Выхода не было. Решил тогда Язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю,- «проткнуть» языком верхнюю губу,
а затем и нижнюю Губу. «проткнуть» языком нижнюю губу,
В это время Ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему,
но Зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать кончик языка, покусать
кончик языка.
«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!» — возмутился Язычок. А Зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать Язычок сначала с одной стороны, а потом и с другой. пожевать язык боковыми зубами,
И с правой,
и с левой стороны он оказался невкусным. пожевать язык справа, пожевать язык слева.
Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать. покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать
Язычок спрятался за Зубами. А Зубки не унимались и продолжали жевать.
Они пожевали нижнюю Губу, а затем и верхнюю. покусать нижнюю губу по всей длине,
покусать верхнюю губу,
Нижняя Губа обиделась, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение,
а верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно).поднять верхнюю губу, обнажив
верхние зубы и придав лицу выражение улыбки,
А Зубки все не успокаивались. Они попытались откусить кусочек щеки. закусить
изнутри щеки боковыми зубами,
Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?»
Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние Зубки. провести языком между губами и верхними зубами, как бы очищая их, провести языком между губами и нижними зубами,
И еще раз верхние и, конечно же, нижние провести языком между губами и зубами,
Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать».обнажить зубы, растянув губы в улыбке.
После того как дети «инсценировали» путешествие язычка, хорошо запомнили весь текст и очередность артикуляционных действий, можно перейти к стихотворной форме артикуляционной гимнастики.
Вот зарядка язычка:
Влево — проткнуть язычком левую щеку,
вправо, проткнуть язычком правую щеку,
Раз, еще раз левую,
два, еще раз правую щеку,
Вверх — проткнуть язычком верхнюю губу,
вниз, затем нижнюю,
Вверх — вниз,
Язычок, не ленись!
Губы, просыпайтесь! «вибрато» губами,
Ротик, открывайся! широко открыть рот,
Язычок, покажись покусать кончик язычка,
И зубов не страшись! высовывать язык вперед и убирать назад,
покусывая всю поверхность языка,
А зубы-то, а зубы
Кусают даже губы. покусать нижнюю губу по всей поверхности,
Кусаются, кусаются покусать верхнюю губу по всей поверхности,
И не унимаются.
А губы то хохочут, в улыбке открыть верхние зубы,
То сильно обижаются, вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение,
То весело хохочут, в улыбке открыть верхние зубы,
То снова обижаются вывернуть нижнюю губу,
Зубам надоело кусать —
Стали язык жевать. пожевать язык боковыми зубами,
Язычок — не лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный!
Зубки, зубки, успокойтесь,
Хорошенечко умойтесь, провести язычком между верхней губой и зубами,
Не сердитесь, не кусайтесь, провести язычком между нижней губой и зубами,
А вместе с нами улыбайтесь! улыбнуться.
Автор сказки — С. А. Коротаева. За основу артикуляционной гимнастики взяты первые 10 упражнений из работы В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса».