СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ассиметрия головного мозга.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования:

          Выявить, существуют ли особенности развития детей различающихся по латеральному профилю, т. е. в зависимости от доминирующего полушария, определить профиль функциональной асимметрии учащихся 8-го  класса

 Задачи исследования:

¢Рассмотреть понятие и виды межполушарной ассиметрии; ¢Изучить методики определения асимметрии ¢Определить преимущественное доминирование правого или левого полушария головного мозга (т.е., определить ведущую руку, ногу, глаз, ухо); (моторной асимметрии) у учащихся 8-го  класса ¢Показать взаимосвязь профиля функциональной асимметрии с некоторыми индивидуальными особенностями человека и дать рекомендации учащимся 8-го  класса ¢Познакомить учащихся с результатами исследования и со способами развития межполушарного взаимодействия

Методы исследования:

1.Изучение методической литературы по проблеме исследования. 2.Анкетирование и тестирование учащихся. 3.Анализ, сравнение данных.

 

Просмотр содержимого документа
«Ассиметрия головного мозга.»

МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И АССИМЕТРИЯ ГОЛОВНОГОМОЗГА СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Г. АЛАГИРА  Научно-исследовательская работа по психологии   Авторы работы: Наниев Аврам и Марзоев Заур 8 класс Руководитель: педагог-психолог  Дзбоева Н.Р.

МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И АССИМЕТРИЯ ГОЛОВНОГОМОЗГА

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Г. АЛАГИРА

Научно-исследовательская работа

по психологии

Авторы работы:

Наниев Аврам и Марзоев Заур

8 класс

Руководитель:

педагог-психолог

Дзбоева Н.Р.

Карта проекта Цель исследования:   Выявить, существуют ли особенности развития детей различающихся по латеральному профилю, т. е. в зависимости от доминирующего полушария, определить профиль функциональной асимметрии учащихся 8-го класса  Задачи исследования:  Рассмотреть понятие и виды межполушарной ассиметрии; Изучить методики определения асимметрии Определить преимущественное доминирование правого или левого полушария головного мозга (т.е., определить ведущую руку, ногу, глаз, ухо); (моторной асимметрии) у учащихся 8-го класса Показать взаимосвязь профиля функциональной асимметрии с некоторыми индивидуальными особенностями человека и дать рекомендации учащимся 8-го класса Познакомить учащихся с результатами исследования и со способами развития межполушарного взаимодействия Методы исследования: Изучение методической литературы по проблеме исследования. Анкетирование и тестирование учащихся. Анализ, сравнение данных.

Карта проекта

Цель исследования:

Выявить, существуют ли особенности развития детей различающихся по латеральному профилю, т. е. в зависимости от доминирующего полушария, определить профиль функциональной асимметрии учащихся 8-го класса

Задачи исследования:

  • Рассмотреть понятие и виды межполушарной ассиметрии;
  • Изучить методики определения асимметрии
  • Определить преимущественное доминирование правого или левого полушария головного мозга (т.е., определить ведущую руку, ногу, глаз, ухо); (моторной асимметрии) у учащихся 8-го класса
  • Показать взаимосвязь профиля функциональной асимметрии с некоторыми индивидуальными особенностями человека и дать рекомендации учащимся 8-го класса
  • Познакомить учащихся с результатами исследования и со способами развития межполушарного взаимодействия

Методы исследования:

  • Изучение методической литературы по проблеме исследования.
  • Анкетирование и тестирование учащихся.
  • Анализ, сравнение данных.
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! И. Соньер Функциональная асимметрия головного мозга

Обучая левое полушарие,

вы обучаете только левое полушарие.

Обучая правое полушарие,

вы обучаете весь мозг!

И. Соньер

  • Функциональная асимметрия головного мозга
Все проявления функциональной асимметрии делятся на три группы: моторная, сенсорная и психическая асимметрии человека . Под моторной (двигательной) асимметрией понимается совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.  Под сенсорной асимметрией понимается совокупность признаков функционального неравенства парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половине тела.   Понятие психической асимм етрии подразумевает неравенство больших полушарий мозга при осуществлении психической деятельности, которая включает эмоциональные проявления, восприятие, мышление, сознание, речевую и другие функции.

Все проявления функциональной асимметрии делятся на три группы: моторная, сенсорная и психическая асимметрии человека .

