СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архивные источники как инструменты формирования исторической памяти у подрастающего поколения

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая статья нацеливает на исследовательскую работу со старшеклассниками через работу с семейными архивами.Архив является одним из инструментов формирования исторической памяти

Просмотр содержимого документа
«Архивные источники как инструменты формирования исторической памяти у подрастающего поколения»




















Архивные источники как инструменты формирования исторической памяти у подрастающего поколения



























Ульяновск-2020



…Вот уже тридцать лет, приходя в кабинете истории, мои ученики могут прочесть слова великого древнеримского философа Цицерона «История – луч правды, свидетель эпох, посланница минувшего».

Такой правдой может стать не только учебное пособие по истории как плод совместной деятельности учёных-историков, педагогов, методистов. Побудить прикоснуться современного подростка к истории своего края, судьбам людей, которые своим трудом и ратным подвигом создавали историю страны, помогают исследовательские проекты, научно-практические конференции, конкурсы, акции, связанные с сохранением исторической памяти.

Проблема сохранения исторической памяти народа одна из самых актуальных проблем нашего времени. Она важна для любой нации. Без знания истории края, своих корней, жизни и участия в ней прошлых поколений рвется нить, связующая эпохи, рушится преемственность поколений.

В концепции государственного стандарта общего образования второго поколения указаны желаемые качества личности выпускника XXI века: Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности других культур. Формирование такой личности может быть реализовано при условиях воспитания на духовно-нравственных и культурно исторических традициях.

С какого же именно возраста личность способна воспринимать и оценивать исторические события? Именно подростковый период является своеобразной точкой, определяющей начало формирования социальных ценностей личности, которые уже в недалеком будущем, через 10-20 лет, станут оказывать влияние на формирование ценностных ориентаций следующего подрастающего поколения. 1

Многие исторические факты сегодня искажаются, переписываются заново, уничтожаются и предаются забвению. В связи с этим, сохранение исторической памяти как фактора формирования общественного сознания, является важной задачей общества.

Одним из инструментов формирования исторической памяти является архив, как государственный, так и личный, семейный. Любой заинтересованный ученик может на время стать исследователем. Работая с личным или семейным архивом, юные исследователи прикасаются к той части истории, которая при публикации переходит из архивного материала в современный исторический документ, тем самым становясь

________________

1 Е.С. Артемьева. Сохранение исторической памяти как актуальная проблема

подрастающего поколения. https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-istoricheskoy-pamyati

участниками формирования национальной памяти.

С 2011 года ежегодно в нашем образовательном учреждении, средней школе №27 г. Ульяновска, проходит научно-практическая конференция, на которой старшеклассники защищают конечный продукт своей исследовательской работы в рамках проекта «Личная история – часть истории страны». Направление поисково-исследовательской работы задаёт конкурсная тема.

Так, в год 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и в рамках II Всероссийского конкурса исследовательских работ школьников «История семьи – история Отечества», учредителем которого явилось Российское историческое общество, ученица 10 класса изучила судьбу девочки блокадного Ленинграда.

Ежегодно, в канун Дня защитника Отечества и Дня Победы, старшеклассники МБОУ «Средняя школа №27» г. Ульяновска участвуют в региональной акции «Ветераны живут рядом», в ходе которой поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны с праздниками. В микрорайоне школы действующих ветеранов уже не осталось в живых. Но живёт Акимова Элла Николаевна, которая, будучи четырёхлетней девочкой, в 1942 году была эвакуирована в Ульяновск из блокадного Ленинграда. Именно её история легла в основу исследования.

Целью исследования было узнать как можно больше о судьбе Акимовой Эллы Николаевны (Гавшиной Эллы). Показать сложный жизненный путь от эвакуации четырёхлетней девочки из блокадного Ленинграда на Большую землю, в Ульяновск, до удочерения её Королёвой Александрой Сергеевной. А для этого необходимо было проанализировать поисковую переписку и архивные документы, предоставленные Акимовой Э.Н. госархивами Ульяновска, Самары, Санкт-Петербурга, ЦАМО.

