СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторсая Дополнительная общеразвивающая программа "Мир и безопасность" для проведения занятий в системе дополнительного образования школьников.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторсая Дополнительная общеразвивающая программа "Мир и безопасность" для проведения занятий в системе дополнительного образования школьников.

Просмотр содержимого документа
«Авторсая Дополнительная общеразвивающая программа "Мир и безопасность" для проведения занятий в системе дополнительного образования школьников.»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Крым

«Детский оздоровительный центр «Фортуна»

Обособленное структурное подразделение «Детский морской центр «Бриз»


Утверждаю

Директор ГБУ ДО РК

«ДОЦ «Фортуна»

___________ С.М. Борисенко

протокол метод. совета № 1

от « » 2017 г.




Дополнительная общеразвивающая программа


социально – педагогической направленности


«Мир и безопасность»


Объединение «Мир и безопасность»





Уровень программы - базовый.

Возраст учащихся: 12 - 17 лет.

Срок реализации: 1 год (144 часов).

Тип программы: авторская.




Автор - составитель:

педагог ДО

полковник запаса

Баубатрын Дмитрий Валентинович





г.Евпатория

2017 г.



СОДЕРЖАНИЕ


Вводная часть

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план.

3. Методическое обеспечение.

4. Список литературы.

5. Приложение к программе - Календарно-тематическое планирование.




Вводная часть

Рабочая программа объединения «Мир и безопасность» разработана на основе требований следующих документов:

- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  1. Пояснительная записка


Курс объединения «Мир и безопасность» предназначен для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Она носит ознакомительный характер для учащихся, которые планируют поступать на факультеты по пожарной безопасности и МЧС, а также для поступления в военные училища. Приобретённые практические навыки позволят подготовить учащихся к сдаче нормативов по ГТО.

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на приобретение знаний и начальных навыков, для сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях с применением навыков быстрого реагирования в различной ситуации используя свои возможности.

Правилам обращения с пневматическим оружием, боеприпасами к нему и практическим приёмам стрельбы из него.

Применением общевойсковых средств коллективной и индивидуальной защиты от средств массового поражения.

Отличительные особенности программы - в том, что она имеет комплексный аспект получения начальных знаний и навыков в области защиты жизни и здоровья учащихся в различных опасных ситуациях. Программа позволяет раскрыть как физические способности и возможности учащегося, так и сориентировать на более глубокое изучение вопросов обеспечения жизнедеятельности человека в подростковом возрасте.




Цель программы:

  • формирование у учащихся основных понятий об опасностях и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

  • выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

  • приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

  • формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотического происхождения;

  • приобретение навыков ориентирования на местности и элементарных основ выживания в сложных ситуациях;

  • приобретение навыков использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

  • ознакомление с правилами использования коллективных средств защиты в условиях заражения местности радиоактивными, химическими и бактериологическими веществами.


Задачи программы:

1. Оздоровительная - укрепление здоровья, формирование общей физической выносливости.

2. Образовательная – приобретение теоретических знаний и практических навыков в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

3. Воспитательная - создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей.

Результат освоения программы:

  • получат знания в области защиты жизни и здоровья в различных опасных ситуациях с учётом своих возможностей;

  • развить личные качества: лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи;

  • уверенно обращаться с пневматическим оружием:

  • приобретут практические навыки стрельбы из пневматического оружия;

  • уверенно и правильно использовать средства коллективной и индивидуальной защиты от средств массового поражения.


Возраст учащихся: от 12 до 17лет

Состав групп – постоянный, смешанный.

Наполняемость групп: от 10 до 15 человек.

Принципы реализации программы

Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 144 часов в год.

Для допуска к занятиям необходимо предоставить справку от педиатра о состоянии здоровья учащегося.


Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия, с 10 минутным перерывом между занятиями.

Форма реализации программ – очная.

Формы занятий: групповые, индивидуальные.

