СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автореферат на конкурс мастер педагогического труда

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал я готовоил на конкурс мастер педагогического труда в номинации "мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы"

Просмотр содержимого документа
«Автореферат на конкурс мастер педагогического труда»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шокшинская средняя общеобразовательная школа»















Развитие основных физических качеств на уроках физической культуры, на примере развития прыгучести.







Выполнил:

Яковлев Павел Владимирович

Учитель математики, информатики и физической культуры

первая квалификационная категория















г.Петрозаводск

2016 год

  1. Введение…………………………………………………………….3

  • Актуальность исследования

  • Цели и задачи

  • Объект исследования

  • Предмет исследования

  • Гипотеза

  • Практическая значимость

  • Теоретическая значимость



  1. Основное содержание работы…………………………………….7

  • анализ научно-методической литературы и документальных материалов

  • средства и методы развития прыгучести

  • выбор контрольных испытаний

  • педагогический эксперимент

  • исследования и результаты исследования



  1. Заключение………………………………………………………….14

Выводы……………………………………………………………….

Рекомендации………………………………………………………..



  1. Список литературы………………………………………………..17



























  1. Введение.

Одной из основных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств. Физическими качествами принято называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность и целесообразная двигательная деятельность человека. К основным физическим качествам относят силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.

Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда быта, что очень важно в современных жизненных условиях.

Ни одно двигательное качество не может быть изолировано от других. Например, штангисту для поднятия рекордного веса недостаточно даже значительного развития мышечной силы. Можно обладать большим потенциалом силовых качеств, но реализуются они лишь при наличии необходимого уровня развития подвижности, точности, гибкости и др., т.е. без соответствующего развития координационных не могут полностью реализоваться физические качества.

Придя в 2014 году в «Шокшинскую СОШ» я увидел очень низкий уровень общей подготовленности, почти все физические качества у обучающихся были развиты слабо. Так же я столкнулся со следующей специфической проблемой: школа находилась в 3 километрах от места проживания детей, и возможность проводить внеурочные занятия почти отсутствовала. Но дети хотели участвовать в различных соревнованиях. Требовалась их подготовить. Стало понятно, что основным временем для подготовки станет урок физической культуры. Но как же подготовить на уроках так , чтобы дети были способны конкурировать с другими школами?! Нужно было развивать основные качества физической подготовки, и первым качество стало развитие прыгучести.

Прыгучесть как двигательное качество – это способность человека отталкиваться одной или двумя ногами для перехода в безопорное положение.

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует считать сочетание разбега с отталкиванием.

Прыгучесть - очень важный компонент во многих видах спорта. Чтобы научиться прыгать, надо прыгать, и с этим ничего поделать нельзя. Надо прыгать тысячи, десятки тысяч раз, но как уговорить ребенка проделывать много раз подряд одно и то же упражнение?

Актуальность.

В настоящее время организация и содержание физического воспитания школьников требует существенного обновления и модернизации. Одной из приоритетных проблем физического воспитания школьников является целенаправленное, своевременное и эффективное развитие двигательных способностей на уроках физической культуры. Тренирующий эффект различных средств и методов при воспитании двигательных способностей, будет значительно выше на уроках физического воспитания, если акценты, отражающие педагогические воздействия, будут совпадать по содержанию и направленности с естественными и биологическим ритмом развития человека (А.А. Гужаловский, 1984; Л.В. Волков, 1981; В.К. Бальсевич, 2000; В.И. Лях, 2000). Из всего комплекса двигательных способностей наиболее сложными по развитию являются скоростно-силовые способности, которые формируются на основе взаимодействия наследственных признаков, использования специальных средств, методов тренировки и условий внешней среды.

Одной из форм проявления скоростно-силовых способностей является прыгучесть. Прыгучесть, как двигательная способность характеризуется проявлением мощного мышечного усилия, в кратчайшее время, основанного на взрывной силе нижних конечностей и концентрированных волевых усилий (В.Ю. Верхошанский, 1985). Более того, прыгучесть не следует понимать, как производное силы мышц и их быстроты. Это интегральная двигательная способность, которая развивается и совершенствуется на основе применения эффективных прыжковых упражнений. Вместе с тем, анализ специальной научно-методической литературы показал, что развитие прыгучести у мальчиков-школьников 10-15 лет изучено фрагментарно, а практические рекомендации носят противоречивый характер, что естественно, требует специальных исследований. Решение данной научной задачи, на наш взгляд, позволит эффективно осуществлять развитие прыгучести у мальчиков-школьников сельской популяции, учитывая регион проживания и специфику их двигательной деятельности и, тем самым, результативно и качественно овладевать скоростными и скоростно-силовыми видами легкой атлетики, баскетбола, волейбола, футбола, предусмотренными программными требованиями по предмету «Физическая культура».