  • Под моторной (двигательной) асимметрией понимается совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.
  • Под сенсорной асимметрией понимается совокупность признаков функционального неравенства парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половине тела.
  • Понятие психической асимм етрии подразумевает неравенство больших полушарий мозга при осуществлении психической деятельности, которая включает эмоциональные проявления, восприятие, мышление, сознание, речевую и другие функции.
Возрастная динамика функциональной асимметрии полушарий . Созревание правого полушария происходит более быстрыми темпами .  Толчком к созреванию левого полушария считается появление у ребёнка о сознания себя (в 2 года)  К 6 годам у мальчиков левое полушарие может быть более активным, чем у девочек.  У девочек только к 13 годам определяется доминирование одного из полушарий.  Праворукий, но левоглазый ребёнок запаздывает в развитии на начальных этапах,так как до 9-10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы.   В дошкольном возрасте недопустимо раннее обучение детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или до сих пор не выговаривают отчетливо ряд звуков. Это означает , что у них по п режнему доминирует правое, неречевое полушарие.  Преждевременные повышенные требования могут привести к заиканию и неврозу .

Возрастная динамика функциональной асимметрии полушарий .

Созревание правого полушария происходит более быстрыми темпами .

Толчком к созреванию левого полушария считается появление у ребёнка о сознания себя (в 2 года)

К 6 годам у мальчиков левое полушарие может быть более активным, чем у девочек.

У девочек только к 13 годам определяется доминирование одного из полушарий.

Праворукий, но левоглазый ребёнок запаздывает в развитии на начальных этапах,так как до 9-10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы.

В дошкольном возрасте недопустимо раннее обучение детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или до сих пор не выговаривают отчетливо ряд звуков. Это означает , что у них по п режнему доминирует правое, неречевое полушарие.

Преждевременные повышенные требования могут привести к заиканию и неврозу .

Практическая часть Определение моторной асимметрии   Определение ведущей руки: Определение ведущей ноги: а) закинуть ногу на ногу (нога сверху – ведущая); б) сделать шаг с места (ведущая нога первая); в) постоять на одной ноге (более устойчивая – ведущая); Определение ведущего глаза: а) моргните одним глазом (закрывается обычно неведущий глаз); б) каким глазом вы рассматриваете предметы в подзорную трубу? в) возьмите в руку карандаш, вертикально взяв его, вытяните руку и зафиксируйте его взором на определенной точке, отстоящей на 3 – 4 м, обоими глазами. Попеременно закрывайте один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону  Определение ведущего уха: а) каким ухом вы предпочитаете слушать, когда говорите по телефону? б) каким ухом вы лучше слышите тиканье часов? в) каким ухом оборачиваетесь при оклике? г) представьте, что вы поймали сверчка и зажали его между обеими ладошками. К какому уху вы поднесете руки, чтобы послушать сверчка?

Практическая

часть

Определение моторной асимметрии

Определение ведущей руки:

Определение ведущей ноги:

а) закинуть ногу на ногу (нога сверху – ведущая);

б) сделать шаг с места (ведущая нога первая);

в) постоять на одной ноге (более устойчивая – ведущая);

Определение ведущего глаза:

а) моргните одним глазом (закрывается обычно неведущий глаз);

б) каким глазом вы рассматриваете предметы в подзорную трубу?

в) возьмите в руку карандаш, вертикально взяв его, вытяните руку и зафиксируйте его взором на определенной точке, отстоящей на 3 – 4 м, обоими глазами. Попеременно закрывайте один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону

Определение ведущего уха:

а) каким ухом вы предпочитаете слушать, когда говорите по телефону?

б) каким ухом вы лучше слышите тиканье часов?

в) каким ухом оборачиваетесь при оклике?

г) представьте, что вы поймали сверчка и зажали его между обеими ладошками. К какому уху вы поднесете руки, чтобы послушать сверчка?

Особенности обучаемости учащихся левополушарного

и правополушарного типа

Левополушарники

Правополушарники

1. Воспринимают зрительную или слуховую информацию через вербализацию.

1 . Воспринимают информацию образно, эмоционально.

2. Строят логические цепочки последовательно от слов к предложению.

2. Главное для них - смысл. Воспринимают целостно, идут от образа к слову.

3. Хорошо работают по планам, схемам, шаблонам, трафаретам, выполняют типовые задания.

3. Хорошо развита поисковая деятельность, легче выполняют задания на сообразительность, на догадку.

4. Легко выполняют задания на выбор варианта ответа из нескольких предложенных.

4. Труден выбор из нескольких предложенных ответов. Легче работают при использовании метода «открытых вопросов».

5. Легко воспринимают абстрактный материал.

5. Легче учатся на материале конкретных жизненных примеров. Помогают проигрывание ситуаций, деловые игры.

