СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторсая Дополнительная общеразвивающая программа "Основы военного дела" для проведения занятий в системе дополнительного образования школьников.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа и календарное тематическое планирование "Основы военного дела" для проведения занятий в системе дополнительного образования школьников.

Просмотр содержимого документа
«Авторсая Дополнительная общеразвивающая программа "Основы военного дела" для проведения занятий в системе дополнительного образования школьников.»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Крым

«Детский оздоровительный центр «Фортуна»

Обособленное структурное подразделение «Детский морской центр «Бриз»


Утверждаю

Директор ГБУ ДО РК

«ДОЦ «Фортуна»

___________ С.М. Борисенко

протокол метод. совета № 1

от « » 2017 г.



Дополнительная общеразвивающая программа


социально – педагогической направленности


«Основы военного дела»



Объединение «Основы военного дела»



Уровень программы – базовый.

Возраст учащихся: 14 - 17 лет.

Срок реализации: 1 года (144 часа).

Тип программы: авторская.







Автор - составитель:

педагог ДО

полковник запаса

Баубатрын Дмитрий Валентинович





г.Евпатория

2017 г.



СОДЕРЖАНИЕ


Вводная часть

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план.

3. Техническое оснащение.

4. Список литературы.

5. Приложение к программе - Календарно-тематическое планирование.




Вводная часть

Рабочая программа объединения «Основы военного дела» (далее – ОВД) разработана на основе требований следующих документов:

- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ст.60; ст.75;

- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

1.Пояснительная записка

Курс объединения «ОВД» предназначен для:

  • формирования у учащихся основных понятий о военной службе в ВС РФ;

  • выработки у них сознательного и ответственного отношения к вопросам защиты Родины;

  • приобретение учащимися начальных навыков в области военного дела;

  • формирование у учащихся патриотизма и любви к своей Родине.


Актуальность программы состоит в том, что она направлена на приобретение знаний и начальных навыков о военной службе в ВС РФ, правилам обращения со стрелковым вооружением и боеприпасами (учебными), применением общевойсковых средств коллективной и индивидуальной защиты от средств массового поражения, практическим приёмам стрельбы из пневматического оружия, навыкам строевой подготовки и знаниям статей общевоинских уставов.

Цель программы: изучение теоретических основ и начальных практических навыков в области военного дела, формирование у учащихся патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи программы:

1. Оздоровительная - укрепление здоровья, формирование общей физической выносливости.

2. Образовательная – приобретение теоретических знаний и практических навыков в области начальной военной подготовки.

3

3. Воспитательная - создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей.

Результат освоения программы:

  • получать знания в области военной истории России, организации современных ВС РФ;

  • развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи;

  • уверенно обращаться со стрелковым оружием и боеприпасами (учебными):

  • закреплять практические навыки стрельбы из пневматического оружия;

  • уверенно и правильно использовать средства коллективной и индивидуальной защиты от средств массового поражения.


Отличительные особенности программы - в том, что она имеет комплексный аспект получения начальных знаний и навыков в области военного дела, направленный на подготовку к службе в ВС РФ.

Программа позволяет раскрыть как физические способности и возможности учащегося, так и сориентировать на более глубокое изучение вопросов начальной военной подготовки.


Принципы реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, 144 часа в год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа с перерывом между занятиями 10 минут.

При реализации данной программы особое внимание уделяется состоянию здоровья ребёнка. Для допуска к занятиям необходимо предоставить справку о состоянии здоровья от педиатра.

Каждое практическое занятие начинается с инструктажа по технике безопасности.

Допускается модульное проведение занятий с применением практической отработкой приобретённых теоретических навыков.

Изучается специальная литература по начальной военной подготовке учащихся. Педагог учитывает возрастные и психофизические особенности детей.

Особенности организации учебного процесса – требования ко всем учащимся в объединении одинаковые.

Возраст учащихся: от 14 до 17лет

Состава групп – постоянный, смешанный.

Наполняемость групп: 1 год - от 10 до 15 человек;

Форма реализации программ - очная

Форма обучения и организации занятий: групповые, индивидуальные, самостоятельная работа.


Типы занятий:

- комбинированное изучение, усвоение нового материала (объяснение, демонстрация и практическая часть);

- закрепление, совершенствование знаний, умений и навыков;

- повторение и обобщение по пройденной теме на предыдущих занятиях;

- открытое занятие;

-практические занятия;

-контрольное занятие или (работы).

Большее количество часов по программе отведено практическим занятиям.


Форма контроля: входной, тематический (самостоятельные работы) и сдача нормативов, промежуточная аттестация – декабрь и итоговая аттестация – май.