Цели и задачи.

Цель:

Разработка методики развития прыгучести .

Задачи:

1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития прыгучести.

2. Разработать содержание методики на развитие прыгучести.

3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования специальных (дифференцированных) упражнений на развитие прыгучести .

Объект исследования:

средства и методы развития прыгучести у школьников 11-15 лет.

Предмет исследования:

определение более эффективной методики развития прыгучести у школьников 11-15 лет.

Гипотеза:

Во многом учителя физической культуры не любят составлять комплекс упражнений для развития прыгучести и тем более тратить время на уроке для его проведения. Из этих предположений следует, что уровень прыгучести во многом зависит от методики развития скоростно-силовых способностей школьников. И при выполнении специального комплекса упражнений уровень прыгучести школьников становится выше.

Практическая значимость.

Результаты исследования могут быть рекомендованы к практическому использованию в урочной и внеурочной физкультурно – спортивной деятельности образовательных организаций. Подобранный комплекс упражнений на развитие скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно рекомендовать для улучшения освоения техники игры в волейбол, баскетбол, футбол и легкой атлетики.

Теоретическая значимость.

Многие авторы называют прыгучесть одной из важных качественных сторон двигательной деятельности. Так, В.П. Портнов подчеркивает, что у прыгунов в высоту главное внимание уделяется прыгучести. Б.А. Бураков считает, что прыгучесть для акробатов-прыгунов имеет наиболее важное значение. Это качество - довольно многогранное, интегрирующее в себе другие физические и координационные качества, проявление которых взаимосвязано и взаимообусловлено .

  1. Основное содержание работы.

Исследования в теории спорта показывают, что общая разносторонняя подготовка, развивая физические качества юных спортсменов, положительно влияет на прирост их спортивного результата. Однако с повышением роста спортивного мастерства ее удельный вес в достижении спортивных показателей постепенно уменьшается.

Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, в которых наряду со значительной силой требуется и существенная скорость движения. При этом чем выше внешнее отягощение, тем больше действие приобретает силовой характер, чем меньше отягощение, тем больше действие становится скоростным. Для проявления прыгучести необходима «взрывная сила» -это способность проявлять большие величины силы в наименьшее время, которая имеет существенное значение в прыжках, проявление которой зависит от развития силы определенных мышечных групп и скорости сокращения мышечных волокон (Клещев Ю.Н.).

В игровой деятельности важным качеством является прыгучесть, которая проявляется в скоростно-силовых показателях сократительных способностей мышц нижних конечностей.

При анализ научно-методической литературы и документальных материалов было выявлено следующее. В связи с тем, что эффективная игровая деятельность невозможна без проявления высокого уровня скоростно-силовых способностей, в том числе прыгучести, специалистами уделяется большое внимание вопросам их развития. В этих исследованиях обобщены и усовершенствованы методические подходы, изложенные в работах учёных, занимавшихся проблемами силовой подготовки во многих видах спорта . Так же анализировались документальные материалы, способствующие развитию скоростно-силовых способностей, направленных на прыгучесть. По сути данный анализ сводился к тому, чтобы подобрать подходящий метод и средства для исследования.

Средства и методы развития прыгучести.

Воздействуя, в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин: особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности. (Матвеев Л.П.).

Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлёта.

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания.

Основные требования при воспитании прыгучести предъявляются к работе нервно мышечного аппарата, работа которого зависит от функциональной подготовки и функционального состояния организма, т.е. от величины стартовой скорости. Вместе с тем для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкостью, которая особенно необходима в полётной опорной фазе прыжка. Прыжок является краеугольным камнем во многих видах спорта (баскетбол, волейбол и др.).

Эффективность прыжка рассматривается специалистами как функция силы.

Методы развития прыгучести.

Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго специализированной физической подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).
Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счёте, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специальных двигательных навыков.

Основными методами развития прыгучести являются:

Метод повторного выполнения упражнения, характеризующегося выполнением упражнения через определённые интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности (Кциянский.).

Интервальный метод. Внешне сходен с повторным методом. Но, если при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают и интервалы отдыха.

Игровой метод воспитания прыгучести. Однако этот метод обладает существенным недостатком - ограничена дозировка нагрузки.

В последние время нашёл применение метод воспитания прыгучести, получивший название - метод круговой тренировки , который можно проводить по методу повторения упражнений.

