СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арттерапия на уроках музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии арттерапии и артпедагогики на уроках музыки имеют разные теоретические основы. Однако оба направления дополняют друг друга в одном коррекционно-развивающем процессе, обеспечивая профилактико-оздоровительное развитие.(Статья)

Просмотр содержимого документа
«Арттерапия на уроках музыки.»

Технологии арттерапии и артпедагогики на уроке музыки.

Арттерапия и артпедагогика имеют разные теоретические основы, различаются по сущности, задачам, содержанию и технологии. Однако, оба направления дополняют друг друга в одном корреккционно-развивающем процессе, обеспечивая профилактико-оздоровительное, лечебно-адаптационное воздействие на здорового школьника и с проблемами в развитии.

Артпедагогика и арттерапия преследуют одну единую цель – гармоническое развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством музыки, участия в общественной и культурной деятельности в микро и макро-социуме. Артпедагогика осуществляет воспитание и обучение, развитие школьника средствами музыкального искусства, формирование у них основ музыкальной культуры и овладение практическими умениями в пении, слушании музыки и танце.

Арттерапия осуществляет освобождение от негативных состояний, снятие нервно-психического напряжения, формирование межличностного поведения, т.е. больше лечебную функцию. Арттерапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными педагогическими и др. средствами.

Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных и коррекционных целях. В работе учителя музыки применяется активная музыкотерапия, предполагающая активное включение школьника в музыко-терапивтический процесс посредством пения (вокалотерапия) или движения (кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия) и игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия). Богатые чувства и высокие мысли являются главными составляющими этого вида арттерапии. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и аретотерапия – лечение идеалами.

Работа по музыкальному развитию школьников осуществляется через музыкальное восприятие, пение и знакомство с музыкальной грамотой, а также музыкально-ритмические занятия.

Cпособность воспринимать музыку, слышать основное в её содержании, сопереживать отражающимся в ней чувствам, понимать значение выразительных средств – всё это не является природными способностями человека, а поддаётся воспитанию и развитию в процессе музыкальной деятельности. Слушая высокохудожественную музыку под руководством педагога, дети накапливают опыт активного восприятия разнообразных произведений, уточняют знания о жанрах музыкального искусства, о выразительности музыкального языка, о певческих голосах, музыкальных инструментах, хорах, оркестре, о жизни и творчестве композиторов. Осуществляя вокальное развитие школьников, педагог выполняет основную задачу – научить любого ребёнка петь, независимо от его природных данных, максимально развить его вокальные возможности.

Освоение элементов музыкальной грамоты: (нотная запись, понятия «длительность», «метроритм», «пауза», «нотный стан» и др.) происходит с использованием наглядно-предметных моделей («лесенка», чтобы показать движение мелодии вверх, вниз), графического изображения музыкальных структур (ритмического рисунка, разных длительностей через узкие и широкие прямоугольники или полоски).

Другим видом исполнительской музыкальной деятельности в школе являются музыкально-ритмические движения на уроках ритмики. Специальная работа над движениями, выработкой правильной осанки, умением регулировать мышечное напряжение, развитием чувства ритма положительно влияет на произносительную сторону речи. Взаимодействие музыки и устной речи при декларации песен; вслушивание в мелодию, развитие слухового восприятия основных её средств (темпоритмической, мелодической организации, динамических оттенков) содействуют овладению различными модуляциями голоса, динамическими оттенками, слитностью речи, ритмической организации слов, фраз, изменением темпа речи. Взаимодействие музыки, движений и устной речи при соответствующем эмоциональном настрое уч-ся является основой музыкально-ритмической работы. Способствуют развитию чувства ритма, способности с большой точностью различать свои движения во времени и пространстве методика В.А.Кручинина.

Важное место в укреплении системы художественно-эстетического развития играет организация работы с родителями. Можно использовать разные формы: участие родителей в общешкольных вечерах, спектаклях школьного театра, совместных поездках в театр, на выставки, участие в массовых народных праздниках «Масленница», «Весенняя капель», в традиционном школьном празднике «Последний звонок» и т.д.

Методы и приёмы развития навыков художественно-творческой деятельности детей представляют собой систему целенаправленных действий педагога, организующего познавательную и практическую деятельность учащихся. Можно опираться на классификацию, предложенную Ю.К.Бабанским:

  1. методы организации учебно-воспитательной деятельности;

  2. методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

В первой группе применяются :

  • Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа и др.);

  • Наглядные (исполнение художественных произведений, рассматривание произведений ИЗО искусства, фотографий, предметов, музыкальных инструментов и т.д.);

  • Практические упражнения в выполнении тех или иных действий, применяемых в разных видах художественной деятельности. Эти методы направлены на передачу педагогом учебной информации и её активное восприятие учащимися. Педагог создаёт атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в художественных произведениях. Словесные методы помогают восприятию информации и осознании её, запоминанию для дальнейшего оперирования ею. С их помощью дети осваивают художественные термины, закрепляют знания, умения и навыки. Существенное значение в обучении пению имеет предварительная работа над пониманием текста песен, что облегчает и передачу мелодии. Этому способствует определённая организация занятия, предполагающая вступительную беседу, анализ содержания песни после эмоционального исполнения её педагогом.

Наглядные методы дают непосредственное представление о предметах искусства, способах и приёмах создания художественных образов.

В обучении музыки широко используется наглядно-слуховой метод, основанный на исполнении (педагогом на муз. инструменте или с помощью технических средств) произведения в целом или отдельных его фрагментов для лучшего восприятия и запоминания детьми с целью акцентирования внимания на некоторых выразительных особенностях произведения (изменениях темпа, ритма, смены частей и т.д.).