6. Важна внешняя упорядоченность, последовательность мыслительных операций и действий.

6. Могут работать в неупорядоченной среде языка.

7. Складывают информацию из кусочков.

7. Воспринимают информацию целостно, а если концентрируются на деталях, то перестают понимать смысл.

8. Легче пишут диктанты.

8. Легче пишут сочинения.

9. Легко идет разбор слов, предложений (суффиксы, приставки, род, лицо, время, подлежащее, сказуемое и т.д.).

9. Трудно идет разбор слов и предложений, разделение целого на части, отнесение к определенной категории.

В 2014-2015 учебном год нами было проведено тестирование учащихся 9-го «А» класса с целью определения доминирующего полушария головного мозга.

1. Анализ результатов диагностики позволил сделать следующие выводы:

  • у 68% учащихся доминирующим является левое полушарие головного мозга. Это говорит о том, что они лучше воспринимают зрительную или слуховую информацию. Строят логические цепочки последовательно от слов к предложению. Хорошо работают по планам, схемам, шаблонам. Складывают информацию из кусочков. Легко выполняют задания на выбор варианта из нескольких предложенных.
  • У 8% учащихся доминирующим является правое полушарие. Правополушарники воспринимают информацию образно, эмоционально. Воспринимают информацию целостно, а если концентрируются на деталях, то перестают воспринимать смысл. У них хорошо развита поисковая деятельность, они легче выполняют задания на сообразительность, на догадку. Им труден выбор из нескольких предложенных ответов. Легче работают при использовании метода «открытых вопросов».
  • У 24% учащихся смешанный тип, т. е. в обработке информации в равной степени принимают участие оба полушария.

2 . Сравнение итогов тестирования с результатами учебной деятельности

позволяет сделать вывод о том, что учащиеся «художественного» (правополушарного) типа имеют положительные результаты по предметам гуманитарного цикла (литература, история, обществознание, музыка, ИЗО).

Успеваемость учащихся «мыслительного» (левополушарного) типа лучше по таким предметам, как: русский язык, алгебра, геометрия, физика.

Определение доминирующего полушария ,по итогам опроса учащихся 8-го класса  Таблица 1. Результаты исследования Всего Лево-рукие 25 2 Право-рукие 100 % Смешанный тип 17 8% 6 68% 24%

Определение доминирующего полушария ,по итогам опроса учащихся 8-го класса

Таблица 1.

Результаты исследования

Всего

Лево-рукие

25

2

Право-рукие

100 %

Смешанный тип

17

8%

6

68%

24%

Выводы: Функциональная асимметрия головного мозга – это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервнопсихических функций между его правым и левым полушарием.  Механизм асимметрии выполняет регулирующую функцию в формировании механизмов познавательной деятельности учащихся.  Функциональная асимметрия головного мозга позволяет определить индивидуальные особенности учащихся, определить способы приема и переработки информации.  Школьная успеваемость связана с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся.  Многие исследователи и ученые приходят к выводу, что самые большие достижения, наибольшая продуктивность отмечены интеграцией, взаимосвязью обоих полушарий, т.к. оба полушария являются связанными между собой частями одного рабочего органа, и правое полушарие обрабатывает ту исходную информацию, которой его снабжает более критичное, последовательное и логичное левое полушарие головного мозга.

Выводы:

  • Функциональная асимметрия головного мозга – это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервнопсихических функций между его правым и левым полушарием.
  • Механизм асимметрии выполняет регулирующую функцию в формировании механизмов познавательной деятельности учащихся.
  • Функциональная асимметрия головного мозга позволяет определить индивидуальные особенности учащихся, определить способы приема и переработки информации.
  • Школьная успеваемость связана с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся.
  • Многие исследователи и ученые приходят к выводу, что самые большие достижения, наибольшая продуктивность отмечены интеграцией, взаимосвязью обоих полушарий, т.к. оба полушария являются связанными между собой частями одного рабочего органа, и правое полушарие обрабатывает ту исходную информацию, которой его снабжает более критичное, последовательное и логичное левое полушарие головного мозга.
РЕКОМЕНДАЦИИ  В работе собран большой материал, который поможет учителю понять, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, а также, какие формы подачи информации будут развивать «менее активное» полушарие.  Эта работа помогла мне осознать, что если научиться определять функциональную асимметрию у учащихся, то эта методика может быть использована педагогами, школьными психологами, социальными педагогами, как диагностика при формировании профильных классов и вспомогательный материал при выборе методов и приёмов обучения учащихся.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • В работе собран большой материал, который поможет учителю понять, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, а также, какие формы подачи информации будут развивать «менее активное» полушарие.
  • Эта работа помогла мне осознать, что если научиться определять функциональную асимметрию у учащихся, то эта методика может быть использована педагогами, школьными психологами, социальными педагогами, как диагностика при формировании профильных классов и вспомогательный материал при выборе методов и приёмов обучения учащихся.

