СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арт-терария в работе с детьми с ОВЗ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассказывается о применении арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Арт-терария в работе с детьми с ОВЗ»

Арт терапия в работе с детьми с ОВЗ   Преподаватель : Дорохина Л.А.БфГБПОУ ВО «ГПК»

Арт терапия в работе с детьми с ОВЗ

Преподаватель : Дорохина Л.А.БфГБПОУ ВО «ГПК»

Арт-терапия Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаций и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций

Арт-терапия

  • Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаций и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций
Арт-терапия решает следующие задачи Пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность. Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства. Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности. Компенсирует недостающие возможности.

Арт-терапия решает следующие задачи

  • Пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность. Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства. Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности. Компенсирует недостающие возможности.
Помогает формировать навыки межличностной коммуникации. Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой. Оптимизирует личностные качества. Обеспечивает социальную адаптацию. В целом помогает достойно жить
  • Помогает формировать навыки межличностной коммуникации. Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой. Оптимизирует личностные качества. Обеспечивает социальную адаптацию. В целом помогает достойно жить
Механизм действия арт-терапии Суть действия арт-терапии изложена в работах по нейрофизиологии К.Ханнадорф, Т.Г. Визиль, О.А. Скрябиной, О.А. Мотанцевой. Образное воспринимающее правое полушарие обрабатывает информацию целиком, глобально, и связано оно с ритмом, эмоциями, интуицией, движениями, в целом с бессознательными психическими процессами.

Механизм действия арт-терапии

  • Суть действия арт-терапии изложена в работах по нейрофизиологии К.Ханнадорф, Т.Г. Визиль, О.А. Скрябиной, О.А. Мотанцевой. Образное воспринимающее правое полушарие обрабатывает информацию целиком, глобально, и связано оно с ритмом, эмоциями, интуицией, движениями, в целом с бессознательными психическими процессами.
При дефекте функций и систем организма арт-терапия воздействует на правое полушарие через образы, движения и ритм, создавая в нем «здоровые «образы». Мозолистое тело переносит «образы» в левое полушарие и формирует нейронные связи, восстанавливающие и налаживающие более здоровый процесс работы мозга ребенка. В результате происходит щадящее лечение и коррекция дефекта
  • При дефекте функций и систем организма арт-терапия воздействует на правое полушарие через образы, движения и ритм, создавая в нем «здоровые «образы». Мозолистое тело переносит «образы» в левое полушарие и формирует нейронные связи, восстанавливающие и налаживающие более здоровый процесс работы мозга ребенка. В результате происходит щадящее лечение и коррекция дефекта
Виды психотерапевтических техник   Вспомогательные — психодрама, художественно-творческая деятельность (изотерапия, музыкотерапия, работа с глиной, песочная терапия, маскотерапия.), библиотерапия. Лечебные — сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия. Все методы безопасны, экологичны и доступны. Ими пользуются психологи на арт-терапевтических занятиях и сами родители.

Виды психотерапевтических техник

  • Вспомогательные — психодрама, художественно-творческая деятельность (изотерапия, музыкотерапия, работа с глиной, песочная терапия, маскотерапия.), библиотерапия.
  • Лечебные — сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия. Все методы безопасны, экологичны и доступны. Ими пользуются психологи на арт-терапевтических занятиях и сами родители.
Общие результаты коррекционного воздействия арт-терапии: Создается положительный эмоциональный настрой. Улучшается психическое здоровье. Облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. Создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии. Прорабатываются подавляемые мысли и эмоции, и, как следствие, — безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции. Прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально. Развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение

Общие результаты коррекционного воздействия арт-терапии:

  • Создается положительный эмоциональный настрой. Улучшается психическое здоровье. Облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. Создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии. Прорабатываются подавляемые мысли и эмоции, и, как следствие, — безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции. Прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально. Развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение
В зависимости от степени участия учащихся в процессе музыкотерапии различают пассивные и активные методы музыкотерапии. Активная музыкотерапия -это непосредственное участие в процессе: ребёнок поёт упражнения, играет на доступных музыкальных инструментах. Пассивная форма музыкотерапии - слушание музыки.
  • В зависимости от степени участия учащихся в процессе музыкотерапии различают пассивные и активные методы музыкотерапии.
  • Активная музыкотерапия -это непосредственное участие в процессе: ребёнок поёт упражнения, играет на доступных музыкальных инструментах.
  • Пассивная форма музыкотерапии - слушание музыки.
Активные методы: самостоятельное творчество по созданию творческого продукта; самостоятельное творчество на основе использования существующих произведений искусств. Это может быть рисование, лепка, работа с песком, пение, танец. Все эти занятия развивают творческие способности, творческую активность, воображение, речь, мелкую моторику, эстетическое чувство.

Активные методы:

  • самостоятельное творчество по созданию творческого продукта; самостоятельное творчество на основе использования существующих произведений искусств. Это может быть рисование, лепка, работа с песком, пение, танец. Все эти занятия развивают творческие способности, творческую активность, воображение, речь, мелкую моторику, эстетическое чувство.
Повышаются адаптационные способности Снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля. Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром

Повышаются адаптационные способности

  • Снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля. Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром
Музыкотерапия, как вид арт-терапии для детей с ОВЗ Музыкальная терапия в современном мире, где большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, стала очень актуальной. Пение, слушание музыки, пластические движения, отдельные звуки и звукосочетания применяются с лечебной и восстановительной целью .

Музыкотерапия, как вид арт-терапии для детей с ОВЗ

  • Музыкальная терапия в современном мире, где большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, стала очень актуальной. Пение, слушание музыки, пластические движения, отдельные звуки и звукосочетания применяются с лечебной и восстановительной целью .
Музыкотерапия-это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Если говорить о музыкотерапии с точки зрения её влияния на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы организма, то поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект достигается во влиянии на чувства и настроение человек, ослабляя негативные переживания.

Музыкотерапия-это вид арт-терапии,

  • где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Если говорить о музыкотерапии с точки зрения её влияния на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы организма, то поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект достигается во влиянии на чувства и настроение человек, ослабляя негативные переживания.
Достоинствами музыкотерапии являются:   Абсолютная безвредность; Лёгкость и простота применения; Возможность контроля; Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

Достоинствами музыкотерапии являются:

  • Абсолютная безвредность;
  • Лёгкость и простота применения;
  • Возможность контроля;
  • Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
Современная музыкотерапия основана, прежде всего, на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. На уроках музыки с использованием методов арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо установить список правил:
  • Современная музыкотерапия основана, прежде всего, на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. На уроках музыки с использованием методов арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо установить список правил:
Внимательно слушать друг друга. Не перебивать говорящего. Уважать мнение друг друга. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется. Все должны чувствовать себя комфортно. Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.
  • Внимательно слушать друг друга.
  • Не перебивать говорящего.
  • Уважать мнение друг друга.
  • Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
  • Все должны чувствовать себя комфортно.
  • Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.
Терапия творчеством. Сказкотерапия.   Дети любят сказки, они становятся неким духовным оберегом детства. Программа по музыке включает в себя множество музыкальных шедевров на основе сказок. Это такие композиторы, как М.И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и Э. Григ. На занятиях используем приём «Слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. Учащимся нравится слушать музыку П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик», «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», Э. Грига «В пещере горного короля», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», инсценируют песни.

Терапия творчеством. Сказкотерапия.

  • Дети любят сказки, они становятся неким духовным оберегом детства. Программа по музыке включает в себя множество музыкальных шедевров на основе сказок. Это такие композиторы, как М.И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и Э. Григ.
  • На занятиях используем приём «Слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. Учащимся нравится слушать музыку П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик», «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», Э. Грига «В пещере горного короля», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», инсценируют песни.
На практике студенты часто применяют рисование под музыку или передача заданного образа движениями. Например: Вальс цветов, танец медвежат, зайчик попрыгайчик, хитрая лисичка, волк зубами  щёлк или летний дождь, восход солнца. Это является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся.
  • На практике студенты часто применяют рисование под музыку или передача заданного образа движениями. Например: Вальс цветов, танец медвежат, зайчик попрыгайчик, хитрая лисичка, волк зубами  щёлк или летний дождь, восход солнца. Это является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся.
Метод игротерапии   полезен тем, что дети объединяются вместе во время игры, что помогает снятию упрямства, негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы, а также способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке

Метод игротерапии  

  • полезен тем, что дети объединяются вместе во время игры, что помогает снятию упрямства, негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы, а также способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке
Метод вокалотерапии.   Дети поют песни о доброте, о друзьях, природе, заряжаются положительными эмоциями. Вокальное воспитание  оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребёнка, но и на его умственное развитие. Пение – сложный процесс звукообразования,в котором важна координация слуха и голоса

Метод вокалотерапии.

