СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АССОЦИАТИВНЫЕ ЖЕСТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОЙ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к работе АССОЦИАТИВНЫЕ ЖЕСТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОЙ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Просмотр содержимого документа
«АССОЦИАТИВНЫЕ ЖЕСТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОЙ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

АССОЦИАТИВНЫЕ ЖЕСТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОЙ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ .   

АССОЦИАТИВНЫЕ ЖЕСТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОЙ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ .  

 Автор методической разработки:    Лакштанова И.В.  учитель русского языка и литературы,  немецкого языка  МБОУ СОШ № 20  Абинский район, х. Екатериновский      

Автор методической разработки: Лакштанова И.В. учитель русского языка и литературы, немецкого языка МБОУ СОШ № 20 Абинский район, х. Екатериновский    

. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев .  В.А.Сухомлинский

.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев .

В.А.Сухомлинский

Цель:   изучение эффективности использования жестов и движений для изучения слов иностранного языка в младшей школе .

Цель:

изучение эффективности использования жестов и движений для изучения слов иностранного языка в младшей школе .

Объект исследования : особенности памяти младших школьников.

Объект исследования : особенности памяти младших школьников.

Предмет исследования : методика раз вития познавательных процессов младших школьников (на примере памяти и внимания).

Предмет

исследования :

методика раз вития познавательных процессов младших школьников

(на примере памяти и внимания).

Гипотеза : Если разработать и реализовать специальную методику использования жестов, мимики и движений, то это приведет к улучшению качества долговременной и кратковременной памяти.

Гипотеза : Если разработать и реализовать специальную методику использования жестов, мимики и движений, то это приведет к улучшению качества долговременной и кратковременной памяти.

 Задачи:  1. Раскрыть проблемы развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте.  2. Исследовать память младших школьников.  3. Апробировать метод «жестовой помощи» (метод «Сопровождение»), провести исследования эффективность использования жестов и движений в процессе запоминания и воспроизведения иностранной лексики.

Задачи: 1. Раскрыть проблемы развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте. 2. Исследовать память младших школьников. 3. Апробировать метод «жестовой помощи» (метод «Сопровождение»), провести исследования эффективность использования жестов и движений в процессе запоминания и воспроизведения иностранной лексики.

Практическое значение работы  определяется возможностью использовать полученные данные для успешного обучения учащихся младших классов иностранному языку.

Практическое значение работы определяется возможностью использовать полученные данные для успешного обучения учащихся младших классов иностранному языку.

И. М. Сеченов В.М. Сеченов

И. М. Сеченов

В.М. Сеченов

«… Лучшим началом для учения будет превращение механических ассоциаций готовых уже в душе дитяти, в ассоциации рассудочные. Для этого стоит только обратить внимание дитяти на те ассоциации, которые механически уже в нем установились, и показать логическую связь между явлениями, которые уже связаны в его душе единством времени, места по частному сходству и т.д .»   К.Д. Ушинский

«… Лучшим началом для учения будет превращение механических ассоциаций готовых уже в душе дитяти, в ассоциации рассудочные. Для этого стоит только обратить внимание дитяти на те ассоциации, которые механически уже в нем установились, и показать логическую связь между явлениями, которые уже связаны в его душе единством времени, места по частному сходству и т.д К.Д. Ушинский

«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся»  В. Ф. Базарный .

«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» В. Ф. Базарный .

«Телесные ощущения - так переводится с греческого слово «кинестетика» . Деннисон П. И. и Деннисон Г. И. разработали программу «Образовательная кинестетика», это выражение можно перевести как приобретение знаний о своем восприятии, о своих ощущениях, в том числе об ощущении положения собственного тела в пространстве.

«Телесные ощущения - так переводится с греческого слово «кинестетика» . Деннисон П. И. и Деннисон Г. И. разработали программу «Образовательная кинестетика», это выражение можно перевести как приобретение знаний о своем восприятии, о своих ощущениях, в том числе об ощущении положения собственного тела в пространстве. "кинезиологических упражнений", а именно при помощи "Гимнастики Мозга". Основанием здесь является то, что: – левое полушарие мозга активизируется, когда двигается правая часть тела; – правое полушарие мозга активизируется, когда двигается левая часть тела; – обучение проходит лучше, когда оба полушария хорошо взаимодействуют между собой.