Все методы развития прыгучести следует применять не в стандартных ситуациях, а в вариативных, изменяющихся ситуациях (метод сопряжённых воздействий) приближённых к игровым. Как показывает практика воспитание прыгучести можно осуществлять в принципе идя двумя путями:
за счёт увеличения максимальной скорости; за счёт увеличения максимальной силы.



Средства развития прыгучести.

Прыгучесть является скоростно-силовым качеством и зависит от силы, эластичности и скорости сокращения мышц. Кроме того важное значение имеет эффективность техники отталкивания, полета и приземления.

В связи с этим средствами для развития прыгучести являются:

– упражнения на развитие эластичности мышц ног – растягивание;

– упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра;

– упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений;

– упражнения для изучения и совершенствование техники: приземления – схождение и спрыгивание с возвышения, отталкивания;

– пружинные движения, прыжки на двух и на одной ноге с координированной работой рук, туловища и головы полетной фазы;

– прыжки в глубину;

– упражнения на высоту или длину отталкивания – на возвышение, через препятствие, на ориентир;

– упражнения на прыжковую выносливость – многоскоки, прыжки со скакалкой (Беляев А.В., 2004).

Какими бы мы не обладали природными задатками, высокой прыгучести мы можем достичь лишь при тщательно продуманной и систематически осуществляемой тренировки.

Для возраста 11-15 лет применяют незначительные отягощения (гантели, набивные мячи, резиновые амортизаторы и др.). Непременным условием повышения уровня развития прыгучести и прыжковой выносливости является оптимальное соотношение параметров физической нагрузки: продолжительность выполнения упражнения (количество прыжков в серии, количество серий, отдыха между сериями) (Гласнов В.Н., 2010).



Выбор контрольных испытаний. При определении прыгучести обучающихся в прыжках с места и разбега различно участие в отталкивании сократительного элемента и упругих компонентов мышечно-связочного аппарата , в связи с чем достижения в подобных прыжках могут быть различными. Поэтому применялись два вида тестов.

  • Прыжок вверх с места.

  • Прыжок в длину с места.



Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент проводился с октября 2014 г. по май 2015 г. на обучающихся «Шокшинской СОШ» в возрасте 11-15 лет, имеющих основную группу здоровья. Для этого были специально разработаны контрольные тестирования по результатам, которых был выявлен уровень развития их скоростно-силовых способностей, определяющих прыгучесть. В конце эксперимента все результаты исследования систематизировались и представлены в доступном виде, а так же сделан вывод и рекомендации.

Исследование .

Исследование данного метода проводилось на базе сельской школы в Республике Карелия, Прионежского района, с.Шокша (МОУ «Шокшинская СОШ»)

Все испытуемые являлись обучающимися «Шокшинской СОШ» с 5 по 9 классы. Испытуемые были разбиты на две группы: экспериментальная и контрольная, в каждой группе по 12 человек.

Для развития прыгучести у обучающихся экспериментальной группы применялась авторская методика. Суть методики заключалась в использовании комплекса специальных упражнений, направленных на формирование изучаемого физического качества. Данный комплекс упражнений выполнялся на протяжении всего учебного 2014 – 2015 года на уроках физической культуры 1-2 раза в неделю. Количество повторений в серии 10-20 раз, количество серий 2-4 раз. Интервалы отдыха между сериями 40 секунд, между упражнениями 10-20 секунд. При выполнении прыжковых упражнений обращалось внимание на правильность того или иного прыжкового упражнения, скорость прыжка, высота прыжка.

Для развития прыгучести спортсменок контрольной группы «Шокшинской СОШ» применялись стандартные упражнения для развития прыгучести, предусмотренные школьной программой.

Отличительные особенности методик развития прыгучести экспериментальной группы от контрольной группы:

  • Общий объем нагрузки характеризовался суммой прыжков в упражнениях, количеством метров в упражнениях с перемещением, суммарным весом отягощений, поднятых в серии и количеством серий.

  • Интенсивность нагрузки определялась количеством прыжков за единицу времени, количеством проходимых отрезков за единицу времени, количеством повторений в серии. Контроль за воздействием нагрузки осуществляется по ЧСС: работа выполнялась в диапазоне от 140 до 180 уд/мин.

Результаты исследования. В ходе эксперимента проводилась сдача тестов по прыжкам в длину с места и по прыжкам в высоту с двух ног. В октябре 2014 года делался контрольный тест по данным видам прыжков, а так же в мае 2015 года. Результаты тестов представлены в таблице. Здесь указаны значение обучающихся до начала эксперимента и после, а так же прирост указан не в сантиметрах, а в процентах, так как группы состоят из девочек и мальчиков разных возрастов. Группы разбиты так, чтобы количество обучающихся одного и того же возраста были одинаковы.

