Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Черногорская школа-интернат»
Индивидуальное логопедическое занятие на тему:
«Автоматизация звука [Щ] в предложениях связной речи»
Учитель-логопед: Ткачук Ю.Г.
Черногорск 2018 учебный год
Цель: Автоматизация звука [Щ] в предложениях связной речи.
Задачи:
Закрепить правильное выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений.
Закрепить четкое произношение звука [Щ] в связной речи.
Развивать четкую, связную речь, психические процессы, фонематический слух, четкую артикуляцию, мелкую моторику, правильное дыхание.
Воспитывать усидчивость, активность, самостоятельность, интерес к работе, желание преодолеть дефект.
Оборудование: мягкая игрушка – щенок, настенное зеркало, мимический картинки, мячик для массажа, картинки с артикуляционными упражнениями, слова из предложений, картинки по теме.
Ход занятия.
Оргмомент.
Логопед:
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Сядь же ровно, подтянись
И скорей мне улыбнитесь.
Посмотри, кто к нам пришел?
Это львенок по кличке Лева.
Но он не всегда правильно произносит звук [Л] и просит нас о помощи.
Давай ему поможем.
Подготовительная работа
Лева решил, что мы с тобой тоже львята, давай поиграем с ним в эту игру. Но сначала, нам нужно научиться быть такими же гибкими и пластичными, как кошки. Давай встанем.
Ноги поставим на ширине плеч, чуть пошире.
Представь, что наши ступни приклеились к полу, посмотри на них. Они стали как буд-то больше и плотно-плотно прижаты к полу.
Наши колени свободны, попробуем повращать ими, но не отрывая стопы от пола. Наши ноги как на пружинках.
Бедра тоже свободны, начертим бедрами круг вокруг себя. Следим, чтобы ноги не отрывались от пола.
Поднимаемся выше. Вращаем грудью по кругу. Все наше тело свободно и двигается легко.
Правым плечем вращаем вперед. Левым – назад. И одновременно двумя плечами. Молодец!
Наклоняем голову к правому плечу, следи, чтобы левое плечо не поднималось вверх. Держим голову в этом положении. Теперь наклоняем к левому плечу. Держим голову в этом положении. Теперь наклоняем вперед и затем назад. Молодец!
Упражнение «Яблочко по тарелочке». Вращение головы сначала в одну сторону, затем в другую.
Хорошо, достаточно. Давай теперь сядем.
Введение в тему урока.
Какой первый звук в словах львенок и Лева? Правильно, звук [Л,].
Сегодня на занятии мы с тобой закрепим четкое и правильное произношение звука [Л] в речи. А для этого мы подготовим наших помощников. Давай вспомним их, это:
тело,
рот,
мимика,
дыхание,
руки и пальцы.
Артикуляционная гимнастика
Ты молодец, сделал тело мягким, а сейчас, мы вместе с Левой подготовим наш рот к работе.
«Трубочка» - «Улыбочка» (выполняем упражнение).
«Трубочка» - «Заборчик» (выполняем упражнение).
«Чистим зубки» (выполняем упражнение).
«Окошко» (выполняем упражнение).
«Качели» (выполняем упражнение).
Смотри, как львенок высунул язык. Давай также сделаем.
«Лопаточка» (выполняем упражнение).
Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким.
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять.
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Молодец! У тебя все правильно получается.
А сейчас ты только посмотри на Леву. Лева перепачкался в лимонном варенье. Предлагаю тебе помочь Леве умыться. Надо показать львенку как правильно нужно слизывать с себя варенье.
Гимнастика «Львенок и лимонное варенье».
Затем на 3-ий раз греем лапу (открываем рот и со звуком «Х» выдыхаем теплый воздух на лапу). Повторяем тоже самое с левой рукой. Затем моем и греем локти, потом плечи, грудь, живот, поочередно: бедро, колено и стопы. Все это проделываем медленно, спокойно, не отрывая ног от пола.
Молодец! Ты помог львенку сделать его шерстку чистой! Теперь давай снова сядем.
Как ты думаешь? Какую эмоцию сейчас испытывает Лева? Покажи мне.
Мимическая гимнастика.
А какие эмоции еще бывают у людей? Давай попробуем их показать. Для этого нам понадобиться мимический кубик.
Подбрось и посмотри на мимический кубик и изобрази ту эмоцию, которая на нем выпадет.
Дыхательная гимнастика
Щенок только что пришел с улицы, он замерз. Покажем ему, как греть лапки.
Сделай глубокий вдох носом. Округли губы и с силой выдохни воздух ртом. Чувствуешь теплую струю? Давай повторим.
Наш живот будет надуваться как шарик при вдохе, и сдуваться при выдохе.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг он лопнул, воздух вышел,
Стал он тонкий и худой.
Гимнастика на развитие моторики.
Посмотри, какой у меня есть колючий мячик. Наш гость очень любит играть с мячиком, давай и мы поиграем:
Как Щекотка хороша –
Её мы гладим не спеша.
Мячиком круги катаем,
Взад-вперед его гоняем.
Им погладим мы ладошку,
Будто бы сметаем крошку,
И помнем его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Работа по теме урока.
Работа с профилем.
Какой дежурный звук сегодня на занятии? [Щ]
Расскажите, как расположены органы речи, когда произносим [Щ]?
Характеристика по профилю:
губы округлены и вытянуты вперед,
широкий кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами,
боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,
спинка языка приподнята,
язык напряжен,
воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.
Подражание дворнику, который чистит дорожку около дома. Щ-щ-щ-щ-щ… .
Характеристика звука.
Дай характеристику звука [Щ]:
согл.,
всегда мягкий,
глух.
Развитие фонематического слуха.
Щекотка доволен и хочет ещё с тобой поиграть в Игру «Сигнальщики», где ты будем слушать звук [Щ] среди слов. Когда ты услышишь звук [Щ], хлопни в ладоши:
Карандаш, мощь, шапка, плащ, комок, шуба, хвощ, немощь, банка, помощь, вещь, рубашка, малина, лещ, кошка, клещ, плющ, камыш, овощ.
Скажите, где мы учились различать звук? [Щ] (среди слов).
Какое слово я назвала последним? (овощ).
Звуко-буквенный анализ слова - овощ:
Произнеси слово.
Какой первый звук в этом слове ты слышишь? [О]
Мы можем его пропеть длинно? Значит он гласный или согласный? Каким цветом он обозначается? (Крысный)
Давай найдем букву, которая обозначает звук [О].
Какой следующий звук в этом слове ты слышишь? [В].
Мы можем его пропеть длинно? Значит он гласный или согласный? А он твердый или мягкий? (Твердый)
Каким цветом он обозначается? (Синий)
Давай найдем букву, которая обозначает звук [В].
Какой следующий звук в этом слове ты слышишь? [О]
Мы можем его пропеть длинно? Значит он гласный или согласный? Каким цветом он обозначается? (Крысный)
Давай найдем букву, которая обозначает звук [О].
Какой следующий звук в этом слове ты слышишь? [Щ].
Мы можем его пропеть длинно? Значит он гласный или согласный? А он твердый или мягкий? (Всегда мягкий)
Каким цветом он обозначается? (Зеленый)
Сколько всего звуков в слове? (4)
Сколько гласных? Согласных?( 2)
Определи, где находится дежурный звук? (в конце слова).
Молодец, мы все верно выполнили. Уберите сигналы.
Физминутка.
Автоматизация звука в предложениях с элементами пальчиковой гимнастики.
А сейчас Щекотка предлагает размять тебе свои пальчики. Пальчики шагают по столу и приговаривают:
Над рекою тучи гуще,
Дождик хлещет пуще, пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.
Автоматизация звука в предложениях.
Щекотке задали домашнее задание, а он не может с ним справиться. Давай ему поможем. Я показываю тебе слова, а ты читаешь и составляешь из них предложения.
Мы надели плащи защитного цвета.
В озере лещи.
Вова с товарищами поймал крупного леща.
Папа вытащил на берег большую щуку.
Состав рассказа по серии картинок.
Щенок.
Итог занятия.
Молодец, ты помог Щекотке разобраться со звуком [щ]. Вспомни, что мы сегодня делали со звуком [Щ]? Верно, мы четко произносили звук (щ) в речи.
Какое у вас настроение? Выбери, пожалуйста, смайлик, который ему соответствует. А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.
Список использованной литературы
Куликовская Т.Н. Артикуляционная гимнастика в стихах - М.: ГНОМ и Д, 2007.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://collegy.ucoz.ru
http://www.happy-kids.ru