СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Архитектура Московского княжества XIV-XVI веков»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

История русской архитектуры XVI века

Просмотр содержимого документа
««Архитектура Московского княжества XIV-XVI веков»»

Зональный открытый урок по предмету

«История изобразительного искусства»

3 класс обучающихся по общеобразовательной предпрофессиональной программе «Живопись»


Дата проведения урока: 07 декабря 2022 года

Учебная дисциплина: «История изобразительного искусства

Класс: 3 класс дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе «Живопись»

Тема урока: «Архитектура Московского княжества XIV-XVI веков»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: интегрированный урок.

Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядный.

Учебное оборудование: ноутбук, видеопроектор

Цель урока: формирование знаний об архитектуре Московского Кремля XIV - начала XVI веков.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Историческая справка об основании Москвы и Московского княжества

  • Повторение изученного материала (Строительство Успенского собора Московского Кремля);

  • Приобретение новых знаний (Московская архитектура конца XV – начала XVI века);

Развивающие:

  • Развитие аналитических способностей обучающихся;

  • Развитие эмоциональной отзывчивости учащихся;

  • Развитие интереса к обучению с применением наглядных средств обучения.

Воспитывающие:

  • Воспитание уважительного отношения к истории и искусству своей Родины;

  • Воспитание интереса к истории;

Ожидаемый результат:

  • Обучающиеся должны знать имена архитекторов, построивших основные соборы Московского Кремля.

  • Усвоить различия Успенского собора Московского Кремля и храмов Владимира

  • Усвоить понятия: крестово-купольный тип храма, абсида (апсида), неф, алтарь, аркатурно-колончатый пояс, домовая церковь, подклет, закомары, кокошники, пилястр, капитель, герсы, машикули.

  • Знать имена архитекторов, работавших в Московском Кремле

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент:

  • Эмоциональный настрой;

  • Сообщение темы урока;

  1. Повторение изученного материала:

  • Почему заказчикам и строителям Успенского собора Московского Кремля было важно превзойти собор во Владимире?

  • Кто были первыми архитекторами и строителями Московского Успенского собора, что случилось с их строением и почему?

  • Кто продолжил строительство Успенского собора в Москве?

  • Какие новшества при строительстве Успенского собора применил Альберти Фиораванти (Аристотель)?

  1. Изучение нового материала:

  • Строительство Благовещенского собора Московского Кремля.

  • Строительство дворца великого князя московского.

  • Грановитая палата.

  • Строительство Архангельского собора – семейной усыпальницы рода великих князей.

  • Ивановская колокольня.

  • Кремлёвская стена и башни Кремля

  1. Закрепление пройденного материала.

Доброе утро ребята, здравствуйте, коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем открытом зональном уроке, проводимом в соответствии с планом работы зонального методического объединения детских школ искусств Дятьковского района и города Фокино.

Я, Антонова Наталья Анатольевна, являюсь преподавателем высшей категории по предметам из цикла истории искусств, проведу сегодня урок с обучающимися 3 класса дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы «Живопись» по предмету «История изобразительного искусства». Тема сегодняшнего урока, я думаю, будет интересна не только ребятам, но и всем присутствующим на нашем мероприятии. Сегодня мы поговорим об архитектуре Московского княжества конца XIV начала XVI веков.

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

Прежде чем, мы начнём с вами говорить об архитектуре Московского княжества, давайте вспомним историю основания Москвы. Может кто-нибудь из вас, ребята, расскажет нам, кем и когда был основан город Москва?

Ответы ребят:

Основание Москвы датируется 1147 годом и приписывается Великому князю Ростово-Суздальскому и Киевскому Юрию Долгорукому. На момент основания Москвы Юрий был только князем Ростово-Суздальским.


Да, действительно, Москва основана князем Юрием Долгоруким. Она не сразу стала крупным городом, имеющим значение и влияние на другие русские города и княжества. Первым летописным упоминанием о Москве является известие Ипатьевской летописи о встрече в неком Москове ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого с друзьями и союзниками во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем в день «Пятка на Похвалу Богородицы» (в субботу 4 апреля)[3] 6655 года (1147 год от Рождества Христова).

Собственно сам город был основан на высоком Боровицком холме, в месте слияния рек Москвы и Неглинной, выше реки Яузы. Рядом находилось село Кучково, уже существовавшее до возникновения Москвы. Какое-то время названия Кучково и Москва конкурировали между собой. Своим происхождением название города Москва обязано одноимённой реке.