Наш мозг воспринимает тело совсем не так, как мы: в первую очередь в нем уделяется место тем органам, которые нуждаются в координации. Исходя из этого ладонь, пальцы (особенно большие), плечи, губы, язык и ноги приобретают значительные размеры. Остальные части соответственно

Наш мозг воспринимает тело совсем не так, как мы: в первую очередь в нем уделяется место тем органам, которые нуждаются в координации. Исходя из этого ладонь, пальцы (особенно большие), плечи, губы, язык и ноги приобретают значительные размеры. Остальные части соответственно "сжимаются". Такую искаженную картинку - с увеличенными или уменьшенными частями тела - мы видим на схеме соматотопической проекции в коре головного мозга.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.  Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий.

Основные задачи кинезиологии :  1. развитие межполушарной специализации,  2. синхронизация работы полушарий,  3. развитие мелкой моторики,  4. развитие способностей,  5. развитие памяти, внимания, речи,  развитие мышления.

Основные задачи кинезиологии : 1. развитие межполушарной специализации, 2. синхронизация работы полушарий, 3. развитие мелкой моторики, 4. развитие способностей, 5. развитие памяти, внимания, речи, развитие мышления.

Левое полушарие Правое полушарие Отвечает за логически-аналитическое мышление Анализирует факты Поэтапно обрабатывает информацию Осуществляет процесс индуктивного мышления (анализ, потом синтез) Обрабатывает вербальную информацию, отвечает за языковые способности, контролирует речь, чтение и письмо Отвечает за математические способности, за работу с числами, таблицами Отвечает за планирование 1. Отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию 2. Отвечает за интуицию 3. Может одновременно обрабатывать много разнообразной информации 4. Способно рассматривать проблему в целом, без анализа Обрабатывают невербальную информацию Обрабатывает информацию, выраженную символами и образами Ориентируется в настоящем Контролирует движения левой половины тела

Левое полушарие

Правое полушарие

  • Отвечает за логически-аналитическое мышление
  • Анализирует факты
  • Поэтапно обрабатывает информацию
  • Осуществляет процесс индуктивного мышления (анализ, потом синтез)
  • Обрабатывает вербальную информацию, отвечает за языковые способности, контролирует речь, чтение и письмо
  • Отвечает за математические способности, за работу с числами, таблицами
  • Отвечает за планирование

1. Отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию

2. Отвечает за интуицию

3. Может одновременно обрабатывать много разнообразной информации

4. Способно рассматривать проблему в целом, без анализа

  • Обрабатывают невербальную информацию
  • Обрабатывает информацию, выраженную символами и образами
  • Ориентируется в настоящем
  • Контролирует движения левой половины тела

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную

внимание запоминание восприятие сохранение воспроизведение потеря информации забывание узнавание припоминание В памяти выделяются три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение   20 20

внимание

запоминание

восприятие

сохранение

воспроизведение

потеря информации

забывание

узнавание

припоминание

В памяти выделяются три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение

20

20

Мотивация Структурная Концентрация Потребность или интерес организация внимания запоминаемого привлечь внимание учащихся к игровым элементам урока структурировать, сгруппировать материал по семантическому и логическому признакам заранее подготовить материал, подходящий под возрастной интерес учащихся заинтересовать учащихся (например, условия игры-задания)  Представляя схему памяти в виде цепи, видно, что возможны три причины разрыва связи между звеньями:   – отсутствие потребности, интереса или мотивации;  – недостаток внимания или концентрации внимания;  – некорректная организация материала.   21 21

Мотивация

Структурная

Концентрация

Потребность или интерес

организация

внимания

запоминаемого

привлечь внимание учащихся к игровым элементам урока

структурировать, сгруппировать материал по семантическому и логическому признакам

заранее подготовить материал, подходящий под возрастной интерес учащихся

заинтересовать учащихся (например, условия игры-задания)

Представляя схему памяти в виде цепи, видно, что возможны три причины разрыва связи между звеньями: – отсутствие потребности, интереса или мотивации; – недостаток внимания или концентрации внимания; – некорректная организация материала.

