СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Августовское совещание учителей химии «Современная образовательная деятельность: проблемы качества и пути их ре-шения»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презинтация составлена к выступлению на августовском совещании учителей химии " Активность и самостоятельность школьников - один из путей оптимизации учебного процесса по химии"

Просмотр содержимого документа
«Августовское совещание учителей химии «Современная образовательная деятельность: проблемы качества и пути их ре-шения»»

 Активность и самостоятельность школьников – один из путей оптимизации учебного процесса по химии Лобастова Вера Ивановна- учитель  химии МБОУ СОШ №76, Орджоникидзевского района г. Уфа

Активность и самостоятельность школьников – один из путей оптимизации учебного процесса по химии

Лобастова Вера Ивановна- учитель химии МБОУ СОШ №76, Орджоникидзевского района г. Уфа

Задачи формирования самостоятельности в познавательной деятельности школьников Научить учащихся самостоятельно овладевать знаниями и формировать свое мировоззрение Научить учащихся самостоятельно применять знания в учебной и практической деятельности

Задачи формирования самостоятельности в познавательной деятельности школьников

  • Научить учащихся самостоятельно овладевать знаниями и формировать свое мировоззрение
  • Научить учащихся самостоятельно применять знания в учебной и практической деятельности
Формы активизации учебного процесса, которые позволяют учащимся проявлять активность и самостоятельность Защита своей точки зрения, приведение необходимых аргументов, доказательств, умение использовать полученные знания; Вопросы учителю, одноклассникам, с помощью которых можно выяснить непонятные моменты, углубиться в процесс познания; Рецензии ответов одноклассников, других творческих работ; Выполнение «заданий – максимумов», рассчитанных на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на продолжительные наблюдения;

Формы активизации учебного процесса, которые позволяют учащимся проявлять активность и самостоятельность

  • Защита своей точки зрения, приведение необходимых аргументов, доказательств, умение использовать полученные знания;
  • Вопросы учителю, одноклассникам, с помощью которых можно выяснить непонятные моменты, углубиться в процесс познания;
  • Рецензии ответов одноклассников, других творческих работ;
  • Выполнение «заданий – максимумов», рассчитанных на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на продолжительные наблюдения;
Формы активизации учебного процесса, которые позволяют учащимся проявлять активность и самостоятельность Побуждение учеников к нахождению не одного способа решения, а нескольких самостоятельных, практикование свободного выбора заданий, преимущественно творческого, исследовательского характера. Создание ситуации самопроверки Занятие разнообразной деятельностью, включая познание элементов труда, игры

Формы активизации учебного процесса, которые позволяют учащимся проявлять активность и самостоятельность

  • Побуждение учеников к нахождению не одного способа решения, а нескольких самостоятельных, практикование свободного выбора заданий, преимущественно творческого, исследовательского характера.
  • Создание ситуации самопроверки
  • Занятие разнообразной деятельностью, включая познание элементов труда, игры
Способы формирования устойчивых познавательных интересов Неординарное изложение учебного материала предусматривает соблюдение традиционных принципов и использование нетрадиционных форм обучения: Новизны; Историзма; Научности; Демонстрации современных достижений науки; Практического значения знаний; Решения проблемных вопросов, задач, ситуаций; Виртуальных игр

Способы формирования устойчивых познавательных интересов

  • Неординарное изложение учебного материала предусматривает соблюдение традиционных принципов и использование нетрадиционных форм обучения:
  • Новизны;
  • Историзма;
  • Научности;
  • Демонстрации современных достижений науки;
  • Практического значения знаний;
  • Решения проблемных вопросов, задач, ситуаций;
  • Виртуальных игр
Способы формирования устойчивых познавательных интересов 2.Использование методов и форм организации обучения, которые побуждают учеников к самостоятельной познавательной деятельности: Методы проблемного обучения; Методы развивающего обучения; Методы интерактивного обучения; Исследование; Методы групповой учебной деятельности; Методы педагогической технологии «Создание ситуации успеха».

Способы формирования устойчивых познавательных интересов

  • 2.Использование методов и форм организации обучения, которые побуждают учеников к самостоятельной познавательной деятельности:
  • Методы проблемного обучения;
  • Методы развивающего обучения;
  • Методы интерактивного обучения;
  • Исследование;
  • Методы групповой учебной деятельности;
  • Методы педагогической технологии «Создание ситуации успеха».
Самостоятельные работы на  уроке по технологии – модели «прямого изложения »  Элементы урока:  1. Ориентация. 2. Представление нового материала.  3. Структурированная практика.  4. Управляемая практика.  5. Самостоятельная практика. 6. Проверка понимания.  7. Итог и завершение урока.

