СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская адаптационная педагогическая разработка Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

роцессы и резкие изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни, оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей, подростков и молодёжи. Детство это время, когда у ребёнка формируются различные черты и свойства личности: разнообразные материальные и духовные потребности, мотивы поведения, убеждения и идеала.   Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России в 90-е годы, сопровождавшаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к серьезным деформациям в жизнедеятельности семьи.

Просмотр содержимого документа
«Авторская адаптационная педагогическая разработка Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса»


Авторская адаптационная педагогическая разработка Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса.


1.1. Актуальность создания и развития  социально- педагогической  службы

 

                        Процессы и резкие изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни, оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей, подростков и молодёжи. Детство это время, когда у ребёнка формируются различные черты и свойства личности: разнообразные материальные и духовные потребности, мотивы поведения, убеждения и идеалы.

                        Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России в 90-е годы, сопровождавшаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к серьезным деформациям в жизнедеятельности семьи.

                        Реальная жизнь, анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающий уровень неблагополучия в сфере детства, увеличение детской смертности, ухудшения здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связи между ними, крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие многих детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье. 

                        Трудности подростков непростые и мучительные – это и отношения со сверстниками, и обострение противоречий с родителями и с самим собой, и тревоги о собственном  будущем, проснувшаяся сексуальность и т. д. Всё это подчёркивает острую потребность развития социально- педагогической службы помощи детям и подросткам, возрождения социальной педагогики как науки и области педагогической практики. Сегодня решение проблемы создания системы социально- педагогических служб помощи детям вышла на государственный уровень.

                        Социально- педагогическая служба с детьми выходит за рамки традиционных педагогических  сфер, что обусловлено «вневедомственностью» детства. Вместе с тем каждый ребёнок, за исключением  специальных случаев, находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это определяет актуальность создания социальной службы в системе образования, привлечение к работе образовательных учреждений социальных педагогов.

                        Настоящая программа призвана содействовать:

ü  социальной защите прав ребёнка ;

ü  социальной поддержке детей и подростков, оказанию помощи в преодолении трудностей в процессе их личностного роста, системному проведению мероприятий по нормализации их  социальной жизни, созданию условий  для их социального развития и формирования;

ü  профилактике безнадзорности и правонарушений;

ü  успешной реализации образовательно - воспитательных целей и задач базовой образовательной программы школы. 

     

 

 

 

  

1.2.  Сотрудничество с учебными заведениями,

общественными организациями, семьями

 

Социально - педагогическая служба школы поддерживает деловые контакты с ПДН Центрального района, КДН, психоневрологическим  диспансером, детской поликлиникой, КТОСом и другими учреждениями и организациями для решения социальной помощи и поддержки обучающихся школы.

                        Настоящая Программа предусматривает дальнейшее продолжение и углубление творческого сотрудничества с названными учреждениями и общественными организациями .

Программа рассматривает эту деятельность как расширение организационно-воспитательных, социальных и культурно-образовательных  возможностей, путь для плодотворного обмена опытом  между педагогами и социальными работниками, для оказания различными учреждениями взаимной помощи и поддержки обучающихся школы.

                         Работа с семьёй - также является составной частью Программы. Здесь используются традиционные формы: регулярные родительские собрания, индивидуальные консультации, родительские лектории и др. формы работы. Отметим, что многие современные родители, определив ребёнка в школу, не уделяют достаточного внимания увлечениям своих детей; часто бывают не в курсе, в какой именно кружок ходит ребёнок, каковы его успехи. Задачи программы - привлечь внимание родителей к занятости учащихся группы риска внеурочное время, стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их соучастниками интересных мероприятий. Этот раздел предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям. 

  

 

1.3.            Проблема социальной жизни ребёнка 

как главного объекта социально- педагогической деятельности

 

                        Цель социально- педагогической работы – решение проблем, т. е. преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания благоприятной, педагогически целесообразной социальной среды. Проблема социальной жизни ребёнка – главный объект деятельности социального педагога.

