Урок № 59 | 8а от 25.04. | 8б от 25.04. | 8в от 25.04. | 2018 |
Тема | Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» |
Цель урока: | познакомить с творчеством В.П.Астафьева на примере рассказа «Фотография, на которой меня нет». |
Задачи: |
предметные: | кратко познакомить учеников с личной и творческой биографией писателя; вызвать интерес к творческой работе; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа; |
метапредметные: | формировать исследовательские навыки учащихся; развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему; развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке; |
личностные: | вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте; способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности. |
Тип урока: урок-наблюдение. |
Методы урока: беседа, работа с текстом, слово учителя. |
Технология: технология проблемного обучения, технология критического мышления, педагогического сотрудничества. |
Оборудование: учебник. |
ХОД УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
Организационный этап |
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. | Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
Проверка домашнего задания |
Проверка знания текста рассказа. Наизусть отрывка из рассказа. | Решают тестовые задания. Взаимопроверка. |
Мотивация УУД |
Как много желтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных фотографий Огнем, враждой Земля полным-полна, И близких всех душа не позабудет…» Николай Рубцов. - Что поэт считает важным? Найдите ключевые слова в стихотворении Н. Рубцова. Старый желтый семейный снимок, который бережно хранится, связан с понятиями: «близкие», «душа», «память». Древние римляне говорили: «Времена меняются и мы меняемся вместе с ними». Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам художественная литература. Литература предупреждает нас, заставляет задуматься о том, что мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», что слово «память» должно быть священно. Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии. -Я хочу, чтобы на уроке мы вернулись с вами в прошлое. | Запись эпиграфа. |
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока |
Объявление темы урока, запись в тетрадь. Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына. Сегодня будем анализировать содержание рассказа В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”. | Оформление тетради. |
Работа над темой |
Беседа по содержанию рассказа. | Анализируют, обобщают, делают выводы. |
- Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться). Сюжет прост, значит, не события главные, а что-то другое. Что? - Найдите основную мысль рассказа. («Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история»). -Объясните смысл этой фразы (История страны складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории). - В какое время происходит действие рассказа? (Действие происходит глухой зимой в середине 30-х годов 20 века в Сибири, в деревне Овсянка – родные места писателя). - Чем живет русская деревня в эти годы? - Какие лица выхватывает писатель для своей фотографии? (деревенские жители, Санька, Витька, бабушка Витьки, учителя) Работа по плану: Рассказ о деревенских жителях Рассказ о Витьке и Саньке Рассказ о бабушке Рассказ об учителях и деревенской школе |
1. Рассказ о деревенских жителях - Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили). Взбудоражить (будоражить) –беспокоить, вызвать волнение. - Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь? 1) «всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал»; 2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей. 3) Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке? — «По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка...» — пишет автор. Перечитайте описания разных деревенских окон, определите по ним характер хозяек. |
2. Рассказ о Витьке и Саньке - Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им обидно. По сути, фотография должна всех объединить). -Почему полезли в драку? Почему “пропащие”? (Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”). - Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе). - Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз? Как это характеризует жизнь ребят в деревне? - Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный). -Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу. - Перечитайте слова Саньки, принявшего решение не сниматься. Почему в его речи так много повторов? Как этот поступок характеризует Саньку? («Ладно! – решительно сказал Санька .. закинул Санька удочку»). |
3. Рассказ о бабушке - В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться. - Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая. - А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей). - Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует? - Подтвердите примерами из текста Дополните текст: Лечила она меня: натерла мои ноги, укутала .. и вытерла .. «Спи, пташка ..». Утром меня бабушка унесла … Долго .. ноги, грела их ..., парила .. Дома дала ложку .. После этого поила .. - Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья). -Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Автору дорого в ней всё, в том числе и речь; хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины). - Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее? - отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол). -Хорошая бабушка у Витьки? |