Самостоятельные работы на уроке по технологии – модели «прямого изложения »

  • Элементы урока:
  • 1. Ориентация.
  • 2. Представление нового материала.
  • 3. Структурированная практика.
  • 4. Управляемая практика.
  • 5. Самостоятельная практика.
  • 6. Проверка понимания.
  • 7. Итог и завершение урока.
6NaCl + Fe 2 (CO) 3 m(осадка) = ? Ученики констатируют факт, что среди продуктов нет газа. Учитель рекомендует проверить по таблице растворимости соль Fe 2 (CO) 3 , ученики устанавливают тот факт, что в таблице растворимости на месте этой соли стоит прочерк. – Может быть условия задачи ошибочны? Проверим это опытным путем. Ученики выполняют химический эксперимент: сливают растворы хлорида железа (III) и карбоната натрия. Один из учеников напоминает при этом правила техники безопасности. – Что мы наблюдаем?  (Выделяется бесцветный газ и выпадает осадок коричневого цвета) Таким образом, проведя эксперимент, мы пришли к выводу, что в условии задачи все сформулировано правильно. А вот при составлении уравнения реакции мы чем-то пренебрегли.  (Взаимодействием солей с водой при получении раствора) . – Правильно! Мы этого не учли – поэтому, у нас не получается решение задачи. На этом уроке мы рассмотрим как различные соли взаимодействуют с водой, а затем попробуем вернуться к решению этой задачи. Запишем тему урока. " width="640"

1-й элемент урока - Ориентация

  • Наш сегодняшний урок мы начнем с решения задачи, текст которой вы видите на своих столах. ( При сливании раствора, содержащего 5моль хлорида железа (III), с избытком раствора кальцинированной соды выделяется газ и выпадает осадок. Определить массу выпавшего осадка.)  Внимательно прочитаем и решим у доски эту задачу.
  • Ученик записывает условия задачи и уравнения реакции обмена:
  • v (FeCl 3 ) = 5 моль                     2FeCl 3  + 3Na 2 CO 3  –– 6NaCl + Fe 2 (CO) 3 m(осадка) = ?
  • Ученики констатируют факт, что среди продуктов нет газа. Учитель рекомендует проверить по таблице растворимости соль Fe 2 (CO) 3 , ученики устанавливают тот факт, что в таблице растворимости на месте этой соли стоит прочерк.
  • Может быть условия задачи ошибочны? Проверим это опытным путем.
  • Ученики выполняют химический эксперимент: сливают растворы хлорида железа (III) и карбоната натрия. Один из учеников напоминает при этом правила техники безопасности.
  • Что мы наблюдаем?  (Выделяется бесцветный газ и выпадает осадок коричневого цвета) Таким образом, проведя эксперимент, мы пришли к выводу, что в условии задачи все сформулировано правильно. А вот при составлении уравнения реакции мы чем-то пренебрегли.  (Взаимодействием солей с водой при получении раствора) .
  • Правильно! Мы этого не учли – поэтому, у нас не получается решение задачи. На этом уроке мы рассмотрим как различные соли взаимодействуют с водой, а затем попробуем вернуться к решению этой задачи. Запишем тему урока.
7 Фенолфталеин - бесцветный лакмус – красный   Слабые электролиты, среда нейтральная, слабощелочная или слабокислая метилоранж - розовый   Фенолфталеин -малиновый лакмус – синий   метилоранж - желтый   Катион сильного основания Na + , K + , Li + , Ba 2+ ,Sr 2+ ,Сs + Анион сильной кислоты Катион слабого основания SO 4 2- ,NO 3 - , Cl - , Br - Анион слабой кислоты Zn 2+ , Cu 2+ , Al 3+ ,NH 4 + …. S 2- ,SO 3 2- , NO 2 - , CO 3 2- , PO 4 3- ,CH 3 COO - " width="640"

2-й элемент урока –Представление нового материала

  • Лекция с элементами активизации , демонстрация слайдов таблиц, схем. Например,

Гидролиз

Соль образована катионом сильного основания и анионом сильной кислоты

Соль образована катионом слабого основания и анионом сильной кислоты

Соль образована катионом сильного основания и анионом слабой кислоты

Соль образована

 

катионом слабого основания и анионом слабой кислоты

 

 

Не гидролизуются

 

Гидролиз по катиону

Нейтральная рН=7

Гидролиз по аниону

Фенолфталеин - бесцветный лакмус - фиолетовый метилоранж - оранжевый

  В растворе Н+

Гидролиз по катиону, и по аниону

кислая рН

 