В современной России, когда стали открывать архивы для граждан, Нина Николаевна (Элла Николаевна по документам) решила начать поиск информации о своих биологических родителях. Кроме того, ей необходимо было доказать документально, что она, девочка-ленинградка Гавшина Элла не менее 6 месяцев проживала в блокадном Ленинграде, подтвердить факт эвакуации из блокадного Ленинграда, чтобы вопрос подтверждения статуса «Житель блокадного Ленинграда» был решён положительно.

Таким образом, в ходе исследования был изучен и проанализирован как личный документальный и семейный фотографический архив Акимовой Н.Н., так и документы государственных архивов, полученные ею в результате запросов.

Принцип «признания чужой одушевленности», разработанный применительно к историческому познанию А.С. Лаппо-Данилевским, наиболее наглядно проявляется при работе с источниками личного происхождения. При всей своей привлекательности, источники личного происхождения традиционно привлекают меньшее внимание исследований, нежели официальные источники. Тем более, что это согласуется с основным принципом комплектования государственных отечественных архивов, где основными источниками комплектования являются государственные учреждения. У источников личного происхождения есть возможность привлечь к себе внимание исследователей, если они связаны с жизнью и деятельностью известных людей прошлого. Семейные архивы т.н. «обычных людей», как правило, популярностью среди историков-профессионалов не пользуются и становятся объектом сугубо общественного интереса. В последнее время интерес к семейным фотографиям и, в частности, к семейному фотографическому архиву как историческому источнику, возрос. 1

Фотография несёт в себе информацию эпохи, конкретной исторической ситуации и отношение человека к ней.

На основе представленных источников был сделан обзор архивных документов.

Все документы, полученные в ходе поисковой переписки, можно разделить на три группы:

  1. Архивные справки Госархивов Ульяновска, Самары, Санкт-Петербурга, министерства обороны РФ.

  2. Постановления, обращения, уведомления Ульяновского Гороно, Администрации губернатора Санкт-Петербурга, отдела кадров государственной службы и наград администрации Приморского района Санкт-Петербурга.

  3. Фотографии памятных медалей и знаков, удостоверения к Знаку «Жителю блокадного Ленинграда», фотографии из семейного архива.

Юным исследователем была обозначена гипотеза исследования:

Если Захаровой Марии Арсентьевне, матери Гавшиной Элеоноры, в 1943 и 1946 гг. были вручены медали «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», то в тяжелейшем 1942 блокадном году она выжила, а не умерла от голода. А значит прошла всю войну в Ленинграде, но без дочери.

Отправной точкой исследования явилась фотография Гавшиной (Королёвой) Эллы, 7 лет. (Приложение 1)

1. Предметное слово. Это самая первая фотография в семейном архиве, где Эллочка снята на любительскую камеру Пономарёвым Сергеем Георгиевичем в домашних условиях. Размер фотографии 9 х12. Фотобумага в ряде мест потёртая, жёлто-коричневого

________________

1 Рубинина Л.Д.. Семейный фотографический архив как исторический источник. http://ivid.ucoz.ru/publ/lappo_150/rubinina_ld_1/16-1-0-151. З.М

выцветшего состояния. Глянца на поверхности не сохранилось.

2. Название фотоснимка. Гражданский муж Королёвой Александры Сергеевны, Пономарёв Сергей Георгиевич сфотографировал Ниночку, как называли удочерённую девочку родители, когда ей было 7 лет, и училась в 1 классе 30 школы города Ульяновска.

3. Место и дата съёмки. Ниночку сняли в канун Нового 1946 года, на празднике в школе. Взгляд девочки очень выразительный. На голове пуховая белая шапочка с «ушками».

4. Жанр. Портрет.

5. Автор. Пономарёв Сергей Георгиевич, отец-усыновитель.

