СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автоматизация звука "Щ".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука "Щ".»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Черногорская школа-интернат»
















Индивидуальное логопедическое занятие на тему:

«Автоматизация звука [Щ] в предложениях связной речи»





















Учитель-логопед: Ткачук Ю.Г.





Черногорск 2018 учебный год



Цель: Автоматизация звука [Щ] в предложениях связной речи.

Задачи:

  1. Закрепить правильное выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений.

  2. Закрепить четкое произношение звука [Щ] в связной речи.

  3. Развивать четкую, связную речь, психические процессы, фонематический слух, четкую артикуляцию, мелкую моторику, правильное дыхание.

  4. Воспитывать усидчивость, активность, самостоятельность, интерес к работе, желание преодолеть дефект.

Оборудование: мягкая игрушка – щенок, настенное зеркало, мимический картинки, мячик для массажа, картинки с артикуляционными упражнениями, слова из предложений, картинки по теме.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
    Логопед:

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Сядь же ровно, подтянись

И скорей мне улыбнитесь.

  • Посмотри, кто к нам пришел?

  • Это львенок по кличке Лева.

  • Но он не всегда правильно произносит звук [Л] и просит нас о помощи.

  • Давай ему поможем.

  1. Подготовительная работа

  • Лева решил, что мы с тобой тоже львята, давай поиграем с ним в эту игру. Но сначала, нам нужно научиться быть такими же гибкими и пластичными, как кошки. Давай встанем.

  • Ноги поставим на ширине плеч, чуть пошире.

  • Представь, что наши ступни приклеились к полу, посмотри на них. Они стали как буд-то больше и плотно-плотно прижаты к полу.

  • Наши колени свободны, попробуем повращать ими, но не отрывая стопы от пола. Наши ноги как на пружинках.

  • Бедра тоже свободны, начертим бедрами круг вокруг себя. Следим, чтобы ноги не отрывались от пола.

  • Поднимаемся выше. Вращаем грудью по кругу. Все наше тело свободно и двигается легко.

  • Правым плечем вращаем вперед. Левым – назад. И одновременно двумя плечами. Молодец!

  • Наклоняем голову к правому плечу, следи, чтобы левое плечо не поднималось вверх. Держим голову в этом положении. Теперь наклоняем к левому плечу. Держим голову в этом положении. Теперь наклоняем вперед и затем назад. Молодец!

  • Упражнение «Яблочко по тарелочке». Вращение головы сначала в одну сторону, затем в другую.

  • Хорошо, достаточно. Давай теперь сядем.

  1. Введение в тему урока.

  • Какой первый звук в словах львенок и Лева? Правильно, звук [Л,].

  • Сегодня на занятии мы с тобой закрепим четкое и правильное произношение звука [Л] в речи. А для этого мы подготовим наших помощников. Давай вспомним их, это:

  • тело,

  • рот,

  • мимика,

  • дыхание,

  • руки и пальцы.

  1. Артикуляционная гимнастика

  • Ты молодец, сделал тело мягким, а сейчас, мы вместе с Левой подготовим наш рот к работе.

  1. «Трубочка» - «Улыбочка» (выполняем упражнение).

  2. «Трубочка» - «Заборчик» (выполняем упражнение).

  3. «Чистим зубки» (выполняем упражнение).

  4. «Окошко» (выполняем упражнение).

  5. «Качели» (выполняем упражнение).

  • Смотри, как львенок высунул язык. Давай также сделаем.

  1. «Лопаточка» (выполняем упражнение).

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким.

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять.

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

  • Молодец! У тебя все правильно получается.

  • А сейчас ты только посмотри на Леву. Лева перепачкался в лимонном варенье. Предлагаю тебе помочь Леве умыться. Надо показать львенку как правильно нужно слизывать с себя варенье.

  1. Гимнастика «Львенок и лимонное варенье».

  • Слизываем широким языком варенье сначала с правой лапы (от предплечья к кисти) 2 раза.

Затем на 3-ий раз греем лапу (открываем рот и со звуком «Х» выдыхаем теплый воздух на лапу). Повторяем тоже самое с левой рукой. Затем моем и греем локти, потом плечи, грудь, живот, поочередно: бедро, колено и стопы. Все это проделываем медленно, спокойно, не отрывая ног от пола.

  • Молодец! Ты помог львенку сделать его шерстку чистой! Теперь давай снова сядем.

  • Как ты думаешь? Какую эмоцию сейчас испытывает Лева? Покажи мне.

  1. Мимическая гимнастика.

  • А какие эмоции еще бывают у людей? Давай попробуем их показать. Для этого нам понадобиться мимический кубик.

  • Подбрось и посмотри на мимический кубик и изобрази ту эмоцию, которая на нем выпадет.

