Всероссийский урок: «Арктика – фасад России»
Преподаватель-организатор ОБЖ Лепёхин В.А.
МБОУ «Пановская СОШ»
Благодаря особенностям географического положения нашей страны, огромной протяженности побережья Северного Ледовитого океана и его влиянию на погоду и климат России, Арктика – её изучение и освоение – всегда привлекала внимание учёных, экономистов, путешественников и исследователей.
История открытия, исследования и освоения Арктики полна ярких, значимых, порой драматических событий.
История открытия и исследования Арктики достаточно продолжительна. В XI–XVII вв. отряды поморов и казаков совершали дальние походы в северные моря, открывали и исследовали новые земли и расширяли территорию Русского государства.
В 1641–1647 гг. казак С.И. Дежнёв исследовал побережье Северо-Восточной Азии от устья реки Колымы до самой восточной точки материка. В 1648 г. отряд под командованием С. Дежнёва и Ф. Попова открыл пролив между Азией и Америкой, позже получивший название Берингова пролива.
В XVIII в. были организованы уже государственные экспедиции для описания и изучения арктических регионов. В результате были составлены первые карты арктического и дальневосточного побережья, обнаружены месторождения полезных ископаемых.
В 1733–1743 гг. состоялась Великая Северная экспедиция, инициатором которой был Пётр I. Великая Северная экспедиция стала очень важным этапом в освоении и изучении арктических территорий нашей страны. Общее руководство экспедицией осуществлял известный исследователь Арктики В. Беринг.
В составе экспедиции было несколько морских и пеших поисковых отрядов, а район исследований охватывал огромную территорию от реки Печоры до Чукотского полуострова.
В результате Великой Северной экспедиции были открыты новые географические объекты, составлены новые карты, достаточно полные географическое, геологическое, ботаническое, зоологическое и этнографическое описания огромных территорий нашей страны.
Во второй половине XVIII века русскими мореплавателями была предпринята попытка проникнуть в Арктический бассейн, дойти до Северного полюса и преодолеть путь из Атлантического океана в Тихий.
Научно обоснованный проект такой экспедиции был разработан великим русским учёным М.В. Ломоносовым, а возглавил её В.Я. Чичагов. Это была первая полярная экспедиция, основанная на научном расчёте.
Её участниками были выполнены геофизические, океанографические и метеорологические наблюдения, проведены наблюдения над течениями и дрейфом льда в Гренландском море.
Россия приняла активное участие в научных исследованиях, проведенных в рамках Первого Международного полярного года в 1882–1883 годах.
Научные экспедиции под руководством М.М. Геденштрома, Ф.П. Литке, П.Ф. Анжу, Ф.П. Врангеля, П.К. Пахтусова, Э.В. Толля, В.А. Русанова, 4
Г.Я. Седова и других полярных исследователей состоялись в XIX в. и начале XX в.
Качественно новый этап освоения Арктики связан с изучением Северного Ледовитого океана и освоением Северного морского пути. Большая роль в его освоении связана с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала С.О. Макарова, по идее которого в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак».
Ледокол предполагалось использовать для регулярного сообщения между устьями рек Обью и Енисей, а также для научных исследований Северного Ледовитого океана в высоких широтах.
В 1920–1930-е гг. началось регулярное освоение Северного морского пути. В 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» за одну навигацию прошёл от города Архангельска до Берингова пролива.
В 1930–1932 гг. участники Североземельской экспедиции под руководством Г.А. Ушакова впервые исследовали и нанесли на карту архипелаг Северная Земля.
Были осуществлены многочисленные советские экспедиции на ледокольных пароходах «Г. Седов» руководитель О.Ю. Шмидт, «Таймыр» – А.М. Лавров. Они принесли новые открытия островов, проливов, заливов и других территорий.
В 1936 г. была организована первая дрейфующая научно-исследовательская станция «СП-1». Состав экспедиции состоял из 4 человек, включал начальника экспедиции И.Д. Папанина, двух учёных: геофизика Е.К. Федорова и гидролога П.П. Ширшова и радиста Э.Т. Кренкеля.
Станция «Северный полюс» (СП-1) работала в Арктике в течение девяти месяцев с мая 1937 г. до середины февраля 1938 г.
В результате дрейфа были получены новые сведения о глубинах и обитателях Северного Ледовитого океана, климате, направлении дрейфа льдов.
Во второй половине 1930-х гг. для сбора информации о ледовой обстановке в Арктике началось активное использование полярной авиации. На рубеже 1930–1940-х годов ледовая авиаразведка стала основным методом наблюдений за арктическими льдами.
В период до 1950 года советские ученые разработали несколько шкал количественной оценки характеристик ледовой обстановки (торосистости, разрушенности, сжатия и др.), усовершенствовали систему условных обозначений, разработали основы методов авианаблюдений и производства ледовой разведки.
В августе 1977 года надводное судно – атомный ледокол «Арктика» (начальник экспедиции А.Н. Чилингаров) впервые достигло Северного полюса.
Изучение Арктики продолжается и в настоящее время, например, работают научные станции на дрейфующих льдинах, осуществляются регулярные плавания по трассе Северного морского пути.
В 2000–2012 гг. были начаты комплексные высокоширотные морские экспедиции по определению внешней границы континентального шельфа России, результаты которых легли в основу заявки РФ в Комиссию ООН по вопросам континентального шельфа.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ !