Активность и самостоятельность школьников – один из путей оптимизации учебного процесса по химии
Лобастова Вера Ивановна- учитель химии МБОУ СОШ №76, Орджоникидзевского района г. Уфа
Задачи формирования самостоятельности в познавательной деятельности школьников
- Научить учащихся самостоятельно овладевать знаниями и формировать свое мировоззрение
- Научить учащихся самостоятельно применять знания в учебной и практической деятельности
Формы активизации учебного процесса, которые позволяют учащимся проявлять активность и самостоятельность
- Защита своей точки зрения, приведение необходимых аргументов, доказательств, умение использовать полученные знания;
- Вопросы учителю, одноклассникам, с помощью которых можно выяснить непонятные моменты, углубиться в процесс познания;
- Рецензии ответов одноклассников, других творческих работ;
- Выполнение «заданий – максимумов», рассчитанных на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на продолжительные наблюдения;
Формы активизации учебного процесса, которые позволяют учащимся проявлять активность и самостоятельность
- Побуждение учеников к нахождению не одного способа решения, а нескольких самостоятельных, практикование свободного выбора заданий, преимущественно творческого, исследовательского характера.
- Создание ситуации самопроверки
- Занятие разнообразной деятельностью, включая познание элементов труда, игры
Способы формирования устойчивых познавательных интересов
- Неординарное изложение учебного материала предусматривает соблюдение традиционных принципов и использование нетрадиционных форм обучения:
- Новизны;
- Историзма;
- Научности;
- Демонстрации современных достижений науки;
- Практического значения знаний;
- Решения проблемных вопросов, задач, ситуаций;
- Виртуальных игр
Способы формирования устойчивых познавательных интересов
- 2.Использование методов и форм организации обучения, которые побуждают учеников к самостоятельной познавательной деятельности:
- Методы проблемного обучения;
- Методы развивающего обучения;
- Методы интерактивного обучения;
- Исследование;
- Методы групповой учебной деятельности;
- Методы педагогической технологии «Создание ситуации успеха».
Самостоятельные работы на уроке по технологии – модели «прямого изложения »
- Элементы урока:
- 1. Ориентация.
- 2. Представление нового материала.
- 3. Структурированная практика.
- 4. Управляемая практика.
- 5. Самостоятельная практика.
- 6. Проверка понимания.
- 7. Итог и завершение урока.
6NaCl + Fe 2 (CO) 3 m(осадка) = ? Ученики констатируют факт, что среди продуктов нет газа. Учитель рекомендует проверить по таблице растворимости соль Fe 2 (CO) 3 , ученики устанавливают тот факт, что в таблице растворимости на месте этой соли стоит прочерк. – Может быть условия задачи ошибочны? Проверим это опытным путем. Ученики выполняют химический эксперимент: сливают растворы хлорида железа (III) и карбоната натрия. Один из учеников напоминает при этом правила техники безопасности. – Что мы наблюдаем? (Выделяется бесцветный газ и выпадает осадок коричневого цвета) Таким образом, проведя эксперимент, мы пришли к выводу, что в условии задачи все сформулировано правильно. А вот при составлении уравнения реакции мы чем-то пренебрегли. (Взаимодействием солей с водой при получении раствора) . – Правильно! Мы этого не учли – поэтому, у нас не получается решение задачи. На этом уроке мы рассмотрим как различные соли взаимодействуют с водой, а затем попробуем вернуться к решению этой задачи. Запишем тему урока. " width="640"
1-й элемент урока - Ориентация
- – Наш сегодняшний урок мы начнем с решения задачи, текст которой вы видите на своих столах. ( При сливании раствора, содержащего 5моль хлорида железа (III), с избытком раствора кальцинированной соды выделяется газ и выпадает осадок. Определить массу выпавшего осадка.) Внимательно прочитаем и решим у доски эту задачу.
- Ученик записывает условия задачи и уравнения реакции обмена:
- v (FeCl 3 ) = 5 моль 2FeCl 3 + 3Na 2 CO 3 –– 6NaCl + Fe 2 (CO) 3 m(осадка) = ?
- Ученики констатируют факт, что среди продуктов нет газа. Учитель рекомендует проверить по таблице растворимости соль Fe 2 (CO) 3 , ученики устанавливают тот факт, что в таблице растворимости на месте этой соли стоит прочерк.
- – Может быть условия задачи ошибочны? Проверим это опытным путем.
- Ученики выполняют химический эксперимент: сливают растворы хлорида железа (III) и карбоната натрия. Один из учеников напоминает при этом правила техники безопасности.
- – Что мы наблюдаем? (Выделяется бесцветный газ и выпадает осадок коричневого цвета) Таким образом, проведя эксперимент, мы пришли к выводу, что в условии задачи все сформулировано правильно. А вот при составлении уравнения реакции мы чем-то пренебрегли. (Взаимодействием солей с водой при получении раствора) .
- – Правильно! Мы этого не учли – поэтому, у нас не получается решение задачи. На этом уроке мы рассмотрим как различные соли взаимодействуют с водой, а затем попробуем вернуться к решению этой задачи. Запишем тему урока.
7 Фенолфталеин - бесцветный лакмус – красный Слабые электролиты, среда нейтральная, слабощелочная или слабокислая метилоранж - розовый Фенолфталеин -малиновый лакмус – синий метилоранж - желтый Катион сильного основания Na + , K + , Li + , Ba 2+ ,Sr 2+ ,Сs + Анион сильной кислоты Катион слабого основания SO 4 2- ,NO 3 - , Cl - , Br - Анион слабой кислоты Zn 2+ , Cu 2+ , Al 3+ ,NH 4 + …. S 2- ,SO 3 2- , NO 2 - , CO 3 2- , PO 4 3- ,CH 3 COO - " width="640"
2-й элемент урока –Представление нового материала
- Лекция с элементами активизации , демонстрация слайдов таблиц, схем. Например,
Гидролиз
Соль образована катионом сильного основания и анионом сильной кислоты
Соль образована катионом слабого основания и анионом сильной кислоты
Соль образована катионом сильного основания и анионом слабой кислоты
Соль образована
катионом слабого основания и анионом слабой кислоты
Не гидролизуются
Гидролиз по катиону
Нейтральная рН=7
Гидролиз по аниону
Фенолфталеин - бесцветный лакмус - фиолетовый метилоранж - оранжевый
В растворе Н+
Гидролиз по катиону, и по аниону
кислая рН
В растворе ОН -
Щелочная рН7
Фенолфталеин - бесцветный лакмус – красный
Слабые электролиты, среда нейтральная, слабощелочная или слабокислая
метилоранж - розовый
Фенолфталеин -малиновый лакмус – синий
метилоранж - желтый
Катион сильного основания
Na + , K + , Li + , Ba 2+ ,Sr 2+ ,Сs +
Анион сильной кислоты
Катион слабого основания
SO 4 2- ,NO 3 - , Cl - , Br -
Анион слабой кислоты
Zn 2+ , Cu 2+ , Al 3+ ,NH 4 + ….
S 2- ,SO 3 2- , NO 2 - , CO 3 2- , PO 4 3- ,CH 3 COO -
7, [H+] Рассмотрим, что происходит при взаимодействии соли Fe 2 (CO 3 ) 3 с водой? Определяем тип гидролиза этой соли. Обратимся за помощь к тексту учебника. (Учащиеся читают текст учебника параграф 18 и записывают уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия). Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается соль карбонат железа (III): Составьте уравнение гидролиза карбоната железа (III) Fe 2 (CO 3 ) 3 + 3HOH –– 2Fe(OH) 3 + 3CO 2 " width="640"
3-й элемент урока – Структурированная практика
- – Вернемся к задаче, в решении которой мы зашли в тупик. Что нужно изменить в написании уравнения реакции?
- – Рассмотрим, что же происходит при взаимодействии соли FeCl 3 с водой? Соль FeCl 3 образована слабым основанием Fe(OH) 3 (нерастворимое основание) и сильной кислотой HCl).
- Составим уравнение реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионные.
- FeCl 3 + HOH HCl + FeOHCl 2 Fe 3+ + 3Cl – + HOH H + + Cl – + FeOH 2+ + 2Cl – Fe 3+ + HOH FeOH 2+ + H +
- pH [OH – ].
