СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Арттерапия – как здоровьесберегающая технология на уроках изобразительного искусства»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Арттерапия – как здоровьесберегающая технология на уроках изобразительного искусства»»



Статья для выступления на педагогическом совете


«Арттерапия – как здоровьесберегающая технология на уроках изобразительного искусства»

Докладчик Тимофеева Т.Н.

Рассмотрение целей и задач учебных занятий, типологии и структуры урока и педагогических требований к нему, особенностей состава учащихся помогает осознать важность, необходимость и сложность выбора путей совершенствования организации обучения. Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения учения. Взаимодействие структурных компонентов урока, характер их связей вытекает из законов, закономерностей и принципов обучения.


В последние годы начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, а главное, творчество.
Забота о нравственном и духовном развитии подрастающего поколения побуждает педагогов к совершенствованию воспитательной стороны урока. Художественное воспитание учащихся в современной системе воспитания не может быть второстепенным. «Сохранение естественности постижения искусства - необходимое условие художественного воспитания.

И не только художественного, но и всякого воспитания - идейного, интеллектуального, нравственного и трудового».
Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности учащихся, развивает пространственное воображение, творческие способности.
Важная задача образовательной области «Искусство» - гармонизация абстрактно-логического и образного мышления учащегося, это особенно важно на начальном этапе обучения, когда он только входит в учебную деятельность. Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на учащихся значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым сохраняя здоровье детей.
А что такое здоровье учащегося? Это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществление творческих планов, создание семьи, рождение и воспитание детей, овладение достижениями культуры. Урок изобразительного искусства может помочь учащемуся увидеть себя по-другому, позитивно относиться к себе, а это даст контакт с окружающим миром. Ведь трудный ученик – труден в первую очередь по отношению к себе. Он плох, неспособен ничего создать?!
Искусство помогает ему осознать себя, стать творцом, и если такой учащийся что-либо производит на уроке – он освобождается от отрицательных эмоций. В данном случае урок изобразительного искусства – средство возрождения естественного развития детей.
Акт рисования в психологии является ярким выражением сущности человека. Не секрет, что сейчас очень много тестов – рисунков, помогающих психологам в диагностике различных заболеваний. А учитель изобразительного искусства, если он знаком с психологией детского рисунка, может не только констатировать факт обо всех негативных сторонах жизни и развития ребенка, но и постараться исправить, успеть изменить в лучшую сторону. Во многих трудах по психологии неоднократно подчеркивается то, что урок изобразительного искусства способен остановить отрицательное развитие личности. Но эта работа должна быть системной, последовательной, поэтому необходимо педагогическое планирование.
«Планирование - это процесс разработки организационного чертежа, формирования в мозгу модели (системы), которая впоследствии руководит деятельностью».
Для оказания психолого-педагогической помощи используются различные виды терапевтического воздействия: терапия отвлекающими впечатлениями, терапия занятостью, трудовая терапия и др. При этом арттерапию (термин «арт-терапия» ввел А.Хилл) рассматривали как частный случай трудовой терапии, основным содержанием которой становились ремесла и другие виды художественного творчества (Л.Д.Лебедева и др.). Как самостоятельная область теоретического и практического знания арттерапия обосновалась примерно в 30-е годы 20-го столетия. Первоначально словосочетанием «арттерапия» обозначали различные методы использования всех видов искусств и творческой деятельности с терапевтическими целями. Развиваясь как самостоятельное направление психолого-педагогической помощи, арттерапия заимствует прогрессивные фундаментальные теории и практические сведения из психологии, педагогики, искусства. Искусство, как деятельность, представляет собой экспериментирование людей художественными образами, символами в качестве заместителей реальных объектов.
Сегодня арттерапия в научно-педагогической литературе рассматривается, как средство позволяющее заботится об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности (Г.В.Бурковский, А.И.Захаров, Т.З.Зинкевич-Евстигнеева, О.А. Карабанова, А.И. Копытин, Е.Н. Лебедева, Л.Д. Лебедева и др.).
Арттерапия, как инновационная технология, в образовании характеризуется: комплексом теоретических, практических идей, многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями, относительной самостоятельностью от составляющих педагогического процесса обучения, способностью к интеграции и трансформации.
