СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автоматизация звука "Л".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука "Л".»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова»










ИТОГОВАЯ РАБОТА


Эссе на тему: «Сыграем в игру? Автоматизация звука [Л] в речи»















Выполнил:

Слушатель

Программы повышения квалификации

«Мастерство учителя»

Ткачук Юлия Геннадьевна

(ФИО)



Проверил В.В. Стасюк






Москва 2022 г.



Цель: Автоматизация звука [Л] в словах.

Задачи:

  1. Подготовить тело к речи, снятие мышечных зажимов.

  2. Подготовить артикуляционный аппарат, постановка правильного дыхания.

  3. Закрепить правильное выполнение артикуляционных и мимических упражнений.

  4. Уделить внимание мелкой моторике.

  5. Закрепить четкое произношение звука [Л] в речи.

  6. Развивать психические процессы, фонематический слух.

  7. Воспитывать усидчивость, активность, самостоятельность, интерес к работе, желание преодолеть дефект.

Оборудование: мягкая игрушка – львенок, настенное зеркало, мимический кубик, картинки с артикуляционными упражнениями, картинки по теме.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
    Логопед:

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Сядь же ровно, подтянись

И скорей мне улыбнитесь.

  • Посмотри, кто к нам пришел?

  • Это львенок по кличке Лева.

  • Но он не всегда правильно произносит звук [Л] и просит нас о помощи.

  • Давай ему поможем.

  1. Подготовительная работа

  • Лева решил, что мы с тобой тоже львята, давай поиграем с ним в эту игру. Но сначала, нам нужно научиться быть такими же гибкими и пластичными, как кошки. Давай встанем.

  • Ноги поставим на ширине плеч, чуть пошире.

  • Представь, что наши ступни приклеились к полу, посмотри на них. Они стали как буд-то больше и плотно-плотно прижаты к полу.

  • Наши колени свободны, попробуем повращать ими, но не отрывая стопы от пола. Наши ноги как на пружинках.

  • Бедра тоже свободны, начертим бедрами круг вокруг себя. Следим, чтобы ноги не отрывались от пола.

  • Поднимаемся выше. Вращаем грудью по кругу. Все наше тело свободно и двигается легко.

  • Правым плечем вращаем вперед. Левым – назад. И одновременно двумя плечами. Молодец!

  • Наклоняем голову к правому плечу, следи, чтобы левое плечо не поднималось вверх. Держим голову в этом положении. Теперь наклоняем к левому плечу. Держим голову в этом положении. Теперь наклоняем вперед и затем назад. Молодец!

  • Упражнение «Яблочко по тарелочке». Вращение головы сначала в одну сторону, затем в другую.

  • Хорошо, достаточно. Давай теперь сядем.

  1. Введение в тему урока.

  • Какой первый звук в словах львенок и Лева? Правильно, звук [Л,].

  • Сегодня на занятии мы с тобой закрепим четкое и правильное произношение звука [Л] в речи. А для этого мы подготовим наших помощников. Давай вспомним их, это:

  • тело,

  • рот,

  • мимика,

  • дыхание,

  • руки и пальцы.

  1. Артикуляционная гимнастика

  • Ты молодец, сделал тело мягким, а сейчас, мы вместе с Левой подготовим наш рот к работе.

  1. «Трубочка» - «Улыбочка» (выполняем упражнение).

  2. «Трубочка» - «Заборчик» (выполняем упражнение).

  3. «Чистим зубки» (выполняем упражнение).

  4. «Окошко» (выполняем упражнение).

  5. «Качели» (выполняем упражнение).

  • Смотри, как львенок высунул язык. Давай также сделаем.

  1. «Лопаточка» (выполняем упражнение).

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким.

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять.

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

  • Молодец! У тебя все правильно получается.

  • А сейчас ты только посмотри на Леву. Лева перепачкался в лимонном варенье. Предлагаю тебе помочь Леве умыться. Надо показать львенку, как правильно нужно слизывать с себя варенье.

  1. Гимнастика «Львенок и лимонное варенье».

  • Слизываем широким языком варенье сначала с правой лапы (от предплечья к кисти) 2 раза.

