Урок 31. Теме: Особенности почвенно-растительного покрова и животного мира Австралии. Природные зоны.
Изменение природы человеком.
Исследовательский проект. Определение причин формирования эндемичных и реликтовых видов растений и животных.
Цель:- сформировать систему знаний об особенностях почвенно-растительного покрова и животного мира, природные зоны Австралии, влияние человека на природу материка; способствовать пониманию размещения природных зон на материке, своеобразия органического мира; -совершенствовать практические умения работать с тематическими картами атласа, разнообразными источниками географических знаний.
Оборудование: физическая карта Австралии, иллюстративные (фото)материалы природы
и представителей органического мира материка, энциклопедии, справочники, учебники,
атласы.
Основные понятия: реликты, эндемики, сумчатые животные, яйцекладущие животные, влажные
тропические вечнозеленые леса, саванны и редколесья, скрэб, пустыни и полупустыни.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент
II . Актуализация опорных знаний и умений
1. Беседа
• В чем заключаются главные особенности климата Австралии? Какими факторамы они обусловлены?
• В каких климатических поясах расположена Австралия? Какие типы климата им свойственны?
• Почему в Австралии существует проблема водоснабжения?
2. Проблемные вопросы
• Как бы изменился климат Австралии, если бы Большой Водораздельный хребет был
расположен не на востоке, а на западе материка?
• Как бы изменился климат Австралии, если бы посередине ее пересекал не Южный тропик, а параллель 40°ю. ш.?
III . Мотивация учебной и познавательной деятельности
С каждым уроком австралийский континент постепенно открывает вам свои тайны: особенности климата и рек материка непосредственно связанные с его географическим положением в Южном полушарии, особенности рельефа с геологическим историей развития материка. Однако европейцам, которые впервые увидели неизвестных животных и растений в Австралии, очень долго было непонятным причине их необычности. Сегодня на уроке вы сможете найти объяснение необычного своеобразия органического мира материка.
IV. Изучение нового материала
1. Уникальность и своеобразие органического мира Австралии
Поскольку австралийский континент длительное время находился в условиях изоляции от других частей земного шара, здесь сформировался неповторимый и своеобразный органичный мир. Много видов растений и животных Австралии являются эндемиками и реликтами. Эндемики (греч. endemos — «местный») — растения и животные, которые жижвут лишь в определенном, относительно ограниченном районе или группе районов. Реликты (лат. reliotus — «оставленный») — виды растений и животных, остатки
древней флоры и фауны, сохранившихся доныне.
Сообщения учащихся
На материке растут 13 тыс. видов растений, из них 3/4 — эндемичные. Среди эндемиков много видов эвкалиптов и акаций. Поскольку климат на значительной части терртории Австралии отличается сухостью, в ее флоре преобладают сухолюбивые растения: особые злаки, эвкалипты, зонтичные акации, бутылочное дерево и тому подобное.
Среди огромного количества животных Австралии 9/10 видов эндемичны. Здесь сохранились животные, которые давно вымерли на других материках. Это прежде всего сумчатые (кенгуру, коала, вомбат, сумчатые волк, крот, барсук, белка и др) и яйцекладущие (ехидна, утконос). На материке в естественном состоянии нет высщих плацентарных млекопитающих: отсутствуют хищники (кроме дикой собаки динго), копытных, нет обезьяны.
2. Природные зоны
В размещении природных зон Австралии четко прослеживается широтная зональность. Высотная поясность выражена только в Австралийских Альпах на юго-востоке материка. Наибольшие площади на материке занимает зона тропических пустынь и полупустынь со скудной растительностью на красновато-бурых, часто засолонённых почвах, местами на сероземах. Среди растений распространены колючие вечнозелен-
лени заросли из эвкалиптов и акаций — скрэб. На полуострове Кейп-Йорк и восточном побережье материка сформировалась зона влажных и переменно-влажных тропических лесов. Большие пространства на севере, востоке и юго-западе материка занимают саванны и редколесья. Для этой зоны характерны кустарниковые е
эвкалипты, акации, казуарины с безлистковыми нитевидными ветвями на красно-бурых и красных почвах. Здесь обитают кенгуру, валлаби, вомбат, барсук, сумчатый муравьед, страус эму. Незначительную территорию на юге субтропического пояса занимают вечнозеленые твердолиственные леса и кустарники на желтоземах и красноземах.
3. Изменение природы материка человеком
Более 1200 охраняемых территорий имеют статус биосферных, национальных парков и заповедников
V. Закрепление изученного материала
1. Географический практикум
Используя текст параграфа и карты атласа, составьте краткую характеристику природных зон Австралии. Результаты занесите в таблицу.
(Выполняется по вариантам, по одной природной зоне.)
Название
естественной
зоны
Географическое
положение
Особенности
климата
Почвы
Представители
растительного
мира
Представители
животного
мира
2. Вопросы:
• В чем заключается своеобразие животного и растительного мира Австралии?
• В чем заключаются особенности размещения природных зон на территории Австралии? Какие природные зоны в Австралии занимают наибольшие площади? Почему?
• Чем пустыни Австралии отличаются от африканских пустынь? Почему жителям Австралии приходится путешествовать, вооружившись топориком или специальным ножом?
• Почему австралийское правительство в наше время строго контролирует как вывоз, так и ввоз представителей растительного мира на территорию материка? Почему животный и растительный мир острова Тасмания имеет как сходные, так и отличные признаки с животным и растительным миром Австралии?
• Какие виды хозяйственной деятельности людей повлияли на изменение природы Австралии?
VI. Итог урока
VII . Домашнее задание
• Проработать параграф...
• Закончить характеристику природных зон Австралии (таблицу).
• Составить кроссворд из 10-12 вопросов по теме «Растительный и животный мир
Австралии».
• Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение по теме:
«Национальный парк Косцюшко», «Экологические проблемы Австралии».
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы