СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архив с приложениями к уроку по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Три пальмы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В приложения входит раздаточный материал, задания кейса, хронометраж урока, физкультминутка, текст письма.

Просмотр содержимого документа
«Хронометраж урока»

Проблемная ситуация



  1. 2. 3.



Распределение ролей в паре

Рекомендации



7.

Самостоятельная работа



Работа в паре

4.





6. 5.







_____________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ Виктору Максимову:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая группа (Фамилии): ___________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«Таблица»

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ «ТРИ ПАЛЬМЫ»

План ответа



ТЕМА





ИДЕЯ






ЖАНР






ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА



















МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ «ТРИ ПАЛЬМЫ»

План ответа



ТЕМА





ИДЕЯ






ЖАНР






ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА



















Просмотр содержимого документа
«ФАЙЛ1»

1.

http://www.proza.ru/2013/09/12/1514

Стихотворение «Три пальмы» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки». Тематически произведение связано с такими стихотворениями, как «Песнь араба над могилою коня» В.А. Жуковского, «Подражания Корану» А.С. Пушкина.

Стихотворения «Три пальмы М.Ю.Лермонтова и «Подражания Корану» А.С.Пушкина несут черты иносказания. Перекликаются отдельные мотивы, образы, эпитеты. Бросается в глаза тематическая близость ключевых строк стихотворений. Соотносительны даже целые отрывки стихотворений:

Пушкин: И к пальме пустынной он бег устремил,

И жадно холодной струей освежил

Горевшие тяжко язык и зеницы,

И лег, и заснул он близ верной ослицы.

И многие годы над ними прошли

По воле владыки небес и земли.



Лермонтов: И многие годы неслышно прошли,

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студеной

Еще не склонялся под кущей зеленой.

На фоне черт сходства становятся более выпуклыми различия. Так, стихотворение Лермонтова почти в два раза больше стихотворения Пушкина. Но дело не только в количественных отличиях. Гораздо важнее отличия в самом принципе изображения и оценки материала, для баллады Лермонтова характерно необыкновенное богатство синонимов и эпитетов. Приведем для примера языковые средства, создающие образ живительного ключа: «родник» – «холодная волна» – «влага студеная» – «звучный ручей» – «вода» – «студеный ручей» – «гремучий ключ». Всему этому разнообразию у Пушкина соответствует лишь одно словосочетание: «кладязь холодный». Выразительное описание оазиса у Лермонтова дополняет живописная картина каравана, насыщенная эпитетами: «пестрели .вьюки», «узорные полы походных ковров», «смуглые ручки», «черные очи», «белой одежды» «красивые складки», «веселый стан» и т.п.



2. http://biblioman.org/

Творчество поэта принято делить на два этапа: это ранний, начиная с 1829 г. по 1836 г. и зрелый, начиная с 1837 г. по 1841 г. Судьбу и, в первую очередь творчество М.Ю. Лермонтова, навсегда изменило стихотворение «Смерть поэта», за которое он был арестован и отправлен в ссылку. Во времена суровой ссылки набрало силу творчество поэта. В это время он так же начинает интересоваться живописью. Вскоре, благодаря настойчивым ходатайствам любящей бабушки, М.Ю. Лермонтов возвращается Петербург и восстанавливается на старой службе. В следующую ссылку поэт отправляется на Кавказ, после дуэли с Барантом, но в этот раз уже на поле боя.

Знаменитыми Лермонтова сделали такие произведения как «Бородино», «Мцыри», «Маскарад», «Герой нашего времени», «Демон» и «Узник».



3.

http://www.obshelit.net/works/380/

"Три пальмы" - сложное произведение. В нём поднимается вопрос о том, нужно ли покорно подчиняться судьбе или следует бороться с ней.

Поэт несколько раз подчёркивает, что пальм три. В стихотворении нет речи об одиночестве. Пальмы, обитательницы райского уголка, страдают не от одиночества, а от отсутствия, как им кажется, смысла в их жизни:

...странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студёной

Ещё не склонялся под кущей зелёной.

Ропот пальм услышан. И вот уже не одинокий путник, а целый караван устремляется "под сень зелёных листов".

В стихотворении «Три пальмы» также можно выявить разные проблемы: гордости и своеволия, безнравственности. Автор словно вовлекает читателей в свои размышления, раскрывает перед нами самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души.



4. «Три ПАЛЬМЫ» в восприятии
Давида Хайкина.



Просмотр содержимого документа
«ФАЙЛ2»

2

1. http://portal-mega.ru/

Мы можем отнести стихотворение М.Ю Лермонтова «Три пальмы» к философской лирике, с элементами пейзажа. Жанр обозначен самим автором в подзаголовке — «восточное сказание». Исследователи же отмечали также черты жанра баллады в этом произведении — драматизм сюжета, небольшой объем стихотворения, наличие пейзажа в зачине и в концовке, лиризм и музыкальность произведения, наличие трагически неразрешимого финала.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении три части. Первая часть — это зачин, описание чудного оазиса в пустыне: «три гордые пальмы» с роскошными, сочными листьями, студеный ручей. Вторая часть включает в себя завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. «Гордые пальмы» недовольны своей участью, они стали роптать на Бога и собственную судьбу. Пальмы получили то, чего так жаждала их душа: к ним пришел «веселый» караван. Люди же оказываются жестоки и бессердечны по отношению к «питомцам столетий». Не замечая красоты мощных, сильных деревьев. В финале стихотворения мы вновь возвращаемся в то место, где росли «три гордые пальмы», где бьет тот же студеный родник. Таким образом, мы имеем кольцевую композицию, первая и тре­тья части в которой противопоставлены.

2.

С.П.Белокурова. Словарь литературоведческих терминов:

Баллада – это лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай. В основе баллады - необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимоотношений человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека.

3.

http://infourok.ru/razvitie_rechi._obuchenie_analizu_stihotvoreniya._m.yu._lermontov_tri_palmyv-191107.htm

В произведении «Три пальмы» раскрывается тема красоты и гармонии человека с миром

- Почему стали роптать на Бога три пальмы?

Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать – таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зеленых листов» холодную воду родника.

- Почему пальмы были погублены?

Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова, и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором сиюминутного. Главная идея такова: нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о собственном сегодняшнем благополучии.







4. Словарик литературоведческих терминов:

  • Эпитет – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему (печальная луна).



































ИСПОЛЬЗУЙ ПРИ ОТВЕТЕ

НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС !!!

Просмотр содержимого документа
«лакуны»

«Утес»

Михаил Лермонтов



Ночевала _________________________

На ______________утеса-великана;

Утром в путь _____________________________________,

________________________ весело играя;



Но остался влажный __________________________________

___________________ утеса. Одиноко

Он стоит, ____________________глубоко,

И тихонько плачет ____________________________.



----------------------------------------------------------------------------------------------------

Стихотворение посвящено теме

__________________________________________.

Укажите эпитет:

____________________________________________

«Утес»

Михаил Лермонтов



Ночевала __________________________

На _______________ утеса-великана;

Утром в путь __________________________________________,

_____________________ весело играя;



Но остался влажный ______________________________________

_______________________утеса. Одиноко

Он стоит, ____________________________ глубоко,

И тихонько плачет ________________________.



------------------------------------------------------------------------------------------------------

Стихотворение посвящено теме

__________________________________________.

Укажите эпитет:

____________________________________________

Просмотр содержимого документа
«работа с ошибками»

Максимов В.

В поэме М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» речь идет о пустынном оазисе. Поэт затронул в своём произведении проблему экологии.

Он описал ситуацию, когда люди безжалостно уничтожили, сожгли три пальмы в пустыне. В результате нарушенного природного равновесия почти исчез и ручей, который раньше журчал около деревьев.

Поэт призывает читателя беречь природу для следующих поколений…

Мне этот текст очень понравился, потому что М.Ю.Лермонтов очень образно представил в нем изображаемые события.

______________________________________________

Максимов В.

В поэме М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» речь идет о пустынном оазисе. Поэт затронул в своём произведении проблему экологии.

Он описал ситуацию, когда люди безжалостно уничтожили, сожгли три пальмы в пустыне. В результате нарушенного природного равновесия почти исчез и ручей, который раньше журчал около деревьев.

Поэт призывает читателя беречь природу для следующих поколений…

Мне этот текст очень понравился, потому что М.Ю.Лермонтов очень образно представил в нем изображаемые события.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!