В начале и в конце учебного года предусмотрен мониторинг освоения программы и творческого развития учащимися.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


ФИ ребёнка Начало учебного года Конец учебного года
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
1
Условные обозначения 2 - высокий уровень, 1 - средний, 0 - низкий.


Планируемые результаты освоения учащимися

программы «Основы военного дела»


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности при получении ЗУН и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса объединения «ОВД» являются:

  • приобретение практических навыков начальной военной подготовки;

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии;

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.


Личностные результаты обучения:

  • формирование начальных навыков в области военного дела;

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.


Выпускник научится:

  • навыкам освоения материала военной направленности;

  • практически обращаться со стрелковым оружием и боеприпасами;

  • основам сапёрного дела

  • навыкам строевой подготовки;

  • навыкам стрельбы из пневматического оружия;

  • практическим приёмам применения общевойсковых средств коллективной и индивидуальной защиты от средств массового поражения;

  • применять на практике знания общевоинских уставов ВС РФ.


Формирование универсальных учебных действий за 1 год обучения

В результате изучения данного курса программы у выпускников будут сформированы: познавательные, личностные, регулятивные, и коммуникативно-универсальные учебные действия как основа умения учиться военному делу.


Взаимодействия с родителями - строятся на основе поданного заявления с необходимым пакетом документов на учащегося.

В ходе учебного процесса с родителями проводятся родительские собрания, открытые занятия - позволяющие на практике ознакомиться с процессом обучения детей и уровнем освоения программы.

Проводятся совместные мероприятия (календарные праздники) для сплочения, объединения и поддержания семейных и национальных ценностей, развития творческого потенциала учащихся, поддержки в реализации интересов детей, привлечение родителей к участию в различных конкурсах и мероприятиях разного уровня.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

учебная нагрузка 4 часа в неделю –144 часа в год


п/п

Наименование разделов, тем

Общее количество учебных часов

Количество часов

Формы

Контроля /

аттестации

Теория

Практика


Вводное занятие

2

2



1

Строевая подготовка

20

4

16

Знание статей Строевого устава. Умение практически выполнять строевые приёмы одиночной строевой подготовки, в составе отделения, взвода.

1.1

Строевой Устав ВС РФ. Общие положения. Строи отделения и взвода, роты, батальона, полка

4

4


1.2

Практическое занятие по выполнения строевых приёмов одиночной строевой подготовки.

4


4

1.3

Практическое занятие по выполнения строевых приёмов одиночной строевой подготовки.

4


4

1.4

Практическое занятие по выполнения строевых приёмов в составе отделения.

4


4

1.5

Практическое занятие по выполнения строевых приёмов в составе взвода.

4


4

2

Огневая подготовка

72

12

60

Знание общих понятий о стрелковом оружии. Практические навыки обращения с автоматом АК

2.1

Общие понятия о стрелковом оружие и боеприпасах

2

2


2.2

Автомат АК-74, история создания, принятия на вооружение.

2

2


2.3

Основные ТТХ автомата АК-74, его преимущества и возможные недостатки

2

2


2.4

Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами

2

2


2.5

Неполная разборка и сборка автомата АК-74

30


30

2.6

Практическое выполнение приёмов и правил стрельбы из автомата АК

6


6


Промежуточная аттестация

2


2

Практические навыки по пройденным темам

2.7

Рукопашный бой с применением автомата АК

8


8

Практические навыки применения автомата АК в рукопашном бою

2.8

Пневматическое оружие. Правила стрельбы из пневматической винтовки.

2

2


2.9

Техника безопасности при стрельбе из пневматической винтовки

2

2


Теоретические знания о пневматическом оружии и навыки практической стрельбы из пневматической винтовки

2.10

Практические стрельбы из пневматической винтовки (упражнение № 2, сидя, дистанция 5 метров)

16


16

3

Уставы ВС РФ»

12

8

4

Знание статей Общевоинских уставов и умение применять их на практике

3.1

Уставы ВС РФ. Общие положения.

2

2


3.2

Права и обязанности военнослужащего

2

2


3.3

Внутренний наряд по роте. Обязанности

4

4


3.4

Практическое выполнение обязанностей дежурного и дневального по роте

4


4

4

Защита от оружия массового поражения (далее – ЗОМП)

34

8

26

Общие понятия об ОМП и способах защиты от него. Практическое выполнение армейских нормативов по применению противогаза и общевойскового защитного комплекта

4.1

Оружие массового поражения (ОМП). Боевые свойства и последствия применения.

2

2


4.2

Коллективные и индивидуальные средства защиты человека и населения в целом от ОМП.