Прошло немало времени, прежде чем в конце XV века Московское княжество вступило в новый период своей истории. Князю Ивану III предстояло завершить дело нескольких поколений московских князей и собрать все русские земли в единое государство. Одним из крупнейших успехов Ивана III стало присоединение к Москве необъятных, простиравшихся до Ледовитого океана владений Великого Новгорода. Потеряли свою самостоятельность Тверское княжество, Рязань и Псков. Было свергнуто монголо-татарское иго. В результате успешных войн с Литвой в состав Московского государства вошли десятки русских городов и областей, бывших под властью Великого княжества Литовского, в том числе и Брянск, с прилегающими к нему территориями. Иван III, князь московский, по праву принял титул великого князя всея Руси. Общаясь с государями соседних стран, он, ещё недавно плативший дань монгольским ханам, требовал, чтобы к нему относились с уважением.

Москва при Иване III превратилась в столицу огромного государства. «Лицом» этого государства должен был стать Кремль – резиденция великого князя и митрополита Московского. Постройки Кремля напоминали о первых московских князьях Иване Калите и Дмитрии Донском. Однако внешний вид его не соответствовал приобретённому Москвой могуществу: крепостная стена из-за междоусобных войн, набегов монголо-татар, зияла многочисленными проломами, латаемыми деревянными заплатами; обветшалые деревянные соборы; тёмные, тесные хоромы великого князя. И всюду следы пожаров. Кремль нуждался в перестройке.

Вопрос:

С чего начинается перестройка Москвы? (с возведения Успенского собора)

Кто стали первыми архитекторами Успенского собора Московского Кремля? (Мастера Кривцов и Мышкин)

Почему заказчикам Успенского собора Московского Кремля было так важно превзойти Успенский собор во Владимире? (Чтобы показать могущество Московского княжества)

Что произошло с первым строением Успенского собора? (Когда стены храма были уже почти готовы, неожиданно ночью рухнула северная стена)

Почему это произошло? (Было несколько версий. Землетрясение, неправильные расчёты мастеров Кривцова и Мышкина, жидко разведённый известковый раствор, соединявший камни)

Кого пригласили провести экспертизу рухнувшего собора и почему? (Псковских мастеров, так как Псковское княжество единственное, кто не прекратил каменное строительство во время монголо-татарского ига)

Почему псковские мастера не взялись за перестройку Успенского собора? (Потому, что они у них не было навыков строительства соборов таких больших размеров)

Кого и откуда по указу князя Ивана III пригласили в качестве мастера-«камнесечца» для перестройки собора? (венецианца Альберти Фиораванти (Аристотеля))

Какие новшества в строительстве он применил? (Он заложил очень глубокие фундаменты, укрепил их дубовыми сваями. Его раствор отличался густотой и прочностью. Блоки белого камня соединяли помимо раствора железными «скрепами». Помимо белого камня использовался так называемый «фиоравантиевский кирпич», отличавшийся размерами и прочностью. Для подъёма тяжестей на высоту использовали лебёдки.)

В чём разница между архитектурой Успенского собора во Владимире и Успенского собора Московского Кремля? (Московский собор был более правильный, апсиды его менее округлые, внутреннее пространство храма более свободное и светлое, выстроенное по зальному типу, с круглыми столпами (колоннами) внутри собора.)

Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили предыдущий материал. И я предлагаю вам ещё раз посмотреть на Успенский собор Московского Кремля.

(показать кусочек видео к уроку об Успенском соборе Московского Кремля)

Естественно, на постройке Успенского собора строительные работы в Московском Кремле не закончились. В конце XV – начале XVI века они продолжились. Началось строительство домовых церквей великого князя и митрополита, возведение государева дворца и новых кремлёвских укреплений.

Домовую (семейную) церковь великого князя, Благовещенский собор, строили мастера из Пскова. Псковская архитектура имела целый ряд особенностей, однако мастера не стремились построить храм в Кремле именно в псковском стиле. Они применили художественные приёмы различных архитектурных школ, существовавших на Руси. Тем самым подчеркнув общерусский характер кремлёвской архитектуры.

