СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аулы Дагестана....

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народы Дагестана если все будет продолжаться так как сейчас со временем я думаю полностью могут потерять свою культуру , свою самобытность, свой язык, свои обряды и обычаи, страшнее этого что может быть. Вот статистика которую мне удалось найти

Просмотр содержимого документа
«Аулы Дагестана....»

Министерство образования и науки РД

г. Избербаш

МКОУ СОШ №3

368500

ул. Мичурина 12

+7(87245) 2-41-60

Республиканский конкурс

Аулы Дагестана


Исследовательская работа на

тему:

«Обычаи,

обряды,

поверья даргинцев»






Выполнила: ученица 9 «б» класса

МКОУ СОШ №3

Магомедова Айша

ул.Мустафаева 5

Руководитель : Курбанова У.М.

учитель истории и права

Тел: 8-906-449-90-48





г.Избербаш 2018г.

Введение

Я хочу кратко рассказать сюжет романа абхазского писателя Б.Шинкуба "Последний из ушедших", где рассказывается о трагической судьбе одного из кавказских народов убыхов. Убыхи , под напором колониальной экспансии русского царя вынужденные переселиться в Турцию, на чужбине потеряли родной язык, традиции, потому что были разделены. Народ исчез с лица земли.


Народы Дагестана если все будет продолжаться так как сейчас со временем я думаю полностью могут потерять свою культуру , свою самобытность, свой язык, свои обряды и обычаи, страшнее этого что может быть. Вот статистика которую мне удалось найти



За 70 с лишним лет в бывшем СССР не смогли сосчитать, сколько народов проживает в стране. За годы советской власти количество народов неизменно сокращалось:

если в 1926 году, по данным переписи в СССР, насчитывалось 194 нации, народности и этнические группы,

то в 1979 году их количество было доведено до 101. На территории бывшего Союза фактически проживало более 800 этносов.


В Дагестане, с одной стороны, заново создается письменность на языках малочисленных народов, входящих входящих в лезгинскую языковую группу (агулы, рутульцы, пахуры и др.), с другой стороны, такие же малочисленные народы, по языку, обычаям и укладу жизни близкие к аварцам, даргинцам (андийцы, ахвахцы, бежтинцы, ботлихцы, гунзепцы, чамалинцы, кайтагцы, кубачинцы и др.) причислены к крупным народам. Ассимиляция лезгин, аварцев, цахуров и представителей других дагестанских народов, а так же этнических групп, входящих в лезгинскую языковую группу (крызы, будугу, хиналугцы, удины, и др.), в Азербайджане превратилась в государственную политику, начало которой теряется в 30-х годах.


Я делаю вывод что малые народы нуждаются в государственной поддержке нельзя допускать что бы культура целых поколений , которые бережно несли и передавали нам свои знания, обычаи , обряды ушли в небытие .


Долг каждого из нас по крупице собирать знание о своем крае , о своем народе и передавать его следующему поколению.







Я люблю читать , а иногда перечитывать его книги например в книге «Мой Дагестан» Расул Гамзатов затронул все сферы жизни нашего общества в том числе там есть мысль что нельзя забывать свои истоки, свои корни и я тоже думаю чем сильнее корни тем сильнее человек. Вот пожалуйста стихотворение о Родном языке. Сколько значения смысла вложено в это стихотворение а вот эти строки

Когда я понял, что меня излечит

Не врач, не знахарь, а родной язык.

Меня воодушевили на исследование данной работы .




Стих о родном языке.

(Отрывок)


И, смутно слыша звук родимой речи,

Я оживал, и наступил тот миг,

Когда я понял, что меня излечит

Не врач, не знахарь, а родной язык.


Кого-то исцеляет от болезней

Другой язык, но мне на нем не петь,

И если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть.


Я за него всегда душой болею,

Пусть говорят, что беден мой язык,

Пусть не звучит с трибуны ассамблеи,

Но, мне родной, он для меня велик.


Мне дорог край цветущий и свободный,

От Балтики до Сахалина — весь.

Я за него погибну где угодно,

Но пусть меня зароют в землю здесь!


Чтоб у плиты могильной близ аула

Аварцы вспоминали иногда

Аварским словом земляка Расула —

Преемника Гамзата из Цада.

( Расул Гамзатов)

Обычаи, обряды, поверья даргинцев


Акушинский район

Селение Гулебки


У даргинцев бытовало поверье о наличии в каждом доме доброго существа на котором якобы держалось благополучие, достаток, изобилие.


Даргинцы полагали , что это существо божественного происхождения, способное активно воздействовать на жизнь и судьбы людей. Даргинцы считали что они живут под бревнами потолка, под полом, в центральном столбе и т.д. Время от времени это существо издавало звук, подобный тиканью часов, В это время хозяин дома немедленно должен был положить масло с хлебом или молоко в посуде туда, откуда донесся звук. Предполагалось что существо проголодалось, и, если не накормить его, в доме может произойти несчастье. Если в доме случалось несчастье. считалось, что это дух покинул его.

Что же качается существа кьуне , в виде женщине высокого роста, с большими грудями, рыжими длинными до пят волосами, причем круг действий им совершаемых, гораздо шире, чем у кини, каж. Так, на нем, по поверью держится благополучие дома, его уход из дома предвещает беду, но само оно не причиняет человеку зла. Увидевшему ее суждено счастье. Существо это может украсть из утробы женщины ребенка и воспитать его на свой лад.


Все неудачи или горести в доме приписывались желанию этого духа. Так отразилось в сознании людей их бессилие перед природой и общественной несправедливостью в прошлом.




Бытует много рассказов о том, как проклятия сыграли роковую роль в судьбах отдельных людей. Если один житель села произносил проклятие в адрес другого при посторонних, то все старались покинуть данное место, чтобы их не считали соучастниками Существовало поверье, по которому проклятье могло обернуться против того кто проклинает. Для этого при произнесении проклятия необходимо было сжечь волчье сухожилие или незаметно почесать свои интимные места. У даргинцев сырое куриное яйцо заворачивали в тряпку (бумагу) и клали в огонь. Если яйцо лопалось, то болезнь приписывали действию сглаза.

Чтобы уберечься от дурного глаза , люди еще в древние времена придумывали различные приемы, следы которых можно найти и в наши дни. Так, самым известным и простым способом из них являлось сплевывание .

У народов Дагестана оберегом большой силы служила змея и кожа змеи. Считалось, что это средство, предохраняющее от сглаза, колдовства от любой вредной силы. Такое представление о змеиной коже характерно почти всем народам Кавказа, русским.


В сохранившемся предании в селении Гулебки Акушинского района, которое было записано во время экспедиции 1966 года, говорится, что талхан сюда был послан уцмием Кайтага. Бек построил себе дом в местности известной до сих пор в народе под названием Талхантала-хаб (место талханов). Он стал притеснять местное население, требовать от него податей. Два года мюрегинцы терпели его произвол. Наконец они решили избавится от талхана. Было решено всем обществом его камнями. Узнав об этом, талхан сбежал из Гулебки и направился к уцмию. Узнав о случившемся, уцмий так ответил талхану : "Я тебе дал мягкое сало и острый нож. Тебе надо было резать сало с краю и есть. А ты стал его резать с середины".


В селении Гулебки был адат закидывать вора камнями. Даже была здесь поговорка:" Говорили оставь, не оставил, говорили не воруй, воровал Теперь, если нравится, лежи".



В дагестанских аулах сохранилось много интересных материалов устного народного творчества. И не случайно Дагестан иногда называют страной легенд и преданий. Особенно большую ценность представляет исторические предания, являющиеся устным историческим источником, содержащим значительные сведения по социально-экономической и политической истории.








Игры

« 7 Камней »

Группа людей разделяется на 2 команды .7 камней ставят на землю и с каждым из них прочерчиваются 3 круга :маленький ,большой, средний. Затем кидаешь мяч в эти камни. Суть игры заключается в том, что игрок должен поставить сбитые камни как было, пока команда противников не попадет в него мячом.

