Открытый урок по теме: Австралийский Союз 8 класс
Цели и задачи урока:
Образовательные: сформировать у учащихся представление об Австралийском Союзе как о стране со своими особенностями культуры, населения и хозяйства, определить влияния природных условий на распределение, занятие и быт населения.
Развивающие: повторение и углубление знаний о материке, полученных ранее, развитие умения работать с географическими картами, в том числе сопоставлять их.
Воспитательные: активизировать познавательную деятельность детей
Тип урока: изучение нового, систематизация и закрепление знаний
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, атлас для 8 класса, физическая карта Австралии.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания
Слайд №2
Вдоль северо-восточных берегов Австралии более чем на 2000 км тянется полоса коралловых остравов и рифов, получившая название_____________________________.
Высшая точка Австралии__________ расположена в горах________________. Ее высота равна _______ метров.
Австралия расположена в следующих климатических пояса х_________,___________,___________,________.
Учащиеся пишут географический диктант.
![](https://fhd.multiurok.ru/d/6/9/d6960c0a2d8a533df3ed9ac1c0bb1910056cefe1/phpPLP1k5_Didzheridu_1_1.png)
Слайд №3
Учащиеся расставляют картинки животных и растений по природным зонам
Природная зона | Животные | Растения |
Переменно влажные леса | | |
Саванны | | |
Полупустыни и пустыни | | |
Жестколистные вечнозеленые леса | | |
Изучение нового материала.
Сообщение темы и целей урока
План:
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
НАСЕЛЕНИЕ
ГОРОДА АВСТРАЛИИ
ХОЗЯЙСТВО
а) горнодобывающая промышленность
б) обрабатывающая промышленность
ТРАНСПОРТ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
Слайд № 4
В 1901 году Австралия стала государством. Колонии сделались штатами и объединились в Австралийский Союз. Это единственное государство, которое занимает целый материк. По величине государство занимает 6 место в мире, имея площадь 7,7 млн. км². В прошлом она была колонией Великобритании. Сейчас она входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией.
Национальная символика: Цветочная эмблема Австралии – Золотая акация
Национальный драгоценный камень Австралии - Опал
Слайд №5
Территория Австралии разделена на 6 штатов: Тасмания, Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Южная Австралия, Западная Австралия, Виктория, Австралийская столичная территория, Северная территория. Государственный язык - английский.
Слайд №6
Столица Австралии – город Канберра. Это небольшой тихий город, основанный в 1927 году. Там нет промышленных предприятий. В нём работает правительство страны, расположились Академия наук, национальная библиотека, различные научные институты. В переводе «Канберра» означает «место встречи». Архитекторы создавали Канберру как город-сад. В центре - большое вытянутое озеро Берли-Гриффин.. Здесь нет небоскрёбов. Всюду много деревьев и кустарников, привезённых из многих стран мира. Она была построена ради примирения Мельбурна и Сиднея, безуспешно конкурировавших за право быть столицей Австралии. В настоящее время в Канберре проживает 330 тыс. чел
2.1 Население.
Слайд № 9
В Австралии проживает 19 млн. человек. Современное население состоит из двух групп – англо-австралийцев (пришлых) и коренных жителей (аборигенов). Англо-австралийцы составляют 90% населения страны, а аборигены 1 %. В облике народа сочетаются черты двух больших рас – экваториальной и европеоидной
Задание: Сравните численность населения Австралии с численностью население России (143 млн. чел), Великобритании (59,5 млн. чел). с численностью городов - Мехико 17,9 млн. чел, Лондон 11, 2 млн. чел. Учащиеся делают вывод, что Австралия самый малонаселённый материк.
ФИЗКУЛЬТПАУЗА
Слайд №9
Что же было до прихода европейцев на материке? Учащиеся высказывают свои мнения, учитель дополняет. До прихода европейцев коренные жители материка находились на уровне каменного века, занимались охотой и собирательством и не знали ни скотоводства, ни земледелия. Жизнь коренных жителей изменилась с появлением на континенте англичан. Австралия стала колонией Великобритании. В связи с развитием овцеводства коренных жителей стали оттеснять вглубь материка – в засушливые районы. Колонизация материка сопровождалась безжалостным истреблением коренного населения: европейцы жестоко истребляли австралийцев, убивали их, отравляли пищу, воду в колодцах. Количество коренного населения на материке резко сократилось с 310 тысяч до 50 тысяч человек. Аборигены жили в нищенских условиях в резервациях (территории, отведённые для насильственного поселения коренных жителей), расположенных в пустынных районах.
Сегодня австралийские аборигены стали юридически равноправными жителями своей страны.
Культура Аборигенов (Диджериду, Корробори)
2.2 Хозяйство.
2.2 Крупнейшие города
Слайд №11
Далее сообщение о Сиднее можно дать одному из учеников и дополнить некоторыми сведениями. Сидней – самый большой и самый старый город страны. Он возник на месте первого каторжного поселения. В 1788 году на берегу морского залива высадилось 1030 английских солдат, матросов и каторжников. Они основали первый посёлок и назвали его в честь английского министра колонии лорда Сиднея. Сейчас – это крупный морской и авиационный порт. Промышленную и торговую части города разделяет залив длиной 4 км. Через него построен один из самых длинных и высоких мостов в мире (53 м над водой). Его называют Сиднейским мостом. Под этим мостом могут проходить океанские корабли. Ещё одна достопримечательность - Оперный театр. В 2000 году в Сиднее проводились летние Олимпийские игры. В Сиднее расположены красивейшие пляжи Австралии. Хотя полтора века назад купание здесь было запрещено законом за непристойное поведение. В настоящее время морское купание – неотъемлемая часть образа жизни местных жителей и туристов
Слайд №12
Мельбурн- второй по величине город Австралии. Был основан в 1835 году и назван в честь британского премьер- министра лорда Мельбурна. Там находится крупный университет страны, в лабораториях которого проводятся различные научные исследования. Гордостью Мельбурна является лучший в стране Ботанический сад. Одной из главных достопримечательностей Мельбурна является домик Джеймса Кука – небольшое каменное здание с черепичной крышей. В начале 30-х г.г. XX века домик был куплен состоятельным австралийцем и перевезён в Мельбурн.
Слайд №13
Столица Австралии – город Канберра. Это небольшой тихий город, основанный в 1927 году. Там нет промышленных предприятий. В нём работает правительство страны, расположились Академия наук, национальная библиотека, различные научные институты. В переводе «Канберра» означает «место встречи». Архитекторы создавали Канберру как город-сад. В центре - большое вытянутое озеро Берли-Гриффин. Здесь нет небоскрёбов. Всюду много деревьев и кустарников, привезённых из многих стран мира. Она была построена ради примирения Мельбурна и Сиднея, безуспешно конкурировавших за право быть столицей Австралии. В настоящее время в Канберре проживает 330 тыс. чел
2.3 Хозяйство.
Слайд № 16
Основное природное богатство страны — минеральные ресурсы. Обеспеченность Австралии природно-ресурсным потенциалом в 20 раз выше среднемирового показателя. Страна занимает 1-е место в мире по запасам бокситов (1/3 мировых запасов и 40 % добычи), циркония, 2-е место в мире (после Канады) по запасам урана (1/3 мировых). Страна занимает 4-е место в мире по запасам угля. Имеет значительные запасы марганца, золота, алмазов, вольфрама. У северо-восточных и северо-западных берегов в шельфовой зоне имеются незначительные месторождения нефти и природного газа.
Слайд № 17
По размеру ВВП – 16 место в мире. Но есть отрасли ее международной специализации.
Горнодобывающая промышленность – первая тройка по добычи угля, железной руды, бокситов, урана, золота, алмазов.
С/Х производство – второе место в мире по поголовью овец. Заметная роль в мировой торговле пшеницей, мясом, вином, фруктами.
Шерсть — главное экспортное изделие Австралии, приносящее ежегодно миллиарды долларов производителям и создающее рабочие места по всей стране.
В сельском хозяйстве используются лишь около 10% площади страны, из них под пашней — не более трети, все остальное — пастбища. Средний размер ферм — 2300 га, один из самых высоких в мире. Но это явно экстенсивное направление развития сельского хозяйства в Австралии сочетается с высоким уровнем механизации, электрификации, внедрением биотехнологий.
