СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аспекты этнопедагогики и этнопсихологии народов Крайнего Севера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в сфере воспитания и образования молодого поколения, морально- этические взгляды на исконные ценности семьи, рода, народности, нации, контроль и коррекция поведения внутри этноса; отношение к природе, межэтнические взаимоотношения. В центре этнопедагогики – ребёнок в традиционной культуре хантов, ненцев, селькупов, эвенов, русских, украинцев, татар и любой другой национальности. Изучение народного опыта помогает прояснить многое в деле воспитания, особенно относительно роли жизненных явлений и факторов в формировании личности человека.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнопедагогика, семейное воспитание, принцип целесообразности, роль запретов, природоохранительные функции, экологический календарь, этнопсихология.

Просмотр содержимого документа
«Аспекты этнопедагогики и этнопсихологии народов Крайнего Севера»

Аспекты этнопедагогики и этнопсихологии народов Крайнего Севера

АННОТАЦИЯ. Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в сфере воспитания и образования молодого поколения, морально- этические взгляды на исконные ценности семьи, рода, народности, нации, контроль и коррекция поведения внутри этноса; отношение к природе, межэтнические взаимоотношения. В центре этнопедагогики – ребёнок в традиционной культуре хантов, ненцев, селькупов, эвенов, русских, украинцев, татар и любой другой национальности. Изучение народного опыта помогает прояснить многое в деле воспитания, особенно относительно роли жизненных явлений и факторов в формировании личности человека.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнопедагогика, семейное воспитание, принцип целесообразности, роль запретов, природоохранительные функции, экологический календарь, этнопсихология.

Глубокое изучение традиционного семейного воспитания детей, всех особенностей этнической социализации приобретает сейчас огромную актуальность для практики дошкольного и школьного воспитания и обучения. Этнопедагогика выдвигает образование на первое место среди ценностей. Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в сфере воспитания и образования молодого поколения, морально- этические взгляды на исконные ценности семьи, рода, народности, нации, контроль и коррекция поведения внутри этноса; отношение к природе, межэтнические взаимоотношения. В центре этнопедагогики – ребёнок в традиционной культуре хантов, ненцев, селькупов, эвенов, русских, украинцев, татар и любой другой национальности. Изучение народного опыта помогает прояснить многое в деле воспитания, особенно относительно роли жизненных явлений и факторов в формировании личности человека.

Одной из важных причин высокой эффективности народной педагогики является то, что специфические педагогические методы и средства воспитания (труд, игра, наставление, внушение, разъяснение, поощрение, наказание и т.д.) осуществлялись лишь по определённой форме северной народной жизни, весьма благоприятной для воспитания. С одной стороны, многие явления быта и общественной жизни северных народов находились в удивительном соответствии с требованиями воспитания человеческой личности, важнейшими потребностями растущего человека, с другой – в народе существовало в основных чертах единое, прочно укоренившееся общественное мнение – содержательное, оперативное и действенное. Высокая результативность северного народного воспитания определялась совокупным воздействием этих социально-общественных факторов, при этом особую роль играло общественное мнение.

Тундра для ненца – это огромный, просторный чум.

У ненецкого народа сложились добрые традиции по отношению к природе. Обращаясь с ней, он из поколения в поколение собирает самое ценное по крупицам, подвергая его испытанию временем, стремится не нарушить взаимное доверие между природой и человеком. Жизнь в условиях Севера выработала и воспитала в ненцах такие качества, как осторожность, замедленность действий, наблюдательность, умение принимать тщательно обдуманное решение, для них характерно тихое говорение, постепенный переход на резкий категоричный и требовательный голос, даже крик – в зависимости от обстоятельств.

Принцип целесообразности лёг в основу некоторых видов охоты на птиц и пушного зверя. Например, издавна не принято стрелять в линных гусей.

Охота на них была организована пешим способом, на легковой нарте или на вёслах, т. е. на лодке – галданке. В таком поединке добычей охотника могли оказаться самые слабые в беге птицы, которые ещё не окрепли и не смогли бы перенести долгие перелёты в тёплые края. Отсутствуют элементы расточительства и в охоте на пушного зверя способом загона. Во – первых, участники такой охоты нарушают покой только в каком – то микроучастке, при этом в кругу загонщиков часто оказываются те особи, которые обладают большим опытом уходить от преследователей, но если это им не удаётся, то они готовы, по словам очевидцев, жертвовать собой ради спасения более молодых и неопытных сородичей. Во – вторых, кажущаяся большой добыча не столь велика, когда она распределяется между участниками облавы в 40 – 50 человек.

У ненцев не принято делать заготовки на зиму ягод, грибов и других продуктов, кроме жиров. Кстати, грибы ненцами в пищу никогда не употреблялись. Объяснение запрету их сбора следует искать в самом названии грибов: тудако – жирок. По – видимому, когда – то ненцы, заметив, что олени очень любят грибы, сочли, что разумнее не отнимать у них это вкусное лакомство, тем более что грибной период в тундре длится несколько дней, да и не настолько их много, чтобы этих грибов могло хватить и людям, и оленям. Ненец зря не сорвёт ни одной травинки. Поэтому мы, никогда не увидим человека тундры с ярким полевым букетом или же собирающего с цветками и листьями неспелую морошку. И это объясняется вовсе не отсутствием у ненцев чувства прекрасного, а лишь подчёркивает их чуткое отношение к природе, боязнь разрушить первозданную красоту в окружающем мире.

Добрым традициям хозяйского отношения ко всему, что их окружает, следуют и взрослые, и дети. В целях охраны природы и целесообразного использования её богатств существуют твёрдые правила в жизни людей, выработаны нормы поведения, исстари включающие ряд запретов, которые для всех были обязательны. Роль запретов была велика в роли воспитания подрастающего поколения.

Легко убеждают такие высказывания: «не мучай зверя, животного, насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения»;

«не кидай камнями или комьями земли в реку, озеро, водоём – ты ослепишь жителя подводного мира, и сам ослепнешь»;

« не стреляй из лука, не имея и не видя мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека»;

«не учись сквернословить – плохие слова на твоём языке оставляют запахи зловония»;

«не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности; боль земли – это боль сердца».

Таким образом, природа являлась главным фактором, воздействующим на поведение людей и их образ жизни. Под воздействием этого фактора сложились определённые традиции в отношении окружающей природы, соблюдаемые и сейчас. Например, правила охотничьей этики. Обычай запрещал селиться близ обжитого зверьми леса, громко разговаривать, кричать и свистеть в лесу добывать в непромысловое время, отстреливать особей и беременных самок. Истинное отношение рыбака к своей нерестовой реке: это ревностно следить друг за другом, чтобы во время нереста оставить реку в покое, не шуметь, не волновать лишнюю рыбу. Жадных же, в прежние времена били кормовым веслом. Т.е. коренные жители Ямала придерживались принципа: что достаточно, то достаточно. Добывали рыбу, птицу, зверя ровно столько, сколько необходимо было семье.

В то же время, коренное население, живя за счет продуктов природы, к зверям, птицам относилось уважительно. Не разоряли птичьих гнезд, а если брали из гнезда яйца, то часть всегда оставляли.

Природоохранительные функции были заложены частично в запретах на добычу тех или иных животных в определенных социальных коллективах. Так одному роду не разрешалось, есть щуку, другому - убивать гагару и т.п. Таким образом, как бы стихийно регулировалось сохранение разных видов животного мира. В мировоззрение коренных северян священные места - это настоящие заказники. В таких местах нельзя было трогать землю, ловить рыбу, пить воду. Даже дрова для священного костра люди приносили с собой. Таким образом, оберегалась земля.

Ни одно самое современное научное исследование не способно заменить экологическую мудрость народа, тысячелетиями проживающего в том или ином природном окружении.

Почти вся трудовая деятельность коренных северян так же взаимосвязана с природой, а природа ритмична: одно вытекает из другого, и все неразрывно связано между собой. Поэтому у коренных жителей Севера выработан свой трудовой календарь, и вся трудовая деятельность была подчинена этому календарю. Со сменой времени года переключались с одного вида трудовой деятельности на другой. Так как составление этого календаря связано с явлениями природы - его называют экологическим календарем. В этом календаре названия месяцев, бытовавшие у северян до недавнего прошлого, связаны с наиболее важными событиями в их хозяйственной жизни или явлениями природы.

Подводя итоги повествования об экологическом календаре, необходимо еще раз подчеркнуть, что во все времена года главная забота у ненцев - это олени. Об этом говорят и большинство названий этого календаря. Это еще одно подтверждение тому, что человек и олень всегда были составными частями Единства, в которое они включились на заре жизни тундры, и продолжают являться основой его и в настоящее время. Благодаря прочности этого Единства, люди создали разумные правила кочевого образа жизни и производства, самобытную культуру, нравственные устои взаимоотношений между собой. Связующим элементом союза является Земля, с которой люди научились говорить на «Вы» и к которой привыкли относиться бережно.

Жизнедеятельность этноса в результате влияния комплекса экологических, исторических, биологических, социальных и культурных факторов обретает уникальный неповторимый характер, поэтому и продукт её преобразований – психика как «превращённая» форма жизнедеятельности этноса – также будет представлять собой специфическое явление.

Этнопсихология через анализ психической сущности и ценностных ориентаций представителей этноса ищет совместно с этнопедагогикой пути эффективного воспитательного воздействия средств народной педагогики с учётом этнических эмоций, базирующихся на традиционных канонах мифологии и фольклора.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Масалкин С. Академическое беспокойство северного эколога //Ямал - сокровищница России. - 1997. - № 5.

  2. Сусой Е.Е. Из глубины веков. Тюмень: ИПОС СО РАН, 1994. 128 с.

  3. Хомич Л. В. Ненцы. СПб: Наука, 1994. 214 с.

  4. Культура народов Ямала\ Борко Т. И. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

  5. Вестник института. Выпуск 3. Салехард: ЯНОИУУ, 2001.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!