СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аттестационная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые приемы и ситуиции как средство формирования интереса к занятиям по изобразительной деятельности в разновозрастной группе.

Просмотр содержимого документа
«Аттестационная работа»


Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Допущена к защите

Зав. кафедрой ДиНО__________Н.О.Нагаева

«____»_______________2014г.



ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

по специальности

«ВОСПИТАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»



Тема: «Игровые приёмы и ситуации как средство формирования интереса к занятиям по изобразительной деятельности в разновозрастной группе».




Руководитель: Виноградова А. Н.

Ф.И.О. слушателя: Гасанова Н.А.





Рязань 2014г.


Содержание




Введение

3

Глава 1.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения и формирования интереса к изобразительной деятельности у детей разновозрастной группе ДОУ.


6

1.1

Проблема обучения и формирования интереса к изобразительной деятельности детей на занятиях в условиях разновозрастной группы.


6

1.2

Игровые приёмы и ситуации как средство формирования интереса к изобразительной деятельности в разновозрастной группе.


12

Глава 2.

Создание образовательной среды в ДОУ по формированию интереса к изобразительной деятельности в разновозрастной группе.


18

2.1

Организация предметно-развивающей среды в разновозрастной группе по изобразительной деятельности.


18

2.2

Планирование образовательного процесса по изобразительной деятельности в разновозрастной группе.


21

2.3

Работа с родителями по формированию у детей раннего и дошкольного возраста интереса к продуктивным видам деятельности.


24


Заключение


27


Список литературы


29


Приложение







Введение

Изобра­зительная деятельность способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию детей. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус. Нельзя не отметить также положительного влияния рисования на овладение обще-трудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Овладение рисованием способствует расширению словаря, обогащению детской речи.

Идея о необходимости применения игровых приёмов в обучении изобразительной деятельности была впервые выдвинута в 30-годы Е.А.Флериной, которая отмечала, что игровые приёмы существенно обогащают методику организации изобразительной деятельности; в сочетании с другими методами они обеспечивают успешное решение образовательных и творческих задач. Исследователи отмечают, что эффективность обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста во многом обусловлена использованием игровых методов и приёмов обучения.

Вместе с тем, проблема обучения и формирования интереса к изобразительной деятельности детей на занятиях в условиях разновозрастной группы, является недостаточно разработанной. Так как все разнообразные дошкольные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастания, а попытки описать специфику их применения в разновозрастной группе, по сути, это попытки адаптировать без каких-либо существенных изменений то, что разработано на конкретный возраст. Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы.

В раннем возрасте закладываются все основные качества будущего человека. Создание разновозрастных групп предполагает использование положительных моментов семейного воспитания в единстве с целенаправленным воспитательно-образовательным процессом ДОУ, способствующим оптимальным условиям социализации детей раннего возраста. Разновозрастное окружение в ДОУ обогащает социальный опыт ребёнка и создаёт условия для его личностного развития.

Малокомплектные дошкольные учреждения продолжают существовать, в основном, в сельской местности. А ведь именно особенности возраста детей определяют специфику педагогической деятельности в данных учреждениях.

Педагоги ДОУ должны знать и владеть различными педагогическими технологиями, современными методами, приёмами, формами воспитания и развития. А также способствовать формированию интереса к различным видам деятельности у детей раннего и дошкольного возраста, в том числе и изобразительной, в условиях разновозрастной группы ДОУ. Поэтому актуальной проблемой сегодняшнего дня остаётся организация работы с детьми раннего и дошкольного возраста в малокомплектном детском саду.

Учитывая актуальность темы, нами сформулирован объект, предмет, цель и задачи работы:

Объект исследования: процесс формирования интереса к занятиям по изобразительной деятельности у детей разновозрастной группы.

Предмет исследования: игровые приёмы и ситуации на занятиях как средство формирования интереса к изобразительной деятельности в разновозрастной группе.

Цель исследования: выявить игровые приемы и ситуации, способствующие формированию интереса к занятиям по изобразительной деятельности в условиях разновозрастной группы ДОУ.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме обучения и формирования интереса к изобразительной деятельности у детей разновозрастной группе ДОУ.

2. Охарактеризовать особенности использования игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности в разновозрастной группе.

3. Спланировать образовательную деятельность по формированию интереса к занятиям по изобразительной деятельности в разновозрастной группе.




Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения и формирования интереса к изобразительной деятельности у детей разновозрастной группе ДОУ.
    1. Проблема обучения и формирования интереса к изобразительной деятельности детей на занятиях в условиях разновозрастной группы.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группа имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребёнка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с каждым ребёнком. Следует отметить и преимущества, которые характерны именно для разновозрастной группы: общение младших детей со старшими создает благоприятные условия формирования «опережающих знаний» и взаимного обучения.

А.Н. Давидчук, характеризуя воспитательную работу в разновозрастной группе, указывает, что она во многом зависит от личностных качеств педагога, методической подготовки, умения одновременно руководить деятельностью детей разного возраста. В литературе есть некоторые методические рекомендации к организации занятий в разновозрастной группе:

- начало занятия одновременно во всех (трёх-четырёх) группах, а окончание последовательное (через 15 минут у младших, через 20 минуту средних);

- последовательное начало занятие (занятие начинается с одной подгруппой, потом через 5-7 минут подключается вторая, потом третья).

В.Н. Аванесова предложила три типа организации детей на занятиях в малокомплектных садах:

1. Все дети заняты одним видом деятельности.

2.Комбинирование занятия.

3.Занятие с одной (подготовительной) подгруппой по общепринятой методике.

Е.И. Щербакова, Л.И. Щербань предлагает новый иной вариант проведения занятий в разновозрастной группе. По их мнению, педагогический опыт дает возможность разнообразить варианты каждого типа организации занятий. Учет этих вариантов при планировании и организации обучения в разновозрастной группе способствуют эффективному решению программных заданий для каждой возрастной подгруппы.

1 тип - все дети заняты одним видом деятельности.

2 тип – комбинированное занятие: две подгруппы заняты одним видом деятельности, третья – другим.

3 тип – организация детей связана с неодинаковым количеством занятий для разных возрастных групп в неделю.

Какова же специфика применения игровых приемов в группах разновозрастным составом?

С одной стороны, они должны быть направлены на решение дидактических задач, с другой – по своему характеру, должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать ее существенными признаками. Это тем более важно, что в отличие от «настоящей» свободной игры игру на занятии предлагает педагог. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача.

Игровая задача в этих приемах – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: «Поможем белочке сделать запасы на зиму» или: «Подумайте, на чем можно отправиться в космос»; «Построим кошке дом».

Во второй младшей группе воспитатель ставит перед собой задачу вызвать у детей непроизвольный интерес к занятию. Игровые приемы и ситуации используются, чтобы вызвать и поддержать у малышей интерес к деятельности, направленной на овладение элементарными знаниями и умениями развитие активности.

Нередко все занятие целиком проводиться в форме игры. Например, воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришла матрешка. Вот она, красивая, нарядная!» Матрешка здоровается с малышами, показывает свой фартучек, платок. В игровой форме воспитатель побуждает детей рассмотреть матрешку, определить какого цвета, формы. Обращаясь к кукле, воспитатель продолжает: «Почему ты,матрешка, такая скучная? Скажи нам. Может быть, мы тебе поможем?» - Наклоняется к матрешке, слушая ее ответ. Затем вновь обращается к детям: « Дети, оказывается, матрешке скучно одной. Давайте нарисуем ей подружек. И тогда матрешке станет веселее. Целый хоровод матрешек у нас получится!»

Получив задание, высказанное в такой занимательной форме, малыши охотно принимаются за работу.

А для того чтобы дети рисовали аккуратно, проявляли старание, стремились добиться качественного результата, воспитатель предупреждает: « Матрешка обидится, если ее подружки будут некрасивыми. Вы постарайтесь, порадуйте матрешку. Посмотрите, как надо рисовать». Описанный прием приводит к положительному результату: дети внимательно слушают разъяснения педагога, а затем в самостоятельной деятельности проявляют настойчивость, аккуратность, старательность.