«Лапту»

Группа людей разделяется на 2 команды. Каждый член должен пробежать 6 раз мимо игроков другой команды. Противники должны попасть мячом в бегущего члена другой команды. Если команда попадет мячом, то выходит бежать игрок этой же команды, если нет, выходит играть игрок противников.

Обряд

«Укладывание»

Когда новорожденному исполняется сорок дней со дня его рождения, собираются все родственники ребенка его родителей:

  1. Все вместе готовят кашу.

  2. Нарекают именем.

  3. Вместе читают колыбельную.

«Свадьба»

  1. Перед тем как забрать невесту из родительского дома, свекровь угощает невесту мёдом.

  2. По дороге в дом жениха из окон родительского дома и соседей невесту обсыпают конфетами и монетами.

  3. Раздают сладости, сделанные своими руками (обычно этой сладостью является домашняя халва).

  4. Через неделю со свадьбы невеста наполняет один кувшин воды из родника с каждого дома.





Сказка

«Баба-Яга»

Жила была Баба-Яга и была у неё дочь на пальце у которой, было золотое кольцо. Однажды Баба-Яга украла мальчика и посадила его в чугунную кастрюлю и накрыла его чугунной крышкой. Сама ушла в лес за дровами, а дочери своей наказала следить за мальчиком, чтобы тот не сбежал. Мальчик понял, что не сможет сбежать и начел петь, он пел очень красиво и у него был хороший голос. Пение мальчика услышала дочь Бабы-Яги и попросила его спеть ещё. На её просьбу мальчик ответил своей просьбой. Он сказал ей, что будет петь ещё если она слегка приоткроет крышку. Она выполнила его просьбу. И когда он вновь остановился петь, она снова попросила его спеть, и он ответил ей тем же ответом что и прежде. На что она снова согласилось, в этот момент мальчик выбрался из кастрюли ,и там оказалась дочь Бабы-Яги, а не мальчик. Придя домой, Баба-Яга развела костёр. Не подозревая в этот момент, что в кастрюле находится её дочь. Только когда она преступила к трапезе, заметила кольцо своей дочери, она поняла, в чём дело и что случилось.









Заключение


Нет великих и малых народов, есть малочисленные и многочисленные народы.

Малый по численности этнос может быть великий по своему вкладу. Процесс единения, интерграции человечества не должен идти через стирание граней и границ между народами, через насаждение какого-то единообразия в языке, традициях, обычаях. Он должен реализоваться через углубление каждого народа в свои национальные истоки, в свою самобытность; через развитие и усиление всего ценного в жизни народа. Наследие народов Дагестана представляет большую ценность. Ф. Энгельс писал "... Седая древность при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что образует основу всего позднейшего более высокого развития".



В наши дни внимание к традиционным пластам культуры углубляется. Интерес к ним связан с объективным процессом исчезновения из этнической культуры ее традиционных, этноспецифичиских черт, которые заменяются интернациональными формами . Это порождает естественное стремление специалистов фиксировать, описывать и изучать уходящие национальные ценности в виде национальных традиций , обрядов, ритуалов и т.д., имеющих древние корни, чтобы сохранить их и для науки, и в историческом сознании подрастающих поколений . Наследие народов Дагестана представляет большую ценность. Ф. Энгельс писал "... Седая древность при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что образует основу всего позднейшего более высокого развития".






Эти знания о культуре моего народа селение Гулебки Акушинского района я расспрашивала , узнавала со слов моей мамы , бабушки, прабабушки они с большим удовольствием рассказывали мне эти истории .













План:



  1. Введение.

  2. Обычаи, обряды, поверья даргинцев

Акушинский район Селение Гулебки

  1. Обряд «Укладывание»

  2. «Свадебный обряд»

  3. Игра « 7 Камней »

  4. Сказка «Баба-Яга»

  5. Заключение.

  6. Список использованной литературы.























Список использованной литературы :









  1. Т.Г. Саидов « Традиции народов творят человека.»

Махачкала 1994г.

  1. Б.Г.Алиев « Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане.» Махачкала 1988г.

  2. Респонденты :

Магомедова Хамис – бабушка

Магомедов Габибула - дедушка

Магомедова Хазайнат- мама

Жители села Гулебки

Акушинского района.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!