Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Крым
«Детский оздоровительный центр «Фортуна»
Обособленное структурное подразделение «Детский морской центр «Бриз»
Утверждаю
Директор ГБУ ДО РК
«ДОЦ «Фортуна»
___________ С.М. Борисенко
протокол метод. совета № 1
от « » 2017 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности
«Основы военного дела»
Объединение «Основы военного дела»
Уровень программы – базовый.
Возраст учащихся: 14 - 17 лет.
Срок реализации: 1 года (144 часа).
Тип программы: авторская.
Автор - составитель:
педагог ДО
полковник запаса
Баубатрын Дмитрий Валентинович
г.Евпатория
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Вводная часть
1. Пояснительная записка.
2. Учебно-тематический план.
3. Техническое оснащение.
4. Список литературы.
5. Приложение к программе - Календарно-тематическое планирование.
Вводная часть
Рабочая программа объединения «Основы военного дела» (далее – ОВД) разработана на основе требований следующих документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ст.60; ст.75;
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
1.Пояснительная записка
Курс объединения «ОВД» предназначен для:
формирования у учащихся основных понятий о военной службе в ВС РФ;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к вопросам защиты Родины;
приобретение учащимися начальных навыков в области военного дела;
формирование у учащихся патриотизма и любви к своей Родине.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на приобретение знаний и начальных навыков о военной службе в ВС РФ, правилам обращения со стрелковым вооружением и боеприпасами (учебными), применением общевойсковых средств коллективной и индивидуальной защиты от средств массового поражения, практическим приёмам стрельбы из пневматического оружия, навыкам строевой подготовки и знаниям статей общевоинских уставов.
Цель программы: изучение теоретических основ и начальных практических навыков в области военного дела, формирование у учащихся патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи программы:
1. Оздоровительная - укрепление здоровья, формирование общей физической выносливости.
2. Образовательная – приобретение теоретических знаний и практических навыков в области начальной военной подготовки.
3
3. Воспитательная - создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей.
Результат освоения программы:
получать знания в области военной истории России, организации современных ВС РФ;
развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи;
уверенно обращаться со стрелковым оружием и боеприпасами (учебными):
закреплять практические навыки стрельбы из пневматического оружия;
уверенно и правильно использовать средства коллективной и индивидуальной защиты от средств массового поражения.
Отличительные особенности программы - в том, что она имеет комплексный аспект получения начальных знаний и навыков в области военного дела, направленный на подготовку к службе в ВС РФ.
Программа позволяет раскрыть как физические способности и возможности учащегося, так и сориентировать на более глубокое изучение вопросов начальной военной подготовки.
Принципы реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, 144 часа в год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа с перерывом между занятиями 10 минут.
При реализации данной программы особое внимание уделяется состоянию здоровья ребёнка. Для допуска к занятиям необходимо предоставить справку о состоянии здоровья от педиатра.
Каждое практическое занятие начинается с инструктажа по технике безопасности.
Допускается модульное проведение занятий с применением практической отработкой приобретённых теоретических навыков.
Изучается специальная литература по начальной военной подготовке учащихся. Педагог учитывает возрастные и психофизические особенности детей.
Особенности организации учебного процесса – требования ко всем учащимся в объединении одинаковые.
Возраст учащихся: от 14 до 17лет
Состава групп – постоянный, смешанный.
Наполняемость групп: 1 год - от 10 до 15 человек;
Форма реализации программ - очная
Форма обучения и организации занятий: групповые, индивидуальные, самостоятельная работа.
Типы занятий:
- комбинированное изучение, усвоение нового материала (объяснение, демонстрация и практическая часть);
- закрепление, совершенствование знаний, умений и навыков;
- повторение и обобщение по пройденной теме на предыдущих занятиях;
- открытое занятие;
-практические занятия;
-контрольное занятие или (работы).
Большее количество часов по программе отведено практическим занятиям.
Форма контроля: входной, тематический (самостоятельные работы) и сдача нормативов, промежуточная аттестация – декабрь и итоговая аттестация – май.
В начале и в конце учебного года предусмотрен мониторинг освоения программы и творческого развития учащимися.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
№ | ФИ ребёнка | Начало учебного года | Конец учебного года |
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий |
1 | | | | | | | |
Условные обозначения 2 - высокий уровень, 1 - средний, 0 - низкий.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы «Основы военного дела»
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности при получении ЗУН и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса объединения «ОВД» являются:
приобретение практических навыков начальной военной подготовки;
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии;
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.
Личностные результаты обучения:
формирование начальных навыков в области военного дела;
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Выпускник научится:
навыкам освоения материала военной направленности;
практически обращаться со стрелковым оружием и боеприпасами;
основам сапёрного дела
навыкам строевой подготовки;
навыкам стрельбы из пневматического оружия;
практическим приёмам применения общевойсковых средств коллективной и индивидуальной защиты от средств массового поражения;
применять на практике знания общевоинских уставов ВС РФ.
Формирование универсальных учебных действий за 1 год обучения
В результате изучения данного курса программы у выпускников будут сформированы: познавательные, личностные, регулятивные, и коммуникативно-универсальные учебные действия как основа умения учиться военному делу.
Взаимодействия с родителями - строятся на основе поданного заявления с необходимым пакетом документов на учащегося.
В ходе учебного процесса с родителями проводятся родительские собрания, открытые занятия - позволяющие на практике ознакомиться с процессом обучения детей и уровнем освоения программы.
Проводятся совместные мероприятия (календарные праздники) для сплочения, объединения и поддержания семейных и национальных ценностей, развития творческого потенциала учащихся, поддержки в реализации интересов детей, привлечение родителей к участию в различных конкурсах и мероприятиях разного уровня.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
учебная нагрузка 4 часа в неделю –144 часа в год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Общее количество учебных часов | Количество часов | Формы Контроля / аттестации |
Теория | Практика |
| Вводное занятие | 2 | 2 | | |
1 | Строевая подготовка | 20 | 4 | 16 | Знание статей Строевого устава. Умение практически выполнять строевые приёмы одиночной строевой подготовки, в составе отделения, взвода. |
1.1 | Строевой Устав ВС РФ. Общие положения. Строи отделения и взвода, роты, батальона, полка | 4 | 4 | |
1.2 | Практическое занятие по выполнения строевых приёмов одиночной строевой подготовки. | 4 | | 4 |
1.3 | Практическое занятие по выполнения строевых приёмов одиночной строевой подготовки. | 4 | | 4 |
1.4 | Практическое занятие по выполнения строевых приёмов в составе отделения. | 4 | | 4 |
1.5 | Практическое занятие по выполнения строевых приёмов в составе взвода. | 4 | | 4 |
2 | Огневая подготовка | 72 | 12 | 60 | Знание общих понятий о стрелковом оружии. Практические навыки обращения с автоматом АК |
2.1 | Общие понятия о стрелковом оружие и боеприпасах | 2 | 2 | |
2.2 | Автомат АК-74, история создания, принятия на вооружение. | 2 | 2 | |
2.3 | Основные ТТХ автомата АК-74, его преимущества и возможные недостатки | 2 | 2 | |
2.4 | Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами | 2 | 2 | |
2.5 | Неполная разборка и сборка автомата АК-74 | 30 | | 30 |
2.6 | Практическое выполнение приёмов и правил стрельбы из автомата АК | 6 | | 6 |
| Промежуточная аттестация | 2 | | 2 | Практические навыки по пройденным темам |
2.7 | Рукопашный бой с применением автомата АК | 8 | | 8 | Практические навыки применения автомата АК в рукопашном бою |
2.8 | Пневматическое оружие. Правила стрельбы из пневматической винтовки. | 2 | 2 | |
2.9 | Техника безопасности при стрельбе из пневматической винтовки | 2 | 2 | | Теоретические знания о пневматическом оружии и навыки практической стрельбы из пневматической винтовки |
2.10 | Практические стрельбы из пневматической винтовки (упражнение № 2, сидя, дистанция 5 метров) | 16 | | 16 |
3 | Уставы ВС РФ» | 12 | 8 | 4 | Знание статей Общевоинских уставов и умение применять их на практике |
3.1 | Уставы ВС РФ. Общие положения. | 2 | 2 | |
3.2 | Права и обязанности военнослужащего | 2 | 2 | |
3.3 | Внутренний наряд по роте. Обязанности | 4 | 4 | |
3.4 | Практическое выполнение обязанностей дежурного и дневального по роте | 4 | | 4 |
4 | Защита от оружия массового поражения (далее – ЗОМП) | 34 | 8 | 26 | Общие понятия об ОМП и способах защиты от него. Практическое выполнение армейских нормативов по применению противогаза и общевойскового защитного комплекта |
4.1 | Оружие массового поражения (ОМП). Боевые свойства и последствия применения. | 2 | 2 | |
4.2 | Коллективные и индивидуальные средства защиты человека и населения в целом от ОМП. | 2 | 2 | |
4.3 | Противогаз и общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Назначение, способы применения и нормативы выполнения упражнений. | 4 | 4 | 4 |
4.4 | Практическое выполнение армейского норматива № 1 в различных условиях обстановки. | 4 | | 4 |
4.5 | Практическое выполнение армейского норматива № 3-а в различных условиях обстановки. | 12 | | 12 |
4.6 | Практическое выполнение армейского норматива № 7 в различных условиях обстановки. | 10 | | 10 |
5. | Итоговая аттестация | 2 | | 2 | Практические навыки по пройденным темам |
| ИТОГО: | 144 | 34 (24%) | 110 (76%) | 8 |
Цели и задачи обучения:
Освоение теоретических основ и начальных практических навыков в области военного дела, формирование у учащихся патриотизма и любви к своей Родине.