(Показать слайд Благовещенского собора с диска)

Благовещенский собор поставлен на высокий подклет (обратите внимание на термин, он написан у нас на доске. Это нижний этаж древнерусского здания, обычно служебно-хозяйственного назначения). Основной объём собора имел форму куба, с примыкающими тремя абсидами (полукруглые выступы, на восточной стороне христианского храма, с внутренней стороны храма в них находится алтарь). Ряд лёгких декоративных полуколонок опоясывал всё здание. Закомары и кокошники имели особую, килевидную форму. Первоначально храм венчали три главы. Изящному, нарядному внешнему виду здания соответствовало богатое убранство его небольшого внутреннего пространства, рассчитанного только на княжеское семейство. Позже по углам пристроили четыре придела (небольшая пристройка с южной или северной стороны православного храма, имеющая свой алтарь для богослужений) и увеличили число глав. Главы, кровля и верхи абсид были вызолочены, отчего собор прозвали Златоверхим.

(Показать кусочек из видео к уроку)

В конце XV столетия в Кремле началось строительство дворца великого князя московского. Возводили его итальянские архитекторы Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин (Новый). Из-за большого пожара строительство дворца затянулось и закончилось уже после смерти Ивана III.

(Показать слайд с диска)

Государев дворец не был единым зданием, а представлял собой множество больших и малых, из камня и дерева, причудливо соединённых друг с другом «палат» и «изб». Отдельные части имели различную высоту, их островерхие крыши придавали постройкам особую живописность. Стены дворца украшала затейливая резьба. Покои великого князя и княгини, помещения для приёма иностранных послов, залы для пиров и официальных церемоний были убраны с роскошью. Во дворце находились и различные подсобные помещения: кухни, амбары, кладовые. Переходы связывали все части дворца между собой и Благовещенским собором. Сейчас от великокняжеского дворца сохранилась только Грановитая палата. Все остальные части в разное время были разобраны или попали внутрь других, более поздних построек. Не могу не отметить тот факт, что совсем недавно, в начале прошлого столетия значительная часть других архитектурных памятников XV – XIX веков, находящихся на территории Московского Кремля была варварски уничтожена. Это и Чудский монастырь, Собор Спаса на Бору, Вознесенский монастырь, Малый Николаевский дворец, Церковь Благовещения, Церковь Святых Константина и Елены, памятник Александру II Это случилось из-за смены строя, политических взглядов, верований. Это происходит и в наше с вами время, когда в западных Европейских странах и Украине уничтожаются свидетельства русского мира и всё, что с ним связано. Нужно понимать, что это настоящее варварство, и, не смотря на какие бы то ни было события, никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя уничтожать созданное предшествующими поколениями произведения искусства.

(Показать слайд с диска Грановитой палаты)

Грановитая (или Большая) палата служила тронным залом, где в торжественной обстановке русские великие князья и цари принимали иностранных послов. Здесь проходили важнейшие государственные мероприятия, заседали Земские соборы, устраивались роскошные пиры в честь побед. В палату вела широкая лестница, украшенная фигурами львов (Помним, что символизировал лев в христианском искусстве? - Христа). Площадь палаты достигала пятисот квадратных метров.

(Показать отрывок из фильма к уроку)

В последний год своей жизни, предчувствуя скорую кончину, Иван III поручил Алевизу Фрязину, недавно прибывшему из Италии, построить новый Архангельский собор – семейную усыпальницу рода великих князей. Как Аристотель Фиораванти, Алевиз познакомился с традициями русской архитектуры и в конструкции нового храма стремился следовать им. Храм он увенчал пятиглавием, сдвинув главы к востоку. Однако внешнее убранство собора архитектор выполнил на итальянский лад. (Показать слайд с диска) Фасады он разделил широким карнизом на два этажа, украсил их двумя рядами пилястр (плоские колонны, наложенные на стену), которые завершались капителями, в закомарах поместил белокаменные резные раковины (этот элемент очень полюбился русским архитекторам и нередко использовался русскими архитекторами впоследствии).

Когда Князь Иван III умер, он был похоронен в стенах ещё недостроенного Архангельского собора рядом со своими предками – Иваном Калитой, Дмитрием Донским и другими князьями, в течение двух столетий собиравшими русские земли вокруг Москвы.

Одновременно с Архангельским собором на центральной площади Кремля поднялась новая Ивановская колокольня. Она представляла собой высокий стройный столп из двух поставленных один на другой восьмигранников (Показать слайд с диска) и походила на русские сторожевые башни, предназначенные для наблюдения за окрестностями. Каждый ярус завершался арочными проёмами, сквозь которые были хорошо видны колокола.

Появление на Соборной площади высокого столпа объединило весь архитектурный ансамбль Кремля. Ясно видимая со всех концов города и славившаяся своими звонами, Ивановская колокольня получила от москвичей почтительное именование Иван Великий.