Наряду с изучением архивных фото-документальных источников, восстановить общую картину жизни Акимовой Э.Н. помогла беседа с её дочерью, обеспечивающая получение практических результатов исследования проблемы.

Акимова Элла Николаевна (Гавшина Элеонора по рождению) родилась 11 июля 1938 года в городе Ленинграде. Эту дату, по всей видимости, записали в ЗАГС г. Ульяновска в новом свидетельстве о рождении, так как на руках у девочки-блокадницы никаких документов не было. Настоящая дата рождения, по полученному Акимовой Э.Н. в 2003 г. из Ульяновского госархива свидетельства о рождении, выданном Бюро АГС Приморского района (копии) – 28 марта 1938 г. И всю свою сознательную жизнь Элла Николаевна свой день рождения отмечала 11 июня.

Элла была единственным ребёнком в семье. Когда началась война, отец, Гавшин Никифор Полекарпович, как и все мужчины, ушёл на фронт.

8 сентября 1941 года началась осада Ленинграда гитлеровцами. На момент блокады в городе оставалось не менее 2,5 миллионов человек, 400 тысяч из которых были дети. Значительных запасов продовольствия в Ленинграде не имелось, т. к. город снабжался, в основном, привозными продуктами. 1

Стоит только представить, что вынуждена была пережить мать с маленьким ребёнком на руках! Ослабленная в мае 1942 года умирает мать Эллы (так она считала долгие годы) и чужие люди сдают девочку в детский сад №21 Петроградского района г. Ленинграда, находившийся на улице Большая Пушкарская 59/23-20. О факте усыновления Королёва А.С. до 14 лет ничего не рассказывала приёмной дочери. Это подтверждает и постановление Опеки несовершеннолетних Ульяновского Гороно от 13

________________

1 Блокада Ленинграда- https://www.syl.ru/article/171565/new_blokada-leningrada-kratko-o-sobyitiyah-skolko-dlilas-blokada-osvobojdenie-leningrada

марта 1950 г.

27 июня 1941 г. по решению бюро горкома и обкома ВКП(б) была организована Ленинградская городская эвакуационная комиссия в составе 9 человек под председательством Б.М. Мотылева.  Одним из мест, куда направлялись эвакуированные из Ленинграда жители, был город Ульяновск. 1

Спустя четыре месяца после пребывания Эллы в детском саду, в сентябре 1942 года, она была эвакуирована в наш город. В Ульяновске Элла жила в дошкольном детском доме №6, под фамилией Гавшина, по адресу: г.Ульяновск, улица Ульянова 19.

21 декабря 1942 года из детского дома Элла была взята на воспитание Королёвой Александрой Сергеевной и её гражданским мужем Пономарёвым Сергеем Георгиевичем – жителями города Ульяновска. Королёва Александра Сергеевна написала заявление в органы опеки с просьбой взять на воспитание Гавшину Эллу. В начале войны у неё умерла дочка от инфекционного заболевания, Ниночка. В новой семье девочку стали звать Нина.

Опекуны Королёва А.С. и Пономарёв С.Г. в 1950 г. решили её удочерить.

13 марта 1950 года Органы опеки несовершеннолетних Ульяновского Гороно, рассмотрев заявление об усыновлении Королёвой А.С., 1909 г.р., и Пономарёва С.Г., 1912 г.р., разрешили удочерить малолетнюю Гавшину Эллу под фамилией «Королёва» и отчеством «Николаевна».

За те 8 лет, что девочка жила в новой семье, Александра Сергеевна настолько полюбила Ниночку, что боялась, что найдутся биологические родственники в Ленинграде и заберут у неё дочку. Именно поэтому она и даёт ей не только свою фамилию, но и другое отчество (не гражданского мужа).

Для принятия решения была представлена справка с места работы будущих родителей о месячном заработке. В то время Пономарёв С.Г. работал штукатуром со средним месячным заработком 792 рубля. Королёва А.С. являлась домохозяйкой.