Анализ современных исследований позволяет констатировать полезность применения этого метода не только для лечебных целей, но и коррекционно-педагогических. Так, работа с красками, лепка, является не только безопасными способами снятия напряжения, но и предоставляет возможность для самовыражения, «выхода» агрессивных чувств в социально приемлемой манере, способствует формированию представлений о форме предмета, ориентировки в пространстве бумажного листа и др. По цвету работы, выполненной учащимся в определенный отрезок времени, можно определить состояние его нервной системы, эмоциональный настрой, физическое состояние внутренних органов. Таким образом, рисование в арттерапии рассматривается как специальная техника, позволяющая осуществлять балансировку физического, психического и эмоционального состояния учащегося, посредством выбора адекватных методов оздоровления, психологической коррекции, социальной терапии.
Рассматривая рисование как своеобразный рассказ о своем индивидуальном развитии и формировании отдельных систем организма, Л.С. Выготский писал, что рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции как зрение, речь, мышление, двигательную координацию. Рисование и лепка являются родственными с письмом действиями, обладающими свойствами преобразования в «новый орган мозга – особо точный и образный инструмент языка и речи» (В.В. Клименко). Собственно, это рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать, как утверждал Д.Н.Узнадзе.
Составляющими арттерапевтического пространства являются изобразительные средства и материалы: карандаши, фломастеры, краски, гуашь, восковые мелки, свечи, тушь, пастель, соус, клейстер, сангина, художественный уголь, кисти (разных размеров), палитра, баночки с водой, губка, валик, бумага разных форматов, цветов, и оттенков, фольга, нитки, веревки, скотч, ножницы. Иногда используется соль, песок, природный, поделочный и иные материалы для создания объемных композиций и др.
Для организации арттерапевтической работы используются различные способы действия с художественными материалами: манипуляции с целью исследования физических свойств материалов; деструктивные действия, в результате, которых учащийся может рвать бумагу, портить карандаши, разливать воду, краску и др.; стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков, действий; рисование графических пиктограмм; создание художественных образов, отвечающих потребности в самовыражении и коммуникации с окружающими.
Так, смешивание и разбрызгивание красок, размазывание по поверхности пластилина используется при работе с учениками, пережившими какие-либо травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности. Занимаясь с замкнутыми, эмоционально тревожными детьми желательно использовать материалы и художественные техники, позволяющие работать на больших форматах бумаги, доски, асфальта при этом целесообразно применять кисти больших размеров, валики, что задействует максимальное количество групп мышц тела. Самостоятельный выбор материалов, средств, для работы возможен после определенного периода знакомства с художественными материалами и техниками.
Наряду с общепризнанными техниками (серийное рисование, спонтанные рисунки и др.), рекомендуется использовать нетрадиционные художественные техники рисования (рисование пальцами, ладошкой, нитками, с помощью соли, рисование под музыку, методом напыления, оттиск пробкой, пенопластом, монотипия, кляксография, и др.).
Работа в нетрадиционных техниках стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Все виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Отображение действительности с использованием нетрадиционных техник менее утомительно; у учащихся сохраняется активность, работоспособность на протяжении достаточно длительного времени, отведенного на выполнение задания.
Использование нетрадиционных техник позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их желания, интерес. Кроме того, каждый может выбрать ту технику, которая ему больше нравится. Использование нетрадиционных техник способствует развитию не только познавательной деятельности, но и помогает создать у учеников атмосферу личностной безопасности, эмпаническое принятие другого учащегося (при групповой форме организации арттерапевтической работы), эмоциональную поддержку.
Арттерапия или терапия искусством использует научные и прикладные результаты исследований в образовательных, воспитательных, коррекционных и терапевтических целях развития личности детей.
Такие изменения и корректировки некоторых моментов уроков очень полезны, так как позволяют оценивать психологическое состояние учащихся и вовремя помочь. Они не повредят, наоборот урок будет интересным и необычным. А анализ рисунков можно использовать как на традиционных уроках, так и на уроках с применением новых нетрадиционных технологий не только в коррекционной, но и в любой общеобразовательной школе.
Хотелось бы отметить, что для проведения уроков изобразительного искусства с использованием, как арттерапии, так и нетрадиционных техник большое значение имеет наличии отдельного кабинета или зоны художественного творчества.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!