Экспериментальная группа

 

 

до эксперимента

после эксперимента

ФИО

в длину
с места

вверх с
двух ног

в длину
с места

прирост в %

вверх с
двух ног

прирост в %

1

Припонов Артем

175

28

184

5,1

34

21,4

2

Чиркова Алина

155

19

170

9,7

24

26,3

3

Казанцева Настя

175

24

190

8,6

30

25,0

4

Морозова Маша

179

30

200

11,7

35

16,7

5

Карпов Никита

200

33

220

10,0

39

18,2

6

Мельчаков Игорь

171

30

185

8,2

36

20,0

7

Соловьев Роман

190

31

204

7,4

36

16,1

8

Чирков Владимир

188

37

215

14,4

47

27,0

9

Лазар Роман

238

41

264

10,9

50

22,0

10

Чусов Александр

252

49

272

7,9

59

20,4

11

Бошаков Виктор

210

44

235

11,9

52

18,2

12

Ушаков Давид

185

35

212

14,6

41

17,1


Среднее значение прироста,%


10,0


20,7











Контрольная группа

 

 

до эксперимента

после эксперимента

ФИО

в длину
с места

вверх с
двух ног

в длину
с места

прирост в %

вверх с
двух ног

прирост в %

1

Квасников Данил

154

28

160

3,9

30

7,1

2

Казанцева Карина

153

26

161

5,2

28

7,7

3

Бондаренко Игорь

161

28

165

2,5

30

7,1

4

Петрушина Мария

195

26

199

2,1

28

7,7

5

Кухаренко Диана

168

28

172

2,4

31

10,7

6

Сопко Сергей

179

34

184

2,8

38

11,8

7

Терешина Лида

150

24

160

6,7

26

8,3

8

Андреев Руслан

174

28

182

4,6

30

7,1

9

Потанин Вадим

165

28

174

5,5

30

7,1

10

Чирков Данил

178

37

187

5,1

40

8,1

11

Захаров Ростислав

190

39

200

5,3

42

7,7

12

Васильева Дарья

160

26

170

6,3

28

7,7


Среднее значение прироста,%


4,3


8,2









































  1. Заключение.

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлёта.

Основные требования при воспитании прыгучести предъявляются к работе нервно мышечного аппарата, работа которого зависит от функциональной подготовки и функционального состояния организма, т.е. от величины стартовой скорости. Вместе с тем для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкостью, которая особенно необходима в полётной опорной фазе прыжка. Прыжок является краеугольным камнем во многих видах спорта (баскетбол, волейбол и др.).

Эффективность прыжка рассматривается специалистами как функция силы.

Прыжок как физическое упражнение – баллистическое действие. В качестве снаряда выступает собственное тело человека. Результат прыжка зависит от веса (массы) тела, длины пути действия силы (следовательно, длины ног), предварительной инерции (скорости разбега), координации усилий (техники движений) и скорости отталкивания.

Прыгучесть может служить тестом для определения двигательной одаренности и двигательных возможностей (состояния) человека.

Выводы:

Основными средствами развития прыгучести являются упражнения на развитие эластичности мышц ног – растягивание; упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра; упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений, упражнения совершенствования техники: приземления – схождение и спрыгивание с возвышения, отталкивания, пружинные движения, прыжки на двух и на одной ноге с согласованной работой рук, туловища и головы в полетной фазе; прыжки в глубину; упражнения с прыжками на указанную высоту или длину – на возвышение, через препятствие, на ориентир; упражнения на прыжковую выносливость – многоскоки, прыжки со скакалкой. Для развития прыгучести применяют метод круговой тренировки, повторный метод, игровой, интервальный и сопряженный методы.

Экспериментально доказано, что разработанная и введенная методика в большей мере повлияла на улучшение общей и специальной прыгучести школьников.

Итоги исследования позволяют рекомендовать к применению в урочном и внеурочном процессе физкультурно – оздоровительной деятельности как упражнения, повышающие прыгучесть: прыжки в высоту и длину на двух и одной ноге, многоскоки, прыжки с утяжелителями, спрыгивание-запрыгивание на возвышение, запрыгивание на возвышение и выпрыгивание вверх. Основным методом прыжковой подготовки является повторный способ выполнения рекомендованных упражнений.

Все методы воспитания прыгучести следует применять не в стандартных ситуациях, а в вариативных, изменяющихся ситуациях (метод сопряжённых воздействий) приближённых к игровым. Как показывает практика воспитание прыгучести можно осуществлять в принципе идя двумя путями:
за счёт увеличения максимальной скорости; за счёт увеличения максимальной силы.