Каждое практическое занятие начинается с инструктажа по технике безопасности. Педагог учитывает возрастные и психофизические особенности детей. Программа предусматривает модульное проведение занятий с отработкой практических навыков с применением теоретических знаний.


Виды занятий: лекции, беседы, зачёты, тесты, соревнования, сдача нормативов, отработка практических навыков.

Типы занятий:

  • комбинированное (объяснение, демонстрация и практическая часть);

  • повторение и закрепление знаний, умений и навыков;

  • практические занятия с применением ЗУН;

  • открытое занятие;

  • контрольные занятия или (работы).

Большее количество часов по программе отведено практическим занятиям.

Форма контроля: входной, тематический (самостоятельные работы) и сдача нормативов, промежуточная аттестация – декабрь и итоговая аттестация – май.


В начале и в конце учебного года предусмотрен мониторинг освоения программы и творческого развития учащимися.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


ФИ ребёнка Начало учебного года Конец учебного года
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
1
Условные обозначения 2 - высокий уровень, 1 - средний, 0 - низкий.


Планируемые результаты учащихся

при освоении программы «Мир и безопасность»


Программа предусматривает приобретение учащимися ЗУН и применение их в жизни. В этом направлении приоритетами для учебного курса объединения «Мир и безопасность» являются:

  • приобретение практических навыков в области защиты жизни и здоровья в различных опасных ситуациях с учётом своих возможностей;

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии;

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;


Личностными результатами обучения являются:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.


Выпускник научится:

  • навыкам освоения материала в области защиты жизни и здоровья в различных опасных ситуациях с учётом своих возможностей;

  • практическим вопросам взаимодействия с окружающей природной средой;

  • практическим вопросам защита от оружия массового поражения;

  • теоретическим аспектам и практическим вопросам здорового образа жизни и его значением для гармоничного развития человека;

  • практически обращаться с пневматическим оружием и стрелять из него;

  • практическим вопросам личной гигиены;

  • основам первой помощи при неотложных состояниях.

Формирование универсальных учебных действий


В результате изучения данного курса программы у выпускников будут сформированы: познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативно-универсальные учебные действия как основа умения учиться военному делу.



Взаимодействия с родителями - строятся на основе поданного заявления с необходимым пакетом документов на учащегося и медицинского допуска от врача.

В ходе учебного процесса с родителями проводятся родительские собрания, открытые занятия - позволяющие на практике ознакомиться с процессом обучения детей и уровнем освоения программы.

Проводятся совместные мероприятия (календарные праздники) для сплочения, объединения и поддержания семейных и национальных ценностей, развития творческого потенциала учащихся, поддержки в реализации интересов детей, привлечение родителей к участию в различных конкурсах и мероприятиях разного уровня.



2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

учебная нагрузка 4 часа в неделю –144 часа в год


п/п

Наименование разделов, тем

Общее количество учебных часов

Количество часов

Формы

Контроля / аттестации

Теория

Практика


Вводное занятие

2

2



1

Взаимодействие с окружающей природной средой

20

4

16

Знание приборов и природных объектов для ориентирования. Умение практически ориентироваться и прокладывать маршрут на местности

1.1

Ориентирование на местности

4

2

2

1.2

Определение координат «Азимут», «Угол места»

4


4

1.3

Движение по азимуту

8

2

6

1.4

Уроки выживания в условиях автономного существования в природной среде

4


4

2

Огневая подготовка

28

4

24

Знание общих понятий о пневматическом оружии. Практические навыки стрельбы

2.1

Пневматическое оружие. Правила стрельбы из пневматической винтовки.