  В растворе ОН -

Щелочная рН7

Фенолфталеин - бесцветный лакмус – красный

  Слабые электролиты, среда нейтральная, слабощелочная или слабокислая

метилоранж - розовый

 

Фенолфталеин -малиновый лакмус – синий

 

метилоранж - желтый

 

Катион сильного основания

Na + , K + , Li + , Ba 2+ ,Sr 2+ ,Сs +

Анион сильной кислоты

Катион слабого основания

SO 4 2- ,NO 3 - , Cl - , Br -

Анион слабой кислоты

Zn 2+ , Cu 2+ , Al 3+ ,NH 4 + ….

S 2- ,SO 3 2- , NO 2 - , CO 3 2- , PO 4 3- ,CH 3 COO -

7, [H+] Рассмотрим, что происходит при взаимодействии соли Fe 2 (CO 3 ) 3  с водой? Определяем тип гидролиза этой соли. Обратимся за помощь к тексту учебника.   (Учащиеся читают текст учебника параграф 18 и записывают уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия). Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается соль карбонат железа (III): Составьте уравнение гидролиза карбоната железа (III) Fe 2 (CO 3 ) 3  + 3HOH –– 2Fe(OH) 3  + 3CO 2 " width="640"

3-й элемент урока – Структурированная практика

  • – Вернемся к задаче, в решении которой мы зашли в тупик. Что нужно изменить в написании уравнения реакции?
  • – Рассмотрим, что же происходит при взаимодействии соли FeCl 3 с водой? Соль FeCl 3  образована слабым основанием Fe(OH) 3  (нерастворимое основание) и сильной кислотой HCl).
  • Составим уравнение реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионные.
  • FeCl 3  + HOH HCl + FeOHCl 2 Fe 3+  + 3Cl –   + HOH H +  + Cl –  + FeOH 2+  + 2Cl – Fe 3+  + HOH FeOH 2+  +  H +
  • pH [OH – ].
  • – Предлагаю одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:
  • Na 2 CO 3  + HOH NaOH + NaHCO 3 2Na +  + CO 3 2–   + HOH Na +  + OH –  + Na +  + HCO 3 –   CO 3 2–   + HOH   OH  + HCO 3 –
  • pH 7, [H+]
  • Рассмотрим, что происходит при взаимодействии соли Fe 2 (CO 3 ) 3  с водой? Определяем тип гидролиза этой соли.
  • Обратимся за помощь к тексту учебника.
  •   (Учащиеся читают текст учебника параграф 18 и записывают уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия).
  • Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается соль карбонат железа (III):
  • Составьте уравнение гидролиза карбоната железа (III)
  • Fe 2 (CO 3 ) 3  + 3HOH –– 2Fe(OH) 3  + 3CO 2
2Fe(OH) 3  + 3CO 2    + 6NaCl. v  (Fe(OH) 3 ) =  v  (FeCl 3 ) = 5 моль. m (Fe(OH) 3 ) = M*  v  = 107 * 5 = 535 г. Ответ: масса выпавшего осадка составляет 535 г. – Вот мы и решили эту задачу, определили газ, наш массу осадка. " width="640"

3-й элемент – Структурированная практика (продолжение)

  • – Приглашаем того же ученика закончить решение задачи.
  • Ученик изменяет уравнение реакции и производит расчеты:
  • 2FeCl 3  + 3Na 2 CO 3  + 3H 2 O –– 2Fe(OH) 3  + 3CO 2    + 6NaCl. v  (Fe(OH) 3 ) =  v  (FeCl 3 ) = 5 моль. m (Fe(OH) 3 ) = M*  v  = 107 * 5 = 535 г.
  • Ответ: масса выпавшего осадка составляет 535 г.
  • – Вот мы и решили эту задачу, определили газ, наш массу осадка.
4- й элемент урока – Управляемая практика Заполняем карточку схему по образцу Вариант № 1.       Образец: Карбонат калия   KOH – сил. Гидролиз  по аниону . K 2 CO 3 H 2 CO 3  –сл. СО 3 2- +НОН   НСО 3 -  +ОН - Среда щелочная Лакмус – синий Метилоранж – желтый Фенолфталеин – малиновый Сульфат натрия Нитрат цинка   Хлорид аммония               Лакмус –   Метилоранж –  Фенолфталеин –       Лакмус  –   Метилоранж  –  Фенолфталеин  –   Лакмус  –   Метилоранж  –  Фенолфталеин  –

4- й элемент урока – Управляемая практика

Заполняем карточку схему по образцу

  • Вариант № 1.

