Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.
Цели:
коррекционно-образовательные: уточнить движения органов речи, закрепить правильное произношение звука [р] в слогах и словах;
развивающие: развитие психических процессов (мышление, память, внимание, фонематическое восприятие);
воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркало, артикуляционный уклад звука [р], мягкая игрушка тигренок, иллюстративный материал (мартышка, собаки, ворона, рысь, фокусник, оркестр, инструменты, артисты цирка), фасоль, билет, цифры 2 и 3, картинки со звуком [р] в начале, середине и конце слова.
Ход занятия.
I. Орг. момент и сообщение темы.
-Сегодня мы попадем с тобой на интересное представление. Но чтобы попасть в цирк нужен билет. А его можно получить, если выложить из фасоли букву Р.
-Молодец! Получай свой билет.
II. Артикуляционная гимнастика.
-Представление начинает мартышка. Она хочет провести с тобой интересную и забавную разминку:
“Жили-были дедушка с бабушкой! К ним толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки), а с ними худые- лишь кожа да кости (втягиваем щеки), бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в “улыбку” верхние и нижние зубы видны), поцеловать они их потянулись (губы тянутся вперед), утром проснулись- в улыбочку губы (широкая улыбка), чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними губами), вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком), с нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами), губы сожмем мы и рот прополощем (поочередное надувание щек-губы не пропускают воздух), и самоваром пыхтим что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы). Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе), дуем на блинчик- не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык), блинчик жуем, завернем и прикусим (жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы), блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад), чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой), на нос подули – мы чай остудили (подуть с “чашечки” вверх), чаю попили – никто не обижен (“чашечка” двигается вперед-назад), вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
-Молодцы! Мы повторяли все действия за мартышкой и подняли себе настроение.
III. Произнесение изолированного звука и уточнение его артикуляции, написание буквы.
Познакомься, это Рычащий тигренок. Он рычит: р-р-р. Порычи вместе с ним.
Изобрази сердитого тигра и покажи как грозно он рычит: р-р-р.
Он расскажет как нужно произносить звук [р]: кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, форма языка напоминает ложечку, под напором выдыхаемого воздуха язык дрожит.
Характеристика звука:
Расскажи о звуке [р]. Какой он: гласный или согласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?
Повтори вместе со мной: звук [р] согласный, твердый, звонкий.
-Молодец!
IV. Автоматизация звука в слогах.
-Далее на арену выбегают дрессированные собаки. Они знают цифры, когда им показывают цифру, собаки лают столько же раз. Попробуем вместе с ними?! Я называю слог и показываю цифру, а ты должен произнести этот слог столько раз, в зависимости от того, какую цифру я тебе показала.
Нра-3, кру-2, тры-2, дро-1, рар-3, рыр-2, кро-2, бро-3.
-Молодец!
V. Развитие фонематического восприятия.
-Следующим номером выступает артист цирка, но профессию ты должен угадать сам. Назови первые звуки и собери слово.
Фара, обруч, каша, уши, солнце, носорог, игла, капуста (фокусник)
-Отлично! Ты справился.
VI. Физминутка.
Клоун рыжий, конопатый (ребенок гладит себя по голове, показывает веснушки)
Очень нравится ребятам (три хлопка в ладоши ),
Нос, как красный помидор (гладит нос по очереди руками),
А в глазах его задор ( с помощью рук изображает глаза и хлопает реснички пальчиками).
То он плачет, то смеется ( указательные пальцы вертикально к глазам, затем к губам)
То он добрый, то дерется ( гладит свои руки, затем выбрасывает кулаки вперед).
Ах, какой он неуклюжий (руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево),
Но такой он нам и нужен ( скрещены на груди, в стороны и на пояс).
VII. Автоматизация звука в словах.
-Вдруг на сцену вылетела ворона. Эта ворона непростая, она во всех словах заменяет первый звук на звук [р]. Какие слова получатся у вороны, если она услышит например, слово кот? (рот)
Эта ворона приготовила и для тебя задание: Замени первый звук слова на звук [р]: пугать, кот
, носа, мак,
коза, дом.
-Какое интересное представление!
VIII. Развитие звукового анализа.
-Необычное представление продолжается. На арену выходит рысь. Ей по команде нужно занять одну из трех стоек. На первую стойку рысь запрыгивает, если звук [р] находится в начале слова, на вторую – если в середине и на третью – если в конце. Я буду тебе показывать картинки, а ты их будешь называть и ставить рысь на нужную стойку.
крот, трактор, обруч, сахар, рак, русалка, повар, картина, воробей, дрова.
-Молодец!
-И на последок выступит цирковой оркестр. Давай посмотрим, на каких инструментах играют в оркестре.
Гармошка, труба, скрипка, гитара, барабан.
-Какой звук встречается в каждом слове?
IX. Итог.
-Итак, представление закончилось. Артисты просят заполнить отзыв.
-Какому звуку было посвящено сегодняшнее выступление?