Разработанная в области скоростно-силовой подготовки методика развития прыгучести у юношей и девушек, оказалась эффективной, что выразилось в достоверно более высоких результатах во всех применявшихся тестах и более высоких темпах прироста рассматриваемых показателей. Так как высота прыжка после эксперимента увеличилась на 20,7 %, так же и длина прыжка возросла примерно на 10,0%. В результате уровень скоростно-силовой подготовки повысился.

В ходе данного исследования у обучающихся появилась мотивация выполнять данные прыжковые серии, так как обучающиеся стали занимать призовые места на муниципальном уровне и даже на региональном. Другими словами, если мы поднимаем уровень общей прыгучести, то поднимается уровень и специальной прыгучести.

Рекомендации

Упражнения в подготовительной и основной части урока:

  • Выпрыгивания из глубокого приседа на дальность («лягушка») – 2–3 серии по 6–10 прыжков

  • Различные прыжки со скакалкой – до 200 прыжков. Упражнение выполняется сериями по 40–50 раз в подходе.

  • прыжки вверх из положения полуприседа (максимальные мышечные усилия в короткое время) на время 10 секунд;

  • прыжки вверх из глубокого приседа (10-15 раз) (3-4 серии).

  • Запрыгивание на тумбу толчком двумя ногами: 10-15 прыжков в серии (3 серий);

  • Запрыгивание на тумбу толчком двумя ногами и выпрыгивание с тумбы вверх: 8-10 прыжков в серии (3 серий);

  • Прыжки на одной ноге в наклоне с подносом к груди («птичка»): по 5-10 раз на каждой ноге.

Приседание с гантелей 5-12 кг: 15-25 раз (3 серии)

Упражнения в заключительной части урока:

  • Приседание в парах, один приседает, а другой стоит, какая из пар сделает больше (4-6 мин.)

  • Приседание 10-15раз(1 мин.)+прыжки на стопе 20-30раз(1 мин.)+выпрыгивание вверх из глубокого приседа 10-15раз(1 мин.) – 6-9мин. (т.е. обучающийся сделал 10-15 раз, а потом отдыхает, как только минута заканчивается начинается новое упражнение и так далее)

Тесты для определения прыгучести:

  • выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками;

  • прыжка в длину с места толчком двумя ногами.





























  1. Список литературы:

Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех //Теория и практика физической культуры, 1993, № 4, с. 21-26.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.

Портнов В.П. Прыжок в высоту. - М.: ФиС, 1987. - 80 с.

Попов В.Б. Прыжок в длину с разбега. - М.: ФиС, 1962. - 118 с.

Теория и методика физического воспитания /Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

Шульгатый А.П. Повышение эффективности движений в прыжках в длину на основе использования современных информационных технологий //Теория и практика физической культуры, 1999, № 3, с. 40-42.

Булатова М.М., Линец М.М., Платонов В.Н. Развитие физических качеств. // Теория и методика физ.культуры под ред. Круцевич Т.Ю. Т 1.изд. «Олимпийская литература»,2003. С.192-222.

Клещев Ю.Н. «Школа Тренера»/ « Физкультура и Спорт»,2005-400с.

Лях В.И. Тесты в физическом воспитании: Пособие для учителя.- М.:

ООО « Фирма «Издательство АСТ»,1998. с. 65-70.

Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического
воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2000. - 480с.

Беляев А. В. Волейбол: Методы, средства и контроль за развитием у волейболистов общей и специальной выносливости, прыгучести [Текст] / А. В. Беляев. – М. : 2008. 19 с.

Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1988. 331 с.

Голомазов В. А. Волейбол в школе [Текст] / В. А. Голомазов, В. Д. Ковалев, А. Г. Мельников. – М. : издательство «Просвещение», 1976. 114 с.

Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М. : Академия, 2001. 264 с.

Гласнов В. Н. Техника и тактика индивидуального блокирования в волейболе: методические указания к практическим занятиям для студентов 1-3 курсов специализации «Волейбол» [Текст] / В. Н. Гласнов. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. 19 с.

Коц Я. М. Спортивная физиология [Текст] / Я. М. Коц. – М. : Физкультура и спорт, 1996. 200 с.

Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. Изд. 2-е, испр. – М. : Советский спорт, 2004. 464 с.

Назаренко Л. Д. Прыгучесть: методика развития [Текст] / Л. Д. Назаренко // Физическая культура в школе. – 2003. № 5. С. 45-48.

Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] / А. С. Солодков. Е. Б. Сологуб. – М. : Олимпия Пресс,

Хрипкова А. Г. Возрастная физиологии [Текст] / А. Г. Хрипкова. – М. : Просвещение, 1978. 286 с.

с.

Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. – 352 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!