 

Образец:

Карбонат калия

 

KOH – сил.

Гидролиз  по аниону .

K 2 CO 3

H 2 CO 3  –сл.

СО 3 2- +НОН   НСО 3 +ОН -

Среда щелочная

Лакмус – синий

Метилоранж – желтый

Фенолфталеин – малиновый

Сульфат натрия

Нитрат цинка

 

Хлорид аммония

 

 

 

 

 

 

 

Лакмус –  Метилоранж – Фенолфталеин –

 

 

 

Лакмус  –  Метилоранж  Фенолфталеин  –

 

Лакмус  –  Метилоранж  Фенолфталеин  –

5-й элемент урока – Самостоятельная практика 1. Фенолфталеин можно использовать для обнаружения в водном растворе соли: 1) ацетата алюминия; 2) нитрата калия; 3) сульфата алюминия; 4) силиката натрия. 2. Установите соответствие между формулой соли и отношением ее к гидролизу Формула соли Тип гидролиза А) (NH4)2CO3  1)по катиону Б) NH4Cl  2) по аниону  В) Na2CO3  3) по катиону и аниону  Г) NaNO2 3. Установите соответствие между формулой соли и окраской индикаторов в ее водном растворе  Формула соли Окраска индикаторов  А) K 2 S  1) лакмус красный, фенолфталеин малиновый  Б) A1 2 (SO 4 ) 3   2) лакмус красный , фенолфталеин бесцветный  В) С 6 Н 5 ОК  3)лакмус синий, фенолфталеин малиновый  Г) Na3PO4 4) лакмус синий, фенолфталеин бесцветный  5) лакмус фиолетовый, фенолфталеин малиновый  6) лакмус фиолетовый, фенолфталеин бесцветный

5-й элемент урока – Самостоятельная практика

  • 1. Фенолфталеин можно использовать для обнаружения в водном растворе соли:
  • 1) ацетата алюминия; 2) нитрата калия; 3) сульфата алюминия; 4) силиката натрия.
  • 2. Установите соответствие между формулой соли и отношением ее к гидролизу
  • Формула соли Тип гидролиза
  • А) (NH4)2CO3  1)по катиону Б) NH4Cl  2) по аниону В) Na2CO3  3) по катиону и аниону Г) NaNO2
  • 3. Установите соответствие между формулой соли и окраской индикаторов в ее водном растворе
  • Формула соли Окраска индикаторов

А) K 2 S  1) лакмус красный, фенолфталеин малиновый Б) A1 2 (SO 4 ) 3   2) лакмус красный , фенолфталеин бесцветный В) С 6 Н 5 ОК  3)лакмус синий, фенолфталеин малиновый Г) Na3PO4 4) лакмус синий, фенолфталеин бесцветный

5) лакмус фиолетовый, фенолфталеин малиновый

6) лакмус фиолетовый, фенолфталеин бесцветный

6-й элемент урока – проверка понимания материала Химический диктант. В чистой воде рН=7. Раствор соляной кислоты – слабый электролит. Соль Na 2 CO 3 образована сильным основанием и слабой кислотой. Соль AlCl 3 образована слабым основанием и сильной кислотой. Водный раствор соли NaCl имеет рНВодный раствор соли K 2 SO 4 имеет рН=7. Водный раствор соли Al 2 (SO 4 ) 3 имеет рНСоль KNO 3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка. Раствор соли Na 2 SiO 3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет. Раствор соли K 2 CO 3 при действии фенолфталеина остается бесцветным. Бланк химического диктанта. Фамилия, имя_____________________________________ Да   - Нет - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6-й элемент урока – проверка понимания материала

  • Химический диктант.
  • В чистой воде рН=7.
  • Раствор соляной кислоты – слабый электролит.
  • Соль Na 2 CO 3 образована сильным основанием и слабой кислотой.
  • Соль AlCl 3 образована слабым основанием и сильной кислотой.
  • Водный раствор соли NaCl имеет рН
  • Водный раствор соли K 2 SO 4 имеет рН=7.
  • Водный раствор соли Al 2 (SO 4 ) 3 имеет рН
  • Соль KNO 3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.
  • Раствор соли Na 2 SiO 3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.
  • Раствор соли K 2 CO 3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.
  • Бланк химического диктанта.
  • Фамилия, имя_____________________________________
  • Да   - Нет -

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итог и завершение урока Человек, который знает химию, более свободен Спасибо за урок!

Итог и завершение урока

  • Человек, который знает химию, более свободен

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!