Практические результаты к концу обучения:
Знание статей Строевого устава. Умение практически выполнять строевые приёмы одиночной строевой подготовки, в составе отделения, взвода.
Знание общих понятий о стрелковом оружии. Практические навыки обращения с автоматом АК. Теоретические знания о пневматическом оружии и навыки выполнения начальной практической стрельбы из пневматической винтовки (упражнение №2, сидя, дистанция 5 метров).
Знание статей Общевоинских уставов в части касающейся внутренней службы роты и умение применять их на практике.
Общие понятия об ОМП и способах защиты от него. Практическое выполнение армейских нормативов по применению противогаза и общевойскового защитного комплекта.
3.Техническое оснащение реализации программы - программа реализуется в учебном кабинете «ОБЖ», в спортивном зале, на стадионе, строевом плацу МБОУ «СШ № 13». Кабинет оснащён всем необходимым оборудованием для теоретического изучения и практической отработки вопросов программы. В наличии современные средства информационных технологий, интернет, печатные издания, плакаты, макеты, массогабаритные макеты стрелкового оружия, учебные боеприпасы, сапёрные средства, пневматическое оружие и боеприпасы к нему.
4. Список используемой литературы.
1. Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М.: АСТ, 1998.
2. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997; СПб.: Норинт, 1997.
3. Вестник военной информации. 1998. № 1-12.
4. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. 2000. № 5.
5. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ. ред. генерал-полковника В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.
6. Военное законодательство Российской империи (кодекс Русского Военного права). М.: Военный университет, 1996.
7. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1986.
8. Всемирная история: В 24 т. Минск: Литература, 1996.
9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Скуратора и В. М. Лебедева. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
10. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. 2000. № 2.
11. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ / Под ред. В.А. Золотарева, В.В. Марущенко. 3-е изд. М.: Русь-РКБ, 1999.
13. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1985.
14. Наставление по физической подготовке. М.: Воениздат, 1987.
15. ОБЖ: Основы безопасности жизни.2016–2017. № 1-12.
16. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воениздат,2014.
17. Приемы и способы действий солдата в бою: Учеб. пособие. М.: Воениздат, 1988.
18. Основы военной службы. Методическое пособие. Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, В.А. Васин; Под общ. ред. А.Т.Смирнова, -М.: Просвещение, 2009.
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Крым
«Детский оздоровительный центр «Фортуна»
Обособленное структурное подразделение «Детский морской центр «Бриз»
Утверждаю
Директор ГБУ ДО РК
«ДОЦ «Фортуна»
___________ С.М. Борисенко
протокол метод. совета № 1
от « » 2017 г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к общеразвивающей программе «Основы военного дела»
Объединение: «Основы военного дела»
Возраст учащихся: 14 - 17 лет.
Срок реализации: 1 года (144 часа).
Занятия: 4 часа в неделю.
Автор - составитель:
педагог ДО
полковник запаса
Баубатрын Дмитрий Валентинович
г.Евпатория
2017 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебная нагрузка 4 часа в неделю – 144 часа в год.