Методы обучения отбираются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей в процессе общения педагога с детьми на занятиях или в условиях внеклассной работы.

Методика В.И. Петрушина показывает, что в содержании занятий надо включать исполнение песен, жизнеутверждающего характера, т.к. это оказывает положительное воздействие на мироощущение человека. Для того, чтобы музыка оказала положительный эффект, надо подготовить ребёнка (сесть в удобной позе, сосредоточиться на музыкальном «рассказе»), можно использовать аудиозаписи: «Морской прибой», «Волшебство леса», «Шум дождя», «Рассвет в лесу» и др. после прослушивания предложить детям рассказать, что «видел», чувствовал, «делал» ребёнок в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать. Повышению эмоционального тонуса, снятию эмоционального возбуждения способствуют музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с отчётливым ритмом. В начале предложить музыкальный фрагмент, отражающий настроение, состояние детей, а затем мелодию со светлым звучание, вселяющей надежду. Потом можно исполнить динамичную, жизнеутверждающую, создающую уверенность в себе, твёрдость духа. Наибольший эффект вызывают классические произведения. Расслабляющее воздействие оказывают произведения П.И. Чайковского «Сентиментальный вальс», «Баркарола»; К.Сен-Санса «Лебедь»; С.В.Рахманинова «Концерт №2, начало 2-щй части»; Ф.Шопена «Ноктюрн фа-мажор», «Ноктюрн ре-бемоль мажор» и др.

Музыкотерапию можно проводить в форме прослушивания музыки в «живом»:

ребёнку предлагается образ исполнителя, что он играет на музыкальном инструменте(скрипке, фортепиано) или дирижирует оркестром. Хорошо, когда сочетаются способы восприятия. Например, в видеозапись ярких картин природы на экране телевизора, в сопровождении показа музыкой П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова. При этом детям предлагается, как бы шагнуть вглубь изображения, выполнить соответствующие действия: поймать бабочек, потрогать прохладную воду и др.

Практика работу в ОУ показывает, что учитель музыки может успешно выполнять свои обязанности по художественному развитию детей средствами искусства при условии глубокого изучения индивидуальных особенностей своих воспитанников в применении современных коррекционных технологий художественной педагогики, артпедагогики и арттерапии. В.И.Петрушин широко использует приёмы музыкально-образной медитативной психотерапии, основанной на благотворном воздействии на душевное состояние человека, слуховых и зрительных образов, имеющих различную эмоциональную окраску, и возвышения этих образов в процессе направленных размышлений до уровня их общечеловеческой значимости. Им разработан практический подход к арттерапии средствами музыки, пробуждение внутренних защитных сил организма: дыхательные упражнения, ритмические движения и танцы; просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи; прослушивание насыщенных музыкальных произведений; глубокое расслабление под музыку в состоянии медитации и на его основе формирование исцеляющего мировоззрения.

Примеры специальных упражнений и игр по приобщению уч-ся к миру прекрасного:

«Праздничный марш»

Цель: формировать умение передавать динамику, темп музыкального произведения, обеспечивать мышечную регуляцию. Представить себя идущим на праздник в нарядной праздничной одежде. Идти уверенным, решительным шагом. Спина прямая, голова приподнята.

«Карнавал животных» (К.Сен-Сан из сюиты "Карнавал животных"

Цель: формировать умение сопоставлять музыкальный образ с индивидуальным личным опытом. Согласно музыке дети движением танца передают образы животных: белка – лёгкость и полётность, слон – солидность и устойчивость и т.д.

«Привет солнцу»

Цель: развивать очистительное и тонизирующее дыхание. Такт 1. Медленно поднимать руки вверх, как бы забирая из организма все имеющиеся в нём плохие ощущения. Такт 2. Задержка дыхания, представляя что все неприятности находятся в поднятых руках. Такт 3. Выдохнуть воздух через рот, произнося «Ха», опустив руки, сбросив свои неприятности. Повторить 3 раза.

«Музыкальная мимика»

Цель: передать эмоции человека, выраженные в музыке, мимическими признаками их выражения. Дети слушают музыку с разным эмоциональным содержанием и показывают адекватный ей мимический шаблон (радость, испуг и т.д.).

«Спой про своё настроение»

Цель: уметь основными эмоциями человека передать выражение своих переживаний. Педагог предлагает ребёнку спеть или сыграть о своём настроении в данный момент; об эмоциональном состоянии друга.

«Ритмическое прощание»

Цель: релаксация, снятие напряжения. Поклон девочек, затем мальчиков («Вальс», музыка Р.Глиэра).

Ритмическое «Эхо»

Педагог прохлопывает ритмический момент из материала занятия, а дети отвечают хлопками, повторяя заданный ритмический рисунок.

«Я певец»

Цель: учить создавать образ «певца» (с опорой на звукозапись знакомой детской песни). Детям предлагается представить себя «певцами» и по одному «с микрофоном» исполнить знакомую песню, представив себя участником конкурса «Утренняя звезда». В случае затруднений при передаче образа ребёнок может исполнить песню «дуэтом с педагогом». Остальные дети изображают зрителей и жюри.

«Цветы на лугу»

Цель: релаксация, снятие мышечных зажимов. Сидя, согнув ноги в коленях, обхватив их руками и опустив голову, дети изображают спящие цветы. Под музыку педагог предлагает «цветам» раскрыться и подставить головки солнышку. Дети, раскинув руки, расслабляются, закрыв глаза, несколько минут спокойно отдыхают.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!