Можно привести еще целый ряд примеров, разнообразных заданий по изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста, которые позволяют малышам получать значимые результаты, несмотря на то что они владеют лишь самыми элементарными умениями .

Таково, например, задание вылепить столбики для забора, который защитит зайчиков от злого волка. Указание воспитателя лепить столбики прямыми, ровными, чтобы заборчик не упал, охотно принимается детьми, легко входящими в игровую ситуацию. Так в завуалированной форме перед детьми одновременно выступают две задачи: качественно выполнить задание и научиться приему раскатывания глины.

В младших группах игровые приемы широко используются на протяжении всего занятия. Это дает воспитателю возможность переключать внимание детей с одной задачи на другую.

В средней группе игровые приемы и ситуации также занимают большое место. Нередко весь процесс деятельности на занятии приобретает форму игры. Например, воспитатель организует игру в художественную мастерскую, изготавливающую или расписывающую дымковскую игрушку. При этом программная задача( научить детей рисовать элементы декоративной росписи) маскируется игровой ситуацией; входя в роль художника, ребенок старается выполнить работу как можно лучше (он же художник!), проявляет старание, настойчиво стремится к получению качественного результата. Вот отрывок этого занятия:

- Дети, посмотрите, какие игрушки у нас сегодня на занятии,- говорит воспитатель.- Они сделаны из глины и расписаны разными красками. Эти игрушки сделали народные умельцы. Чтобы игрушки были нарядными, красивыми, их расписали разными узорами. Сегодня у нас в группе тоже откроется мастерская игрушек, и все вы станете мастерами-умельцами (затем следует рассматривание узоров, объяснение и выполнение способов рисования). Вы тоже будите расписывать каждый свою игрушку.Далее педагог раздает детям вырезанные из бумаги контуры дымковских игрушек. Наряду с конкретной программной задачей он ставит задачу формирования интереса к изобразительной деятельности. Чтобы побуждать воспитанников к самостоятельному придумыванию узоров, воспитатель предлагает: - Постарайтесь придумать разные узоры. В художественной мастерской каждый умелец рисует тот узор, который придумал сам.

Игровые приемы и ситуации чрезвычайно эффективны и в тех случаях, когда программная задача требует многократных упражнений. Они обеспечивают достаточную активность детей, предупреждают утомление от однообразных действий.

В старших группах игровые приемы и ситуации применяются с целью вызвать у дошкольников интерес к предлагаемым заданиям.

Уже на новом программном содержании, решая новые учебные задачи, воспитатель продолжает предлагать детям сложные для них задания в игровой форме; вводит мотивы, побуждающие дошкольников выполнять задания качественно.

Например, на занятии по изобразительной деятельности, формируя у детей умение, выбирать тему, узор, закрепляя навыки рисования элементов декоративной росписи, педагог использует следующий прием: - Ребята, давайте представим, что мы с вами пришли в магазин «Ткани». Давайте рассмотрим рисунки на тканях, чтобы потом вы смогли сами придумать узор для маминых платьев. Воспитатель открывает занавес, за которым заготовлены за ранее разноцветные лоскутки тканей (или полоски бумаги с нарисованными на них узорами). А теперь пусть каждый из вас выберет цвет платья для мамы (ребятам предлагаются вырезанные из бумаги контуры платьев разного цвета) и сам попробует нарисовать такой красивый узор, чтобы маме понравилось это платье, чтобы оно было нарядное и красивое. Для этого надо и фон подобрать, и узор придумать, и определить сочетание красок.

