Конспект индивидуального занятия по автоматизации
звука [Ж] в прямых слогах и словах.
Задачи занятия:
Закреплять навыки правильной артикуляции и употребления звука [Ж] в прямых слогах, словах.
Развивать фонематический слух: учить ребенка выявлять и правильно употреблять слова, в которых есть звук [Ж] в потоках речи, а так же используя наглядный материал.
Формировать лексико-грамматические категории: обучать умению правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением; употреблять существительное с числительными.
Воспитывать самоконтроль за речью и активность в течении занятия.
Оборудование: символ звука [Ж] – согласный, звонкий, твердый;
игрушка ежик, мяч, картинки, в названии которых есть звук [Ж] и картинки в которых звук [Ж] отсутствует.
Ход занятия.
- Здравствуй, сегодня к нам в гости пришел ежик. Поздоровайся с ежиком.
- Здравствуй ежик!
- Ежик узнал, что ты научился произносить звук [Ж], давай ему покажем как ты умеешь правильно держать язык и губы. Вспоминай, губы слегка вытянуты и округлены, язык в форме чашечки находится в положении за верхними зубами. Кончик языка приближен к альвеолам, но не касается их. А чем звук [Ж] отличается от звука [Ш]?
- Правильно, тем, что его надо произносить с голосом, давай пожужжим с тобой как жужжат жуки ЖЖЖЖ…..
- Молодец! Теперь покажем ежику как мы делаем слоговую разминку, да так четко и красиво будем произносить звук [Ж], чтобы ежику обязательно захотелось к нам прийти еще!
1. Слоговая разминка. Логопед говорит слоги, ребенок повторяет.
Жа-жа-жа Жа-жи-жу
Жи-жи-жи Жи-жу-жо
Жо-жо-жо Жо-же-жа
Жу-жу-жу Жу-жа-же
Же-же-же Же-жо-жа
- Очень хорошо, молодец. А теперь произносим слова четко, громко, по 2 раза слог и 1 раз слово.
2. Слова со звуком [Ж] (в прямых слогах):
ЖА-ЖА: жаба; жало; жадина; жакет; вожак; пижама; баклажан; кожа; лужа.
ЖО-ЖО: желудь, желтый, медвежонок.
ЖИ-ЖИ: жить, жила, жилка, жидкий, ножи, жилет, живот, животное, жилье, нажим, наживка.
ЖЕ-ЖЕ: желе, жена, желток, желудок, движение, уважение, манжет, буженина.
ЖУ-ЖУ: жук, жуть, жулик.
3. Игра “Посчитай слово”
- А теперь возьмем красивый мячик, который принес ежик и будем считать до 5. Ребенок изменяет слово в соответствии с числительным.
4. Игра “Чего не стало”
- Хорошо, справился, а теперь посмотри на картинки, выбери только те картинки, в названии которых есть звук [Ж]. Показывай мне картинку и четко проговаривай “чего не стало”.
(не стало жука, жабы и т.д.)
- Очень хорошо у тебя получилось, ежику очень понравилось, но он для тебя приготовил еще одно задание. Надо произнести предложение, добавляя слова “Ежиха с ежатами”. Ну что, попробуем? Только не забывай, что надо говорить четко и хорошо проговаривать звук [Ж].
5. Игра “У гномика”.
Стог – стожок
Сапог – сапожок
Флаг – флажок
Утюг – утюжок
Луг – лужок
Нож –ножик
Еж – ежик
Уж - ужик
7. Проговаривание звука [Л] в чистоговорках
А теперь возьмем красивый мячик, который принес ежик, сядем за стол и будем катать его друг другу, но при этом будем проговаривать чистоговорки:
Жа-жа-жа Жанна видела ежа.
Жу-жу-жу, Жанне жабу покажу.
Жи-жи-жи, жабу и ежа держи.
Жу-жу-жу, дай поближе погляжу.
Логопед проговаривает чистоговорку, а ребенок четко ее повторяет.
Итог занятия:
Молодец! Ежику и мне очень понравилось, как ты сегодня занимался, как мы с тобой играли. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какое задание вызвало у тебя затруднение, а какое понравилось? Ежик принес для тебя подарок – вкусную конфету.