ГБУ ОО ЗО «Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Энергодар
Тема: «Автомат Калашникова АК–74», его устройство и боевые характеристики. Неполная разборка и сборка автомата»
Изучение нового материала.
Преподаватель:
Симонова М.В.
2024 год.
На данном этапе урока обучающимся объявляется тема, четко формулируются цели и план занятия.
План занятия
1. История создания автомата АК-74.
2.Назначение, боевые характеристики, общее устройство АК-74.
3.Порядок работы частей и механизмов АК-74
4.Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74.
Организационный момент. Доклад командира класса о готовности к уроку.
АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА АК-74 Устройство назначение боевые свойства
Цели урока:
- формировать у обучающихся представление о назначении, боевых свойствах автомата, устройстве его частей и механизмов, а также умения и навыки при обращении с оружием;
Планируемые результаты.
Предметные:
• знать назначение, боевые характеристики АК-74, устройство его частей и механизмов АК-74;
• уметь выполнять неполную разборку и сборку после неполной разборки автомата АК-74;
Метапредметные:
• понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;
• оценивать достижения на уроке;
• анализировать информацию;
• делать выводы.
Личностные:
• осознавать значение, важность знаний об устройстве АК-74, умения осуществлять неполную разборку и сборку автомата, понимать степень ответственности при обращении с оружием.
Задачи урока:
обучающая - познакомить с историей создания Автомата Калашник, назначением, боевыми характеристиками АК-74, его устройством и работой частей и механизмов, с правилами и порядком неполной разборки и сборки.
воспитательная - сформировать у обучающихся позитивное отношение к военной службе, правильное понимание назначения стрелкового оружия, ответственности и дисциплины в обращении с ним;
развивающая - повысить компетенции в области военной подготовки, совершенствовать навыки в обращении с оружием, в неполной разборке и сборке автомата.
Михаил Тимофеевич Калашников
Основная часть урока.
Михаил Тимофеевич
Калашников
История создания Автомата Калашникова:
В 1947 году, на свет появилось восьмое чудо света — автомат конструкции Михаила Тимофеевича Калашникова. Имя этого выдающегося оружейника широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом, поскольку практически во всех войнах и военных конфликтах второй половины двадцатого столетия принимал участие созданный им автомат с маркой АК. Эффективный и надежный, автомат Калашникова стал одним из символов нашей эпохи.
История создания автомата АК-74.
Доклад обучающегося и демонстрация презентации. «История создания автомата АК-74»
Объясняется новый материал назначение и боевые свойства АК-74
Назначение и боевые свойства 5.45 АК-74.
- Автомат Калашникова является индивидуальным оружием. Он предназначен для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Для поражения противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож. Для стрельбы и наблюдения в условиях естественной ночной освещенности к автоматам АК74Н, присоединяется ночной стрелковый прицел универсальный (НСПУ).
- Для стрельбы из автомата применяются патроны с обыкновенными (со стальным сердечником) и трассирующими пулями.
Объяснение нового материала, рассказывается о назначении данного вида оружия его применении в бою, комплектациях и модификациях автомата., о применяемых боеприпасах. Монолог преподавателя сопровождается демонстрацией макета АК-74 и слайдами презентации. Перечисляется ряд преимуществ АК-74 перед другими видами современного стрелкового автоматического оружия.
Боевые характеристики АК-74
(обучающиеся записывают в тетрадь)
1. Калибр -5,45 мм
2. Прицельная дальность (Расстояние от точки вылета до пересечения траектории с линией прицеливания) стрельбы из автомата - 1000 метров.
3. Наиболее действенный огонь (степень соответствия результатов стрельбы поставленной огневой задачи):
- по наземным целям - до 500 метров
- по воздушным целям (по самолетам, вертолетам, парашютистам) -до 500 м.
4. Сосредоточенный огонь (огонь нескольких автоматов, а так - же огонь одного или нескольких подразделений, направленный по одной цели или по части боевого порядка противника) по наземным групповым целям ведется на дальности до 1000 метров.
5. Дальность прямого выстрела (выстрел при котором траектория не поднимается над линией прицеливания выше цели на всем своем протяжении)
- по грудной фигуре - 440 м.,
- по бегущей фигуре - 625 м.
6. Темп стрельбы около 600 выстрелов в минуту.
7. Боевая скорострельность (число выстрелов, которое можно произвести в единицу времени при точном выполнении приемов и правил стрельбы, с учетом времени, необходимого для перезаряжания оружия, корректирования и переноса огня с одной цели на другую)
- при стрельбе очередями - до 100 в\мин,
- при стрельбе одиночными выстрелами - до 40 в\мин.
8. Вес автомата без штык - ножа со снаряженным пластмассовым магазином- 3.6 кг., вес штык - ножа с ножнами 490 г.
.
На данном этапе урока преподаватель, опираясь на презентацию объясняет принцип работы АК-74 . Приводит тактико-технические характеристики автомата, дальность и эффективность ведения огня по различным целям. Обучающиеся в тетрадях составляют таблицу (ТТХ).
Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов:
- — ствола со ствольной коробкой, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой;
- — крышки ствольной коробки;
- — затворной рамы с газовым поршнем;
- — затвора;
- — возвратного механизма;
- — газовой трубки со ствольной накладкой;
- — ударно-спускового механизма;
- — цевья;
- — магазина.
- Кроме того, у автомата имеется дульный тормоз-компенсатор и штык-нож.
- В комплект автомата входят:
принадлежность, ремень и сумка для магазинов; .в комплект автомата со складывающимся прикладом, кроме того, входит чехол для автомата с карманом для магазина, а в комплект автомата с ночным прицелом входит также ночной стрелковый прицел универсальный.
- Автоматическое действие автомата основано на использовании энергий пороховых газов, отводимых из канала ствола в газовую камеру.
- При выстреле часть пороховых газов, следующих за пулей, устремляется через отверстие в стенке ствола в газовую камеру, давит на переднюю стенку газового поршня и отбрасывает поршень и затворную раму с затвором в заднее положение. При отходе затворной рамы назад происходит отпирание затвора, затвор извлекает из патронника гильзу и выбрасывает ее наружу, затворная рама сжимает возвратную пружину и взводит курок (ставит его на взвод автоспуска).
Общее устройство и принцип работы автоматики
Преподаватель (или командир отряда) объясняет устройство автомата разбирая макет и демонстрирует каждую его часть, обучающиеся делают запись в тетрадях. Затем опираясь на слайд презентации рассказывает о принципе работы оружия и его механизмах .
Неполная разборка и сборка АК-74
- Неполную разборку автомата проводят в следующем порядке:
- Отделить магазин.
- Вынуть пенал с принадлежностью.
- Отделить шомпол.
- Отделить крышку ствольной коробки.
- Отделить возвратный механизм.
- Отделить затворную раму с затвором.
- Отделить затвор от затворной рамы.
- Отделить газовую трубку со ствольной накладкой.
- Сборка автомата проводится в обратной последовательности
На данном этапе урока преподаватель (командир) показывает, как проводится неполная разборка АК-74 и в какой последовательности, объясняя каждое движение и меры безопасности при обращении с оружием. Двое обучающихся из группы повторяют все за преподавателем (по количеству макетов автомата), остальные внимательно наблюдают за работой преподавателя и студентов. Все сопровождается слайдом презентации.
Практическая работа
Изучение основных частей и механизмов АК-74
Учащиеся разбирают автомат, называя основные части. Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов:
- 1 - ствол со ствольной коробкой, с ударно-спусковым механизмом, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой;
- 2 - дульный тормоз-компенсатор;
- 3 - крышка ствольной коробки;
- 4 - затворная рама с газовым поршнем;
- 5 - затвор;
- 6 - возвратный механизм;
- 7 - газовая трубка со ствольной накладкой;
- 8 - цевье;
- 9 - магазин;
- 10 - штык-нож;
- 11 - шомпол;
- 12 - пенал принадлежности.
Практическая часть урока проводится при использовании полноразмерных макетов АК-74. Все обучающиеся проводят неполную разборку автомата в определенной последовательности, опираясь на слайд презентации. Преподаватель оказывает помощь при выполнении, если возникает необходимость. И постоянно следит за мерами безопасности при работе с оружием.
Подведение итогов
Домашнее задание:
- Выучить правила безопасности при обращении с оружием;
- Знать устройство и последовательность неполной разборки АК-74 (ТТХ).
При подведении итога урока еще раз проговариваются основные элементы, которые необходимо усвоить обучающимся. Выставляются оценки за выполнение практической работы.
Дается домашнее задание.