21

21

Запоминание — «это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала, как важнейшее условие его последующего воспроизведения» (Зинченко Т.П.). 21 21

Запоминание — «это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала, как важнейшее условие его последующего воспроизведения» (Зинченко Т.П.).

21

21

В соответствии с типом материала для запоминания выделяют  вербальную (словесную),  образную,  двигательную  и эмоциональную память .  Вербальная (словесная) память направлена на запоминание слов. Образная память связана с органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир.  В соответствии с органами чувств различают 5 видов образной памяти:  слуховую,  зрительную ,  обонятельную,  вкусовую,  тактильную.  Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.  Двигательная память имеет своим объектом движения, их координацию и последовательность.  Эмоциональная память , — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти.  На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.   21 21

В соответствии с типом материала для запоминания выделяют вербальную (словесную), образную, двигательную и эмоциональную память . Вербальная (словесная) память направлена на запоминание слов. Образная память связана с органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную , обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим. Двигательная память имеет своим объектом движения, их координацию и последовательность. Эмоциональная память , — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

21

21

фильм 21 21

фильм

21

21

 Метод может использоваться :  - на этапе изучения новой лексики,  - при чтении стихов наизусть, пении песен.  - при физкультминутках , на которых тоже изучается лексика,  - при переводе на иностранный язык (от жеста к слову)   21 21

Метод может использоваться : - на этапе изучения новой лексики, - при чтении стихов наизусть, пении песен. - при физкультминутках , на которых тоже изучается лексика, - при переводе на иностранный язык (от жеста к слову)

21

21

21 21

21

21

21 21

21

21

. 21 21

.

21

21

Жесты на уроках иностранного языка выполняют несколько функций:  1. элемент здоровьесберегающей технологии;   2.вид кинезиологических тренировок для синхронизации работы полушарий мозга;   3. способ активизации разных видов памяти (логической, двигательной, образной, эмоциональной, непроизвольной и произвольной) с целью прочного усвоения и воспроизведения материала. 21 21

Жесты на уроках иностранного языка выполняют несколько функций: 1. элемент здоровьесберегающей технологии; 2.вид кинезиологических тренировок для синхронизации работы полушарий мозга; 3. способ активизации разных видов памяти (логической, двигательной, образной, эмоциональной, непроизвольной и произвольной) с целью прочного усвоения и воспроизведения материала.

21

21

Исследовательская работа состоит  из 3 этапов:  1. организация психодиагностики;  2. проведение психодиагностической работы по определению качества памяти учеников;  3. исследование эффективности метода «Сопровождения» путем подсчета выученных слов.   21 21

Исследовательская работа состоит из 3 этапов: 1. организация психодиагностики; 2. проведение психодиагностической работы по определению качества памяти учеников; 3. исследование эффективности метода «Сопровождения» путем подсчета выученных слов.

21

21

Основной целью психодиагностической работы является определение у учащихся уровня развития долговременной и кратковременной памяти. 21 21

Основной целью психодиагностической работы является определение у учащихся уровня развития долговременной и кратковременной памяти.

21

21

Для этого необходимо:  1) Провести консультационную работу с классным руководителем, собрать педагогическую информацию об учащихся с помощью заполнения психолого-педагогического паспорта группы учащихся.   2) Создать систему и исследовать особенности долговременной и кратковременной памяти учащихся 4 класса, изучающих немецкий язык.   21 21

Для этого необходимо: 1) Провести консультационную работу с классным руководителем, собрать педагогическую информацию об учащихся с помощью заполнения психолого-педагогического паспорта группы учащихся. 2) Создать систему и исследовать особенности долговременной и кратковременной памяти учащихся 4 класса, изучающих немецкий язык.

