер». Группа также не является популярной, но свою нишу у слушателей она заняла.

«Артур Беркут»

27 июня 2011 года было объявлено об уходе вокалиста Артура «Беркута» Михеева из группы «Ария». Такой поворот событий стал полной неожиданностью как для музыкальных СМИ, отреагировавших на новость с запозданием[4], так и для поклонников «Арии» и даже для самого Беркута.

В середине лета Беркут начал строить планы на будущий проект, попутно проводя репетиции с музыкантами. 12 августа 2011 года последовало официальное объявление о создании группы «Артур Беркут», собранной как супергруппа из известных рок-музыкантов, не первое десятилетие играющих хеви-метал и хард-рок.

Анализ некоторых песен «Арии»

Почему «Ария» обрела такую популярность? У «Арии» глубокие композиции, и стоит проанализировать что же значат их тексты, в чём же их смысл?

Штиль

Текст песни

Штиль, ветер молчит,
Упал белой чайкой на дно,
Штиль, наш корабль забыт,
Один, в мире, скованном сном.
Между всех времён, без имён и лиц,
Мы уже не ждём, что проснётся бриз.

Штиль, сходим с ума,
Жара пахнет чёрной смолой,
Смерть одного лишь нужна
И мы, мы вернёмся домой.
Его кровь и плоть вновь насытят нас,
А за смерть ему, может, Бог воздаст.

Что нас ждёт, море хранит молчанье,
Жажда жить сушит сердца до дна,
Только жизнь здесь ничего не стоит,
Жизнь других, но не твоя.

Нет, гром не грянул с небес,
Когда пили кровь, как зверьё,
Но нестерпимым стал блеск
Креста, что мы Южным зовём.
И в последний миг поднялась волна,
И раздался крик - "Впереди земля!"

Что нас ждёт, море хранит молчанье,
Жажда жить сушит сердца до дна,
Только жизнь здесь ничего не стоит,
Жизнь других, но не твоя.

Что нас ждёт, море хранит молчанье,
Жажда жить сушит сердца до дна,
Только жизнь здесь ничего не стоит,
Жизнь других, но не твоя.



Текст песни повествует о команде судна которую застал штиль. Припасы подходят к концу, и было принято решение убить одного из членов экипажа, чтобы насытить всю команду. Но тут раздался крик «впереди земля». Смысл этой песни заключается в сохранении человеческого облика в самых критичных ситуациях. Смерть матроса была напрасной, ведь спасение было рядом.

Смысл можно модернизировать, объяснив, что в современном мире многие идут «по головам» к своей цели, и, достигнув её, они оборачиваются, и понимают, что не стоила их цель таких жертв. Эта композиция является переделанной сценой из произведения «Моби Дик»



Колизей

Текст

Боги прокляли спятивший Рим, город брошенных женщин и калек.
Здесь глотают отравленный дым, режут лезвием вены.
Здесь по праздникам ходят смотреть, как в агонии бьется человек,
Как пирует свирепая смерть в желтом круге арены.

Сила приносит свободу, побеждай и станешь звездой, а может, обретешь покой.

Твой враг в пыли, жалок и слаб, загнанный зверь, раненый раб.
Еще секунда и скажет "Убей!" перст императора.
"Святой судьбе не прекословь," - воет толпа, чувствует кровь.
Не стоит скорби ни жен, ни друзей. Жизнь гладиатора - Колизей!

Словно псы, что дерутся за кость, обреченные рвут друг другу плоть.
В их глазах не азарт и не злость, ничего, кроме боли.
Ты один не сломался, не лег от ударов, хранил тебя Господь.
Видишь, Цезарь сошел на песок наградить тебя волей.

Сила приносит свободу, побеждай и станешь звездой, а может, обретешь покой.

Твой враг в пыли, жалок и слаб, загнанный зверь, раненый раб.
Еще секунда и скажет "Убей!" перст императора.
"Святой судьбе не прекословь," - воет толпа, чувствует кровь.
Не стоит скорби ни жен, ни друзей. Жизнь гладиатора - Колизей!

Помнишь, ты ведь помнишь - ты был гордым, мудрым вождем.
Помнишь, ты ведь помнишь, как вошли солдаты в твой дом.
Ты встречал рассвет среди выжженных скал!
Время шло, и вот час расплаты настал!

Хлеба и зрелищ народу через край!
Сила приносит свободу, побеждай!

Твой враг в пыли - жалок и слаб;
Загнанный зверь, раненый раб -
И выбил искры из серых камней меч гладиатора...

"Святой судьбе не прекословь," - воет толпа, чувствует кровь.
Не стоит скорби ни жен, ни друзей. Жизнь императора - Колизей!

Колизей!

Текст данной песни повествует о вожде племени (предположительно германского или кельтского), который потерпел поражение от Римской империи. И он проходит путь гладиатора, чтобы приблизиться к императору.

В итоге «Цезарь сошёл на песок, наградить тебя волей». Данная строка говорит о том, что у вождя теперь есть два пути, либо отомстить, либо стать свободным, но дальше в тексте про это ничего не говорится.

Возьми моё сердце

Текст песни

Слепая ночь легла у ног
И не пускает за порог.
Брожу по дому, как во сне,
Но мне покоя нет нигде.
Тупая боль пробьет висок,
И пальцы лягут на курок,
А в зеркалах качнется призрак,
Призрак любви.

