СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арт-терапия(психология)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Арт-терапия

Просмотр содержимого презентации
«Арт-терапия»

ОРЛОВА Любовь Владимировна АРТ-ТЕРАПИЯ в коррекции детских страхов         Москва – 2012

ОРЛОВА Любовь Владимировна

АРТ-ТЕРАПИЯ

в коррекции детских страхов

Москва – 2012

Страх: определение понятия  Страх – это базовая эмоциональная реакция человека, возникающая в результате опредмечивания тревожности под влиянием действительной, воображаемой или внушенной опасности, угрозы его биологическому или социальному существовании. [ Л.О. ]

Страх: определение понятия

  • Страх – это базовая эмоциональная реакция человека, возникающая в результате опредмечивания тревожности под влиянием действительной, воображаемой или внушенной опасности, угрозы его биологическому или социальному существовании. [ Л.О. ]

Проявления страха  Страх проявляется в четырех планах: соматические (физиологические) признаки, субъективные (эмоциональные) проявления, особенности когнитивного функционирования, поведенческий репертуар действий. Субъектив ные проявления Функциона льные проявления Поведенчес кие проявления СТРАХ Физиологи ческие проявления

Проявления страха

Страх проявляется в четырех планах: соматические (физиологические) признаки, субъективные (эмоциональные) проявления, особенности когнитивного функционирования, поведенческий репертуар действий.

Субъектив

ные проявления

Функциона

льные проявления

Поведенчес

кие проявления

СТРАХ

Физиологи

ческие

проявления

Понятие арт-терапии   Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства, как правило, изобразительного. Цель : гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Понятие арт-терапии

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства, как правило, изобразительного.

Цель : гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Факторы психотерапевтического воздействия в  арт-терапии  /А.И. Копытин/ ФАКТОР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭКСПРЕССИИ ФАКТОР ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ФАКТОР ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ВЕРБАЛЬНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии /А.И. Копытин/

ФАКТОР

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЭКСПРЕССИИ

ФАКТОР

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ

ФАКТОР

ИНТЕРПРЕТАЦИИ

И ВЕРБАЛЬНОЙ

ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Преимущества арт-терапии ПРЕОДОЛЕНИЕ  СТРАХОВ АКТИВНАЯ  ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ СРЕДСТВО СБЛИЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ  ЭМОЦИИ ОБХОДИТ  «ЦЕНЗУРУ» СОЗНАНИЯ «ИНСАЙТ- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ»  ХАРАКТЕР СВОБОДНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ  И САМОПОЗНАНИЕ 5

Преимущества арт-терапии

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХОВ

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ

ПОЗИЦИЯ

СРЕДСТВО

СБЛИЖЕНИЯ

ЛЮДЕЙ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

ОБХОДИТ «ЦЕНЗУРУ»

СОЗНАНИЯ

«ИНСАЙТ-

ОРИЕНТИРОВАННЫЙ» ХАРАКТЕР

СВОБОДНОЕ

САМОВЫРАЖЕНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ

5

Аспекты экспрессивной, изобразительной деятельности ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КАТАРСИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ РАЗВИВАЮЩИЙ ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ

Аспекты экспрессивной, изобразительной деятельности

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

КАТАРСИЧЕСКИЙ

АСПЕКТЫ

РАЗВИВАЮЩИЙ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ

Структура групповой арт-терапевтической работы    Подготовительный настрой  «Разогрев»  (пальчиковая гимнастика, дыхательные, графические упражнения) Актуализация ощущений, эмоций  (упражнения с песком) Индивидуальная работа (рисунок, поделка) Драматизация, обсуждение  Коллективная работа Заключение (рефлексия)

Структура групповой арт-терапевтической работы

  • Подготовительный настрой
  • «Разогрев»

(пальчиковая гимнастика, дыхательные, графические упражнения)

  • Актуализация ощущений, эмоций

(упражнения с песком)