В этом примере необходимость качественного выполнения задания мотивируется предложением сделать приятное маме. Выдвинутый воспитателем мотив вызывает у дошкольников желание приложить усилия, постараться. Игровая ситуация эффективна также в тех случаях, когда задание оказывается трудным для детей, и многие из них допускают ошибки. Эмоциональная форма поможет ребенку лучше уяснить причину ошибки, вызовет желание справиться с трудностями. Итак, обобщая высказанные положения во всех возрастных группах о роли игровых приемов, можно определить их воспитательную функцию следующим образом:

- игровые приемы помогают педагогу сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников (особенно это относиться к младшему дошкольному возрасту), позволяет представить неинтересную для детей программную задачу в занимательной форме в том числе и в изобразительной деятельности;

- дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения;

- играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

В тоже время следует заметить, что все задания, предлагаемые детям в игровых ситуациях, вуалируют программную задачу; ребенком не ставиться в условия осознания особенностей деятельности на занятиях (необходимость в приложении стараний, усилий; наличие умения сосредотачивать свое внимание на предложенном задании, стремления выполнять его как можно точнее, достичь результата, соответствующего поставленным требованиям). Поэтому игровые приемы следует сочетать с другими приемами. Варианты их сочетания должны определяться содержанием занятия, возрастом детей, степенью сложности образовательного материала, а также конкретными задачами нравственного воспитания, которые могут быть реализованы в деятельности, направленной на усвоение знаний. Если в младших группах игровые приемы преобладают, то в старших, на первый план выдвигается задача воспитания у детей нравственно - волевых качеств, ответственного отношения к образовательной деятельности. Следовательно, значимость игровых приемов и ситуаций на занятиях зависит от возраста детей, поставленных целей, задач, сформированности знаний и умений в специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.




    1. Игровые приёмы и ситуации как средство формирования интереса к изобразительной деятельности в разновозрастной группе.


Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы и ситуации на занятиях изобразительной деятельности.

Игровые приемы и ситуации охотно применяются педагогами. Трудности возникают в их самостоятельной разработке. Основной причиной этого является незнание особенностей игровых приемов обучения. Игровые приемы обучения, как и другие приемы, направлены на решение обучающих задач и связаны с организацией игры на занятиях.

Общеизвестно, что обучать детей дошкольного возраста, надо играя. По мнению Комаровой Т., игровые приемы создают радостную необычную атмосферу, повышают интерес, способствуют бо­лее эффективному овладению навыками и умениями. Повыша­ется эмоциональная отзывчивость, дети раз­виваются нравственно, так как их объеди­няет общая цель. Ведь они вместе с педагогом обсуждают композицию, обговаривают замысел, учатся доброжелательно оценивать вклад каждого в общую работу, помогать друг другу[36].

Исследования Григорьевой Г.Г, показали, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей до 5 лет в том случае, если этот познавательный материал включен в игровую, практическую или изобразительно-продуктивную деятельность [13]. В этом случае возникают мотивы «конкретных действий».

Причем игровые мотивы, как отмечает З.М. Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой другой практической продуктивной деятельности.

Н.П. Сакулина рассматривала игровые ситуации как одно из средств, позволяющих придать детской изобразительной деятельности художественно-творческий характер, и использовала их при обучении детей сюжетному рисованию. Она вскрыла при этом один из механизмов действия игровых приемов обучения: «оживление» образа, которое дает детям толчок для развития содержания рисунка, а педагогу – основу для руководства работой над выразительностью образа [49].

Т.Г.Казакова считала, что игровые приёмы необходимо применять как одно из средств формирования образного начала в изобразительной деятельности младших дошкольников [31].

По определению Г.Г. Григорьевой, игровые приёмы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие детей [14].

Подобные приемы, построены на высокоэмоциональной основе, способствуют как решению учебных задач, так и формированию у детей интереса к учебной деятельности. Использование их позволяет развивать у дошкольников устойчивость внимания, способность к произвольному поведению, что является предпосылкой к формированию нравственно-волевых качеств.

Анализ литературы показал, что методика применения игровых приёмов на занятиях по изобразительной деятельности детально разработана применительно к детям дошкольного возраста.

Вопросы использования игровых приёмов и ситуаций в системе занятий изобразительной деятельности с детьми, рассматривались в работах Венгера А.А. [39]; Выготского Л.С.[4]; Эльконина Д.Б.[39] и др. Данные исследователи установили, что игра является универсальной формой функционирования: в частности, в ней имеют место и деятельность, и познание, и личностные отношения.

