СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арт-встреча "Музыка и волшебство Н. А. Римского-Корсакого"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

К 180-летию всемирно известного русского композитора, дирижёра и педагога

Просмотр содержимого документа
«Арт-встреча "Музыка и волшебство Н. А. Римского-Корсакого"»

Музыка и волшебство Н. А. Римского-Корсакого

Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русского музыкального искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60-х годов к большому общественному подъёму. Революционные идеи нашли своё отражение в литературе, в живописи, в музыке. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства, в произведениях стремились правдиво отразить жизнь обездоленного народа.

Но каждый художник неповторим. Среди композиторов “Могучей кучки” Римский-Корсаков занимает особое место. С его творчеством расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победе добра над злом, насилием и несправедливостью. Вся жизнь композитора - это беззаветное и бескорыстное служение искусству, верность своим идеалам.

Николай Андреевич родился в небольшом, но по тем временам довольно оживлённом северном русском городе Тихвине 18 марта 1844 года. Судоходная Тихвинка соединяла город с большими реками и озёрами. Вокруг зеленели густые леса. На другом берегу, прямо против скромной усадьбы Римских-Корсаковых, высились белокаменные стены и сияли золотые купола старинного Большого или Богородицкого монастыря. О детстве Ники известно мало. В своих воспоминаниях он добросовестно перечисляет ранние музыкальные впечатления, упоминает о том, что умел целыми часами играть один, что говорит о том, что у него почти не было товарищей, а фантазия работала на славу. Известно, что увлечённый письмами и рассказами брата о дальних краях и океанских плаваниях, он заочно влюбился в море и морское дело, строил модели судов, в играх воображал себя мореходом, терпел кораблекрушения и выплывал из водной бездны. Из его детских писем узнаём также, что уже очень рано он увидел дивную красоту звёздного неба, научился безошибочно различать крупные звёзды, планеты, главные созвездия, вслушивался в пение птиц, следил за цветением деревьев, кустарника, полевых трав. Из него мог вырасти впоследствии зоркий учёный, равно как поэт или художник.

Отец Андрей Петрович был весьма уважаем тихвинским обществом. Любимцем Ники был младший брат отца Пётр Петрович - добродушный чудак, прекрасно певший старые русские песни. Пела их и мать композитора Софья Васильевна, женщина яркая и своеобразная. Софья Васильевна была Нике не только любящей и заботливой матерью, но и другом. Другом, безгранично авторитетным в глазах мальчика, был и Воин Андреевич. Он был старше Ники на целых 22 года, прекрасно играл на фортепиано и свободно читал ноты с листа.

Уже очень рано у Ники проявились задатки композиторского дара: непогрешимое чувство ритма, абсолютный слух, органическое чувство гармонии и тембра и не на последнем месте восприимчивая музыкальная память, на многие годы закрепившая услышанные в детстве напевы и звуки. Но позже Римский-Корсаков вспоминал: “Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, и меня пленяла мысль сделаться моряком. В конце июля я впервые расстался с матерью и дядей: отец повёз меня в Петербург, в Морской корпус”.

В Морском кадетском корпусе Ника пробыл шесть лет по отпускным дням он часто посещал итальянскую и русскую оперу. И почти сразу явилось деятельное отношение к музыке: разыскивание и покупка нот, переписывание и даже перекладывание оперной музыки для исполнения в четыре руки, участие при первой возможности в четырёхручном исполнении симфоний, а затем и в разучивании с товарищами по корпусу хоров из “Жизни за царя”, как именовали тогда оперу “Иван Сусанин”.

В конце 1861 года в жизни Римского-Корсакова произошло событие, имевшее для него, да и для русской музыки, важное значение: Канилле, его учитель и талантливый пианист привёл Нику к Милию Алексеевичу Балакиреву. Превосходный пианист, играющий всё на память, смелые суждения, новые мысли и при этом композиторский талант, перед которым я уже благоговел. У Балакирева он познакомился с Цезарем Кюи. Несколько позже произошло у того же Милия Алексеевича знакомство Ники с известным музыкальным и художественным критиком Стасовым и будущим автором оперы “Борис Годунов”, преображенским офицером в отставке Модестом Петровичем Мусоргским.