Также в комиссию по усыновлению была направлена характеристика Королёвой Нины, ученицы 4 «б» класса 30-ой начальной школы, в которой сообщалось, что в школе девочка обучается с 1946 года. За годы учёбы в начальной школе Нина проявила себя способной, трудолюбивой и любознательной ученицей.


________________

1 Эвакуированные дети из блокады Ленинграда в Ульяновск, 1942г -http://ulpravda.ru/rubrics/nasha-pobeda/polochki-s-khlebom-kak-malenkie-leningradtsy-zhili-v-ulianovske

В современной России, когда стали открывать архивы для граждан, Нина Николаевна (Элла Николаевна по документам) решила начать поиск информации о своих биологических родителях.

Ответы на запросы Акимовой Э.Н. 14.11.2003 г. в Государственный архив Ульяновской области и 08.01.2004 г. госархив Самарской области не подтвердили пребывание эвакуированной девочки. И, наконец, 29.01.2004 г. отдел образования мэрии г. Ульяновска дал положительный ответ об эвакуированной из Ленинграда Гавшиной Элле, взятой на воспитание Королёвой Александрой Сергеевной и Пономарёвым Сергеем Григорьевичем из Ульяновского детского дома № 6.

Следующий этап поиска касался вопроса доказательства того, что девочка-ленинградка Гавшина Элла не менее 6 месяцев проживала в блокадном Ленинграде. В городском комитете соцзащиты Элле Николаевне посоветовали собрать документы на статус блокадницы. Знак «Жителю блокадного Ленинграда» был учреждён решением Исполкома Ленгорсовета от 23 января 1989 года №5. В соответствии с федеральным законом «О ветеранах», лица, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда», относятся к ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. 1

В апреле 2004 г. Акимова Э.Н. обратилась в администрацию губернатора Санкт-Петербурга посодействовать в розыске и подтверждения факта эвакуации из блокадного Ленинграда, по вопросу награждения знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Из администрации направили запрос в Объединённый архив комитета по образованию Санкт-Петербурга.

27.07.2004 г. Администрация губернатора Санкт-Петербурга обратилась в Центр розыска и информации общества Красного Креста РФ, также просила оказать содействие в розыске и установлении даты эвакуации заявителя из блокадного Ленинграда по картотеке на воспитанников детских домов, находящейся на хранении в Центре розыска Красного Креста. Но в списках детей, эвакуированных из Ленинграда с детскими яслями и домами малютки в период войны, Гавшина Элеонора не значилась.

06.04.2004 г. объединённый архив Комитета по образованию Санкт-Петербурга сообщил, что в картотеке воспитанников детских домов Ленинграда военного времени Гавшина Элеонора Никифоровна, 1938 года рождения, не значится. Было сделано предположение, что девочка была эвакуирована не с детдомом, а с учреждением здравоохранения (яслями, домом малюток). В этом случае Комитет рекомендовал заявителю обратиться в Объединённый архив Комитета по здравоохранению.

________________

1 Знак «Жителю блокадного Ленинграда» - ru.m.wikipedia.org

И оттуда поступила архивная справка о том, что последнее местожительство Гавшиной Элеоноры в Ленинграде – ул. Большая Пушкарская, 59/23, кв. 20, детсад 21, куда её оформили 20 мая 1942 года. Из этого следовало, что девочка с начала войны и до весны 1942 г. точно жила в блокадном Ленинграде. Данный документ давал возможность оформления знака «Жителю блокадного Ленинграда» Акимовой Э.Н. В справке также сообщалось, что сведений о родителях не имеется.

В Ульяновском госархиве была найдена копия записи акта о рождении № 1748 от 10 апреля 1938 г. Ленинграда, где в графе «Сведения о ребёнке» написано: «Гавшина Элеонора», пол женский. Дата рождения 28 марта 1938 г. «Сведения о родителях»: отец Гавшин Никифор Полекарпович, мать Захарова Мария Арсентьевна. Оба родителя работали на фабрике «Комсомолка», в Ленинграде проживали с 1935 г.