4

2

2

2.2

Техника безопасности при стрельбе из пневматической винтовки

4

2

2

2.3

Практические стрельбы из пневматической винтовки (упражнение № 2, сидя, дистанция 5 метров)

20


20

3

Защита от оружия массового поражения (далее – ОМП)

24

8

16

Общие понятия об ОМП и способах защиты от него. Практическое использование противогаза и общевойскового защитного комплекта

3.1

ОМП и последствия их применения

4

4


3.2

Коллективные средства защиты (КСЗ), правила использования

4

2

2

3.3

Индивидуальные средства защиты (ИСЗ), правила использования

4

2

2

3.4

Практические занятия по одеванию противогазов в различных условиях обстановки

4


4

3.5

Практические занятия по использованию общевойсковых защитных комплектов в различных условиях обстановки

4


4

3.6

Использование подручных средств для защиты дыхательных путей и кожи

4


4


Промежуточная аттестация

2


2

Практические навыки по пройденным темам

4

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

40

6

34

Теоретические знания и практические навыки здорового образа жизни.

4.1

Практические вопросы выполнения правил личной гигиены

4


4

4.2

Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья

8


8

4.3

Рациональное распределение физических нагрузок в течении дня

4

2

2

4.4

Значение физических нагрузок в развитии подростка

4

2

2

4.5

Изучение комплекса вольных упражнений № 1

4


4

4.6

Изучение комплекса вольных упражнений № 2

4


4

4.7

Рациональное питание. Гигиена питания

4


4

4.8

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

8

2

6

5

Основы первой помощи при неотложных состояниях

26

2

24

Практические навыки оказания первой помощи

5.1

Общие правила оказания первой помощи

4

2

2

5.2

Оказание первой помощи при наружном кровотечении

4


4

5.3

Оказание первой помощи при ушибах и переломах

4


4

5.4

Общие правила транспортировки пострадавшего

4


4

5.5

Практические занятия по оказанию первой помощи в различных ситуациях

10


10

6.

Итоговая аттестация

2


2

Практические навыки по пройденным темам


ИТОГО:

144

26

(18%)

118

(82%)

7

Цели и задачи обучения:

Получение теоретических знаний и начальных практических навыков:

- в области защиты жизни и здоровья;

- в различных опасных ситуациях с учётом своих возможностей;

- взаимодействия с окружающей природной средой.


Практические результаты к концу обучения


  1. Знание основ выживания в критических ситуациях.

  2. Умение практически ориентироваться на местности, определять координаты местоположения.

  3. Знание общих понятий о пневматическом оружии.

  4. Начальные навыки выполнения практической стрельбы из пневматической винтовки (упражнение №2, сидя, дистанция 5 метров).

  5. Общие понятия об (ОМП) и способах защиты от него. Практическое применение противогаза и общевойскового защитного комплекта.

  6. Усвоение начальных знаний в области здорового образа жизни и его значения для гармоничного развития человека.

  7. Теоретические и практические основы оказания первой помощи пострадавшему.










3. Методическое обеспечение

Работа по данной программе предполагает единство учебного и воспитательного процессов. Методы и приемы обучения, способствующих развитию самостоятельности обучающихся, их военно-патриотической и творческой активности, физическому укреплению здоровья.

В течение всего обучения проводятся занятия всех типов, в зависимости от изучаемой темы, поставленных целей и задач, стоящих перед педагогом и учащимися.

Приемы и методы организации учебно–воспитательного процесса.

Методика обучения предполагает увлекательность подачи и доступность восприятия детьми теоретического материала, находящегося в непосредственной связи с выполнением практического задания, что способствует наиболее эффективному усвоению программы. При этом в конце каждого занятия виден результат как общей, так и индивидуальной работы, что способствует подробному обсуждению итогов.

Важным условием для успешного выполнения программы является организация комфортной творческой атмосферы на всех занятиях, соблюдение обучающимися основ воинской дисциплины, что необходимо для возникновения отношений сотрудничества между педагогом и учащимися.

Создание педагогом психологического комфорта с первых занятий, способствует реализации творческого и физического потенциала детей и их самореализации.


Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Практические занятия по программе «Мир и безопасность», проходят в МБОУ «СШ №13» в учебном кабинете ОБЖ; в спортивном зале; на спортивном стадионе, оснащенным всем необходимым инвентарём и оборудованием.