Копилка Развитие межполушарного взаимодействия  Упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, графических навыков и пространственной ориентации. Упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания и памяти. Дыхательно-координационные упражнения. Упражнения для профилактики нарушения зрения. Упражнения, формирующие мыслительны е операци и . Зеркальное рисование ,  Двойные рисунки. Рисунок лежачей восьмерки.

Копилка

Развитие межполушарного взаимодействия

  • Упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, графических навыков и пространственной ориентации.
  • Упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания и памяти.
  • Дыхательно-координационные упражнения.
  • Упражнения для профилактики нарушения зрения.
  • Упражнения, формирующие мыслительны е операци и .
  • Зеркальное рисование ,  Двойные рисунки.
  • Рисунок лежачей восьмерки.
Копилка  МЫСЛЬ О ПЕРЕКРЕСТКЕ (

Копилка

МЫСЛЬ О ПЕРЕКРЕСТКЕ (" X ") СООБЩАЕТ МОЗГУ О ЖЕЛАНИИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ ДВИЖЕНИЕ ОБЕИХ ПОЛОВИН ТЕЛА ОДНОВРЕМЕННО. ПЕРЕКРЕСТЬЕ «X» ПО СВОЕМУ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМУ ДЕЙСТВИЮ ПОХОЖЕ НА УПРАЖНЕНИЕ «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ». ОНО АКТИВИЗИРУЕТ ЛЕВОЕ И ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЯ МОЗГА ДЛЯ ОДНОВРЕМЕННОГО СОВЕРШЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ И РАССЛАБЛЕНИЯ ТЕЛА, А ТАКЖЕ ОРГАНИЗУЕТ РАБОТУ ОБОИХ ГЛАЗ. УЛУЧШАЮТСЯ  СЛЕДУЮЩИЕ  НАВЫКИ : ОРГАНИЗОВАННОСТЬ В РАБОТЕ ПО МАТЕМАТИКЕ И ПИСЬМУ, ПОВЫШАЕТСЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ; КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ И СПОРТЕ; РАЗВИВАЕТСЯ УМЕНИЕ ПЛАНИРОВАТЬ И ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ В РАБОТЕ.

  • «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации.
 РЕСУРСЫ Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2001. Бабаев Ю. Психология одарённости детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – с. 287. Безруких М. В. Функциональное созревание мозга и адаптация в школе. /М. В. Безруких, Р. И. Мачинская, Д. Фарбер // XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова. – Казань; М.: ГЭОТАР – МЕД, 2001. – с. 477– 478. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. Гаврилов И. Ростки проблем, ростки чудес // Школьный психолог, «Левша». – 1999. – № 7. – с. 6. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М., «Восхождение», 1997Доброхотова Т. А. Левши / Т. А.  Доброхотова, Н. Н. Брагина – М.: Книга, 1994. – 231 с. Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии мозга. – М.: Медицина, 1988. – 240 с. Дубровина М. Ю. И др. Функциональная асимметрия (моторная и сенсорная).Антропологические подходы в современном образовании. Новокузнецк, 1999. Молодых Е. С. Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность адаптации.

РЕСУРСЫ

  • Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2001.
  • Бабаев Ю. Психология одарённости детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – с. 287.
  • Безруких М. В. Функциональное созревание мозга и адаптация в школе. /М. В. Безруких, Р. И. Мачинская, Д. Фарбер // XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова. – Казань; М.: ГЭОТАР – МЕД, 2001. – с. 477– 478.
  • Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. Гаврилов И. Ростки проблем, ростки чудес // Школьный психолог, «Левша». – 1999. – № 7. – с. 6.
  • Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М., «Восхождение», 1997Доброхотова Т. А. Левши / Т. А.
  • Доброхотова, Н. Н. Брагина – М.: Книга, 1994. – 231 с.
  • Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии мозга. – М.: Медицина, 1988. – 240 с.
  • Дубровина М. Ю. И др. Функциональная асимметрия (моторная и сенсорная).Антропологические подходы в современном образовании. Новокузнецк, 1999.
  • Молодых Е. С. Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность адаптации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!