Все игровые приёмы условно можно разделить на две большие группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развёртываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними, как в режиссерских играх. Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссеры, и как актёры. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможности активного действия с ним более ограничены). Сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа), или взаимоотношения. Происходит это через обыгрывание.

Прием обыгрывания предметов или игрушек, картин-панорам, природного, бросового материала очень распространен. Используя этот приём, необходимо учитывать постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Как правило, такой прием используется непосредственно перед началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации).

Другой прием – обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или ещё не завершенное изображение, следует различать обыгрывание готового изображения и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным изображением.

Обыгрывание готового изображения применяется по окончании рисования (лепки, аппликации). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Обыгрывание незаконченного изображения можно ещё назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Процесс использования этого приема представляет собой, по существу, постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Игровой прием стимулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами.

В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых. Выделение игрового приёма с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа), или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приёмы.

Своеобразие использования игровых приемов и ситуаций в большей степени определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, особенностями сочетания так называемых учебных и творческих задач.

По мнению Григорьевой Г.Г., воздействие игровых приемов, осуществляется, через создание с их помощью мотивов, направляющих деятельность детей на выполнение изображения для каких-либо игровых персонажей [11].

В соответствии с содержанием предложенного детям мотива выполненные ими рисунки (аппликации) должны быть использованы в игровом плане. Согласно теории деятельности, возникновение таких мотивов у детей обеспечивает успешность понимания и принятия поставленной педагогом цели (создание рисунка), осознание предъявляемых требований к качеству изображения и способам его выполнения, вызывает активность при создании изображений, а затем, их осмысленный и заинтересованный анализ.

Григорьева Г.Г. отмечает, что игровые приемы могут создавать мотивы конкретных действий изобразительной деятельности (восприятие изображаемого предмета, показа воспитателем способов действия и др.), вызывая интерес к игровым персонажам и действиям.

Во всех случаях игровые приемы и ситуации, влияя на мотивы изобразительной деятельности на занятии, существенным образом перестраивают отношение детей к обучению: вызывают направленность деятельности на выполнение изображения нужного качества, интерес, разнообразную активность детей, мыслительную, речевую, эмоциональную. Пробуждая воображение и чувства, игровые приемы обучения активизируют способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, вызывают увлеченность, захваченность деятельностью - качества, характеризующие, по мнению Н.А.Ветлугиной[5], наличие творческого начала детской деятельности.

Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности. Игровые приемы и ситуации, как и другие методы обучения, существенно обогащают методику организации изобразительной деятельности дошкольников.

Педагог может придумать игру, действительно интересную детям. Важно также знать и учитывать игровой опыт детей, их умение играть. Наконец, педагогу надо четко представлять себе, какие конкретные задачи решаются на занятии при использовании того или иного игрового приема. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает воспитатель, и этим она отличается от свободной игры.

Использование игровых приемов зависит и от материала, который использует педагог. В зависимости от игровых умений детей воспитатели предлагают им объемные и плоскостные предметы, игрушки, предметы- заместители или воображаемые предметы. При разработке игровых приемов важно учитывать и логику игровых действий, соответствие их реальным жизненным ситуациям. Иначе эти приемы будут надуманными и неестественными.

Игровые приемы не следует усложнять излишней атрибутикой и игровыми действиями. Чтобы избежать этого, педагогу надо четко представлять дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации.













































Глава 2. Создание образовательной среды в ДОУ по формированию интереса к изобразительной деятельности в разновозрастной группе.

2.1.Организация предметно – развивающей среды в разновозрастной группе по изобразительной деятельности.


Вопрос организации предметно - развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС предметно - развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе: совместную деятельность взрослого и детей, и самостоятельную деятельность детей.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является – игра. Именно поэтому педагоги- практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно – развивающей среды ДОУ.

Изобразительная деятельность – одна из самых любимых у детей. Поэтому предметно – развивающая среда центра изобразительной деятельности в разновозрастной группе требует глубокого осмысленного оформления и пополнения с учетом новых требований.

Для создания предметно – развивающей среды центра изобразительной деятельности в разновозрастной группе следует руководствоваться следующими принципами: полифункциональностью, трансформируемостью, вариативностью.

Полифункциональность среды – предметно - развивающая среда центра должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. Таким образом, материалы и оборудование центра могут использоваться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при режимных моментах.

Трансформируемость среды – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, внести на первый план ту или иную функцию пространства.

Вариативность среды – предполагает конкретный вариант предметно – развивающей среды центра изобразительной деятельности для конкретного возраста воспитанников разновозрастной группы.

Так, например, в нашем Филиале МОУ Можарская СОШ «Сысоевская ООШ» в дошкольной группе «Родничок», для детей разновозрастной группы созданы различные предметно - игровые уголки. Соответственно наполняемость и формирование изобразительных уголков будут зависеть от темы образовательной деятельности и возраста детей.

В нашей разновозрастной группе детского сада организован специальный центр изобразительной деятельности «Умелые ручки».

Оборудование центра: бумага разных размеров и форм, картон белый и цветной, восковые мелки, гуашь, штампики, краски, кисти, стаканчики для воды, пластилин, трафареты и раскраски (для мальчиков и для девочек), альбомы с произведениями разных жанров для рассматривания, дидактические игры с различными по ознакомлению жанрами живописи, направлениями архитектуры, видами народных промыслов, изделия народных промыслов и народные игрушки, алгоритмы и схемы поэтапной лепки и поэтапного рисования.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, пробуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей в разновозрастной группе.

Таким образом, создание предметно-пространственной среды в ДОУ является важным элементом целостного образовательного процесса.


























2.2.Планирование образовательного процесса по изобразительной деятельности в разновозрастной группе.

Взаимодействие педагогов и детей по организации предметно-развивающей среды в разновозрастной группе осуществляется через следующие формы: НОД (непосредственная образовательная деятельность), образовательную деятельность, организованную в режимных моментах (дидактические игры, выставки рисунков и поделок) и самостоятельная деятельность детей (в центре изобразительной деятельности).

Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в разновозрастной группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания. Эффективность образовательного процесса по изобразительной деятельности в разновозрастной группе во многом зависит от качества его планирования.

Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок — с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей — с другой.

 Необходимым условием успешного планирования в разновозрастной группе является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития. Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее. Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в разновозрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Планирование воспитательно-образовательной работы (приложение 1) составляется на основе годового и перспективного (приложение 2) и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на две недели и включает различные виды деятельности. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Изобразительную деятельность в детском саду следует рассматривать как один из разделов воспитательно-образовательной работы, в котором, кроме специфических, решаются общие задачи: воспитание самостоятельности, активности, творчества; формирование умений прилагать волевые усилия при выполнении задания, доводить начатое дело до конца, а также некоторых элементов учебной деятельности.

Изобразительная деятельность как один из разделов работы с детьми  разновозрастной группы тесно связана с другими разделами, со всей жизнью детей в дошкольном учреждении: с игрой, умственным воспитанием, развитием речи, чтением художественной литературы, музыкальными занятиями. Приступая к составлению плана занятий на определенный период времени, воспитатель, прежде всего, уточняет, какая воспитательная работа будет проводиться с детьми в это же время по другим разделам, какие впечатления получат дети и что еще нужно сделать, чтобы подготовить воспитанников к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией.

Составляя план воспитательной работы в разновозрастной группе, следует иметь в виду количество занятий, которое указано на месяц по каждому из видов изобразительной деятельности в программе «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Ва­сильева.

Во второй младшей и средней группах занятия рисованием и лепкой — 1 раз в неделю, а занятия аппликацией и конструированием — 2 раза в месяц. Рисование и лепка по замыслу детей занимают примерно половину занятий. Со второй половины года в средней группе одно занятие в месяц отводят на декоративное рисование.