Рекомендуемый перечень материалов и инструментов

  • наглядные пособия: учебники, книги, справочники, стенды, плакаты, схемы, карточки, альбомы, фотографии;

  • пневматическое оружие и боеприпасы к нему;

  • армейские средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения;

  • мультимедийное оборудование (экран, проектор, компьютер, ноутбук, акустическая система);

  • DVD диски.



4. Список литературы и фильмов рекомендуемых для учащихся.


  1. Художественный фильм «Тайна горного подземелья».

  2. Художественный фильм «Белый взрыв».

  3. Художественный фильм «В диких условиях».

  4. Художественный фильм «Географ глобус пропил».

  5. Художественный фильм «Схватка».

  6. Художественный фильм «Искусство путешествовать».

  7. Художественный фильм «Туман 1,2».

  8. Художественный фильм «Мы из будущего 1,2».

  9. Художественный фильм «Горячий снег».

  10. Книга «Крест командора» / Александр Кердан.

  11. Книга «Атлас великих географических открытий. Всех времен и народов» / Андрей Шемарин.

  12. Книга «Дети капитана Гранта. Путешествие вокруг света» / Жюль Верн.

  13. Книга «Вокруг света в восемьдесят дней» / Жюль Верн.

  14. Книга «Школа Робинзонов» / Жюль Верн.

  15. Книга «Повесть о настоящем человеке» / Борис Полевой.

16. Книга «В списках не значился» / Борис Васильев



Список литературы, используемый при написании программы.



1. Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М.: АСТ, 1998.

2. Всемирная история: В 24 т. Минск: Литература, 1996.

3. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1985.

4. Наставление по физической подготовке. М.: Воениздат, 1987.

5. ОБЖ: Основы безопасности жизни.2016–2017. № 1-12.

6. Основы безопасности жизнедеятельности. 6-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Сост. А.Т. Смирнов,В.А. Хренников; Под общ. ред. А.Т.Смирнова, -М.: Просвещение, 2014.

7. Демичев С.В.: Первая помощь при травмах и заболеваниях. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.

8. Первая медицинская помощь. - М.: Академия, 2009.

9. Алешин В. М., Серебреников А. В. Туристская топография. – М., 1985.

10. Бардин К. В. Азбука туризма. – М., 1981.







Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Крым

«Детский оздоровительный центр «Фортуна»

Обособленное структурное подразделение «Детский морской центр «Бриз»


Утверждаю

Директор ГБУ ДО РК

«ДОЦ «Фортуна»

___________ С.М. Борисенко

протокол метод. совета № 1

от « » 2017 г.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к общеразвивающей программе «Мир и безопасность»




Объединение «Мир и безопасность»



Возраст учащихся: 12 - 17 лет.

Срок реализации: 1 год (144 часа).

Занятия: 4 часа в неделю.






Автор - составитель:

педагог ДО

полковник запаса

Баубатрын Дмитрий Валентинович





г.Евпатория

2017 г.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


учебная нагрузка 4 часа в неделю – 144 часа в год


Тема

Содержание

Учебные часы

Форма

контроля


Дата


Вводное занятие

Общие представления об учебном курсе. Актуальность получения начальных знаний и практических навыков области защиты жизни и здоровья в различных опасных ситуациях с учётом своих возможностей.

2



1

Взаимодействие с окружающей природной средой (20 часов)

1.1

Ориентирование на местности

Принципы и способы определения своего местоположения на местности

4

Блиц-опрос


1.2

Определение координат «Азимут», «Угол места»

Координаты «Азимут», «Угол места». Способы определения координат на местности.

4

1.3

Движение по азимуту

Передвижение человека на местности по определённой координате «Азимут»

8

1.4

Уроки выживания в условиях автономного существования в природной среде

Основные принципы и способы выживания в условиях автономного существования в природной среде

4

2

Огневая подготовка (28 часов)

2.1

Пневматическое оружие. Правила стрельбы из пневматической винтовки.