В первое же свидание Балакирев ознакомился с композиторскими опытами Римского-Корсакова и, что казалось почти невероятным, одобрил их, сделав только несколько замечаний. Этого мало. Посмотрев отрывочные материалы для симфонии, он потребовал от автора, чтобы тот серьёзно принялся за её сочинение. Встречи стали частыми. Симфония писалась при непрерывном критическом наблюдении и с деятельной помощью Милия Алексеевича. Образцы черпались в оркестровых сочинениях Бетховена и Шумана. Верный своему убеждению, что учиться композитор должен практически, в самом ходе творчества, Милий Алексеевич с восторгом видел, что то, что не давалось Кюи, Мусоргскому, да, пожалуй, и ему самому, чем дальше, тем лучше удаётся Римскому-Корсакову.

Зима и весна 1862 года принесли в семью Римских-Корсаковых новые глубокие перемены. Умер отец. Мать и дядя перебрались на житьё в Петербург, к Воину Андреевичу. Вместе с тем оборвались последние нити, связывавшие Нику с тихвинским детством; побывать в родном городе после 1862 года ему больше не удалось. Весною он окончил Морское училище и почти сразу был зачислен в экипаж быстроходного парусного судна, клипера “Алмаз”, готовившегося к дальнему плаванию. Идти в него Николаю Андреевичу не хотелось. Ещё первые месяцы после отплытия “Алмаза” творческий подъём продолжался, и третья часть симфонии (Анданте), написанная в конце 1862 года, оказалось лучшей, самой оригинальной её частью. Возникали новые музыкальные мысли и планы для уже задуманной, но так и оставшейся в зачатке второй симфонии. Но на этом всё остановилось, источник иссяк.

Николай Андреевич был в глубоком унынии. Сказалась его склонность, замеченная отцом, к “нетерпеливости и гореванию в случае неудачи чего-либо предпринятого”. И правда, в последующие 2 года плавания ему не только не писалось, но и мысль о композиторстве стала казаться несбыточной, а жизнь - сложившейся как нельзя более неудачно.

21 мая 1865 года “Алмаз” бросил якорь в кронштадском порту. Заграничное плавание закончилось. Пережитое отодвинулось в прошлое. К осени друзья съехались в Петербург, возобновились музыкальные встречи. Бодрящая, вдохновляющая атмосфера взаимной заинтересованности, дружбы, чувство общего дела снова захватили вернувшегося. Пришла к быстрому завершению работа над симфонией. Уже 19 декабря состоялось её исполнение. Дирижировал с увлечением Балакирев. На вызовы выходил и чуть угловато раскланивался высокий мичман с обветренным загорелым лицом…

За годы его отсутствия обновилась музыкальная жизнь Петербурга. Ближайшие восемь лет после возвращения из плавания Николай Андреевич остаётся на службе. Но подлинная жизнь композитора проходила не там. Личная особенность дарования ещё ярче и определённее сказалась в двух наиболее значительных его сочинениях второй половины 1860-х годов: в написанной в 1867 году музыкальной картине для оркестра “Садко” и во Второй симфонии “Антар.

В “Садко”, музыка которого через несколько десятков лет целиком войдёт в одноимённую оперу Корсакова, сказка-небывальщина о том, как новгородский гусляр погостил у царя водяного и как игрой на гуслях пустил трепаком всё подводное царство, нашла совершенно оригинальное выражение. „Садко“ Корсакова – чудная вещь, полная фантазии, оригинально оркестрованная. Ежели Корсаков не остановится на пути, то будет огромный талант”. Корсаков не остановился.

В написанном годом позже “Антаре” он почти с непостижимой уверенностью вошёл круг изысканных и прихотливых звучаний арабской музыки. „Антар“ - произведение безусловно великолепное и во многих отношениях образцовое”,- писал его автору Чайковский после исполнения “Антара” в Москве.

Вторая половина 1860-х и начало 1870-х - время знаменательное в истории русской культуры. В это время Мусоргский создаёт оперу “Борис Годунов” и задумывает “Хаванщину”. Бородин работает над оперой “Князь Игорь”. Чайковский пишет “Воеводу” и “Опричника”.

Римский-Корсаков нашёл тему и название своей первой оперы “Псковитянка” у поэта Льва Александровича Мея, уже умершего к этому времени. Совет взяться за неё шёл от Балакирева и Мусоргского, да и обдумывание либретто и необходимые переделки происходили при непременном их участии. Мусоргский написал и текст для двух народных хоров. В “Псковитянке” Мея и ещё выразительнее в опере Римского-Корсакого главная мысль и главный склад иные, нежели в “Борисе Годунове” Мусоргского. Главное действующее лицо “Псковитянки” – народ.