В старшей группе занятия рисованием проводят 2 раза в неделю, лепкой, аппликацией и конструированием — 1 раз в неделю. Одно занятие в месяц отводится декоративному рисованию, не менее одного занятия — на рисование по замыслу и одно — на лепку по замыслу детей. Твердо устанавливать количество занятий в месяц по предметному и сюжетному рисованию не следует, так как оно может меняться. Занятия по замыслу детей проводят по всем видам, не исключая и аппликацию, примерно один раз в месяц. Декоративному рисованию отводится два занятия в месяц. Желательно одно занятие в месяц уделять рисованию с натуры, время от времени проводить лепку и аппликацию с натуры.









2.3. Работа с родителями по формированию у детей раннего и дошкольного возраста интереса к продуктивным видам деятельности.

Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности. Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта с родителями. «Два берега одной реки» - главный принцип, по которому строится взаимодействие с родителями по всем вопросам, в том числе и по изобразительной деятельности детей.

Основной целью художественно-эстетического воспитания детей является:

  • развитие способности художественного видения мира;

  • приобщение к миру искусства;

  • развитие художественно-творческих способностей.

По всем трем направлениям нами проводится тесная работа с родителями, что позволяет установить единство взглядов в воспитании ребенка, вовлечь родителей в педагогический процесс, пропагандировать педагогические знания. Строительство любых отношений, как правило, базируется на соблюдении принципов взаимодействия.

Принципы взаимодействия с родителями в разновозрастной группе:

1) Открытость детского сада и родителей.

В начале каждого учебного года в группе проводится родительское собрание, на котором родителей знакомим с задачами и планом работы по данному разделу, они могут задать вопросы, внести свои предложения, поделиться опытом семейного воспитания. Экскурсия по группе позволяет ознакомиться с условиями, организацией развивающей среды, рабочим материалом.

Круглогодично проводятся открытые мероприятия. Присутствие родителей на них помогает увидеть ребенка среди сверстников, лучше понять особенности его взаимоотношений, интересов, проблем и способностей.

Проводятся конкурсы рисунков и фотографий: «Наша спортивная семья», «Дружим со спортом», «Как мы летом отдыхали», «Наедине с природой»

2) Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность.

Хорошей традицией детского сада стало проведение творческих выставок семейных работ: «Волшебница-осень»,«Волшебный лес Деда Мороза», «Птица семейного счастья», «Чудо-дворик».

Такие конкурсы способствуют укреплению связей детского сада с родителями. Конкурсы побуждают родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развивают творческие способности детей. Целью этой работы является включение родителей в единый творческий процесс, сформировать у семьи бережные, позитивные взаимоотношения. Совместная творческая работа позволяет взрослым полноценно прожить с ребенком игру, труд, праздники и многое другое.

3)Консультирование родителей (групповые и индивидуальные), индивидуальное общение с семьей.

4) Использование различных средств информации для родителей (в разновозрастной группе детского сада оформлены информационные стенды, где можно найти и прочитать полезную информацию.

Мой опыт работы в детском саду с разновозрастной группой убеждает меня, что занятия изобразительной деятельностью вызывает у детей исключительно положительные эмоции, удовольствие и радость. Как правило, свои работы дети бережно хранят, с удовольствием показывают их сверстникам и взрослым. Так же очень важно время от времени рассматривать детские работы вместе с родителями, это помогает родителям больше узнать о жизни детей в ДОУ, их интересах и постепенном овладении изобразительной деятельностью. А дети, видя внимание к их творчеству, работают еще старательнее.

Поэтому наша работа по изобразительной деятельности является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: воспитателя, детей и родителей.

На совместных занятиях по изобразительной деятельности, воспитатель предлагает детям и родителям различные игровые ситуации, например «обыгрывание готовых предметов изображения» (нарисовав или вылепив предмет, дети вместе с родителями начинают играть). При применении таких приемов как: обыгрывание готового или незаконченного изображения занятия проводятся в живой, радостной, эмоциональной атмосфере.

По опыту работы в детской организации можно сделать вывод: активные формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых окружающие ребенка.




