Средневековый город не мыслился без крепостных стен и башен. Когда-то Кремль окружали деревянные стены. Во времена Дмитрия Донского их сменили укрепления, сложенные из белого камня (с тех пор Москву стали называть белокаменной). Но они быстро обветшали, да и появление артиллерии требовало новой системы защиты. Стены должны были выдерживать обстрел тяжёлыми ядрами и иметь специальные площадки для установки пушек. Общее руководство работами по возведению новых укреплений (они и назывались кремлём) Иван III возложил на Марка Фрязина, Пьетро Антонио Солари, Антона Фрязина и Алевиза Фрязина (словом «фрязин» на Руси называли итальянцев). Само строительство велось артелями русских мастеров.

Новую Кремлёвскую стену, которая протянулась более чем на два километра, имела 18 башен и образовывала огромный треугольник, возвели сравнительно быстро, за 10 лет. (Показать слайд с диска). Таких укреплений Русь прежде не знала. На углах поставили круглые башни – Свиблову, Москворецкую и Собакину (теперь это Водовзводная, Беклемишевская и Угловая Арсенальная). Они позволяли вести обстрел неприятеля вкруговую. В башнях были устроены тайники-колодцы, чтобы защитники крепости в случае осады не испытывали недостатка в воде.

В местах, где к Кремлю подходили дороги, возвели мощные четырёхугольные проездные башни с железными или деревянными створами (воротами). Спереди к ним пристроили отводные башни-стрельницы. Проезд в стрельницы закрывался герсами – поднимающимися решётками. Из ворот стрельниц на цепях опускались мосты через ров, окружавший крепость. Если неприятелю удавалось прорваться в стрельницу, герсы тотчас опускались, и враг оказывался в ловушке: его расстреливали из верхних бойниц. Проездных башен в Кремле было шесть – Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская, Фроловская (ныне Спасская), Никольская, Богоявленская (в наше время Троицкая). Остальные башни Кремля построили глухими, то есть непроездными. Башни вынесли несколько вперёд относительно стены, чтобы удобнее было обстреливать противника. Наверху они имели зубцы и широкие боевые площадки. Ниже располагались мишикули – специальные навесные бойницы. Сверху башни завершались деревянными шатрами с дозорными вышками. В некоторых, например Набатной, помещались колокола-всполохи, или набаты. Их тревожный гул предупреждал горожан о приближении врага. Высота стен в некоторых местах достигала 19 метров, а толщина – 6,5 метров. По верхней площадке стены могла свободно проехать повозка. Снаружи стены завершались высокими зубцами. Во время сражений промежутки между ними закрывались деревянными щитами, а стрельба велась через узкие вертикальные бойницы. Двускатная деревянная кровля над стенами защищала стрельцов от непогоды. Стены и башни имели несколько ярусов боя с бойницами, сложные внутренние переходы, склады боеприпасов, тайники. Специальные подземные ходы позволяли незаметно выходить из Кремля, а также следить за тем, чтобы неприятель не вёл подкопов. Новая крепость была сложена из крупного красного кирпича, только основание стен и башен оставалось белокаменным.

Южная сторона кремлёвского треугольника была обращена к Москве-реке, западная – к реке Неглинной, а вдоль восточной через всю Красную площадь, в начале XVI века прорыли канал, по которому пустили воду из Неглинной. Кремль оказался как бы на острове. Берега водных преград дополнительно укрепили небольшими каменными оградами.

(Показать отрывок видеофильма к уроку)

Всего за несколько десятилетий Кремль преобразился и, по мнению многих очевидцев, напоминал собой целый город.


Дорогие ребята, наш сегодняшний урок подходит к концу, а закончить его я хочу стихотворением Леонида Черникова «Московский Кремль», в котором ёмко и чётко говорится о значении Московского кремля в истории России и о том, что следует делать нам с вами, как жить и как относиться к своей великой Родине.

Ты знаешь ли, что русская земля
Идёт от стен Московского Кремля?
В Кремле — начало всех начал страны.
Он огорожен с каждой стороны
Стеной высокой в десять с лишним сажень*,
И ровно двадцать богатырских башен
Стоят на страже испокон веков,
Главами-шлемами касаясь облаков.
Под ними наши прадеды и деды
Одерживали первые победы
На склонах Боровицкого холма,
Когда пыталась Вражеская «тьма»
Переломить могущество державы.
А ты, наследник русской славы,
Гордись Кремлём, гордись своей страной!
Запомни только, что никто иной
Не защитит её, как ты, как я, как он,
Чтобы спокойный колокольный звон
Над башнями кремлёвскими мог литься,
И добрым делом славилась столица!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!