21

21

Психолого–педагогический паспорт  4 класса (группа немецкого языка) 2012-2013 учебный год  Общие сведения:  Ф.И.О. классного руководителя: Пискунова Татьяна Витальевна  Всего в группе учащихся: 7 Из них: девочек 4 , мальчиков 3.  Особенности учебной деятельности учащихся        Успеваемость учащегося высокая -- средняя Отношение к учению низкая 57% положительное 100% 28,5% Развитие речи нейтральное равнодушное -- внятная, хорошо развитая критическая 43% -- 14% Развитие мышления скудный словарный запас умеет анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать свою точку зрения 28,5% Не выговари-вает отдельные звуки отрицательное -- 28,5% 28,5% умеет выразить свои мысли; Утомляемость во время учебных занятий заикается 43% низкая -- -- не умеет выражать свои мысли средняя 71% 28,5% высокая 28,5%

Психолого–педагогический паспорт 4 класса (группа немецкого языка) 2012-2013 учебный год Общие сведения: Ф.И.О. классного руководителя: Пискунова Татьяна Витальевна Всего в группе учащихся: 7 Из них: девочек 4 , мальчиков 3. Особенности учебной деятельности учащихся  

Успеваемость учащегося

высокая

--

средняя

Отношение к учению

низкая

57%

положительное

100%

28,5%

Развитие речи

нейтральное

равнодушное

--

внятная, хорошо развитая

критическая

43%

--

14%

Развитие мышления

скудный словарный запас

умеет анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать свою точку зрения

28,5%

Не выговари-вает отдельные звуки

отрицательное

--

28,5%

28,5%

умеет выразить свои мысли;

Утомляемость во время учебных занятий

заикается

43%

низкая

--

--

не умеет выражать свои мысли

средняя

71%

28,5%

высокая

28,5%

Экспериментальное исследование включало в себя методику А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов» для исследования памяти школьника, а также тест «Пиктограмма», но измененный. Изменением является то, что ученик не записывает слова, а совершает жестикуляцию или движение при назывании слов, а потом воспроизводит их при помощи собственной «немой» жестикуляции (диктует себе путем вспоминания движений). Методика «Заучивание 10 слов» имеет цель: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Инструкция такова: надо прослушаешь слова, потом повторить в любом порядке. Слова зачитываются четко, не спеша. Зачитывание повторяется до 10 раз. При этом следует соблюдать временной интервал между ними в 1 секунду. После предъявления материала ребенка просят повторить те слова, которые он запомнил в любом порядке. Обычно 7-8 слов, 5-6 – это средний уровень, а 4 и меньше – низкий уровень развития непроизвольной памяти. Далее делается перерыв в 1 час и, не называя слов, малыша просят вспомнить все слова – это показатель долговременной слуховой памяти. Долговременная память считается хорошей, если ученик припомнил 7-8 слов.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Фамилия, имя Ангелина Ч. Возраст 10 лет  Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (6 раз предъявлен через 1 час) Набор слов Порядок предъявления 1 2 Мед 1 2 Лес 3 3 + + 4 Дом 4 Окно + 5 6 Кот + + + 5 + Хлеб 6 7 + + + + 8 + Вода + + + Брат + + + 9 + Стол + 10 + + + Гриб + + + Общее количество воспроизведенных слов + + + + + + + + + 4 + 6 + + + + 8 9 + + + 8 8

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Фамилия, имя Ангелина Ч. Возраст 10 лет 

Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (6 раз предъявлен через 1 час)

Набор слов

Порядок предъявления

1

2

Мед

1

2

Лес

3

3

+

+

4

Дом

4

Окно

+

5

6

Кот

+

+

+

5

+

Хлеб

6

7

+

+

+

+

8

+

Вода

+

+

+

Брат

+

+

+

9

+

Стол

+

10

+

+

+

Гриб

+

+

+

Общее количество воспроизведенных слов

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

+

6

+

+

+

+

8

9

+

+

+

8

8

 Коэффициент запоминания можно вычислить по формуле:  К = (П - Т)    х 100%  Т — количество правильно воспроизведенных слов;  П — общее количество слов, которые предъявлялись.  Чем К меньше, тем уровень запоминания выше.   №   Воспоизведено из 20 слов   1 20октября 2012 Кристина   2 К Даша   3 6   4 12 Андрей 28декабря 2012 1400 800 Ангелина К 12   5 11   6 14 14 900 800   Рост Вероника 600 600 Степа 17   7 12   5 13 Женя 20 800   2 300 700 В среднем 0 17 7   5 19   6 1300 300 10,9 100 914   5 10   6 1000 15,4 457   3 К -457 4,5

Коэффициент запоминания можно вычислить по формуле: К = (П - Т)    х 100% Т — количество правильно воспроизведенных слов; П — общее количество слов, которые предъявлялись. Чем К меньше, тем уровень запоминания выше.