Опера, как и музыка вообще, живёт в исполнении. Созданный композитором образ до времени покоится в партитуре и воплощается только в спектакле.

Арий в этой первой опере Корсакова нет, они считаются в кругу Балакирева смешной и устаревшей приманкой для мало смыслящей в подлинном искусстве оперной публики. Обаятельный образ псковитянки Ольги обрисован в большой мере “Ольгиными аккордами”, как их называл автор, - трогательно чистыми, прозрачными, как ключевая вода.

“Написанные в это лето два романса – „Ночь“ и „Тайна“ были посвящены сёстрам Пургольд, первый Надежде, второй Александре Николаевне. Помню, как картина предстоящей поездки в глушь, вовнутрь Руси, мгновенно возбудила во мне прилив какой-то любви к русской народной жизни, к её истории вообще и к “Псковитянке” в частности. “Псковитянка” была закончена в партитуре 8 января 1872 года и посвящена “дорогому … музыкальному кружку”. Завершение оперы совпало с концом юности Римского-Корсакого. И вот почему.

Летом 1871 года Римского-Корсакого неожиданно приглашают “принять на себя преподавание композиции и инструментовки” в Петербургской консерватории, он предложение принимает.

В конце того же 1871 года умирает в Италии от паралича сердца Воин Андреевич. Морское министерство отрядило лейтенанта Римского-Корсакого в Пизу за прахом брата и его семьёй. Канун отъезда он проводит у сестёр Пургольд, с которыми за последнее время близко сошёлся на музыкальной почве. Александра Николаевна - прекрасная певица. Надежда - пианистка. В вечер перед отъездом, происходит, объяснение в любви Надежды и Николая потому что горе сблизило их. Отрывки из дневника Надежды Николаевны и их переписки полны удивительной прелести и душевной красоты.

13 июня 1872 года в Спасо-Парголовской церкви Надежда Пургольд, 24 лет, и Николай Римский-Корсаков, 28 лет, повенчались.

В это время пьеса А. Н. Островского «Снегурочка», написанная для совместного спектакля Малого и Большого московских театров весною 1873 года успеха не имела. А вот опера Римского-Корсакова на тот же сюжет и тот же текст всё так же молода и свежа и поныне.

На редкость благоприятны оказались и условия, в которых создавалась новая опера. Недаром страницы, посвящённые лету 1880 года, принадлежат к числу самых ярких и поэтичных в “Летописи моей музыкальной жизни”. “ …С первого дня водворения в Стелёве я принялся за “Снегурочку”. Я сочинял каждый день и целый день и в тоже время успевал много гулять с женой, помогал ей варить варенье, искать грибы и т. д. Но музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно.Ни одно сочинение не давалось мне до сих пор с такой лёгкостью и скоростью, как ”Снегурочка“.

В “Снегурочке” он впервые показал, какие необыкновенные блестящие и сверкающие или таинственно-волшебные звучности могут быть извлечены из скромного театрального оркестра.

Два мира живут в произведениях Островского и Римского-Корсакова: мир русской природы и мир берендеев. Живут в согласии, ничем не нарушаемым, пока не родилась и Весны-Красны и Деда Мороза дочка Снегурочка, пока не пришла из леса в слободку “за песнями” и без умысла, сама холодная, как снег, вызвала там смуту своей красотой; но сжалилась над ней мать Весна-Красна, на радость и на горе подарила ей дар любви и при первых лучах летнего солнца Снегурочка растаяла.

“Кончая ”Снегурочку“, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги”, - отметил Николай Андреевич в своих воспоминаниях. Однако ближайшие годы, до самой весны 1889 года, не принесли ни одной оперы и даже ни одного оперного замысла. Да и в иных областях было написано до лета 1887 года совсем немного.

В шестилетие 1881-1886 годов Римский-Корсаков создал только одно значительное произведение - Концерт для фортепиано с оркестром. 16 марта 1881 года после тяжёлой болезни умер Мусоргский. После его смерти весь его архив был передан Николаю Андреевичу. Среди рукописей обнаружилось много неоконченного и просто неизданного - настоящие сокровища.

Сочинения Мусоргского требовали большой дополнительной работы. Надо было дописать эпизоды и целые части “Хованщины” и “Сорочинчкой ярмарки” – двух опер. Над которыми композитор в последние годы работал одновременно, не приведя в порядок и не завершив ни одной.

