СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автоматизация звука Ш

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука Ш»

Автоматизация звука Ш

Артикуляция звука [Ш]:

  • губы округлены и выдвинуты вперёд;

  • язык в форме «чашечки» поднят вверх к «бугорочкам» за    верхними зубами;

  • боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;

  • зубы сближены;

  • воздух идёт тёплый (проверить рукой).

  • Произносить звук [Ш] изолированно (перед зеркалом):

  •     Ш…Ш…Ш….

  • Следим за тем, чтобы щёки при произношении звука не надувались!


Обязательно проводим артикуляционную гимнастику!


1. Автоматизация звука [Ш] в начале слов:

Ша
шаблон, шаг, шалость, шалун, шалфей, шаль, шальной,шапка, шагать, шагом, шагомер, шайба, шайка, шар, шарада, шаровары, шаровой, шарф, шатен, шарж, шарик, шаркать, шарлатан, шарлотка, шарм, шарманка, шахтёр, шатёр.

Шо
Шоу, шоумен, шёлк, шелковый, шёпот, шов, шок, шомпол, шорник, шорох, шофер, шоколадный, шотландцы, шорты.


Шу
Шум, шумный, шумовка, шумок, шурин, шуруп, шурф, шутник, шут, шутить, шутка, шуба, шуметь.

Ши
Шик, шило, шибкий, шикарный, шикать, шиковать, шиллинг, шиворот, шило, шимпанзе, шина, шинель, шинковать, шиншилла, шиньон, шип, шипеть, шиповник, шипучий, шипучка, ширина, ширинка, ширма.

Ше
Шевелить, шевелюра, шедевр, шезлонг, шейка, шейный, шейх, шелковод, шелкопряд, шелохнуть, шелуха, шельф, шептать, шеренга, шериф, шеф, шефство, шея, шершавый, шершень.










Бродилка

(Маша,шуба,шарф,вишни,шкаф.камиши,ландыши,ошейник,машина,лошадь,мишень,груши,шишка,шляпа,бабушка,шашки(шахматы),шорты,Миша)

Ребенок сам называет картинки


2.Слова со стечением согласных


Шпага, шпагат, шпик, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпионить, шпора, шприц, шпулька, шпажист, шпаклевать, шпаклёвка, шпала, шпаргалка.

Шлях, шлепок, шлица, шлёп, шлёпанцы, шлёпнуться, шлёпнуть, шлифовать, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шланг, шлейка, шлея, шлем.

Шматок, шмель, шмыгать, шмяк.

Шнур, шнуровка, шнурок.

Штаб, штабель, штамп, штиль, штифт,штопать, штопка, штопор, штора, шторм, штормить, штраф, штрафной, штрих, штука, штукатур, штанга, штаны, штапель, штатив, штуковина, штурвал.

Швабра, швед, шведский, швейный, швейцар, швея.

Шкода, шкодник, школа,шкурка,шкала,шкатулка,шкаф,шквал,шкварки, шкурка. 



















3. Автоматизация звука [Ш] в середине слов:

Ша
Каша, кашалот, наша, ваша, Маша, Даша, Глаша, Ариша, Мариша, Алёша, Илюша, Паша, Андрюша, афиша,задышать, зашагать, катюша, кошатник, кушать, кушак, клавиша, клуша, мамаша, мешалка, мешанина, мешать, мешаться, туша, душа, дышать, лишать, лошадка, мышата, лягушата, крыша, простокваша, лошадка,

Шо
Капюшон, кошёлка, корешок, гребешок, голышом, хорошо, кукушонок, мешок, тушёвка, тушёнка, тушённый, черешок, пушок, петушок, ремешок, порошок, мышонок, лягушонок,

Шу
Пишу, укушу, ушу, ношу, кошу, коршун, мишура, дышу, машу, прошу, чешуя, брошюра,

Ши
Малыши, голыши, мыши, задушить, злейший, клавиши, крушина, крушить, машина, машинист, погрешить,пеший, тушить, тешить, тишина, хорошист, ушиб, пришили, решили,

Ше
Мишень, ошейник, решение, прошение, утешение, лишение, душевный, крошечный, бешеный, выше, тише, кашевар, кашель, кашемир, кошелёк, колышек, клише, крушение, кишеть, тушевать, пишет, машет, пашет, пешеход, горошек.


4. Звук [Ш] в середине слов (в стечении согласных):

Каштан, кашпо, золушка, катушка, корюшка, кошмар, кошка, кошки-мышки, кубышка, кумушка, пушка, мишка, мышка, пешка, шишка, брошка, квашня, клешня, клюшка, кишка, кишлак, кишмя, кишмиш, клюшка, ножка, макушка, малышня, малышка, манишка, мартышка, маршрут, масштаб, мошка, мурашки, мундштук, мушка, мушкет, мушкетёр, муштра, мышление, милашка, пампушка, парнишка, погремушка, подмышка, пустышка, пятнашки, пешка, тормашки, тошнит, тушка, тушканчик, теплушка, худышка, верхушка, хрюшка, черешня, Чебурашка, ромашка, пашня, чашка, кашка, рубашка, букашка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, ушки, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, вышка, пышка, крышка, малышка, покрышка, Яшка, бляшка, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, орешки, вешний, внешний, поешь, вишня, лишний, парнишка, башня, башмак, башлык, кашне, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко,
маникюрша, маршал, кувшин, кувшинка, паршивый, худший, пшеница, пшено, торшер, траншея, фуршет, раньше, зашнуровать, заштопать, зашторить.






Варианты игр с детьми: 1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком [Ш] (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.


2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ш] , называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало шапки, не стало шубы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.


3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ш], называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.


4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком [Ш], а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, шапка, лапа, шут, шампунь. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука [Ш]).



















































Рассмотрите с ребенком картинку, задавая вопросы.

Старайтесь, чтоб малыш отвечал полными предложениями. Напоминайте ему, что звук «Ш» нужно говорить правильно ( губы округлены и слегка вытянуты вперед). Если ребенку трудно составить предложения — предлагайте повторять за вами. После раскрашивания проговорите текст еще раз.

Придумывайте свои варианты! Это увлекательно!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!