№ | Тема | Содержание | Учебные часы | Форма контроля | Дата |
| Вводное занятие | Общие представления об учебном курсе. Актуальность изучения военного дела для гражданина и патриота России, будущего защитника Родины | 2 | | |
1 | Строевая подготовка (20 часов) | |
1.1 | Строевой Устав ВС РФ. Общие положения. Строи отделения и взвода, роты, батальона, полка | Устав ВС РФ – закон армейской жизни. Общие положения Строевого устава, основные определения | 4 | Устный опрос | |
1.2 | Практическое занятие по выполнению строевых приёмов одиночной строевой подготовки. | Строевые занятия по выполнению элементов одиночной строевой подготовки | 4 | Зачёт по строевой подготовке | |
1.3 | Практическое занятие по выполнению строевых приёмов одиночной строевой подготовки. | Строевые занятия по выполнению элементов одиночной строевой подготовки | 4 |
1.4 | Практическое занятие по выполнению строевых приёмов в составе отделения. | Строевые занятия по выполнению элементов строевой подготовки в составе отделения | 4 |
1.5 | Практическое занятие по выполнению строевых приёмов в составе взвода. | Строевые занятия по выполнению элементов строевой подготовки в составе взвода | 4 |
2 | Огневая подготовка (72 часа) |
2.1 | Общие понятия о стрелковом оружии и боеприпасах | История создания, назначение, основные принципы действия и боевого применения стрелкового оружия | 2 | Блиц - опрос | |
2.2 | Автомат АК-74, история создания, принятия на вооружение. | История создания, принятия на вооружение автомата АК-74 в СА и эксплуатация в ВС РФ. автоматического оружия | 2 |
| |
2.3 | Основные ТТХ автомата АК-74, его преимущества и возможные недостатки | Перечень основных ТТХ автомата АК-74, его преимущества и возможные недостатки в сравнении с другими системами | 2 |
2.4 | Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами | Перечень правил техники безопасности при обращении с оружием и боеприпасами | 2 | инструктаж | |
2.5 | Неполная разборка и сборка автомата АК-74 | Практическое выполнение неполной разборки и сборки автомата АК-74 с изучением названия и назначения составляющих деталей и механизмов автомата АК-74 | 30 | Одно открытое занятие | |
2.6 | Практическое выполнение приёмов и правил стрельбы из автомата АК | Изучение приёмов стрельбы стоя, с колена, лёжа. Порядок выполнения практических стрельб на войсковом стрельбище | 6 | Выполнение нормативов по занятию положения для стрельбы | |
| Промежуточная аттестация | Практические навыки по пройденным темам с контролем времени и порядка выполнения приёмов и нормативов | 2 | Сдача нормативов по неполной разборке-сборке АК-74 | |
2.7 | Рукопашный бой с применением автомата АК | Приёмы и правила рукопашного боя с применением автомата АК | 8 | Зачёт по рукопашно-му бою с оружием | |
2.8 | Пневматическое оружие. Правила стрельбы из пневматической винтовки. | Назначение, основные принципы действия, правила стрельбы из пневматической винтовки. | 2 | Зачёт по стрельбе | |
2.9 | Техника безопасности при стрельбе из пневматической винтовки | Правила и практическое соблюдение техники безопасности при стрельбе из пневматической винтовки | 2 |
2.10 | Практические стрельбы из пневматической винтовки (упражнение № 2, сидя, дистанция 5 метров) | Выполнение упражнения № 2 из пневматической винтовки | 16 |
3 | Уставы ВС РФ (12 часов) |
3.1 | Уставы ВС РФ. Общие положения. | Уставы ВС РФ - свод воинских законов. Перечень и назначение Уставов ВС РФ | 2 | Зачёт по теории | |
3.2 | Права и обязанности военнослужащего | Положения Главы 1 Устава внутренней службы ВС РФ «Права, обязанности и ответственность военнослужащих» | 2 |
3.3 | Внутренний наряд по роте. Обязанности | Статьи Устава внутренней службы ВС РФ, регламентирующие назначение внутреннего наряда и основные обязанности лиц внутреннего наряда по роте | 4 |
3.4 | Практическое выполнение обязанностей дежурного и дневального по роте. | Практическое выполнение обязанностей дежурного и дневального по роте | 4 | Зачёт по практичес-кому выполнению обязанностей дежурного и дневального по роте | |
4 | Защита от оружия массового поражения (34 часа) |
4.1 | Оружие массового поражения (ОМП). Боевые свойства и последствия применения. | Характеристика современного ОМП. Боевые свойства и последствия применения ОМП | 2 | Блиц - опрос | |
4.2 | Коллективные и индивидуальные средства защиты человека (КСЗ и ИСЗ) и населения в целом от ОМП. | Средства защиты населения от последствий применения ОМП | 2 |
4.3 | Противогаз (ПГ) и общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Назначение, способы применения и нормативы выполнения упражнений. | Применение в качестве ИСЗ противогазов и ОЗК. Способы и нормативы использования ПГ и ОЗК. Содержание армейского норматива № 1, № 7 по одеванию ПГ | 4 |
4.4 | Практическое выполнение армейского норматива № 1 в различных условиях. | Выполнение армейского норматива № 1 по различным вводным командам. | 4 | зачёт | |
4.5 | Практическое выполнение армейского норматива № 3-а в различных условиях. | Выполнение армейского норматива № 3-а по различным вводным командам. | 12 | зачёт | |
4.6 | Практическое выполнение армейского норматива № 7 в различных условиях. | Выполнение армейского норматива № 7 по различным вводным командам. | 10 | зачёт | |
| Итоговая аттестация | Практические навыки по пройденным темам с контролем времени и порядка выполнения приёмов и нормативов | 2 | Контрольное занятие | |
ИТОГО: 144 ЧАСА |
2