Назначение, основные принципы действия, правила стрельбы из пневматической винтовки.

4

Инструктаж

Одно открытое занятие


2.2

Техника безопасности при стрельбе

из пневматической винтовки

Правила и практическое соблюдение техники безопасности при стрельбе из пневматической винтовки

4

2.3

Практические стрельбы

из пневматической винтовки с позиции - сидя, (упр.№ 2, расстояние 5 м.)

Выполнение упражнения № 2 из пневматической винтовки

20

3

Защита от оружия массового поражения (далее – ОМП) (24 часа)

3.1

ОМП и последствия их применения

Характеристика современного ОМП. Боевые свойства и последствия применения ОМП

4

Блиц-опрос



3.2

Коллективные средства защиты (КСЗ), правила использования

Коллективные средства защиты населения от последствий применения ОМП


4

3.3

Индивидуальные средства защиты (ИСЗ), правила использования

Индивидуальные средства защиты населения от последствий применения ОМП

4

3.4

Практические занятия по одеванию противогазов в различных условиях

Выполнение армейского норматива № 1 по различным вводным командам.

4

Зачёт


3.5

Практические занятия по использованию общевойсковых защитных комплектов в различных условиях

Выполнение армейского норматива № 3-а по различным вводным командам.

4

Зачёт


3.6

Использование подручных средств для защиты дыхательных путей и кожи

Практические приёмы использование подручных средств для защиты дыхательных путей и кожи

4

Зачёт



Промежуточная аттестация

Практические навыки по пройденным темам

2

Контрольное занятие


4

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

(40 часов)

4.1

Практические вопросы выполнения правил личной гигиены

Порядок и содержание ежедневного выполнения правил личной гигиены

4

Блиц-опрос



4.2

Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья

Роль двигательной активности в укреплении здоровья человека. Закаливание организма как необходимое условия повышения иммунитета человека

8

4.3

Рациональное распределение физических нагрузок в течение дня

Рациональное распределение физических нагрузок в течении дня

4

4.4

Значение физических нагрузок в развитии подростка

Значение физических нагрузок в развитии подростка

4

4.5

Изучение комплекса вольных упражнений № 1

Армейский комплекс вольных упражнений № 1, его назначение, содержание и порядок выполнения

4

Зачёт


4.6

Изучение комплекса вольных упражнений № 2

Армейский комплекс вольных упражнений № 2, его назначение, содержание и порядок выполнения


4

Зачёт


4.7

Рациональное питание. Гигиена питания

Суть рационального питания человека, как необходимого условия ЗОЖ. Гигиена питания


4

Блиц-опрос



4.8

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Перечень и характеристика основных вредных привычек, и профилактика, направления борьбы с ними и преодоления их влияние на здоровье человека

8

Блиц-опрос



5

Основы первой помощи при неотложных состояниях (26 часов)

5.1

Общие правила оказания первой помощи

Перечень основных правил остановки артериального кровотечения в различных ситуациях и различных повреждениях и ранениях

4

Блиц-опрос



5.2

Оказание первой помощи при наружном кровотечении

Понятия и симптомы при наружном кровотечении. Первая помощь при наружном кровотечении

4

5.3

Оказание первой помощи при ушибах и переломах

Понятия и симптомы при ушибах и переломах. Первая помощь при ушибах и переломах

4

5.4

Общие правила транспортировки пострадавшего

Основные способы иммобилизации и переноски пострадавшего

4

Открытое занятие


5.5

Практические занятия по оказанию первой помощи в различных ситуациях

Основные практические способы оказания первой помощи в различных ситуациях

10

Зачёт



Итоговая аттестация

Практические навыки по пройденным темам с контролем времени и порядка выполнения приёмов и нормативов

2

Контрольное занятие


ИТОГО: 144 ЧАСА

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!