Акимовой Нине Николаевне было важно узнать дальнейшую судьбу своих родителей. Но об отце, ушедшим на фронт в начале войны, узнать ничего не удалось. И тогда Нина Николаевна 21.12 2004 г. делает запрос в ГУ «Пискарёвское мемориальное кладбище». Она просит помочь восстановить дату захоронения матери Захаровой Марии Арсентьевны, 1906 г.р., проживающей в г. Ленинграде по адресу: ул. Школьная, д.55а, кв. 10. На тот момент Акимова знала только про это всемирно известное кладбище. И в другие городские кладбища не обращалась.

Все эти годы она считала, что именно после смерти мамы от голода в 1942 году, её эвакуировали из города. Но в «Книге Памяти» жителей блокадного Ленинграда, погибших в годы Великой Отечественной войны, сведений о матери – Захаровой Марии Арсентьевны, не было. Так же она не была занесена в книгу памяти «Блокада».

Заведующая архивом Пискарёвского мемориального кладбища переслала списки захороненных женщин с фамилией Захарова. Среди них Марии Арсентьевны нет. Из этого следовало, что Захарова Мария Арсентьевна не умерла в блокадном Ленинграде, раз в братской могиле Пискарёвского мемориального кладбища не захоронена.

Следует отметить важную роль в ходе поисковой работы двух документов Центрального Архива Министерства обороны (ЦАМО). Оттуда, из отдела по поиску людей и награждения, был выслан акт о вручении медали «За оборону Ленинграда» от 11.06.1943г., где представлены списки участников обороны Ленинграда, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР и согласно решению Исполнительного Комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся было произведено вручение медали. В этих списках под номером 55 значится Захарова Мария Арсентьевна, стройармеец строительной колонны № 47.

Описание и анализ копии акта о вручении медали «За оборону Ленинграда» из архива ЦАМО (Центральный архив министерства обороны):

Описание документа: Акт напечатан на стандартном бланке Центрального архива министерства обороны, на бумаге серого цвета. Данные вписаны чёрными чернилами.

Исходные данные документа: Акт от 11.06.1943 Издан ВС ЛенФ/ Архив ЦАМО фонд 29 УОС 1 ФУОС опись 642547 ед. хранения: 3. № записи 1536986367. Отдел «Поиск людей и награждения». Категория документа «Для лиц и гражданского населения». Всего 14 листов. Документ размещён на сайте http://podvignaroda.mil.ru

Содержание документа. 1 лист акта: Акт вручения медали «За оборону Ленинграда». 11 июня 1943 г. Место вручения ст. Песочная.

«В соответствии пп. 2-3 Положения о медалях «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда», утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года, мною Членом Военного Совета Ленфронта генерал-майором Соловьевым Н.В. от имени Президиума Верховного Совета СССР и согласно решению Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся произведено вручение медалей «За оборону Ленинграда» нижепоименованным участникам обороны г. Ленинграда».

5 лист акта: В графах «№№ п/п», «Фамилия, имя, отчество», «Место работы и должность», «Серия и № удостоверения к медали» читаем: № 55, Захарова Мария Арсентьевна, стройармеец стр. кол. № 47, Б 33 155.

Таким образом, данный акт вновь подтверждал, что Захарова М.А. выжила в голодный 1942 год и продолжила защищать свой родной город. Возможно, по состоянию здоровья (дистрофия) или ранению, она оказалась в госпитале. Девочка не могла оставаться одна и её сдали в детский сад.

Второй акт из архива ЦАМО датирован 20.06.1946г., из которого следует, что в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года, произведено вручение медалей «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» личному составу I-го Военно-Морского ордена Ленина госпиталя. В списках награждённых значится и Захарова Мария Арсентьевна, работавшая там дворником.

