СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестации по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестации по литературе 5,6,9 класс.

тестирование в 5 и 6 классах и контрольная работа в 9 классе.

Кто  из писателей изображен в этом описании?

Просмотр содержимого документа
«Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестации по литературе»

Контрольно- измерительные материалы по литературе 5 класс




1. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Мой любимый герой русской народной сказки?

2.Почему я люблю читать сказки?

3.Почему в сказках добро всегда побеждает зло?


2. Письменный ответ на один из вопросов:

1.В чём превосходство царевны над царицей?


2. Что помогло царевичу Елисею в поисках невесты?


3. Письменный ответ на один из вопросов:

1.Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?

2.Каковы друзья и враги Герасима?

3.В чём вина и в чём беда барыни?


4. Контрольная работа по литературе за 1 полугодие

Часть 1. Выберите правильный ответ:

1. Жанром фольклора является:

1) повесть 2) рассказ 3) сказка


2. Сказка «Царевна-лягушка»:

1) бытовая 2) волшебная 3) о животных


3. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки:

А) волшебные

1) цель сказки – весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства

Б) бытовые

2) задача сказки – испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами

В) о животных

3) цель сказки – рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке


4. В басне «Волк на псарне» Волк ведёт себя как человек. Такой художественный приём называется:

1) метафорой 2) сравнением 3) олицетворением


5. Средство художественной выразительности, отличающее басню от других эпических жанров:

1) сравнение 2) метафора 3) аллегория

6. Историческое событие, о котором рассказал в стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтов, произошло во время:

1) Отечественной войны 1812года

2) Великой Отечественной войны

3) Первой мировой войны


7. Повествование в стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтова ведётся от лица:

1) автора 2) старого солдата 3) молодого солдата


8. Предложения из стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова: «Французы двинулись, как тучи» и «Носились знамена, как тени» – содержат:

1) метафору 2) сравнение 3) эпитет


9. В основу повести И.С.Тургенева «Муму» положены:

1) художественный вымысел

2) историческое событие

3) реальные события из жизни автора


10. Герасим ушёл из Москвы, потому что:

1) лишился единственного друга

2) устал от городской жизни

3) соскучился по крестьянскому труду


Часть 2. Сформулируйте ответ самостоятельно.

1. Назовите сказку:

Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало. _________________________________________


2. Что такое зачин?___________________________________________________________


3. Чем литературная сказка отличается от народной? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Назовите три рода литературы:

1)_____________________________

2)_____________________________

3)_____________________________


5. Что такое рифма? __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. О каком герое идёт речь? В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени …., которому тогда было не более девяти или десяти лет. …был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему скучно бывало в пансионе, а иногда даже грустно. …будучи ещё в девятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимым его занятием… было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие времена.

Назовите имя героя, название произведения и автора __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. О герое эпического произведения многое может поведать обстановка, которая его окружает, вид его жилья – интерьер. Подумайте, с каких сторон характеризует немого дворника описание его каморки: …он устроил её себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, - истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый. Что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Из какого произведения эти строки? Укажите автора и название:

Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном ,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

_____________________________________________________________________________


9. Что такое эпитет? __________________________________________________________


10. Какое из прочитанных произведений вам больше всего запомнилось? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





5. Контрольная работа за 3 четверть

I. По отрывку узнай произведение и автора.

  1. «И из всяческих бед, по вере его, выручали его птицы и звери лесные, царевны прекрасные, премудрые, и даже сама Баба-Яга, жалевшая его по его младости. Были для него ковры-самолёты, шапки-невидимки, текли реки молочные, таились клады самоцветные, от всех смертных чар были ключи вечно живой воды…»

  2. «Накормила она его щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается. Потом и говорит:

- Ну, прощай, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне.»

  1. «Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что. Но, к счастью, я вас не слушаюсь.»

  2. «Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летали куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар. На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы. Дед перекрестился.

- Не то лошадь, не то невеста – шут их разберёт! – сказал он и сплюнул.»

  1. «Прошло четыре томительных дня. Я грустно ходил по саду и с тоской смотрел по направлению к горе, ожидая, кроме того, грозы, которая собиралась над моей головой. Что будет, я не знал, но на сердце у меня было тяжело. Меня в жизни никто ещё не наказывал; отец не только не трогал меня пальцем, но я от него не слышал никогда ни одного резкого слова. Теперь меня томило тяжёлое предчувствие.»

  2. «По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах, - ребята, кошки, даже мыши, - всё вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.»

II. Запишите парами место рождения и фамилию писателя.

1) Воронежская губерния, город Острогожск; а) Бажов П.П.

2) город Житомир; б) Бунин И.А.

3) город Екатеринбург; в) Есенин С.А.

4) Орловская губерния, хутор Бутырки; г) Короленко В.Г.

5) Рязанская губерния, село Константиново. д) Маршак С.Я.

