СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арт-терапия как средство достижения внутренней гармонии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Арт-терапевтические занятия могут проводиться с детьми в возрасте 6–16 лет, как в индивидуальной форме, так и в условиях класса. Рекомендуется проведение занятий по изображению архетипических тем на уроках рисования. В начале каждого занятия происходит релаксация с погружением в телесные ощущения, затем направляется воображение путем описывания педагогом образов, далее дети приступают к изображению рисунка, после чего придумывают каждый собственную сказку на основе своего рисунка. В конце по желанию детей происходит обсуждение рисунков и сказок-проекций. В рисунках-проекциях ребенок сообщает о своем внутреннем мире, он его социализирует. В спонтанной изобразительной деятельности ребенка на бессознательно-символическом уровне формируются образы, отражающие процессы внутреннего бессознательного. Цель такой спонтанной изобразительной деятельности (арт-терапии) – устранение эмоционально-поведенческих и личностных отклонений у детей.

Просмотр содержимого документа
«Арт-терапия как средство достижения внутренней гармонии»

Электронный журнал







Воспитываем

Арт-терапия как средство достижения внутренней гармонии





Арт-терапевтические занятия могут проводиться с детьми в возрасте 6–16 лет, как в индивидуальной форме, так и в условиях класса. Рекомендуется проведение занятий по изображению архетипических тем на уроках рисования. В начале каждого занятия происходит релаксация с погружением в телесные ощущения, затем направляется воображение путем описывания педагогом образов, далее дети приступают к изображению рисунка, после чего придумывают каждый собственную сказку на основе своего рисунка. В конце по желанию детей происходит обсуждение рисунков и сказок-проекций.
В рисунках-проекциях ребенок сообщает о своем внутреннем мире, он его социализирует. В спонтанной изобразительной деятельности ребенка на бессознательно-символическом уровне формируются образы, отражающие процессы внутреннего бессознательного. Цель такой спонтанной изобразительной деятельности (арт-терапии) – устранение эмоционально-поведенческих и личностных отклонений у детей.

Важная информация

Участники

Школьники 6–16 лет

Цель

Увидеть тревожные зоны, исследовать возможности и ресурсы обучающегося, развить связи с поддерживающими фигурами-защитами в реальности

Задачи

Облегчить психологические страдания ребенка. Предупредить развитие у детей нервно-психических патологий. Снять повышенную тревожность. Корректировать поведенческие отклонения. Смягчить чувство недоверия к миру и враждебности к окружающим. Развить личностное самосознания. Развить способности эмоциональной саморегуляции

Материалы и оборудование

Помещение, пригодное для рисования красками (возможно и в классе), простая или акварельная бумага формата А3, А4, простые цветные карандаши, пастельные мелки, акварельные краски, гуашь, пальчиковые краски; спокойная релаксационная музыка

Примерное время

5 занятий по 45 мин


Занятие 1. «Земля»

45 мин

Ведущий:

Сегодня мы будем размышлять о земле. Что приходит вам на ум, когда вы думаете о земле? Подумайте о двух значениях слова «земля» – мир и почва. Теперь вы закроете глаза, и я буду беседовать с вами под музыку об образах, связанных с землей. Время от времени я буду останавливаться, чтобы дать возможность вашему воображению отправиться в странствие в мир образов.

Сядьте поудобнее, обратите внимание на свое дыхание. Сделайте вдох и выдох. Медленно вдыхайте и медленно выдыхайте. Почувствуйте, как вами овладевает чувство глубокого покоя и расслабления. Теперь, когда вы спокойны и расслаблены, вы приобрели способность вслушаться в мой голос. Сейчас мы отправимся в воображаемое путешествие. Нам всем приходилось иметь дело с землей. Какие-то впечатления из нашего путешествия вам могут показаться знакомыми. Представьте, что вы находитесь в пустыне, оглянитесь вокруг, посмотрите на сухой песок, прислушайтесь к звукам. Что ощущает ваша кожа?