Значит, она прошла всю войну в Ленинграде, но без дочери. Можно предположить, что мать занималась поисками дочери. Но в страшный 1942 год надо было спасать детей и вывозить на Большую землю. Вывозили целыми детскими садами и детскими домами по разным городам и областям Советского Союза. И, тем более, сразу попав в Ульяновск, Эллочку Гавшину взяли из детдома на воспитание в семью, при ней не имелось никаких документов. Одна из самых страшных трагедий войны – это разлучение семей!

Поисковые мероприятия принесли свои плоды. Все собранные подтверждающие документы, направленные Акимовой Ниной Николаевной в отдел кадров государственной службы и наград администрации Приморского района Санкт-Петербурга, были получены, и вопрос вручения Знака «Жителю блокадного Ленинграда» был решён положительно.

По итогам поисково-исследовательской работы были сделаны выводы, которые показали осознание и глубину исторических событий, как страны, так и судьбы отдельно взятого человека:

1. Судьба Акимовой Эллы Николаевны является частью трагической страницы истории нашей страны в период Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда. Данная исследовательская работа помогла восстановить ход событий 1942-1950 гг. и судьбу четырёхлетней Гавшиной Элеоноры, эвакуированной в сентябре 1942 года в Ульяновск. Анализ архивных документов помог устранить некоторые пробелы той информации, которой владела Акимова (Гавшина) Элла Николаевна.

2. Погружение в историю событий через изучение материалов поисковой переписки Акимовой Э.Н. с государственными учреждениями, подтвердило гипотезу исследования о том, что мать девочки выжила в 1942 году, но при неизвестных обстоятельствах Эллу Гавшину сначала определили в круглосуточный детский сад, а затем вывезли из блокадного Ленинграда.

3. Исследовательская работа показала весь трагизм войны. Война разлучила мать нашей героини, Захарову Марию Арсентьевну с мужем, дочерью, но, несмотря на щемящую сердце боль, она трудилась на благо победы. Одна из самых страшных трагедий войны – это разлучение семей!

4. Материалы исследовательской работы можно использовать на уроках истории России в 10-11 классах при изучении Великой Отечественной войны («Блокада Ленинграда», «Человек и война: единство фронта и тыла», «Народы СССР в борьбе с фашизмом»).

Следует отметить колоссальный воспитательный эффект от данной формы работы со старшеклассниками, которые реально проникаются судьбами людей, живущих рядом с ними. Результаты исследовательской работы были представлены на школьной научно-практической конференции, на которой старшеклассники защищали конечный продукт своей исследовательской работы в рамках проекта «Личная история – часть истории страны».

Исследовательская работа «Дети блокадного Ленинграда – жители Ульяновска: Акимова Элла Николаевна» стала победителем в Открытом межмузейном конкурсе исследовательской деятельности учащихся «Музей открывает фонды» в Санкт-Петербурге и Всероссийском конкурсе исследовательских работ «История семьи – история Отечества» в Москве, защиты которых проходили в режиме онлайн и по скайпу, призёром XII Городской научно-практической конференции.

Кроме того, в памятные дни снятия блокады Ленинграда, участники проекта выступили с презентацией на классных часах в средней и старшей школе.

Именно через изучение архивных источников можно прививать у современного подрастающего поколения интерес к историческим фактам и событиям прошлого. А сберечь и сохранить для истории документальное богатство нашей страны – важнейшая задача не только государственных архивных организаций, но и граждан России.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Артемьева Е.С. Сохранение исторической памяти как актуальная проблема подрастающего поколения / Е.С. Артемьева // Проблемы истории и права. – 2017. – с. 106.

  2. Рубинина Л.Д.. Семейный фотографический архив как исторический источник. http://ivid.ucoz.ru/publ/lappo_150/rubinina_ld_1/16-1-0-151. З.М.















Приложение 1



Ниночка Королёва (Элла Гавшина). 7 лет. Ульяновск



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!