СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Артикулиционная гимнастика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного звукопроизношения детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефекты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт.

Просмотр содержимого документа
«Артикулиционная гимнастика»

Уважаемые взрослые!

Неправильное произношение приносит много огорчений детям. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного звукопроизношения детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефекты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребёнка правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет право произносить неправильно!

Это важно знать!

1.Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых согласных, типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]...).

2.По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно

мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.

3.Позже появляются и тяжелее всего ребёнку даются свистящие ([с], [сь], [з], [зь], [ц]),

шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь], [л], [ль]). В норме усвоение всех звуков русского языка заканчивается к 4-5 годам.

Основные виды речевых нарушений:

1.Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш говорит ука или вместо лук - ук;

2.Замена звука. Например, ребёнок может заменять [ц] на [ть] (типлёнок); [ш] на [с]; [р]

на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.;

3.Искажение звука, проявляющееся например:

—в межзубном произнесении некоторых звуков

—в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук);

—в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка).

Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умст-венном развитии ребёнка и полноценном слухе) физиологическое косноязычие.

Но если эти нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо срочно обратиться за консультацией к логопеду и начать занятия под его руководством.

Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к логопеду за консультацией. Ведь уже с 3—4-летнего возраста дети могут выполнять упражнения для губ и языка.

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта):

— плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой)слух;

— недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков;

— дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);

— отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, «сюсюканье»).


Звук “С”

При произнесении звука “С”:

• губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

• зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

• кончик языка упирается в нижние резцы,

• передняя часть спинки языка выгнута,

• боковые края языка прижаты к коренным зубам,

• вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

• между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,

• сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,

• голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук С.



Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Улыбка”

Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.











Звук “З”

При произнесении звука “З”:

• губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

• зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

• кончик языка упирается в нижние резцы,

• передняя часть спинки языка выгнута,

• боковые края языка прижаты к коренным зубам,

• вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

• между передней частью языка и передними верхними зубами образуется

• щель,

• сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,

• голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому

небу и вперед


Артикуляционная гимнастика. Звук З.


Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Улыбка”

Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.




Звук “Ц”

При произнесении звука “Ц”:

• положение губ нейтральное,

• зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

• кончик языка упирается в нижние резцы,

• передняя часть спинки языка выгнута,

• боковые края языка прижаты к коренным зубам,

• вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

• артикуляция в два этапа:

1. передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

• сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум,

• голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ц.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Улыбка”

Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Киска сердится”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз.






Звук “Ш”

При произнесении звука “Ш”:

• губы вытянуты вперед и округлены,

• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

• средняя часть спинки языка прогибается,

• задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,

• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

• сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,

• голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ш.


Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.









Звук “Ж”

При произнесении звука “Ж”:

• губы вытянуты вперед и округлены,

• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

• средняя часть спинки языка прогибается,

• задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,

• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

• сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,

• голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ж.



Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.


Звук “Ч”

При произнесении звука “Ч”:

• губы вытянуты вперед и округлены,

• зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

• кончик языка касается резцов,

• средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,

• весь язык несколько продвинут вперед,

• артикуляция в два этапа:

1. средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

• струя воздуха сильная и короткая,

• голосовые складки разомкнуты – голос не производят.


Артикуляционная гимнастика. Звук Ч.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Грибок”

Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.


Звук “Щ”

При произнесении звука “Щ”:

• губы вытянуты вперед и округлены,

• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

• кончик языка поднят до уровня верхних зубов,

• передняя часть спинки языка несколько прогибается,

• средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу,

• задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед,

• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

• сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов,

• голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук Щ.

Название упражнения,

Описание упражнения

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.










Звук “Л”

При произнесении звука “Л”:

• положение губ нейтральное,

• зубы сближены до расстояния 2-4 мм,

• кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов,

• спинка языка опущена,

• задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу,

• боковые края языка опущены,

• слабая струя воздуха проходит по бокам языка,

• голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

Артикуляционная гимнастика. Звук Л.


Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Окошко”

Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Иголочка”

Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.




Звук “Р”

При произнесении звука “Р”:

• положение губ нейтральное,

• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

• спинка языка опущена,

• задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,

• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

• сильная струя воздуха проходит посередине,

• голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.


“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Грибок”

Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

“Лошадка”

Цокание языком

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Улыбка”

Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Пулемет”

Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:

“Д-д-д-д”.

“Моторчик”

Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок).

“Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!