  • Дети поют песни о доброте, о друзьях, природе, заряжаются положительными эмоциями. Вокальное воспитание  оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребёнка, но и на его умственное развитие. Пение – сложный процесс звукообразования,в котором важна координация слуха и голоса
Фольклорная арт-терапия.   Русский песенный фольклор – система интегрированной арт-терапии. Традиционные свойства фольклора – это коллективный характер творчества. Примение на уроках фольклорной арт-терапит развивает у детей музыкальный слух и память, дыхание, голосовой аппарат. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеют логопедические проблемы, для этого применяют на уроках музыкальный материал из программы А.И. Копытина. Это артикуляционная гимнастика, например сказка «Приключение язычка», голосовые игры «Вежливые слова».

Фольклорная арт-терапия.

  • Русский песенный фольклор – система интегрированной арт-терапии. Традиционные свойства фольклора – это коллективный характер творчества. Примение на уроках фольклорной арт-терапит развивает у детей музыкальный слух и память, дыхание, голосовой аппарат. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеют логопедические проблемы, для этого применяют на уроках музыкальный материал из программы А.И. Копытина. Это артикуляционная гимнастика, например сказка «Приключение язычка», голосовые игры «Вежливые слова».
Логоритмические упражнения это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Физминутки очень важная часть урока, она обеспечивает продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, развивает фантазию, воображение, память, пластику движений.  В начальной школе разучиваем «Морские фигуры», «Раз, два-хлопай, хлопай», «Фиксики» и др.

Логоритмические упражнения

  • это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Физминутки очень важная часть урока, она обеспечивает продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, развивает фантазию, воображение, память, пластику движений.  В начальной школе разучиваем «Морские фигуры», «Раз, два-хлопай, хлопай», «Фиксики» и др.
Улыбкотерапия.   Детей с ограниченными возможностями здоровья очень сложно раскрепостить и улыбка – один из эффективных способов. В улыбающемся учителе дети видят друга. Важна на урок и улыбка самого ребёнка улыбнуться – это хороший настрой на позитивный урок. И нет лучшей награды за труд учителя, как видеть своих учеников, счастливо улыбающихся и с радостью смотрящих в будущее.

Улыбкотерапия.

  • Детей с ограниченными возможностями здоровья очень сложно раскрепостить и улыбка – один из эффективных способов. В улыбающемся учителе дети видят друга. Важна на урок и улыбка самого ребёнка
  • улыбнуться – это хороший настрой на позитивный урок. И нет лучшей награды за труд учителя, как видеть своих учеников, счастливо улыбающихся и с радостью смотрящих в будущее.
Восприятие музыки Для того чтобы музыка подействовала на обучающегося, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка - это всегда чувства, эмоции, переживания.

Восприятие музыки

  • Для того чтобы музыка подействовала на обучающегося, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка - это всегда чувства, эмоции, переживания.
Слушание музыки Для слушания на занятиях предлагались следующие темы: «Вальс» С. Прокофьева из балета»Золушка», «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Ночь» из балета «Конёк –Горбунок» Р.Щедрина, «Утро» Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт», Симфония №40 соль минор В.А. Моцарта и др. произведения

Слушание музыки

  • Для слушания на занятиях предлагались следующие темы: «Вальс» С. Прокофьева из балета»Золушка», «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Ночь» из балета «Конёк –Горбунок» Р.Щедрина, «Утро» Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт», Симфония №40 соль минор В.А. Моцарта и др. произведения
Слушая музыку, исполняя песни, делая упражнения, выполняя задания участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна. Арт-терапия, интегрирующая различные виды искусства, помогает учащимся снимать психологическое напряжение на уроках, повысить интерес детей к урокам музыкального искусства.
  • Слушая музыку, исполняя песни, делая упражнения, выполняя задания участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна. Арт-терапия, интегрирующая различные виды искусства, помогает учащимся снимать психологическое напряжение на уроках, повысить интерес детей к урокам музыкального искусства.
Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями. Не случайно, врачи - физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема обязательно связанного с положительными эмоциями. А музыка- это всегда только положительные эмоции
  • Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями. Не случайно, врачи - физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема обязательно связанного с положительными эмоциями. А музыка- это всегда только положительные эмоции
Таким образом, можно сделать вывод, что сила, которая заложена в музыке, способна влиять на физиологические процессы организма, как в двигательной, так и в вегетативной системе ребёнка. Если музыка доставляет удовольствие, то сердечно-сосудистая система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды
  • Таким образом, можно сделать вывод, что сила, которая заложена в музыке, способна влиять на физиологические процессы организма, как в двигательной, так и в вегетативной системе ребёнка. Если музыка доставляет удовольствие, то сердечно-сосудистая система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды
Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства Музыкальные занятия способствуют развитию памяти, воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир. Всё это формирует успешного и сильного человека.
  • Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства
  • Музыкальные занятия способствуют развитию памяти, воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир. Всё это формирует успешного и сильного человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!