  1. Дыхательная гимнастика

  • Щенок только что пришел с улицы, он замерз. Покажем ему, как греть лапки.

Сделай глубокий вдох носом. Округли губы и с силой выдохни воздух ртом. Чувствуешь теплую струю? Давай повторим.

  • Наш живот будет надуваться как шарик при вдохе, и сдуваться при выдохе.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг он лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

  1. Гимнастика на развитие моторики.

  • Посмотри, какой у меня есть колючий мячик. Наш гость очень любит играть с мячиком, давай и мы поиграем:

Как Щекотка хороша –

Её мы гладим не спеша.

Мячиком круги катаем,

Взад-вперед его гоняем.

Им погладим мы ладошку,

Будто бы сметаем крошку,

И помнем его немножко,

Как сжимает лапу кошка.


  1. Работа по теме урока.

  1. Работа с профилем.

  • Какой дежурный звук сегодня на занятии? [Щ]

  • Расскажите, как расположены органы речи, когда произносим [Щ]?

Характеристика по профилю:

  • губы округлены и вытянуты вперед,

  • широкий кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами,

  • боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,

  • спинка языка приподнята,

  • язык напряжен,

  • воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Подражание дворнику, который чистит дорожку около дома. Щ-щ-щ-щ-щ…  .

  1. Характеристика звука.

Дай характеристику звука [Щ]:

  • согл.,

  • всегда мягкий,

  • глух.

  1. Развитие фонематического слуха.

Щекотка доволен и хочет ещё с тобой поиграть в Игру «Сигнальщики», где ты будем слушать звук [Щ] среди слов. Когда ты услышишь звук [Щ], хлопни в ладоши:

Карандаш, мощь, шапка, плащ, комок, шуба, хвощ, немощь, банка, помощь, вещь, рубашка, малина, лещ, кошка, клещ, плющ, камыш, овощ.

  • Скажите, где мы учились различать звук? [Щ] (среди слов).

  • Какое слово я назвала последним? (овощ).

  1. Звуко-буквенный анализ слова - овощ:

  • Произнеси слово.

  • Какой первый звук в этом слове ты слышишь? [О]

  • Мы можем его пропеть длинно? Значит он гласный или согласный? Каким цветом он обозначается? (Крысный)

  • Давай найдем букву, которая обозначает звук [О].

  • Какой следующий звук в этом слове ты слышишь? [В].

  • Мы можем его пропеть длинно? Значит он гласный или согласный? А он твердый или мягкий? (Твердый)

  • Каким цветом он обозначается? (Синий)

  • Давай найдем букву, которая обозначает звук [В].

  • Какой следующий звук в этом слове ты слышишь? [О]

  • Мы можем его пропеть длинно? Значит он гласный или согласный? Каким цветом он обозначается? (Крысный)

  • Давай найдем букву, которая обозначает звук [О].

  • Какой следующий звук в этом слове ты слышишь? [Щ].

  • Мы можем его пропеть длинно? Значит он гласный или согласный? А он твердый или мягкий? (Всегда мягкий)

  • Каким цветом он обозначается? (Зеленый)

  • Сколько всего звуков в слове? (4)

  • Сколько гласных? Согласных?( 2)

  • Определи, где находится дежурный звук? (в конце слова).

Молодец, мы все верно выполнили. Уберите сигналы.

  1. Физминутка.

Автоматизация звука в предложениях с элементами пальчиковой гимнастики.

А сейчас Щекотка предлагает размять тебе свои пальчики. Пальчики шагают по столу и приговаривают:

Над рекою тучи гуще,

Дождик хлещет пуще, пуще.

Даже щуки и лещи

Ищут шляпы и плащи.


  1. Автоматизация звука в предложениях.

  • Щекотке задали домашнее задание, а он не может с ним справиться. Давай ему поможем. Я показываю тебе слова, а ты читаешь и составляешь из них предложения.

  • Мы надели плащи защитного цвета.

  • В озере лещи.

  • Вова с товарищами поймал крупного леща.

  • Папа вытащил на берег большую щуку.

  • Щекотка говорит тебе спасибо и показывает второе задание.

  1. Состав рассказа по серии картинок.

  • Посмотри на текст с картинками и помоги щенку прочитать по ним рассказ.

Щенок.

  1. Итог занятия.

  • Молодец, ты помог Щекотке разобраться со звуком [щ]. Вспомни, что мы сегодня делали со звуком [Щ]? Верно, мы четко произносили звук (щ) в речи.

  • Какое у вас настроение? Выбери, пожалуйста, смайлик, который ему соответствует. А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.



Список использованной литературы

  1. Куликовская Т.Н. Артикуляционная гимнастика в стихах - М.: ГНОМ и Д, 2007.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://collegy.ucoz.ru

  2. http://www.happy-kids.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!