  Воспоизведено из 20 слов

  1

20октября 2012

Кристина

  2

К

Даша

  3

6

  4

12

Андрей

28декабря 2012

1400

800

Ангелина

К

12

  5

11

  6

14

14

900

800

  Рост

Вероника

600

600

Степа

17

  7

12

  5

13

Женя

20

800

  2

300

700

В среднем

0

17

7

  5

19

  6

1300

300

10,9

100

914

  5

10

  6

1000

15,4

457

  3

К -457

4,5

Сравнительный анализ результатов первичного и повторного исследований показал значительное улучшение качества памяти у всех участников группы. Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что, метод «Сопровождения» развивает внимание, улучшает качество памяти.

Сравнительный анализ результатов первичного и повторного исследований показал значительное улучшение качества памяти у всех участников группы. Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что, метод «Сопровождения» развивает внимание, улучшает качество памяти.

 Выводы  Результатами исследования стали следующие показатели:   Уровень запоминания иностранной лексики повысился в среднем  на 4,5 слова.  Коэффициент запоминания уменьшился в 2 раза.

Выводы Результатами исследования стали следующие показатели: Уровень запоминания иностранной лексики повысился в среднем на 4,5 слова. Коэффициент запоминания уменьшился в 2 раза.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:  Познавательные процессы в младшем школьном возрасте тесно связаны с физиологическими. Активизация их напрямую связана с активизацией всех видов деятельности (движением тела, рук, мимикой).  Память младших школьников сначала преобладает как непроизвольная, а потом сопровождается ростом волевых усилий, то есть, становится произвольной.  Метод «жестовой помощи» (метод «Сопровождение») эффективен при использовании жестов и движений в процессе запоминания и воспроизведения иностранной лексики. Использование метода логично именно в младшей школе.   Метод «Сопровождения» можно использовать на  различных этапах урока и на различном  материале (например, при запоминании личных окончаний глаголов и при введении новой лексики).

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам: Познавательные процессы в младшем школьном возрасте тесно связаны с физиологическими. Активизация их напрямую связана с активизацией всех видов деятельности (движением тела, рук, мимикой). Память младших школьников сначала преобладает как непроизвольная, а потом сопровождается ростом волевых усилий, то есть, становится произвольной. Метод «жестовой помощи» (метод «Сопровождение») эффективен при использовании жестов и движений в процессе запоминания и воспроизведения иностранной лексики. Использование метода логично именно в младшей школе. Метод «Сопровождения» можно использовать на различных этапах урока и на различном материале (например, при запоминании личных окончаний глаголов и при введении новой лексики).

Рекомендации:  метод «Сопровождения» следует использовать  - на этапе введения новых лексических единиц (слов), опираясь преимущественно на непроизвольное запоминание;  - для смысловой логической связь запоминаемого материала;  - как один из способов восприятия лексики (наряду с такими способами, как восприятие графического написания слова, повторение лексики вслух, аудирование лексики, схематичное изображение);  - при постоянном использовании выученной лексики, путем ассоциативных «подсказок» жестами;  - как часть здоровьесберегающих методик;  - как элемент техники развития межполушарного «содружества» мозга ученика.

Рекомендации: метод «Сопровождения» следует использовать - на этапе введения новых лексических единиц (слов), опираясь преимущественно на непроизвольное запоминание; - для смысловой логической связь запоминаемого материала; - как один из способов восприятия лексики (наряду с такими способами, как восприятие графического написания слова, повторение лексики вслух, аудирование лексики, схематичное изображение); - при постоянном использовании выученной лексики, путем ассоциативных «подсказок» жестами; - как часть здоровьесберегающих методик; - как элемент техники развития межполушарного «содружества» мозга ученика.

Дальнейшие исследования предполагают изучение эффективности метода «Сопровождения» на уроках русского языка при запоминании правил орфографии и пунктуации.

Дальнейшие исследования предполагают изучение эффективности метода «Сопровождения» на уроках русского языка при запоминании правил орфографии и пунктуации.

Спасибо за внимание!  Желаю успехов!

Спасибо за внимание!

Желаю успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!