Тема: «Автоматизация звука [Ч] в словах и предложениях».
Цели: закрепить правильное произношение [Ч] в словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные: отработать правильное положение органов артикуляции при произнесении [Ч]; расширить словарь.
Коррекционные: развивать голос, дыхание; работать над расслаблением мышечного тонуса артикуляционного аппарата; развивать точность и динамику моторики; расслабить мышечный тонус; учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных и формы глаголов первого и третьего лица ед.ч.
Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, интерес к занятиям.
Ход занятия.
Орг.момент.
Отгадай загадку:
Раньше был он - безымянная игрушка,
Не медведь, не слон, не погремушка.
А сейчас его знает каждая дворняжка.
Ведь это - друг Гены. (Чебурашка)
-Молодец! Сегодня у нас в гостях Чебурашка. Он будет нам помогать.
Объявление темы занятия.
-Скажи, какой первый звук в слове Чебурашка? – [Ч]- Верно, а какой он? – Согласный, всегда мягкий, обозначается зеленым цветом – Сегодня мы потренируемся красиво говорить звук [Ч] в слова, а поможет нам наш новый друг Чебурашка.
Массаж.
-Для начала нужно сделать массаж для лица. Давай покажем Чебурашке, как мы его делаем.
Разглаживающие движения руками:
- от бровей к волосам
- вниз от волосистой части головы по шее
- от мочек уха по щекам к крыльям носа
- по верхней губе от угла рта к середине
- по нижней губе от угла рта к середине
- поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ
- поглаживание верхней и нижней губы к центру
- постукивание губ
- похлопывания языка от кончика до корня
- поглаживания языка из стороны в сторону
Развитие дыхания и голоса.
-Давай угостим Чебурашку чаем, он его очень любит. Но чай очень горячий, нужно его остудить, подув на него.
-Чебурашка, не скучая
Час сидит за чашкой чая
Артикуляционная гимнастика.
- А теперь вместе с Чебурашкой подготовим наш ротик, чтобы красиво говорить
Выполнение упражнений: «Дудочка», « Лопатка», «Чашечка», «Маляр», «Грибок».
Развитие мелкой моторики.
-Поиграем с нашими пальчиками. А чтобы Чебурашка поиграл с нами, мы будем называть первый звук его имени каждый раз, когда пальчики будут здороваться.
«Пальчики здороваются», произнося звук [Ч] с постепенным ускорением.
Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
– Чебурашка принес с собой картинки. Он хочет поиграть с ними. Я буду показывать тебе картинку, а ты должен назвать, что за предмет на ней изображен, и как назвать этот предмет ласково.
Например, булка-булочка сумка-… сетка-…палка-… тумба-…белка-… лейка-…ваза-… книжка-…ложка-… куча-…чашка-…
А теперь составь 3 предложения с любым из этих слов.
Физминутка.
Чу-чу-чу, далеко я укачу.
Чу-чу-чу, я на дачу хочу.
Ча-ча-ча, вот видна и дача.
Руки согнуть в локтях, вытягивать руки вперёд, имитируя движения колёс паровоза. Выполнять упражнения, произнося утрированно звук Ч.
Образование глаголов 3го лица от глаголов 1го лица.
- Давай придумывать слова. Послушай, как это сделаю я: Я кричу, а черепаха кричит. Теперь твоя очередь.
Логопед произносит слова в начальной форме (лечить), а ребенок изменяет форму.
лечить-…хотеть-… лететь-…учить-… молчать -…вертеть-… точить-…
Отработка звука во фразе.
– А Чебурашка оказался шутником и решил запутать нас. Он написал предложения, но с ошибками. Послушай, я прочитаю их тебе, а ты найди ошибки и скажи, как правильно
Почта принесла почтальона. Задача легко решила ученика. Веточка села на птичку и закричала. Мы взяли на чемодан дачу с вещами. Бабушка надела журнал и стала читать очки. Волны летали над чайками и громко кричали.
Итог занятия.
- Чебурашке очень понравилось играть с тобой, но ему уже пора уходить. Перед тем как он уйдет, давай вспомним:
-Какой звук помогал нам произносить Чебурашка?
- Вспомни любое слово со звуком Ч в начале, в середине и в конце.
- У тебя сегодня все получилось?