Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту
- Композиция пояснительной записки
- Оформление пояснительной записки
Проект
Практическая часть
Теоретическая часть
Пояснительная записка
Проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя.
Проект состоит обычно из двух частей: теоретического и практического
- Изделие
- Макет
- Модель
- Книга
- Видеофильм
- И т.д.
2
1. Композиция пояснительной записки
Под композицией понимается состав и расположение основных частей проектной работы
Не существует жесткого стандарта по выбору композиции пояснительной записки.
Однако сложилась определенная, устойчивая традиция формирования структуры таких работ.
2
Основные элементы пояснительной записки:
- Титульный лист Содержание Введение Основная часть Заключение Библиографический список Приложения
- Титульный лист Содержание Введение Основная часть Заключение Библиографический список Приложения
- Титульный лист Содержание Введение Основная часть Заключение Библиографический список Приложения
- Титульный лист Содержание Введение Основная часть Заключение Библиографический список Приложения
- Титульный лист
- Содержание
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Библиографический список
- Приложения
Титульный лист
- Полное название образовательного учреждения
- Слово «ПРОЕКТ» с указанием образовательной области, к которому он относится
- Название проекта без кавычек
- Фамилия, имя и класс проектанта в именительном падеже (после слова «Выполнил(а):»)
- Фамилия и инициалы преподавателя (после слова «Преподаватель:»)
- Место выполнения работы и год написания
Титульный лист является первой страницей пояснительной записки и оформляется по определенным правилам.
В верхнем поле приводится полное наименование учебного заведения
В среднем поле располагается слово «ПРОЕКТ» с указанием образовательной области, к которому он относится.
Ниже дается название проекта, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Название должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать его основному содержанию.
После слова «Выполнил:» ....
После слова «Преподаватель:» ...
В нижнем поле указывается место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»)
2
Содержание
Помещается после титульного листа.
В нем приводятся все заголовки пояснительной
записки и указываются страницы, с которых они
начинаются
Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.
2
Введение
- Исходная проблема, требующая решения, или потребность, требующая удовлетворения
- Идея (цель) проекта и ее обоснование
- Содержание конкретных задач
- Планируемый результат
- Межпредметные связи
- В чем состоит новизна проекта и его актуальность
В зависимости от выбранной темы, автор сам решает вопрос о включении тех или иных разделов из приведенного перечня
Каждый проект должен быть направлен на решение какой-либо проблемы или удовлетворения потребности определенного человека или группы людей. Поэтому следует отметить, для чего или для кого данный проект ( изделие) предназначен ( т.е. указать идею или цель проекта) и какие из проблем или потребностей будут решены или удовлетворены (т.е. показать важность выбранной темы для данного момента времени или, иными словами, - обосновать ее актуальность)
После формулировки цели проекта, необходимо указать конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Например: «Спроектировать и изготовить ..... (изделие) для ... (человека или группы людей или определенной потребности)
В планируемом результате проекта можно дать список различных изделий, которые могли бы быть разработаны и сделаны.
В межпредметных связях следует перечислить дисциплины, знания которых необходимы для выполнения данного проекта.
2
Основная часть
- Теоретический
- Поисковый
- Технологический
- Эколого-экономический
2
Теоретический раздел
Проводится обзор литературы по теме проекта, который содержит краткую историческую справку (историю развития изучаемого явления, изделия или проблемы)
2
Теоретический раздел
Должен показать:
- знание учащегося истории вопроса
- умение систематизировать источники
- критически их рассматривать
- выделять существенное
- оценивать ранее сделанное
- определять главное в современном состоянии
изучаемой темы.
Прочитать текст
При этом должны быть сделаны ссылки на журнальные статьи, книги и другие источники информации, используемые при составлении исторической справки.
Поскольку проект обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом.
2
Поисковый раздел
- Разработка банка идей и предложений по решению проблемы
- Оценивание каждого варианта (провести сравнение по определенным критериям)
- Выполнение эскизов своих идей с краткими пояснениями
- Результат раздела: анализ предложений и обоснование выбора оптимального варианта.
В основе выбора могут лежать различные соображения, например:
- Насколько сложен процесс изготовления того или иного варианта изделия;
- Достаточно ли приобретенных в школе знаний, умений и навыков для их выполнения;
- Требуются ли специальные устройства, оборудование или приспособления, которых не имеется в наличии;
- Достаточно ли материалов или финансовых средств для работы
- Достаточно ли времени для выполнения работы к нужному сроку
- И т.д.
2
Технологический раздел
- Конструирование
- Подбор материалов и оборудования
- Технология выполнения изделия ( в виде технологической карты)
- Оформление готового изделия
- И др.
Технологический раздел подразумевает описание всей практической работы от идеи до получения конечного результата
Может включать следующие подразделы: прочитать
2
Эколого-экономический раздел
- Расчет затрат на изготовление проектируемого изделия Проект рекламы Маркетинговое исследование
- Расчет затрат на изготовление проектируемого изделия
- Проект рекламы
- Маркетинговое исследование
- Экологическая оценка проекта:
- Обоснование того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут негативных изменений в окружающей среде
- Обоснование того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут негативных изменений в окружающей среде
Заключение
Указывается:
- В чем заключается главный смысл работы
- Какие результаты получены
- Какие удалось решить проблемы (социальные, экологические, экономические, технологические и т.п.)
- Какие новые знания получены
- Какие «+» и «-» существуют в проекте
Прочитать текст
В заключении присутствует самооценка проделанной работы.
Заключительная часть, составленная по такому плану, характеризует глубину изучения темы, показывает уровень знаний и степень осмысления рассмотренных в проекте проблем. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, способы ее дальнейшего изучения.
2
Библиографический список
Порядок расположения источников в списке:
- Источники общегосударственного характера (законы, постановления министерств и ведомств, ГОСТы и т.п.)
- Остальная литература, расположенная в алфавитном порядке по первым фамилиям авторов каждого источника
Приложения
- В приложении размещаются вспомогательные или дополнительные материалы
- Каждое приложение начинается с нового листа. Имеет тематический заголовок. В верхнем правом углу пишется слово «Приложение»
- При наличии нескольких приложений, они нумеруются арабскими цифрами.
- Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки (см.Приложение 1)
2. Оформление пояснительной записки
Общие требования
- Пояснительная записка выполняется как рукописным так и машинным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через два-полтора межстрочным интервала
- Минимальная высота шрифта 1,8 мм (или 12 кегль на компьютере)
- Размеры полей: левое – 30мм, правое – 10мм, верхнее – 15мм, нижнее – 20мм
- Заголовки структурных частей работы печатаются прописными буквами:
«СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ВЫВОДЫ», «САМООЦЕНКА», «ПРИЛОЖЕНИЯ»
Библиографический список
- Подготовка и оформление пояснительной записки с ПРОЕКТУ. Методическое пособие. /Составитель: Л.И. Дубровская – Москва: Московский институт открытого образования, 2006, 23с.