Тема: «Автоматизация звука [р] в словах (в середине слова)»
Возраст: 7 лет
Речевое заключение: ФФНР
Цель: автоматизация звука [Р] в словах.
Задачи:
Образовательные:
-активизировать речевую и интеллектуальную деятельность, совершенствовать коммуникативные умения и навыки;
развивать фонематическое восприятие;
развивать слоговой анализ и синтез;
автоматизировать звук [Р] в середине слова в открытом слоге;
формировать навыки работы с обобщениями;
упражнять в чтении по схемам четырехсложных слов;
совершенствовать самоконтроль в деятельности, навыки проверки письменной работы;
отработка навыков взаимо- и самопроверки;
Коррекционно-развивающие:
развивать произвольное внимание, слухоречевую память.
Воспитательные:
- воспитывать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;
- воспитывать творческую самостоятельность.
Оборудование:рабочаятетрадь, магнитная доска, картинка с буквой Р, слоговые таблицы, картинки, в названии которых есть звук [Р]в середине слова.
Ход занятия.
Организационный момент.
1. Чтение слоговых упражнений.
РА, РА, РА – ВЫСОКАЯ ГО – РА.
РО, РО. РО – НОВОЕ ПЕ – РО.
РУ, РУ, РУ – СКАЧЕТ КЕНГУ – РУ.
РЫ, РЫ, РЫ – ЛЕТЯТ КОМА – РЫ.
АР, АР, АР – САМОВАР ПУСКАЕТ ПАР.
ОР, ОР, ОР – ВОТ ТОПОР.
УР, УР, УР – НЕ ГОНЯЙ КУР.
ЫР, ЫР, ЫР – ЛИСА ЛЮБИТ СЫР.
АРА, АРА, АРА – ВОТ ИДЕТ ТАМАРА.
ИРА, ИРА, ИРА – ВОТ ИДЕТ ИРА.
ОРА, ОРА, ОРА – ВОТ ИДЕТ ЖОРА.
УРА, УРА, УРА – ВОТ ИДЕТ ЮРА.
2.Проверка домашнего задания.
1. Чтение слов со звуком [Р] в начале слова (по тетради).
2. Работа с картинками, подобранными ребенком дома.
3.Закрепление.
1. Игра “Доскажи словечко”.
Логопед:
Полетим к чужой планете
На космической …(ракете)
Красивую прическу
Не сделать без …(расчески)
Я отбиваю метко.
Я первая …(ракетка)
В речке выловил башмак
Незадачливый …(рыбак)
Трое маленьких волчат
Угрожающе …(рычат)
2. Игра “Отгадай”.
Логопед: Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится (ракета)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня (ручей)
4. Знакомство с темой занятия
Основная часть.
Работа над звуком [Р] в середине слова.
1. Игра “Наоборот”.
Логопед: Плохой ученик… Дети: …хороший.
Логопед: Узкая дорога… Дети: … широкая.
Логопед: Больной мальчик… Дети: …здоровый.
Логопед: Красивый дом… Дети: …уродливый.
Логопед: Деревенский житель… Дети: …городской
2. Игра “Доскажи словечко”.
Логопед:
Кто альбом раскрасит ваш?
Ну конечно …(карандаш).
Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба …(каравай).
Вместо носа – пяточок,
Вместо хвостика – крючок,
Голосок визглив и звонок,
Кто же это? …(поросенок).
Птица черная кружится,
“Кар”, - кричит она и злится.
Всем известная персона,
А зовут ее …(ворона).
Хлопотунья, белобока,
А зовут ее …(сорока).
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков,
Чик – чирик, не робей!
Я бывалый …(воробей).
3. Игра “Отгадай”.
Логопед: На пне – бугорок, а в нем городок(муравейник).
Черный Ивашка, деревянная рубашка.
Где носом проведет – там заметку кладет(карандаш).
Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус!(смородина).
Среди двора стоит копна;
Спереди вилы,
Сзади метла (корова).
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворение (жаворонок).
4.Физкультминутка.
Логопед: Предлагаю немного отдохнуть и сделать гимнастику. Будем растирать подушечки пальцев от кончиков к ладони на одной руке, затем на другой.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы растирать.
На кончик пальца нажимаем,
Вниз к ладошке продолжаем.
Каждый пальчик разотрем –
На другой руке начнем.
5.Игра “Найди общий слог и подбери обобщающее слово”.
КА ВАЙ БУ НЫ
РА РА
БА НКИ У ГАНЫ
(хлебобулочные (явления природы)
изделия)
СО КА
ВО РО НА
ВОБЕЙ
(птицы)
6. Игра “Назови картинку”.
Логопед показывает предметные картинки, в названиях которых есть звук [Р] в середине. Ребенок называет эти предметы.
7. Прочитай по схеме.
МУ РА ВЕЙ НЫ
К
А РА ВА КА
СА РО ФА НИК
КУ РА ПАТ НЫ
8. Игра “Слоги вышли погулять”.
На магнитной доске логопед выкладывает картинки со слогами РА, РО, РУ. Ребенку предлагается вставить нужный слог в слова, написанные на доске.
Ко(ры)то, ко(ро)ва, ка(ру)сель, па(ру)са, до(ро)га, бу(ру)ны, ка(ра)ван, ко(ро)на, ба(ра)шек, де(ру)ны, пи(ру)эт, по(ры)вы, за(ры)ли.
Буруны – пена на волнах.
Деруны – оладьи из картофеля.
Пируэт – движение в танце.
9. Игра “Собери слово”
Логопед: Слово разделили на слоги и перемешали. Собери слово.
му, ра, вей
вей, ра, му
вей, му, ра
Слова: бахрома, караван, ворота
Итог занятия.
Логопед:Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р]
Домашнее задание.(на карточке)