“Вообще Мусоргский и Мусоргский; мне кажется, что меня даже зовут Модестом Петровичем, а не Николаем Андреевичем, и что я сочинил „Хованщину“, и, пожалуй, „Бориса“.

Ещё одну тяжёлую утрату понесла русская культура: скоропостижно умер Александр Порфирьевич Бородин. Бородин ушёл, не доведя до конца оперу “Князь Игорь” по замечательному литературному памятнику Древней Руси “Слову о полку Игореве”.

Не следует удивляться внезапному обращению композитора к чужому музыкальному миру. После “Снегурочки”, шедевром стала вдохновлённая сюжетами арабских сказок “Тысяча и одна ночь” оркестровая сюита “Шехерезада”. Все четыре части сюиты включают в себя музыкальный образ самой Шехерезады, рассказчицы сказок.

В то же лето 1888 года было создано ещё одно оркестровое сочинение: Увертюра “Светлый праздник”, навеянная детскими воспоминаниями о пасхальной заутрене в Тихвинском Большом монастыре.

Новый способ оркестровки Римский-Корсаков попробовал применить в опере-балете “Млада”, над которой стал работать тогда же, в 1889 году. И действительно, лучшими эпизодами “Млады” оказались массовая народная сцена второго действия - праздник Купалы и всё третье действие - ночь на горе Триглав. Здесь громадный оркестр оправдал себя вполне. Первое представление состоялось на сцене Мариинского театра только 20 октября 1892 года. Сам Балакирев, к этому времени находившийся с Римским-Корсаковым в холодных отношениях, назвал музыку появления Египетского зала и последующую сцену “просто гениальной”. Несмотря на успех премьеры, “Млада” в репертуаре не удержалась.

Начало 1890-х годов было для Римского-Корсакова во многих отношениях небывало тяжёлым. Оно принесло ему семейные горести - смерть матери, тяжёлую болезнь жены и среднего сына Андрея, смерть самого младшего - Славчика и меньшой дочери Машеньки. Каждый человек болеет по-своему. Римский-Корсаков и в пору своего душевного кризиса сохранил и даже ещё ярче ощутил пожирающую жажду познания. Но композитор возвращается к музыке, возвращается обогащённый пережитым и передуманным.

Издавна его тянуло к опере на сюжет гоголевской повести “Ночь перед Рождеством” из того же сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Новая опера содержала несколько прекрасных музыкальных эпизодов, начиная с увертюры, создавшей у слушателя почти физическое ощущение декабрьской ночи. На сцене Мариинского театра “Ночь перед Рождеством” показали 28 ноября 1895 года. Но петербургские рецензенты за редким исключением встретили оперу не просто холодно, но с нескрываемой враждебностью.

Летом 1889 года на руководимых Римским-Корсаковым Русских симфонических оркестровых концертах в Париже французский музыкальный мир открыл для себя творчество “Могучей кучки”. “Сбор был полный и успех большой, - отмечает в своих воспоминаниях Николай Андреевич. -…На концерты съехались музыканты из других городов… Бельгийцы расстались со мною дружески”.

После 1897 года Римский-Корсаков пишет “Царскую невесту”. Два женских образа создают неповторимую атмосферу оперы, два предельно контрастных женских образа: Любаша и Марфа. Недаром “Царская невеста” написана вслед 1897 годом, после решительного поворота композитора к широкой мелодии и к тому, что он сам назвал “истинной вокальной музыкой”. Первая постановка оперы состоялась 22 октября 1899 года, и её успех превзошёл даже триумф “Садко”.

Николай Андреевич принадлежал к числу тех композиторов, для которых имеет силу закон “творческого маятника”. После исторической трагедии “Царская невеста”, на следующее же лето была написана “Сказка о царе Салтане” - весёлая опера-небывальщина в духе занимательного ярмарочного представления.

Римский-Корсаков, чьё искусство звукописи уже давно было известно и признано даже самой недоброжелательной критикой, превзошёл здесь, кажется, самого себя.

Опера “Сказка о царе Салтане”, как ранее и другие оперы, была поставлена в Москве, в Русской частной опере.

На 100-летний юбилей А. С. Пушкина Римский-Корсаков откликнулся ещё одним произведением - кантатой для двух солистов, мужского хора и оркестра “Песнь о вещем Олеге”, прямо посвящённой памяти А. С. Пушкина.