Заключение

Проблема обучения и формирования интереса к изобразительной деятельности детей на занятиях в условиях разновозрастной группы является одной из актуальных. Так как все разнообразные дошкольные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастания, а попытки описать специфику их применения в разновозрастной группе, по сути, это попытки адаптировать без каких-либо существенных изменений то, что разработано на конкретный возраст. В раннем возрасте закладываются все основные качества будущего человека. Создание разновозрастных групп предполагает использование положительных моментов семейного воспитания в единстве с целенаправленным воспитательно-образовательным процессом ДОУ, способствующим оптимальным условиям социализации детей раннего возраста. Разновозрастное окружение в ДОУ обогащает социальный опыт ребёнка и создаёт условия для его личностного развития.

Малокомплектные дошкольные учреждения продолжают существовать, в основном, в сельской местности. А ведь именно особенности возраста детей определяют специфику педагогической деятельности в данных учреждениях.

Педагоги ДОУ должны знать и владеть различными педагогическими технологиями, современными методами, приёмами, формами воспитания и развития. А также способствовать формированию интереса к различным видам деятельности у детей раннего и дошкольного возраста, в том числе и изобразительной, в условиях разновозрастной группы ДОУ. Поэтому актуальной проблемой сегодняшнего дня остаётся организация работы с детьми раннего и дошкольного возраста в малокомплектном детском саду. Учитывая актуальность темы, нами сформулирован объект, предмет, цель и задачи.

В рамках данной работы выявлены игровые приемы и ситуации, способствующие формированию интереса к занятиям по изобразительной деятельности в условиях разновозрастной группы. Поставленные задачи выполнены, а именно: проанализирована психолого – педагогическая и методическая литература по проблеме обучения и формирования интереса к изобразительной деятельности у детей в разновозрастной группе; рассмотрена методика использования игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности в разновозрастной группе; спланирована образовательная деятельность по формированию интереса к занятиям изобразительной деятельности в разновозрастной группе.

Изобразительная деятельность представляет богатейшие возможности для развития творчества, является большой и серьезной работой для ребенка. В процессе изобразительной деятельности активизируются психические процессы, которые дают основу для развития творчества дошкольников, а игровые приемы и ситуации способствуют формированию интереса к занятиям по изобразительной деятельности в условиях разновозрастной группы ДОУ.































Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2007.

  2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. – М., 2004.

  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 2008.

  4. Григорьева Г.Г. Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 8. – С. 28-35.

  5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 2005.

  6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2000.

  7. Комарова Т.С Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей. //Дошкольное воспитание. – 2008. – №10.

  8. Комарова Т. Изобразительная деятельность: взаимосвязь с игрой //Дошкольное воспитание. – 2001. – № 4.

  9. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.,2005.

  10. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Изобразительная психология. Произведение в двух томах. – Т.1. – М.,2002. – С.321.

  11. Методика обучения изобразительной и консультированию /Под редакцией Т.С.Комаровой, 2-е издание. – М.,2005.

  12. Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием. – М., 2000.

  13. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 2005.

  14. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 1956.

  15. Аванесова В.Н.Воспитание и обучение в разновозрастной группе. – 2-е изд. –исп. – М.: Просвещение, 1989. – 512.


  1. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села ( в условиях разновозрастной группы). – М., 2008.-216.

  2. Дронова Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях // Дошкольное образование. – 2012. - №2.- С.46-50.

  3. Казакова Т.Г. Индвидуальных подход в воспитании. – М.: Прсвещение, 2011.- 112с.

  4. Подласый И.П. Воспитание детей в дошкольных учреждениях в условиях разновозрастной группы. – М.: Педагогика, 1998. -345.

  5. Шавровска В. Модернизация обучения и воспитания в разновозрастных группах // Палитра педагога. – 2004. -№ .- С.19

  6. Щербакова Е.И., Щербень Л.И. Роль педагога в обучении детей в разновозрастной группе. – ДН-ск.: Принт-сервис, 2005. – 428с.

22. Ясвин В.А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада Образование и наука. – 2006. - №5 – С.27-33.

23. www.nsportal.ru

24. www.maam.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!