Затем на 3-ий раз греем лапу (открываем рот и со звуком «Х» выдыхаем теплый воздух на лапу). Повторяем тоже самое с левой рукой. Затем моем и греем локти, потом плечи, грудь, живот, поочередно: бедро, колено и стопы. Все это проделываем медленно, спокойно, не отрывая ног от пола.

  • Молодец! Ты помог львенку сделать его шерстку чистой! Теперь давай снова сядем.

  • Как ты думаешь? Какую эмоцию сейчас испытывает Лева? Покажи мне.

  1. Мимическая гимнастика.

  • А какие эмоции еще бывают у людей? Давай попробуем их показать. Для этого нам понадобиться мимический кубик.

  • Подбрось и посмотри на мимический кубик и изобрази ту эмоцию, которая на нем выпадет.

  1. Гимнастика на развитие моторики.

  • Львенок только умылся, намочил свои лапки, и они у него замерзли. Покажем ему, как можно согреть их.

  • Давай сначала похлопаем в ладоши. Теперь трем ладошки друг о друга, затем все кисти, как будто моем руки.

  1. Дыхательная гимнастика.

  • Сделай глубокий вдох носом. Наш живот будет надуваться как шарик.

  • Округли губы и на звук «ПФ» выдохни воздух ртом, так как будто дуешь на свечку. Давай повторим.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг он лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

  1. Работа по теме урока.

  1. Работа с профилем.

  • Какой дежурный звук сегодня на занятии? [Л]

  • Расскажите, как расположены органы речи, когда произносим [Л]?

Характеристика по профилю:

  • губы разомкнуты,

  • зубы сближены,

  • кончик языка упирается к бугоркам за верхними резцами,

  • передняя часть спинки языка опущена,

  • мягкое небо приподнято и закрывает проход в нос,

  • голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

  • Подражаем самолету, который летит над головой. Л-л-л-л-л…  .

  • Когда самолет летит далеко, то произносим «Л» тихо, когда над головой – громко. Значит громкость постепенно то нарастает, то затихат.

  • Незабываем правильно дышать.

  1. Характеристика звука.

Дай характеристику звука [Л]:

  • согл.,

  • твердый,

  • звонкий,

  • не парный.

  1. Развитие фонематического слуха.

Лева доволен и хочет ещё с тобой поиграть в Игру «Сигнальщики», где ты будем слушать звук [Л] среди слов. Когда ты услышишь звук [Л], хлопни в ладоши:

Лампа, банка, вещь, кол, палка, рубашка, плащ, локоть, помощь, ложка, малина, лещ, кошка, овощ, лак.

  • Скажите, где мы учились различать звук? [Л] (среди слов).

  • Какое слово я назвала последним? (лак).

  1. Звуко-буквенный анализ слова - лак:

  • Произнеси слово.

  • Какой первый звук в этом слове ты слышишь? [Л]

  • Мы можем его пропеть длинно? Значит он гласный или согласный? А он твердый или мягкий? (Твердый). Каким цветом он обозначается? (Синий)

  • Давай найдем букву, которая обозначает звук [Л].

  • Какой следующий звук в этом слове ты слышишь? [А].

  • Мы можем его пропеть длинно? Значит он гласный или согласный? Каким цветом он обозначается? (Красный)

  • Давай найдем букву, которая обозначает звук [А].

  • Какой следующий звук в этом слове ты слышишь? [К]

  • Мы можем его пропеть длинно? Значит он гласный или согласный? А он твердый или мягкий? (Твердый). Каким цветом он обозначается? (Синий)

  • Давай найдем букву, которая обозначает звук [К].

  • Сколько всего звуков в слове? (3)

  • Сколько гласных? (1) Согласных?( 2)

  • Определи, где находится дежурный звук? (в начале слова).

Молодец, мы все верно выполнили. Уберите сигналы.

  1. Итог занятия.

  • Молодец, ты помог Леве разобраться со звуком [Л]. Вспомни, что мы сегодня делали со звуком [Л]? Верно, мы четко произносили звук (Л) в речи.

  1. Рефлексия.

  • Какое у тебя настроение? Выбери, пожалуйста, смайлик, который ему соответствует. А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!