  • Индивидуальная работа

(рисунок, поделка)

  • Драматизация, обсуждение
  • Коллективная работа
  • Заключение

(рефлексия)

Подготовительный настрой  «Рисование в пространстве» «Каракули» Техника «закрытых глаз» «Автографы» «Эстафета линий» «Прогулка по пространству тетрадного листа»

Подготовительный настрой

  • «Рисование в пространстве»
  • «Каракули»
  • Техника «закрытых глаз»
  • «Автографы»
  • «Эстафета линий»
  • «Прогулка по пространству тетрадного листа»

« Разогрев»  Графические упражнения Рисование под музыку Пальчиковая гимнастика Дыхательные упражнения Элементы музыкальной и танцевальной терапии

« Разогрев»

  • Графические упражнения
  • Рисование под музыку
  • Пальчиковая гимнастика
  • Дыхательные упражнения
  • Элементы музыкальной и танцевальной терапии

Актуализация ощущений, эмоций (упражнения с песком) Актуализация ощущений, эмоций с помощью упражнений с песком предполагает упражнения на развитие тактильных, кинестетических ощущений, а также работу с формочками: «пирожки», «горки». Упражнения на разглаженной поверхности песка – рисунки, отпечатки. Песочная основа

Актуализация ощущений, эмоций

(упражнения с песком)

  • Актуализация ощущений, эмоций с помощью упражнений с песком предполагает упражнения на развитие тактильных, кинестетических ощущений, а также работу с формочками: «пирожки», «горки».
  • Упражнения на разглаженной поверхности песка – рисунки, отпечатки.

Песочная основа

Индивидуальное творчество  Сублимация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Рисунок помогает не только выразить чувство, но его и осознать. Невидимый страх, материализованный в рисунке, лишается эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.

Индивидуальное творчество

Сублимация агрессивных инстинктов по символическим каналам.

Рисунок помогает не только выразить чувство, но его и осознать.

Невидимый страх, материализованный в рисунке, лишается эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.

Драматизация, обсуждение (использование кукол для разыгрывания сцен, драматизации и вербализации общения) Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. Обсуждение помогает улучшить самочувствие  и в какой-то мере освободиться от внутренних переживаний.  Детские работы («Добрая Баба-яга», «Злая Баба-яга»)

Драматизация, обсуждение

(использование кукол для разыгрывания сцен, драматизации и вербализации общения)

Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.

Обсуждение помогает улучшить самочувствие и в какой-то мере освободиться от внутренних переживаний.

Детские работы («Добрая Баба-яга», «Злая Баба-яга»)

Коллективная работа   Общая работа из отдельных элементов (рисунков). Единый групповой рисунок. Заключение (рефлексия)   Подведение итогов работы Рефлексивный анализ Вербализация мыслей, ощущений, чувств, которые возникли в процессе индивидуальной и коллективной работы

Коллективная работа

  • Общая работа из отдельных элементов (рисунков).
  • Единый групповой рисунок.

Заключение (рефлексия)

Подведение итогов работы

Рефлексивный анализ

Вербализация мыслей, ощущений, чувств, которые возникли в процессе индивидуальной и коллективной работы

Модель преодоления страхов  в ходе арт-терапевтических упражнений ВЗРОСЛЫЙ Метод наведения РЕБЕНОК Внутреннее осмысление Преодоление страхов через внутреннее осмысление, рефлексию

Модель преодоления страхов в ходе арт-терапевтических упражнений

ВЗРОСЛЫЙ

Метод наведения

РЕБЕНОК

Внутреннее осмысление

Преодоление страхов через внутреннее осмысление, рефлексию

Выводы Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребенка. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В центре арт-терапевтических занятий – самовыражение посредством художественной экспрессии, индивидуально-личностное самопознание.

Выводы

  • Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребенка.
  • Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности.
  • В центре арт-терапевтических занятий – самовыражение посредством художественной экспрессии, индивидуально-личностное самопознание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!