Прокопенко Ольга Ивановна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №92», Россия
Разработка урока по физике для 7 класса по теме: «Архимедова сила».
Тема урока : «Архимедова сила».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели:
Деятельностная: обнаружение существования выталкивающей силы, выведение формулы для вычисления выталкивающей силы.
Образовательная: формирование исследовательских умений посредством выяснения зависимости архимедовой силы от различных параметров.
Задачи:
1. Определить явление выталкивающей силы.
2. Вывести формулу для нахождения выталкивающей силы.
3. Научиться с помощью динамометра вычислять выталкивающую силу тела, полностью погруженного в жидкость.
4. Выдвинуть и проверить гипотезы о зависимости выталкивающей силы от массы, объема, глубины погружения, плотности жидкости, формы предмета.
5. Представить результаты исследования.
6. Закрепить полученные знания путем решения качественных задач и в ходе выполнения домашней работы.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Деятельность учителя: приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. На доске написано число и слово «Тема»
Деятельность обучающихся: ученики проверяют свою готовность к уроку.
Разделяются на группы по 4 человека. Готовят оценочные листы.
Формируемые УУД: коммуникативные (общаются при разделении на группы)
2. Актуализация знаний.
Цель: вспомнить ранее изученный материал, необходимый для восприятия нового материала
Деятельность учителя: на доске записаны вопросы, на которые отвечают каждая группа.
1. Каким прибором можно измерить массу? (весы)
2. Каким прибором можно измерить объем? (мензурка)
3.Каким прибором измеряется сила? (динамометр)
4.Какие силы действуют на погруженное в жидкость тело? (сила тяжести, выталкивающая сила)
5. Как найти цену деления прибора?
На доске правильные появляются ответы.
Деятельность обучающихся: на обсуждение дается группам 3 минуты, затем группы пишут на листах ответы и обмениваются с соседней группой.
На доске записывается балл каждой группе согласно правильным ответам на вопросы.
Формируемые УУД: коммуникативные (общение в группе при принятии ответа), познавательные (систематизируют ранее изученное: определение массы, силы тяжести, выталкивающей силы, приборы для измерения массы, объема)
3. Создание проблемной ситуации
Цель: с помощью подводящего диалога сформулировать тему урока.
Деятельность учителя: На доске – портрет ученого-физика Архимеда.
Учитель:
«Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь.
Почему не тонет мяч?»
Демонстрируется опыт: в аквариум с водой опускается мячик, кораблик, болтик. Вопрос: почему одни предметы тонут, а другие нет? Какая сила действует?
Как вы думаете какую тему урока нужно написать? (обращается внимание на портрет и фамилию ученого) В честь какого ученого названа данная сила? Как вы думаете почему?
Деятельность обучающихся: представители от групп отвечают на вопросы, согласно поднятым рукам.
Формируемые УУД: регулятивные: определяют цели и задачи урока (Цель – нахождение выталкивающей силы, задача – измерить выталкивающую силу)
4. Формулирование проблемы (темы и целей урока)
Деятельность учителя: записывает тему урока на доске.
Деятельность обучающихся: формулируют и записывают тему урока в тетради.
«Архимедова сила». Приводят примеры, где действует выталкивающая сила.
Формируемые УУД: личностные (развивается умение ставить цели, приведение примеров)
5. Открытие нового знания
Деятельность учителя: фронтальный опрос.
1. Приведите примеры, где действует выталкивающая сила.
2. Каким прибором измерить силу тяжести?
3.Каким прибором можно измерить Архимедову силу?
4. Каким прибором можно измерить вес тела?
Деятельность обучающихся: представители команд отвечают на вопросы, на доске записываются баллы.
Формируемые УУД: коммуникативные (обсуждение в группах вопросов, умение отстаивания своего мнения), познавательные (поиск правильных ответов на вопросы)
6. Формулирование нового знания
Деятельность учителя: практическое определение выталкивающей силы.
Ученикам раздаются болтики с привязанной ниточкой, динамометры, стаканы с водой.
Деятельность обучающихся: придумать идею определения выталкивающей силы. (за правильный ответ - балл). Вывести формулу Fвыт=Рвозд-Рвод
Е
сли правило не выведено, то ученикам дается задание измерить вес тела в воздухе и в воде, а затем предложить, что же сделать с данными измерений, чтобы найти Архимедову силу.
Формируемые УУД: коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог), познавательные (формирование практических умений).
7. Выдвижение гипотез
Деятельность учителя: от каких величин зависит выталкивающая сила? (выдвижение гипотез).
Деятельность обучающихся: представители от команд выдвигают гипотезы.
Приводят примеры из жизни. Масса, объем, глубина погружения, форма. Баллы за правильный ответ – команде.
Формируемые УУД: коммуникативные (умение выдвигать гипотезы и доказывать их)
8. Первичное осмысление и применение нового знания
Деятельность учителя: открываем учебник (параграф «Архимедова сила»).
Найдите формулу для вычисления Архимедовой силы.
Найдите в параграфе: от чего зависит сила Архимеда?
Деятельность обучающихся: ученики в тексте параграфа ищут формулу для нахождения силы Архимеда, а также ответы на вопросы учителя.
Представители от команд, нашедших первыми – записывают формулу на доске, а также обозначение величин в ней.
Формируемые УУД: регулятивные (поиск информации) и познавательные (систематизируют знания по данной теме), личностные (формируется самостоятельность в поиске решения), коммуникативные (умение работать в команде)
9. Самостоятельная работа
Деятельность учителя: на доске задача: найти силу Архимеда, действующую на кусок льда объемом 1,5 м2
Деятельность обучающихся: команды решают. Команда, которая первая решила задачу, оформляет задание на доске.
Формируемые УУД: познавательные (находят решение), коммуникативные (умение отстаивать свое мнение, выдвигать гипотезы, способов решения), личностные (умение самостоятельного поиска решения).
10. Итог урока (закрепление)
Деятельность учителя: задает вопросы:
- С помощью какого задания была создана проблема?
- Какая возникла проблема? Как её разрешили?
- Какая цель стояла перед нами? - Цель достигнута?
- Какие имеющиеся знания использовали для достижения цели?
- Какое правило сформулировали сегодня?
Какую новую формулу изучили? Какую отметку можем поставить себе за урок?
На экране показана новая формула.
Деятельность обучающихся: отвечают на вопросы учителя.
Команда, получившая больше всего количество баллов получает «5», чуть меньше – «4», «3»
Формируемые УУД: коммуникативные (отстаивание своего мнения), личностные ( формируется умение самостоятельного ответа на вопросы), регулятивные (нахождение правильных ответов).
11. Домашнее задание
Деятельность учителя: учитель объявляет домашнее задание
1. Выяснить, как зависит выталкивающая сила от плотности тела (Провести домашний эксперимент, путем расчетов)
2.Придумать задачу на нахождение силы Архимеда. (с рисунком)
Деятельность обучающихся: ученики записывают домашнее задание.
Формируемые УУД: личностные (умение составлять задачи, проводить опыты),
познавательные (умение с помощью исследования обработать информацию о выталкивающей силе).
12. Рефлексия.
Деятельность учителя: предлагает ученикам ответить на ответить на вопросы:
Тебе было интересно на уроке? Ты узнал(а) что-то новое для себя?
Ты все понял(а) из изученного на уроке? Тебе комфортно было работать в группе? Ты хочешь узнать другие способы определения выталкивающей силы?
Деятельность обучающихся: ученики обсуждают в группах вопросы.
Формируемые УУД: личностные (анализ своей деятельности), коммуникативные (умение выражать свои мысли).
Учебно-методическое обеспечение (в том числе ИКТ):
1. Компьютер, проектор, презентация урока.
2. Учебник «Физика» 7 кл. А.В. Перышкин.-М.: Дрофа,2012г.
3. http://class-fizika.narod.ru/7_archim.htm - сайт, где предложены интересные факты по физике, видеоуроки (для создания презентации к уроку)