III. По описанию определите и напишите название жанра:

  1. Вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях. Больше рассказа, но меньше романа.

  2. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды и воспроизводящий живую разговорную речь. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

  3. Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

IV. Дайте полный ответ на вопросы.

  1. Кто из изученных нами авторов работал в детских журналах «Мурзилка» и «Пионер»?

  2. А кто возглавлял журнал «Новый Робинзон»7

  3. Какие эпизоды рассказа «Тёплый хлеб» делают его похожим на сказку?

  4. С чем в стихотворениях С.Есенина о родине сравнивается отражение луны в воде, седина в бороде отца, старый клён, цвет северных небес?

Ответы

I. 1). И.Бунин «Косцы».

2). П.Бажов «Медной горы хозяйка».

3). С.Михалков «Двенадцать месяцев».

4). К.Паустовский «Заячьи лапы».

5). В.Короленко «В дурном обществе».

6). К.Паустовский «Тёплый хлеб».

II. 1) – д).

2). – г).

3). – а).

4). – б).

5). – в).

III. 1). Повесть. 2). Сказ. 3). Пьеса.


IV. 1). В журналах «Мурзилка» и «Пионер» работал К.Г.Паустовский.

2). В журнале «Новый Робинзон» работал С.Я.МАРШАК.

3). Конь, который вызывает метель. Говорящая сорока. Мороз, шагающий ночью по деревне.

4). «Золотою лягушкой луна распласталась на … воде»;

«словно яблонный цвет, седина у отца разлилась в бороде»;

« головой на меня похож» (с человеком, лирическим героем);

« принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес».





6. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?

2.Почему в пьесе-сказке добро побеждает зло?


7. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Какой изображена русская природа в творчестве писателей 20 в.?

2.Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в их произведениях?


8. Годовая контрольная работа

1. Фольклор – это … ________________________________________________

2. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что… __________________________________________________________________

3. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) Басня

б) Загадка

в) Прибаутка

4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

в) И.С. Тургенев «Муму»

5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».

а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»

б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»

в) А.П. Чехов «Хирургия»

7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»

а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

б) Н.А. Некрасов «На Волге»

в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»

8. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.

а) А.С. Пушкин

б) М.Ю. Лермонтов

в) М.В. Ломоносов

9Автором стихотворения «На Волге» является:       

А) А.С. Пушкин

Б) В.А. Жуковский

В) Н.А. Некрасов

10. Соедините фамилии писателей и поэтов с их полным именем.

Гоголь Александр Сергеевич

Пушкин Михаил Юрьевич

Лермонтов Николай Васильевич

Лесков Иван Сергеевич

Тургенев Николай Семёнович


11. Запишите формулировки терминов и приведите по 1-2 примера.

Эпитет - _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Метафора-__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Олицетворение _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Аллегория- __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


12. Расставьте элементы сюжета последовательно:


А) Завязка;

Б) Кульминация;

В) Развязка;

Г) Развитие сюжета



13. Какой подзаголовок имеет повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место»?

а) история о похождениях деда;

б) сказание дьячка сельской церкви;

в) быль, рассказанная дьячком ***ской церкви.


14. Вы прочитали сказку Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Кем была курица Чернушка в Подземном городе?

________________________


15. Почему «помнит вся Россия про день Бородина»? Выберите более глубокий вариант ответа:

а) потому что «были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы!»

б) потому что «мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…»

в) потому что «был денек! Сквозь дым могучий французы двинулись, как тучи…»

г) потому что «изведал враг в тот день немало…»


16. Что послужило материалом для рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

а) события из жизни Л. Н. Толстого на Кавказе;

б) события из жизни Л. Н. Толстого на Кавказе и некоторые книжные источники, описывающие кавказскую войну и плен;

в) сюжет, рассказанный жителем Кавказа;

г) книжные источники.


17. Кто автор поэмы «Мороз, Красный нос»?

а) Н. А. Некрасов;

б) Н. В. Гоголь;

в) И. С. Тургенев;

г) И. А. Крылов.


18. Какое из произведений принадлежит перу Н. А. Некрасова?

а) «Кубок»;

б) «Крестьянские дети»;

в) «Муму»;

г) «Бородино».


19. Когда герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» заблудился в тайге, он вспомнил слова отца и деда:

1) «С тайгой надо дружить»

2) «Тайга хлипких не любит»

3) «В тайге одному делать нечего»


20. Назовите три рода литературы:

1)_____________________________

2)_____________________________

3)_____________________________


21. Что такое рифма? __________________________________________________________________

22. Из какого произведения эти строки? Укажите автора и название:

Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном ,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

__________________________________________________________________


23. Назовите жанры литературных произведений, которые были включены в ваш учебник, приведите примеры (сказ, басня, рассказ, стихотворение и т.д.)

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


24. Какое из прочитанных произведений вам больше всего запомнилось? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!