- – Предлагаю одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:
- Na 2 CO 3 + HOH NaOH + NaHCO 3 2Na + + CO 3 2– + HOH Na + + OH – + Na + + HCO 3 – CO 3 2– + HOH OH – + HCO 3 –
- pH 7, [H+]
- Рассмотрим, что происходит при взаимодействии соли Fe 2 (CO 3 ) 3 с водой? Определяем тип гидролиза этой соли.
- Обратимся за помощь к тексту учебника.
- (Учащиеся читают текст учебника параграф 18 и записывают уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия).
- Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается соль карбонат железа (III):
- Составьте уравнение гидролиза карбоната железа (III)
- Fe 2 (CO 3 ) 3 + 3HOH –– 2Fe(OH) 3 + 3CO 2
2Fe(OH) 3 + 3CO 2 + 6NaCl. v (Fe(OH) 3 ) = v (FeCl 3 ) = 5 моль. m (Fe(OH) 3 ) = M* v = 107 * 5 = 535 г. Ответ: масса выпавшего осадка составляет 535 г. – Вот мы и решили эту задачу, определили газ, наш массу осадка. " width="640"
3-й элемент – Структурированная практика (продолжение)
- – Приглашаем того же ученика закончить решение задачи.
- Ученик изменяет уравнение реакции и производит расчеты:
- 2FeCl 3 + 3Na 2 CO 3 + 3H 2 O –– 2Fe(OH) 3 + 3CO 2 + 6NaCl. v (Fe(OH) 3 ) = v (FeCl 3 ) = 5 моль. m (Fe(OH) 3 ) = M* v = 107 * 5 = 535 г.
- Ответ: масса выпавшего осадка составляет 535 г.
- – Вот мы и решили эту задачу, определили газ, наш массу осадка.
4- й элемент урока – Управляемая практика
Заполняем карточку схему по образцу
Образец:
Карбонат калия
KOH – сил.
Гидролиз по аниону .
K 2 CO 3
H 2 CO 3 –сл.
СО 3 2- +НОН НСО 3 - +ОН -
Среда щелочная
Лакмус – синий
Метилоранж – желтый
Фенолфталеин – малиновый
Сульфат натрия
Нитрат цинка
Хлорид аммония
Лакмус – Метилоранж – Фенолфталеин –
Лакмус – Метилоранж – Фенолфталеин –
Лакмус – Метилоранж – Фенолфталеин –
5-й элемент урока – Самостоятельная практика
- 1. Фенолфталеин можно использовать для обнаружения в водном растворе соли:
- 1) ацетата алюминия; 2) нитрата калия; 3) сульфата алюминия; 4) силиката натрия.
- 2. Установите соответствие между формулой соли и отношением ее к гидролизу
- Формула соли Тип гидролиза
- А) (NH4)2CO3 1)по катиону Б) NH4Cl 2) по аниону В) Na2CO3 3) по катиону и аниону Г) NaNO2
- 3. Установите соответствие между формулой соли и окраской индикаторов в ее водном растворе
- Формула соли Окраска индикаторов
А) K 2 S 1) лакмус красный, фенолфталеин малиновый Б) A1 2 (SO 4 ) 3 2) лакмус красный , фенолфталеин бесцветный В) С 6 Н 5 ОК 3)лакмус синий, фенолфталеин малиновый Г) Na3PO4 4) лакмус синий, фенолфталеин бесцветный
5) лакмус фиолетовый, фенолфталеин малиновый
6) лакмус фиолетовый, фенолфталеин бесцветный
6-й элемент урока – проверка понимания материала
- В чистой воде рН=7.
- Раствор соляной кислоты – слабый электролит.
- Соль Na 2 CO 3 образована сильным основанием и слабой кислотой.
- Соль AlCl 3 образована слабым основанием и сильной кислотой.
- Водный раствор соли NaCl имеет рН
- Водный раствор соли K 2 SO 4 имеет рН=7.
- Водный раствор соли Al 2 (SO 4 ) 3 имеет рН
- Соль KNO 3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.
- Раствор соли Na 2 SiO 3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.
- Раствор соли K 2 CO 3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.
- Бланк химического диктанта.
- Фамилия, имя_____________________________________
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итог и завершение урока
- Человек, который знает химию, более свободен
Спасибо за урок!