Возьми мое сердце,
Возьми мою душу.
Я так одинок в этот час,
Что хочу умереть.
Мне некуда деться,
Свой мир я разрушил.
По мне плачет только свеча
На холодной заре.

Ты умерла в дождливый день,
И тени плыли по воде.
Я смерть увидел в первый раз,
Её величие и грязь.
В твоих глазах застыла боль.
Я разделю её с тобой.
А в зеркалах качнется призрак,
Призрак любви.

Возьми мое сердце,
Возьми мою душу.
Я так одинок в этот час,
Что хочу умереть.
Мне некуда деться,
Свой мир я разрушил.
По мне плачет только свеча
На холодной заре.

Я слышу утренний колокол.
Он славит праздник
И сыпет медью и золотом.
Ты теперь в царстве вечного сна.

Я слышу утренний колокол.
Он бесов дразнит.
И звоном небо расколото.
На земле я любил лишь тебя...

Я слышу утренний колокол.
Он славит праздник
И сыпет медью и золотом.
Ты теперь в царстве вечного сна.

Я слышу утренний колокол.
Он бесов дразнит.
И звоном небо расколото.
На земле я любил лишь тебя...

Возьми мое сердце...

Текст этой песни повествует о смерти женщины (кем он являлась мужчине неизвестно).

Мужчина ходит по дому, не зная, что ему делать. У него вырывается крик души «я так одинок в этот час, что хочу умереть, мне некуда деться, свой мир я разрушил»

Данные строки говорят об отчаянии в душе человека. И предложение «Тупая боль пробьёт висок. И пальцы лягут на курок» говорят о том, что мужчина готов к самоубийству, но в последний момент «я слышу утренний колокол», это останавливает его от задуманного. Смысл заключается в том, что самоубийство, это последняя мысль, которая должна придти к человеку в минуты отчаяния.

Вывод

Как видно из трёх примеров, песни у «Арии» глубоко философские, и они не несут развлекательного смысла. А должны заставить человека задуматься о происходящем. Этим песни группы и нравятся слушателям.













Анкета

«Что Вам известно о группе «Ария»?»

Опрос проводится в целях создания статистики и привлечения интереса к творчеству группы «Ария»



1. Слышали ли Вы когда-нибудь о музыкальной группе «Ария»?

Да

Нет

2. Смотрели ли вы или посещали концерты «Арии»?

Да

Нет

3. Слышали ли Вы о композиции группы «Герой асфальта»?

Да

Нет

4. Нравятся ли Вам тексты «Арии»?

Да

Нет

5. Сравниваете ли Вы «Арию» с другими исполнителями?

Да

Нет

6. Как Вы считаете, повлияла ли «Ария» на отечественный рок?

Да

Нет



Таблица для ответов


Варианты ответов

вопроса

Да

Нет

1



2



3



4



5



6













Спасибо за уделенное время! Ваш ответ очень важен!



Результаты анкетирования





Вывод:

Результаты говорят о том, что группа малоизвестна в наше время. Это логично, ведь «Ария» теряет популярность после 2002 года, после распада группы популярность не набирается. Результаты опроса меня сильно огорчили. Я считаю что «Ария» достойна внимания, и может играть роль в формировании мировоззрения у подростков. Ведь «Ария» это не просто глубокие тексты с философскими мыслями, но еще и редкое сочетания разных жанров музыки. Конечно каждому человеку свое, но попробовать стоит всем!

Заключение

Выполняя цель, я исследовал динамику популярности группы «Ария» и выявил что, на популярность сильно влияли участники группы, в частности вокалисты, самым удачным вокалистом считается Валерий Кипелов, ведь именно его исполнение нравилось больше всего слушателям, и в момент ухода Кипелова в 2002 году, группа была на пике популярности. И многие поклонники после ухода Кипелова «перекочевали» от «Арии», к «Кипелову».

Я выполнил поставленные задачи, а именно:

1. Я рассказал об истории создания группы.

2. Я рассказал об участниках группы и как менялся состав с течением времени.

3. Я раскрыл смысл композиций, и объяснил, чем они нравятся слушателям.

4. Я провел исследование в Интернете и опрос для выявления наиболее активных слушателей.

5. Я выявил причины популярности разные временные промежутки.

6. Я сделал выводы, на основе которых можно будет привлечь слушателей к творчеству «Арии».



С каждым годом группа теряет популярность, ведь залог успеха не только в ностальгических чувствах поклонников и названии «Ария», но и в самих участниках. Если в группе не было согласия, её покинули многие вокалисты, это не значит что группа плохая, это значит, что многие вовремя не поставили свои требования друг к другу. Возможно большинство конфликтов были решаемы, и тогда не было бы такой яркой и насыщенной истории группы «Ария».

Ария оказала большое влияние на развитие тяжелой музыки в России и формирование российской метал-сцены в целом. Многие молодые группы признавались в своем уважении и восхищении творчеством Арии, что подтверждает ее статус как одной из наиболее влиятельных отечественных металл-групп.

Несмотря на то, что некоторые критики могут критиковать группу за некоторые изменения в стиле и составе, Ария продолжает оставаться одним из символов хэви-метал сцены в России и привлекает внимание новых поколений поклонников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!