2

2


4.3

Противогаз и общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Назначение, способы применения и нормативы выполнения упражнений.

4

4

4

4.4

Практическое выполнение армейского норматива № 1 в различных условиях обстановки.

4


4

4.5

Практическое выполнение армейского норматива № 3-а в различных условиях обстановки.

12


12

4.6

Практическое выполнение армейского норматива № 7 в различных условиях обстановки.

10


10

5.

Итоговая аттестация

2


2

Практические навыки по пройденным темам


ИТОГО:

144

34

(24%)

110 (76%)

8

Цели и задачи обучения:

Освоение теоретических основ и начальных практических навыков в области военного дела, формирование у учащихся патриотизма и любви к своей Родине.

Практические результаты к концу обучения:

  1. Знание статей Строевого устава. Умение практически выполнять строевые приёмы одиночной строевой подготовки, в составе отделения, взвода.

  2. Знание общих понятий о стрелковом оружии. Практические навыки обращения с автоматом АК. Теоретические знания о пневматическом оружии и навыки выполнения начальной практической стрельбы из пневматической винтовки (упражнение №2, сидя, дистанция 5 метров).

  3. Знание статей Общевоинских уставов в части касающейся внутренней службы роты и умение применять их на практике.

  4. Общие понятия об ОМП и способах защиты от него. Практическое выполнение армейских нормативов по применению противогаза и общевойскового защитного комплекта.








3.Техническое оснащение реализации программы - программа реализуется в учебном кабинете «ОБЖ», в спортивном зале, на стадионе, строевом плацу МБОУ «СШ № 13». Кабинет оснащён всем необходимым оборудованием для теоретического изучения и практической отработки вопросов программы. В наличии современные средства информационных технологий, интернет, печатные издания, плакаты, макеты, массогабаритные макеты стрелкового оружия, учебные боеприпасы, сапёрные средства, пневматическое оружие и боеприпасы к нему.


4. Список используемой литературы.


1. Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М.: АСТ, 1998.

2. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997; СПб.: Норинт, 1997.

3. Вестник военной информации. 1998. № 1-12.

4. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. 2000. № 5.

5. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ. ред. генерал-полковника В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.

6. Военное законодательство Российской империи (кодекс Русского Военного права). М.: Военный университет, 1996.

7. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1986.

8. Всемирная история: В 24 т. Минск: Литература, 1996.

9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Скуратора и В. М. Лебедева. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

10. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. 2000. № 2.

11. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ / Под ред. В.А. Золотарева, В.В. Марущенко. 3-е изд. М.: Русь-РКБ, 1999.

13. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1985.

14. Наставление по физической подготовке. М.: Воениздат, 1987.

15. ОБЖ: Основы безопасности жизни.2016–2017. № 1-12.

16. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воениздат,2014.

17. Приемы и способы действий солдата в бою: Учеб. пособие. М.: Воениздат, 1988.

18. Основы военной службы. Методическое пособие. Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, В.А. Васин; Под общ. ред. А.Т.Смирнова, -М.: Просвещение, 2009.


Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Крым

«Детский оздоровительный центр «Фортуна»

Обособленное структурное подразделение «Детский морской центр «Бриз»


Утверждаю

Директор ГБУ ДО РК

«ДОЦ «Фортуна»

___________ С.М. Борисенко

протокол метод. совета № 1

от « » 2017 г.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к общеразвивающей программе «Основы военного дела»




Объединение: «Основы военного дела»



Возраст учащихся: 14 - 17 лет.

Срок реализации: 1 года (144 часа).

Занятия: 4 часа в неделю.






Автор - составитель:

педагог ДО

полковник запаса

Баубатрын Дмитрий Валентинович





г.Евпатория

2017 г.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


учебная нагрузка 4 часа в неделю – 144 часа в год.

Тема

Содержание

Учебные часы

Форма

контроля

Дата


Вводное занятие

Общие представления об учебном курсе. Актуальность изучения военного дела для гражданина и патриота России, будущего защитника Родины

2



1

Строевая подготовка (20 часов)


1.1

Строевой Устав ВС РФ. Общие положения. Строи отделения и взвода, роты, батальона, полка

Устав ВС РФ – закон армейской жизни. Общие положения Строевого устава, основные определения

4

Устный опрос


1.2

Практическое занятие по выполнению строевых приёмов одиночной строевой подготовки.

Строевые занятия по выполнению элементов одиночной строевой подготовки

4

Зачёт по строевой подготовке


1.3

Практическое занятие по выполнению строевых приёмов одиночной строевой подготовки.

