СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архитектурный облик Древней Эллады

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Архитектурный облик Древней Эллады.

Цель:

1.  Выявить характерные черты культуры эпохи Высокой классики.

2.  Закрепить знания по культуре архаики.

3.  Научиться распознавать по характерным особенностям произведения искусства эпохи Высокой классики

Просмотр содержимого документа
«Архитектурный облик Древней Эллады»

Тема: Архитектурный облик Древней Эллады.

Цель:

1. Выявить характерные черты культуры эпохи Высокой классики.

2.  Закрепить знания по культуре архаики.

3.  Научиться распознавать по характерным особенностям произведения искусства эпохи Высокой классики, такие как: храмы г. Олимпия, Афинский Акрополь, Парфенон, Эрехтейон, статуи Фидия («Зевс Олимпийский», «Афина Промахос»), статуи Поликрета («Дорифор» и др.), статуи Мирона («Дискобол», «Афина и Марсий»), красно- и чернофигурные вазы, атрибуты древнегреческого театра.

4.  Формирование понятия «гармония» и эстетического вкуса на примере произведений эпохи Высокой классики.


Новые слова: Автаркия – (от греч. аutarkeia – самоудовлетворение) – политика хозяйственного обособления отдельной страны.

Софиситы – (от греч. sophists – искусник, мудрец, лжемудрец) – в Древней Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: 1) профессиональные учителя философии и красноречия II половины V –I половины IV веков до н.э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.). Для софистов характерно перемещение интересов от поисков абстрактной истины о космосе и бытии к выработке прагматичных рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теории «убедительной речи»).

Полис – это гражданская община, в основе которой лежит двуединый характер собственности – и государственной и частной одновременно.


Ход урока.

  1. Актуализация знаний учащихся.

  2. Архитектурная архаика: греческая ордерная система.

  3. Архитектура классики: Афинский Акрополь.

  4. Искусство вазописи.

Историческая справка. Классический период в истории Древней Греции охватывает время с конца VI  в. до н.э. до 338 г. до н.э. Но и этот сравнительно небольшой отрезок истории мы делим на две ярко отличающиеся друг от друга культурные эпохи – Высокую и Позднюю классику. Это время наивысшего расцвета культуры Древней Греции. Многие исследователи объясняют особенности периода специфической формой организации общества – полисом.

Что же такое полис?

Полис – это гражданская община, в основе которой лежит двуединый характер собственности – и государственной и частной одновременно.

Именно этой особенностью определяются основные черты древнегреческого полиса:

1)      полное  совпадение коллектива полноправных граждан и земельных собственников (утрачивая земельный участок, теряешь политические права);

2)      полис имеет право верховной собственности на землю;

3)      совпадают политическая и гражданская структуры;

4)      наличие органов управления;

5)      верховный орган управления – народное собрание (принимает окончательное решение);

6)      демократические тенденции в развитии общества Древней Греции;

7)      вооруженные силы – ополчение граждан;

8)      экономика основана на сельском хозяйстве.

  Основной экономической принцип полиса идея автаркии – самообеспеченности, экономическая основа свободы.

 Для полиса вырабатывается и самостоятельная система ценностей:

1.      Полис – высшее благо.

2.      Человек не может существовать вне рамок полиса.

3.      Благополучие индивида зависит от благополучия полиса.

4. Сельское хозяйство приоритетно.

Т.о. полис можно назвать своеобразной «крестьянской республикой».

      Но самобытность полисного мира надо отстаивать:

а) войны с персами (в 500, 490 и 470 гг. до н.э.);

б) объединение полисов приводило к победе. Полисы доказали свою жизнеспособность, а греки почувствовали свое превосходство над другими народами;

в) второй этап войны с персами нес победу за победой (470-440-е годы до н.э.), отсюда,  резкое увеличение числа рабов и распространение рабства.

      Последствия Греко-персидских войн больше всего сказались в Афинах:

        развитие Афин   морская держава

              крупный экономический центр

              укрепление афинской                         

              рабовладельческой демократии

        строительная программа – Афины должны быть самым красивым городом;

        развитие афинской демократии (с середины V в. до н.э.).

Что представляла собой афинская демократия?

     Демократия (народоправство).

1.      Демократия меньшинства (только для граждан).

2.       Не для женщин, иностранцев и рабов.

3.      Демократия – форма организации

рабовладельцев?

      Наивысший расцвет Афин связан с именем одного из крупнейших деятелей античности и вождя афинской демократии – Перикла (оратор). Он хотел упрочить демократию и усилить военно-политическую мощь Афин, превратить Афины в центр Эллады. Перикл не только дружил с такими известными людьми того времени как Геродот, Софокл и Фидий, но и пользовался огромной популярностью у народа.


Афины – центр греческой цивилизации.

Архитектура.

      Основным типом здания в этот период остается храм. Одним из наиболее интересных является храм Зевса в городе Олимпия.

     Вершиной древнегреческой архитектуры стал перестроенный и восстановленный после войны с персами Афинский Акрополь. В ансамбль которого входили парадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), главный храм Афин – Парфенон и построенный позднее Эрехтейон – посвященный Афине и Посейдону (построен на месте, где по преданию состоялся спор между Афиной и Посейдоном).

     Ведущая роль в создании Афинского Акрополя принадлежит Периклу и Фидию.

      Главное сооружение Акрополя – Парфенон, это не храм для молитв, а дом божества, поэтому в Парфеноне не молились. В ближайшем и большем из помещений храма возвышалась культовая скульптура Афины Парфенос, сделанная Фидием из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе (в технике хрисоэлефантичной скульптуры). Парфенон возвышался на 150 метров над уровнем моря и был виден из любой точки города.

      Наиболее поздней постройкой ансамбля Афинского акрополя является Эрехтейон, (посвященный Афине, Посейдону и царю Эрехтею). Он необычен:

- ассиметрия;

- разные части постройки расположены на разных уровнях;

- в портике вместо колонн используются фигуры идущих женщин – кариатиды.

Вазопись.

     В греческой вазописи V в. до н.э. преобладает краснофигурный стиль (очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивался весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины). В этом стиле уже нет системы поясов, роспись – единая мифологическая или бытовая композиция. Одним из крупнейших вазописцев этого периода считается Евфроний, в творчестве которого основное место занимали жанровые сцены (рядом с персонажами он помещал реплики).

  1. Подведение итогов. Дом. задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!