Сейчас представьте, что вы находитесь в дебрях джунглей. Здесь очень высокая влажность. А теперь мы очутились в холодной Арктике. Вокруг только лед и снег. Теперь идем высоко в горы. Что вы видите? А сейчас мы путешествуем вглубь к центру Земли. Что вы чувствуете? Что вы видите вокруг себя? Теперь мы отправимся к поверхности Земли, чтобы повнимательнее рассмотреть почву. Как пахнет почва? Какова она на ощупь? Что-нибудь растет в почве? Быть может, вам даже приходилось ощущать, как содрогается Земля во время землетрясения…

Подумайте о том, что вам больше всего нравится или не нравится в земле. Возможно, у вас уже появились какие-то фантазии на эту тему. Пусть все эти образы свободно проносятся через ваше сознание, и если какой-нибудь образ привлечет внимание, постарайтесь сосредоточиться на нем. Как только вы ясно представите этот образ, откройте глаза и дайте возможность ему перейти на лист бумаги.


Дети рисуют изображение архетипической темы «Земля».После того как дети закончат изображение, происходит обсуждение рисунков. На основе изображенного составляется психотерапевтическая сказка-проекция или диалог между персонажами рисунка.

Занятие 2. «Огонь»

45 мин

Ведущий:

Сегодня мы с вами будем размышлять об огне. Что приходит вам на ум, когда вы думаете об огне? Что представляет собой огонь? Откуда он возникает?

Для того чтобы включить воображение, вам необходимо сесть поудобнее и прислушаться к ритму своего дыхания. Теперь я хочу, чтобы время повернулось вспять и вы бы вспомнили тот момент, когда впервые увидели огонь. На что походит огонь? Какие чувства он вызывает у вас? Что делают и чувствуют окружающие вас люди? Для какой цели вы используете огонь? Для освещения, отопления, приготовления пищи или защиты от диких зверей. Оглянитесь вокруг. Нет ли поблизости вулканов? Не выплескивается ли из них вещество, похожее на огонь? Какие истории вы можете вспомнить о волшебстве огня? Пусть в вашем сознании проносятся картины, как на киноэкране. Возможно, кому-нибудь из вас приходилось разводить костер. Прислушайтесь к звукам, которые издает костер. Что вы чувствуете в темноте, когда вдруг заметили, что кто-то зажег спичку или включил фонарь, чтобы осветить вам путь? Возможно, вам доводилось видеть огромные костры на пляже. Вы видите эту картину на своем экране. На что это походит? Какие звуки вы слышите? Какой запах ощущаете? Подумайте о том, что вам нравится в огне, чем он помогает. Позвольте этим картинам проникнуть в ваше сознание, когда вы медленно делаете вдох и выдох. Теперь рассмотрим огонь с другой стороны. Вам когда-нибудь приходилось видеть, как огонь выходит из-под контроля человека? На что походил такой огонь? Что вы при этом чувствовали? Может, вам даже приходилось испытывать боль от ожога или видеть, как огонь причиняет боль другим людям. Медленно вдыхая и выдыхая, размышляйте о том, что вам не нравится в огне. Может, вам когда-то снился огонь или приходили фантазии, связанные с огнем. На вашем экране, наверное, появилось множество картин. Какая картина задержалась в сознании дольше других?

Дайте этой картине обрести более ясные контуры. Через минуту я попрошу открыть глаза и нарисовать эту картину на листе, расположенном перед вами.


Дети рисуют изображение архетипической темы «Огонь».После того как дети закончат изображение, происходит обсуждение их рисунков. На основе изображенного они составляют психотерапевтическую сказку-проекцию или диалог между персонажами рисунка.

Занятие 3. «Вода»

45 мин

Ведущий:

Сегодня объектом нашего воображения будет вода. Что возникает в вашем сознании, когда вы думаете о воде?

Сядьте удобно, сделайте медленно вдох и выдох. Давайте поразмышляем о воде. Медленно вдыхая и выдыхая, представьте свои ощущения, размышляя о различных видах воды. Представьте ощущения, которые испытывает ваша кожа, когда вы оказались под дождем, ливнем и промокли до нитки. Представьте стремительный поток реки. Как звучит река? Какая вода в реке на вкус? Вам, может, приходилось плавать в море или океане. Какая вода в море на вкус? Что вы видите в воде? Что ощущает ваше тело, когда вы плаваете на поверхности воды? Что вы ощущаете, когда тело полностью погружено в воду? Быть может, вы играете в воде, скатываетесь с водной горки или бегаете летом под разбрызгивателем. Впустите в свое сознание образы.

Иногда же вода доставляет мало радости. Подумайте о том, что испытывает человек, оказавшись без воды. Он испытывает жажду. Что вы испытывали, наглотавшись воды в бассейне или в океане? Приходилось ли вам тонуть? Что вы при этом чувствовали? Быть может, вас захватывал врасплох ливень. Может вы видели наводнение в жизни или на экране? Что вы при этом испытывали? Интересно, какие мечты или фантазии вызывает у вас вода. Задумайтесь на минуту и посмотрите, какие образы и картины возникают на вашем экране. Одну из картин вы видите более отчетливо, чем другие. Сосредоточьтесь на ней. Откройте глаза и нарисуйте эту картину на бумаге.


Дети рисуют изображение архетипической темы «Вода».После того как дети закончат изображение, происходит обсуждение их рисунков. На основе изображенного составляется психотерапевтическая сказка-проекция или диалог между персонажами рисунка.

Занятие 4. «Солнце»

45 мин

Ведущий:

Давайте поразмышляем о солнце. Что вам приходит на ум? Что вам известно о солнце?

Закройте глаза и прислушайтесь к собственному дыханию. Что представляет собой эта таинственная сфера света, которая движется по небу, изменяет свой цвет и форму, а потом исчезает? Как выглядит солнце утром, когда вы просыпаетесь, в полдень и в конце дня? Когда солнце исчезает, все становится холодным и темным. Подумайте о тех историях, которые вы могли бы рассказать об этом теплом и странном светиле. Подумайте о том, какое имеет значение солнце в вашей жизни, как оно вам помогает? Вы видели, как изгибается растение, стремясь получить больше солнечного света? Вспомните ощущения, когда вы лежите на пляже у моря, озера или реки и солнце согревает вашу спину? Что вы при этом чувствуете?

Но иногда солнце способно причинить вред. Вспомните ощущения ожога кожи, когда из-за долгого нахождения под солнцем кожа подгорала. Вы видели, как засыхают растения из-за избытка солнечного света? Подумайте о людях, которые пытаются укрыться в тени от жестокого солнца. Вам когда-нибудь снилось солнце? Подождите немного, и в вашем сознании появятся картины, связанные с мечтами или фантазиями о солнце. Размышляя о том, что нравится и не нравится в солнце, вы заметите, что один образ представляется яснее, чем другие. Сконцентрируйте внимание на этом образе, и как только он станет отчетливее, откройте глаза и нарисуйте его на листе бумаги.


Дети рисуют изображение архетипической темы «Солнце».После того как дети закончат изображение, происходит обсуждение рисунков. На основе изображенного каждый ребенок составляет психотерапевтическую сказку-проекцию или диалог между персонажами рисунка.

Занятие 5. «Мандала»

45 мин

Под релаксационную музыку происходит расслабление и снятие мышечного напряжения. Ребенок закрывает глаза и с подсказками педагога погружается в телесные ощущения. После того как достигается полное мышечное расслабление, ребенок открывает глаза. Ему предлагается бумага формата А3 или А4 и различные средства изображения на выбор. Для изображения мандалы необходимо предварительно начертить простым карандашом на бумаге круг диаметром, максимально возможным по формату бумаги.

Ведущий:

Изобразите рисунок в круге на свободную тему. Можно рисовать все, что захочется, все, что придет в голову, чтобы заполнить круг.


После того как дети закончат, происходит обсуждение рисунков и выбранных тем.Создание мандалы имеет определенное терапевтическое значение. Форма круга способствует психофизической гармонизации и снятию психического напряжения. Круг может выступать визуальным контейнером, обеспечивающим защиту и организацию сложного психического материала, проецируемого на его внутреннее пространство во время создания и созерцания мандал. Он позволяет обрести чувство целостности и завершенности. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!