Строевые занятия по выполнению элементов одиночной строевой подготовки

4

1.4

Практическое занятие по выполнению строевых приёмов в составе отделения.

Строевые занятия по выполнению элементов строевой подготовки в составе отделения

4

1.5

Практическое занятие по выполнению строевых приёмов в составе взвода.

Строевые занятия по выполнению элементов строевой подготовки в составе взвода

4

2

Огневая подготовка (72 часа)

2.1

Общие понятия о стрелковом оружии и боеприпасах

История создания, назначение, основные принципы действия и боевого применения стрелкового оружия

2

Блиц - опрос


2.2

Автомат АК-74, история создания, принятия на вооружение.

История создания, принятия на вооружение автомата АК-74 в СА и эксплуатация в ВС РФ. автоматического оружия

2



2.3

Основные ТТХ автомата АК-74, его преимущества и возможные недостатки

Перечень основных ТТХ автомата АК-74, его преимущества и возможные недостатки в сравнении с другими системами

2

2.4

Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами

Перечень правил техники безопасности при обращении с оружием и боеприпасами

2

инструктаж


2.5

Неполная разборка и сборка автомата АК-74

Практическое выполнение неполной разборки и сборки автомата АК-74 с изучением названия и назначения составляющих деталей и механизмов автомата АК-74

30

Одно открытое занятие


2.6

Практическое выполнение приёмов и правил стрельбы из автомата АК

Изучение приёмов стрельбы стоя, с колена, лёжа. Порядок выполнения практических стрельб на войсковом стрельбище

6

Выполнение нормативов по занятию положения для стрельбы



Промежуточная аттестация

Практические навыки по пройденным темам с контролем времени и порядка выполнения приёмов и нормативов

2

Сдача нормативов по неполной разборке-сборке АК-74


2.7

Рукопашный бой с применением автомата АК

Приёмы и правила рукопашного боя с применением автомата АК

8

Зачёт по рукопашно-му бою с оружием


2.8

Пневматическое оружие. Правила стрельбы из пневматической винтовки.

Назначение, основные принципы действия, правила стрельбы из пневматической винтовки.

2

Зачёт по стрельбе


2.9

Техника безопасности при стрельбе из пневматической винтовки

Правила и практическое соблюдение техники безопасности при стрельбе из пневматической винтовки

2

2.10

Практические стрельбы из пневматической винтовки (упражнение № 2, сидя, дистанция 5 метров)


Выполнение упражнения № 2 из пневматической винтовки

16

3

Уставы ВС РФ (12 часов)

3.1

Уставы ВС РФ. Общие положения.

Уставы ВС РФ - свод воинских законов. Перечень и назначение Уставов ВС РФ

2

Зачёт по теории


3.2

Права и обязанности военнослужащего

Положения Главы 1 Устава внутренней службы ВС РФ «Права, обязанности и ответственность военнослужащих»

2

3.3

Внутренний наряд по роте. Обязанности

Статьи Устава внутренней службы ВС РФ, регламентирующие назначение внутреннего наряда и основные обязанности лиц внутреннего наряда по роте

4

3.4

Практическое выполнение обязанностей дежурного и дневального по роте.

Практическое выполнение обязанностей дежурного и дневального по роте

4

Зачёт по практичес-кому выполнению обязанностей дежурного и дневального по роте


4

Защита от оружия массового поражения (34 часа)

4.1

Оружие массового поражения (ОМП). Боевые свойства и последствия применения.

Характеристика современного ОМП. Боевые свойства и последствия применения ОМП

2

Блиц - опрос


4.2

Коллективные и индивидуальные средства защиты человека (КСЗ и ИСЗ) и населения в целом от ОМП.

Средства защиты населения от последствий применения ОМП

2

4.3

Противогаз (ПГ) и общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Назначение, способы применения и нормативы выполнения упражнений.

Применение в качестве ИСЗ противогазов и ОЗК. Способы и нормативы использования ПГ и ОЗК. Содержание армейского норматива № 1, № 7 по одеванию ПГ

4

4.4

Практическое выполнение армейского норматива № 1 в различных условиях.

Выполнение армейского норматива № 1 по различным вводным командам.

4

зачёт


4.5

Практическое выполнение армейского норматива № 3-а в различных условиях.

Выполнение армейского норматива № 3-а по различным вводным командам.

12

зачёт


4.6

Практическое выполнение армейского норматива № 7 в различных условиях.

Выполнение армейского норматива № 7 по различным вводным командам.

10

зачёт



Итоговая аттестация

Практические навыки по пройденным темам с контролем времени и порядка выполнения приёмов и нормативов

2

Контрольное занятие


ИТОГО: 144 ЧАСА


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!