СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аспекты музыкальной психотерапии. Ее воздействие и помощь

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

в жизни каждого человека существуют 6 важнейших потребностей, которые влияют на его поведение - это выживание, воспроизведение, принадлежность, сила и могущество, свобода, развлечение. Их возможно удовлетворить  с помощью музыки. Благодаря музыкальной терапии человек начинает лучше контролировать свои мысли, чувства и жизнь в целом.  

Просмотр содержимого документа
«Аспекты музыкальной психотерапии. Ее воздействие и помощь»









Творческая статья научного характера

«Аспекты музыкальной психотерапии. Ее воздействие и помощь»









Учитель музыки

Трофимова Г.Б.

МОУ Деденевская СОШ

Дмитровский район

Московская областьПоведение ребенка – это нечто большее, чем поступок или действие.

Часто поведение определяется актуальностью проблемы стоящей перед школьником. Актуально перед ним многое:

  • Взаимоотношения с родителями

  • Взаимоотношения со сверстниками (друзьями и недругами)

  • Взаимоотношения с учебной нагрузкой

  • Со своей свободой и ответственностью

  • С бедами и радостями

  • Со своими мечтами

  • Со своим поиском смысла жизни

Актуальность проблемы заключается в том, что школьники часто не осознают того, что они делают. Их мысли и поступки часто бывают спонтанными. Подростки нередко попадают под контроль негативного поведения людей.

Цель – научить ребенка контролировать свои поступки, мысли, чувства, планы. Прививая практику моделирования жизненных ситуаций, учитель расширяет сознание ребенка, расширяет горизонты его видения, дает некую духовную и душевную опору, прививает готовность к поиску путей восстановления контроля над своей жизненной ситуацией.

Все эти модели должны быть посильны и выполнимы для ребенка. Это дает человеку чувства уверенности в себе.

Аспекты музыкальной психотерапии.
Её воздействие и помощь.

Люди очень часто сами выбирают активную и пассивную позицию в окружающем их мире. Им часто приходится брать ответственность за свое состояние, создавать и контролировать желаемый для них мир. Если человек обладает внешним или внутренним контролем, то ему гораздо легче разобраться в сложных перипетиях жизни.

Он либо «игрушка в руках судьбы»; либо «хозяин положения».

Очень важно формировать в себе этот внутренний контроль и брать ответственность за свою жизнь в собственные руки.

На поведение человека влияют его потребности, его образы соответствующего поведения в голове.

Существуют 6 важнейших потребностей в жизни человека:
1) выживание
2) воспроизведение
3) принадлежность
4) сила и могущество
5) свобода
6) развлечение (отдых)

Как эти потребности можно удовлетворить с помощью музыки (хотя бы частично)?

Потребность в принадлежности удовлетворяется в самом факте единства с музыкальным коллективом: хоровое пение, музыкальные фестивали, музыкальные конкурсы, музыкальные постановки и т.д.

Потребность в могуществе и силе может быть частично удовлетворена процесс погружения, изучения великих музыкальных произведений наполненных победами, торжеством, силой духа русского народа.

Это может быть кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева, хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки, «Богатырская симфония» А.П. Бородина, опера «Князь Игорь» А.П. Бородина и т.д. Эта потребность может быть удовлетворена через хоровое исполнение радостных, победных песен. Например: «День Победы» «Гимн России» «Надежда» и т.д.

Потребность в свободе удовлетворяется в свободном пластическом интонировании, в свободном движении танца под звучащую музыку, в проявлении ощущения полета. Другой способ предоставления свободного выхода чувствам – разрешение кричать во время исполнения громкой музыки. Этим и привлекательны для молодежи концерты рок-музыки, на которых такое поведение считается нормой.

Потребность в развлечении может быть удовлетворена через музыкальные игры, танцы, прослушивания развлекательной музыки и т.д.

Спрашивая, какую музыку человек предпочел бы в данный момент послушать – полную любви, могущества, развлечения или свободы, можно косвенным путем определить, какая потребность у него является неудовлетворенной. Таким образом выявляется эмоциональная подоплека внутреннего конфликта. Музыкальный психотерапевт помогает разобраться человеку в его потребностях, разрешить внутренний конфликт.

Следующим важным положением является содержание образных картин (моделей) создаваемых в сознании человека, которые и обуславливают его поведение. Проблема иногда заключается в том, что многие хранят в своих «мозговых» альбомах такие потребности, которые не могут быть удовлетворены в реальности. В результате человек становится больным. Человек, который находится в депрессии, угнетает себя сам следующим образом:
1) он постоянно «сидит дома»;
2) его мыслительный процесс содержит мысли типа: «Я слишком подавлен, чтобы что-то делать;
3) его переживания и чувства содержат боль и страдания;
4) появляется расстройство сна, проблемы с перееданием, с алкоголем.

Эти картины из головы нужно устранять. Необходимо вносить в сознание новые картины. Эти картины можно попытаться модифицировать в процессе прослушиваний различных по характеру музыкальных произведений. Поскольку каждая картина несет в себе определенные эмоции, то, смоделировав при помощи музыки нужное эмоциональное состояние, можно как выявить, так и изменить картину потребности, которая содержится в сознании. Например, испытывая фобии при поездке в транспорте, человек во время приступа тревоги и страха может начать петь про себя воодушевляющую песню или через наушники слушать воодушевляющую мелодию, тем самым меняя негативные картины и ощущения на позитивные.

Одним из важных моментов в терапии является обучение составлению жизненных планов. Навыки в этой области характеризуют здоровую личность. Обучение планированию можно смоделировать на материале создания нового необычного танца, в котором надо продумать последовательность прыжков, пируэтов, проходов и поворотов. Можно также придумать план исполнения какой-либо песни, изменяя характер интонаций и силу звука голоса в разных куплетах. Прививая навыки моделирования мы расширяем сознание человека. Попрактиковавшись в составлении подобных планов и их реальном выполнении, обучаемые могут переходить к планированию последовательности событий в своей собственной жизни и достижению в ней нужных целей. В конечном итоге благодаря музыкальной терапии человек начинает лучше контролировать свои мысли, чувства и свою жизнь в целом.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!