Слайд № 19 – 21
Выражение «Австралия скачет верхом на овце» оправдывало себя на протяжении ста лет — с 1820 примерно до 1920. Открытие Суэцкого канала в 1869 и изобретение технологии заморозки мяса в 1879 позволили наладить экспорт австралийской баранины в Англию.
Молочные фермы Австралии сконцентрированы на юго-восточном побережье, где выпадает достаточно много осадков. В настоящее время примерно половина австралийской молочной продукции экспортируется (преимущественно в страны Ближнего Востока и Азии) в виде сыра, сухого молока, масла и казеина.
Наибольшее значение среди зерновых культур имеет пшеница. На ее долю приходится свыше половины всех посевных площадей.
Ячмень и овес — важные озимые зерновые культуры. Они используются как корм для скота. Австралия — один из ведущих мировых экспортеров овса. Среди прочих зерновых культур выделяются кукуруза, сорго, тритикале, а из масличных культур — земляной орех, подсолнечник, сафлор, рапс и соя.
Рыболовство приурочено главным образом к южной и восточной частям шельфа. Значительная часть улова идет на экспорт, преимущественно в Японию, Гонконг и Тайвань.
Важнейшие виды рыбы - голубой тунец, австралийский лосось, кефаль и акула, а из ракообразных – креветки и лангусты.
С начала 1980-х годов стала расширяться аквакультура, которая ныне является одной из быстро развивающихся отраслей рыбного хозяйства. В настоящее время основные объекты этой отрасли – устрицы, тунцы, лососи, креветки и гребешки.
Транспорт
Автомобильный транспорт
Австралия является второй страной в мире по количеству автомобилей на душу населения. Протяженность дорог на одного человека в стране в среднем в 3-4 раза больше, чем в европейских странах, и в 7-9 раз больше чем в странах Азии.
Главная отличительная особенность всех автодорог страны – их превосходное состояние и регулярный ремонт.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожная сеть Австралии очень развита, общая протяжённость путей составляет 33 819 км. (2540 км, из них – электрифицировано)
Речной транспорт
Авиатранспорт
Крупнейшие аэропорты находятся в Сиднее, Мельбурне, Брисбене, Перте, Аделаиде, Канберре.
Виды экспортной продукции
47% - сельскохозяйственные товары,
27% — на продукцию горнодобывающей,
23 % — обрабатывающей промышленности.
К традиционным товарам — мясу, сливочному маслу, сыру, шерсти и т. д. — добавились электротехнические изделия, сельскохозяйственные машины, хлебопекарное и пивоваренное оборудование, потребительские товары (обувь, ткани, трикотаж) и ряд других.
Партнёры по экспорту
Япония — 22.2%,
Китай — 14.6%,
Южная Корея — 8.2%,
Индия — 6.1%,
США — 5.5%,
Новая Зеландия — 4.3%,
Великобритания — 4.2%
Ввозятся нефть и нефтепродукты, фосфориты, а также хромовые руды
В конце урока учащиеся отвечают на вопрос: Как влияют природные условия на распределение занятий и быта населения? Приводят по очереди как можно больше примеров.
Учитель заканчивает изучение темы: «Австралия» словами Жака Паганеля - героя романа Ж. Верна "Дети капитана Гранта»: «А я клянусь вам, что этот край - самый любопытный на всём земном шаре!
Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновенье- всё это, удивляло, удивляет, и ещё удивит учёных всего мира. Представьте себе, друзья мои: материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями как какое-то гигантское кольцо; материк, в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где нет влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где каменные плиты тают от дождя; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например у ехидны и утконоса, что заставило ученых выделить их в особый класс птиц и зверей; где у прыгуна кенгуру лапы разной длинны: самая причудливая самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!"
Итог урока: оценки, домашнее задание § 39
Творческое задание: Напишите сочинение на тему «Почему я хочу совершить путешествие в Австралию?»
Урок подготовил и провёл: Прокопович Павел Васильевич
Учитель географии, первая квалификационная категория, февраль 2015 год
8