4. Рассказ об учителях Виктора. - Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы). - Кто был инициатором этого события? (учителя) -Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома .. и был у них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного участка .. Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у себя»). - Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («Лицо учителя хоть и малоприметное …». Главная деталь портрета - “немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”). - Как относились к учителям в деревне? За что уважали? Чтение: Выборочный пересказ: За что уважали? Учителей уважают за вежливость, за то, что .. Учителей уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и ... К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: … -В какой школе они начали работу? Комментированное чтение текста от слов: «А в какой школе начали работу наши учителя!» до слов «Это ли не достижение!». Исследовательская работа. -Заполните таблицу В какой школе учителя начали работу? | Что сделали учителя для школы? | Школа находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. | В школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики. | Выхлопотать – добиться чего – либо хлопотами - С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.). -Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни? -Почему учитель приносит фотографию Витьке? “Я принёс тебе фотографию, - сказал учитель. - Одна из важных черт в характере учителя - уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие. -Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: от “Прошли годы…” до конца абзаца. |
Физминутка |
Разминку проводит учащийся. | Разминка. |
Продолжение работы над темой |
Вывод: Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не побоялись трудностей. Рассказ о школе 30-х годов и учениках - Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали? - Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография? Анализ последней части рассказа. - Какие высокие нравственные ценности находит рассказчик, заглядывая в далекие годы своего детства? (Любовь, взаимное уважение, забота друг о друге, ответственность за свои поступки) - Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор...” - В чем особенность построения этой части рассказа? Она построена на антитезе: война – мирная жизнь, фотография – летопись жизни. Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях, где тётка снята в шляпе, дядя – в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза. Они смешные, но писатель не хочет смеяться. Ему не смешно. - Вся жизнь деревни в этих фотографиях, здесь и погибшие на войне. Смешные фотографии, связаны с трагедией жизни. Вывод: История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи. - Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее). - Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места). Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”. Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и уважения.) А наш герой научился быть внимательным и уважительным. | Анализируют, обобщают, делают выводы. |
Рефлексия, выставление отметок |
Чем для вас интересен был урок? Что больше всего понравилось? О чём ещё хотелось бы поговорить? | Анализируют, обобщают, делают выводы. |
Д/з. |
Выучить наизусть стихотворение Н.Рубцова «Привет, Россия…» на стр. 215 | Запись в дневник. |
Тест по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
№ 1. Кого приехал запечатлеть фотограф?
А) Деревенский люд. Б) Стариков и старух. В) Работающих в поле. Г) Учеников Овсянковской школы.
№ 2. Как звали председателя сельсовета?
А) Тимоха. Б) Ванюха. В) Митроха.
№ 3. Где жили учитель и учительница?
А) В большом доме, построенном специально для них. Б) В дряхлом домишке. В) В избе лесника.
№ 4. Бабушка в средней комнате между рам клала мох вперемежку с брусничником. Для чего?
А) Убрать сырость. Б) Сохранить тепло. В) Для красоты.
№ 5. Как звали друга автора рассказа?
А) Петька. Б) Федька. В) Санька. Г) Яшка.
№ 6. На фото учитель и учительница…
А) внимательно смотрят в объектив. Б) очень грустные. В) Чему-то улыбаются едва заметно.
№ 7. Как обращалась бабушка к больному внуку?
А) «Спи, маленький!» Б) «Спи и больше не болей!» В) «Спокойной ночи, внучок дорогой!» Г) «Спи, пташка малая!»
№ 8.Что сказал учитель, успокаивая мальчика?
А) Не беда, ещё будет возможность сфотографироваться. Б) Фотограф, может быть, ещё приедет. В) Это не беда! Главное, что ты жив-здоров!
№ 9. Сколько времени не ходил в школу герой произведения?
А) Месяц. Б) Три дня. В) Больше недели. Г) Четыре дня. Д) Пятнадцать дней.
№ 10. Как звали бабушку героя рассказа?
А) Евгения Павловна. Б) Елена Васильевна. В) Екатерина Петровна. Г) София Александровна.
№ 11. Кто уговорил приехать в деревню фотографа и заснять ребят и школу?
