СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автоматизация звука Ш

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по автоматизации звука Ш

Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука Ш»

Конспект индивидуального логопедического занятия

на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »



Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах и словах.

Задачи:

  1. Коррекционно - образовательные задачи:

  • автоматизация произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, слоговых сочетаниях, словах);

  • закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;

  • закрепление знания графического изображения буквы Ш;

  • развитие фонематических представлений (дифференциация звуков Ш и С в словах)

  1. Коррекционно - развивающие задачи:

  • развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;

  • развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;

  • развитие внимания, памяти, логического мышления.

  • Развитие правильности выдоха при произношении шипящих звуков.

  1. Коррекционно – воспитательные задачи:

  • Формирование навыков самостоятельности, усидчивости, сохраняя интерес к логопедическим занятиям;


Технология: применение элементов технологии решения изобретательных задач (ТРИЗ).

Оборудование: дорожка «Следы», мячик су-джок, цветные карандаши, лист бумаги, мяч, предметные картинки со звуком Ш и без него, изображение мальчика, мишки и миски, лоточек с манкой, карточка с шершавой буквой Ш.



Ход занятия:


1. Орг. момент, сообщение темы занятия:

- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук Ш. Но сначала давайте с вами поздороваемся.

- С добрым утром глазки! Вы проснулись? ( поглаживают веки глаз)

- С добрым утром ушки! Вы проснулись ? (поглаживают уши)

- С добрым утром ручки! Вы проснулись? (поглаживают ручки)

- С добрым утром ножки! Вы проснулись? (притоптываем)

- С добрым утром солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнышку).


2. Дыхательная гимнастика.

Выполним дыхательное упражнение «Шарик»


Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг он лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

(вдох носом - живот наполняется воздухом, выдох ртом - воздух медленно выходит)


3. Артикуляционная гимнастика.

Работа с настенным зеркалом.

Упражнения для звука "Ш":

1. Наказать непослушный язычок.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносит звуки пя-пя-пя... Теперь покусываем язык зубами, произносим та-та-та…

2. Сделать язык широким.

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти.

3. Вкусное варенье.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

4. Приклей конфетку.

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край положить кусочек ириски, приклеить его к небу за верхними зубами.


4. Уточнение артикуляционного уклада и характеристика звука Ш.

Когда мы произносим звук [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая. Голосовые связки не дрожат, значит, звук глухой. Звук [ш] согласный, потому, что встречается преграда – язык.


5. Автоматизация звука Ш изолированно.

Песенка ветерка.

Длительное произношение звука "Ш" по подражанию.

Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш.

Логопед называет слова: шапка, кот, кошка, ворона, карандаш.

6. Автоматизация звука Ш в слогах и слоговых сочетаний:

Дорожка «Следы» (дорожка с изображением следов с наклеенными на них элементами аппликатора Кузнецова).

Ребенок наступает на «следы» и произносит слоги:

ша-шу-ши аш-уш-иш шта-шту-шты

ши-ша-шу иш-аш-уш шка-шко-шку

шу-ши-ша уш-иш-аш шма-шмо-шма

шну-шна-шны

Затем ребенок берет мячик су-джока, делает круговые движения и произносит сочетания со звуком Ш:

аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.


7. Автоматизация звука Ш в словах:

Логопед: Давай поиграем в игру “Подари игрушку”. Но помни, что мы будем дарить подарки, в названии которых есть звук Ш.

Предметные картинки и картинка с изображением мальчика лежат на столе. Ребенок берет картинку, правильно ее называет и “дарит мальчику” картинки со звуком Ш.

Дидактическая игра «Где спрятался звук»

Выбери картинки где звук «Ш» стоит в начале, середине, конце слова.

Картинки: шапка, шуба, шина, машина, кувшин, башня, душ, карандаш, ландыш.


8. Знакомство с буквой Ш (элементы технологии М.Монтессори).

Логопед: Давай познакомимся с буковкой Ш. Звуки мы слышим и произносим. Каждый звук обозначается буквой.

Звук Ш – мы обозначаем вот такой буквой, она похожа на расческу. Возьми карточку с шершавой буквой, обведи ее двумя пальцами (указательным и средним). А потом попробуй прописать букву на манке. Буквы можно не только прочитать, почувствовать пальцем, но и написать на манке.


9. Физминутка


Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку.

Весело шагать, руки поднимать,

Приседать и вставать, прыгать и скакать.


10. Дифференциация звуков С и Ш.

Логопед: Как ты думаешь, что случится, если вдруг звук Ш исчезнет из русского языка и заменится звуком С? Вот, например, посмотри на картинки (мишка и миска). Что здесь нарисовано? Произнеси, только помни, что звук Ш поменялся на С.

Ребёнок: Миска – миска.

Логопед: Слова звучат одинаково, но предметы разные. А если я тебя попрошу “покажи мишку”, а говорить буду “покажи миску”. Что ты покажешь?

Ребёнок показывает миску.

Логопед: Что же получится?

Ребёнок: Получится путаница. Мы не будем друг друга понимать.

Логопед: Правильно. Вставай, поиграем с мячом. Я буду называть слова со звуком С, а ты в этих словах С меняй на Ш, получая новые слова. (Мяч кидаем друг другу при каждом слове).


усы - уши, коса - каша, крыса - крыша,

сила - шило, каска - кашка, маска - Машка,

миска - мишка, сесть - шесть…


10. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Перед тобой картинки, возьми карандаш и раскрась только те предметы, в названии которых есть звук Ш, и назови их.



Логопед: Какие предметы ты не раскрасил? Почему?

Ребенок: Не раскрасил предметы: носок, санки, парус, потому что в этих словах звук С, а не Ш.


11. Итог занятия.

Логопед: Над каким звуком мы работали?

Как он произносится?

Какой это звук?

Скажи, пожалуйста, что такое важное ты узнал сегодня?

Ребёнок: Надо правильно произносить звук Ш в словах, чтобы не было путаницы, чтобы мы друг друга понимали.

Логопед: Молодец, сегодня ты замечательно позанимался.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!