Не полное знание, но ясное понятие - такова, пожалуй, ближайшая цель преподавания теоретических предметов вообще. Ясное понятие в сочетании с необходимыми практическими навыками - вот вывод, к которому пришёл Римский-Корсаков в ходе многолетнего педагогического опыта.

Заниматься в классе композиции у Римского-Корсакова было и трудно и крайне интересно. Постепенно ведя учеников от более простого к сложному, Римский-Корсаков не придерживался шаблона и всегда был готов отступить от общего порядка для того, чтобы оживить интерес или увлечь ученика привлекательным для него заданием. С некоторыми у него возникала дружба, нередко тесная и глубокая.

За 37 лет преподавания в Петербургской консерватории через класс Римского-Корсакова прошло более 230 музыкантов. Среди них были многие в будущем известные русские и иностранные композиторы.

Николай Андреевич не был революционером. Как и многие, был потрясён “кровавым воскресеньем”. Настолько потрясён, что просил не говорить с ним о происшедшем. Зная сдержанность и самодисциплину Корсакова, можно только подозревать, какая буря гнева и негодования кипела в нём.

10 февраля 1905 года сходка учащихся Петербургской консерватории “постановила: присоединиться к постановленной московскими художниками и музыкантами резолюции, подкрепив свой протест забастовкой”. Революция вошла в стены консерватории.

Написанное в 1903 – 1905 годах “Сказание о граде Китеже ” теснейшим образом связан с ранее созданными операми Римского-Корсакова. С одними сближают его глубина и необычная для оперы значительность темы. Ведь речь в ней идёт об одном из самых трагических моментов в истории русского народа - татарском нашествии 13 века и об одном из самых фундаментальных вопросов жизни - истинности или мнимости добра. “Сказание о невидимом граде” занимает совершенно исключительное, единственное в своём роде место не только среди опер своего автора, но и среди сценических созданий Глинки, Мусоргского, Бородина, Танеева, да и всей оперной музыки вообще.

15 февраля 1908 года “Сказание” показал Большой театр. Несмотря на превосходное музыкальное руководство В. И. Сука и уже давно укоренившуюся у москвичей любовь к музыке Римского-Корсакова, успеха не было и здесь. Опера казалась длинной, скучной, лишённой действия.

Сам Римский-Корсаков видел в своей опере сочинение, завершающее его творческий путь, своего рода итог его музыкальной жизни. Одно время он даже думал не давать “Сказания” театрам и оставить его произведением, имеющим быть исполненным после смерти автора.

“Кащей бессмертный” – опера, поставленная в самый накануне будущих революций 1917 года стала как бы прямым откликом на близившиеся, а потом и совершившиеся исторические события.

“Золотой петушок” - последняя опера Римского-Корсакова. Несомненно одно: в “Золотом петушке” Римский-Корсаков сказал своё последнее и самое веское слово о русском самодержавии, о холопском недуге и о вспоенных им людишках, годных лишь на то, чтобы с них вылепили смешные и страшные маски для ярмарочного балагана.

Вскоре, после завершения “Золотого петушка”, потянулась горькая цепь тревог, связанных с всё более осложнявшейся невозможностью постановки его на русской сцене. Читать письма Николая Андреевича этих месяцев больно: кажется, что присутствуешь при жестоком надругательстве над великим художником, уже тяжело больным, уже стоящим на пороге гибели. Проблески надежды сменяются новыми ударами. Опера не пойдёт в Большом театре, не пойдёт и в Мариинском. Последний удар: запрещена вообще к остановке.

После приступа стенокардии в апреле, он переезжает в Любенск под Лугой, (Ленинградская область) впервые не в наёмный дом, а к себе. Здесь настигает его последняя весть о запрещении оперы и последний сердечный приступ. В ночь на 8 июня 1908 года, во время сильной грозы навсегда остановилось сердце Николая Андреевича. Теперь в загородной усадьбе находится Мемориальный музейный комплекс композитора. Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Великой силой своего огромного таланта умел Римский-Корсаков выразить в своих творениях всё прекрасное, что окружает человека в жизни: красоту и любовь, веру в торжество света и правды, мечту о лучшем будущем, народную мудрость и силу народного искусства, великолепие родной природы. Но гневным и обличительным становилось перо художника, когда он хотел заклеймить отрицательные стороны жизни - деспотизм, жестокость и несправедливость, глупость и ханжество. Человеком гуманным и кристально чистым, художником, безраздельно посвятившим музыке всю свою жизнь, вошёл Николай Андреевич Римский-Корсаков в историю русского искусства и навеки прославил его.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!