А) Учитель. Б) Председатель сельсовета. В) Участковый уполномоченный.
№ 12. На какую гору пошли дети за цветами и саженцами для школьного двора?
А) На Чёрную. Б) На Новую. В) На Дальнюю. Г) На Лысую. Д) На Нижнюю.
№ 13. От кого учитель спас детей?
А) От волка. Б) От медведя. В) От змеи.
№ 14. Как звали учителя и учительницу?
А) Валентин Иванович и Валентина Ивановна. Б) Евгений Николаевич и Евгения Николаевна.
№ 15. Как учились счёту в деревенской школе?
А) На гвоздях и булавках. Б) На пуговицах и семечках тыквы. В) На спичках и палочках, выструганных собственноручно из лучины.
№ 16. Больному мальчику, смотревшему в окно, ничего не видать дальше…
А) дома тётки Лукерьи. Б) дома тётки Матрёны. В) дома тётки Авдотьи.
№ 17. Как называли сына учителя и учительницы?
А) Непоседа. Б) Шалун. В) Мальчишка-забияка. Г) Парнишка-ревун. Д) Любитель сладостей.
№ 18. Какие цветы бабушка стережёт пуще глаза?
А) Герань. Б) Фикус. В) Роза. Г) Пион.
№ 19. Фотограф на ночь был пристроен
А) к Петру Петровичу Самойлову. Б) к Ивану Ивановичу Чехову. В) в семью Львовых.
№ 20. Какая причёска была у учителя?
А) под кузнеца. Б) под шахтёра. В) под политику. Г) под революцию.
№ 21. Чем натирала ноги бабушка автору?
А) Рыбьим жиром. Б) Нашатырным спиртом. В) Одеколоном. Г) Подсолнечным маслом.
№ 22. Сколько лет было учителю?
А) лет 40. Б) лет 20. В) лет 45. Г) лет 25.
№ 23. Почему друзья не попали на фотографию?
А) Не захотели. Б) Болезнь одного из них. В) Их не пригласили из-за плохого поведения.
№ 24. К какому фотографу в городе обещала отвезти друзей бабушка?
А) Зайцев. Б) Перепёлкин. В) Волков. Г) Соловьёв.
№ 25. Для чего между рам был насыпан уголёк?
А) Обмёрзнуть стёклам не даёт. Б) Его боятся комары. В) От бессонницы.
№ 26. На какой войне полегли многие из запечатлённых на фотографии?
А) Русско-Японская. Б) Великая Отечественная. В) Гражданская.
№ 27. Рябина, находящаяся в окне, помогает
А) от болезни сердца. Б) от угару. В) от сглазу.
№ 28. Когда учителя начинали работать, на весь класс…
А) был 1 букварь и 1 красный карандаш. Б) было 5 букварей и 7 карандашей. В) 10 букварей и 20 карандашей.
№ 29. На свадьбах семья учителя
А) пила только сок. Б) просила выпивкой их не тревожить. В) предпочитала пить квас и молоко.
№ 30. Зачем уехал в город дедушка героя произведения?
А) Продавать картошку. Б) Продавать свёклу. В) Продавать морковь. Г) Продавать дрова.
№ 31. Какое в деревне уважение к учителю и учительнице?
А) Всеобщее, молчаливое. Б) Тихое, незаметное. В) Искреннее, тайное.
№ 32. Кто исправился после беседы с учителем?
А) Дядя Иван. Б) Дед Трофим. В) Кузнец Никон. Г) Плотник Архип. Д) Дядя Левонтий.
Ключ к тесту:
1. г. 2. в. 3. б. 4. а. 5. в. 6. в. 7. г. 8. а. 9. в. 10. в. 11. а. 12. г. 13. в. 14. б. 15. в. 16. в. | 17. г. 18. б. 19. б. 20. в. 21. б. 22. г. 23. б. 24. в. 25. а. 26. б. 27. б. 28. а. 29. б. 30. г. 31. а. 32. д. |
9