                        Проблемные ситуации в социальной жизни существуют у каждого ребёнка как растущего организма. На каждом этапе развития ребёнок и его окружение обнаруживают противоречия между новым уровнем социальных качеств и ранее сложившимися мерками, требованиями, предъявляемыми ребёнку. Если своевременно не изменяются нормы и оценки, не создаются соответствующие условия на пути становления ребёнка как субъекта социальной жизни. То возникают препятствия на пути самостоятельного решения жизненно важных задач, т. е. «проблемная жизненная ситуация». Если семья или ближайшее окружение не помогут преодолеть ребёнку эти препятствия, то это может « перерасти в ситуацию риска». Если здесь не вмешивается специалист, препятствия существенно возрастают, ребёнок может оказаться в «социально опасном положении», и его уже относят к группе риска. Кроме того, современные дети переживают множество трудностей из-за неблагоприятных условий жизни в семье и школе, т. е. трудных жизненных ситуаций.

                        Социальный педагог, являясь проводником социальной политики государства в учебном заведении, определяет основные направления социально- педагогической работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

                        Социальный педагог, как педагогический работник системы образования, должен сконцентрировать внимание на процессе становлении личности ребёнка и на создании педагогически целесообразной среды его развития. Средства же социальной работы должны стать вспомогательными, ибо без решения самых насущных жизненных задач растущего человека проблемы личностного роста не разрешить.

 

 

1.4.  Цель  и   задачи

 

Цель Программы социально- педагогического сопровождения образовательного процесса – создание условий для совершенствования возможностей ребёнка  и его окружения в решении проблем социальной жизни, содействие созданию условий для формирования благоприятной, педагогически целесообразной 

социальной среды.

    Для достижения поставленной цели выдвигается решение целого ряда задач: 

__ обследование семей с целью выявления трудностей, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении детей и других членов их семей, установление их причин и поиск адекватных мер по их социальной защите и поддержке;

__ осуществление патронажа детей из семей « группы риска» и

неблагополучных;

__ социально-педагогическое просвещение родителей, консультирование их у различных специалистов по проблемам 

семьи и детства;

__ содействие в оказание социальной помощи неполным и многодетным семьям;

__ организация медико - социальной поддержки детей- инвалидов и сирот.

Достижение цели Программы осуществляется через систему мероприятий по профилактике и предупреждению возникновения проблемных ситуаций (социальный педагог выступает в роли наставника при общении с ребёнком и его окружением), защиту и охрану прав ребёнка в уже возникшей трудной ситуации (социальный педагог выступает в роли посредника между ребёнком и взрослым, между ребёнком и его окружением), через управление действиями субъектов социальной жизни, от которых зависит разрешение проблем социальной жизни ребёнка (социальный педагог выступает в роли координатора).

 

1.5. Функции социально- педагогической работы с детьми

 

Образовательно-воспитательная. Обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона – семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, СМИ, микросоциума. Стремление полноценно использовать в воспитательной работе средств и возможностей общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.

 

Диагностическая. Постановка «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально- бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний и проблем.

 

Организаторская. Организация общественно- ценной деятельности детей и взрослых, педагогов в решении задач социально- педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ.

 

Организационно - коммуникативная. Сосредоточивание информации налаживание связей между различными социальными институтами микрорайона в их работе с детьми, семьями.

 

Охранно - защитная. Использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав  и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

 

Посредническая. Осуществление связей в интересах ребёнка между семьёй, образовательным учреждением, ближайшим окружением.                     

 

1.6. Ожидаемые результаты

 

Результативность деятельности социального педагога оценивается в ходе текущего и итогового контроля администрацией школы и самоконтроля специалиста. Большую роль играет наличие соответствующей документации. В ходе анализа результатов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного процесса в открытой среде, новизну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности.

Мониторинг социально-педагогической деятельности в образовательном процессе целесообразно проводить по следующим параметрам:

    - количество обучающихся в школе;

    - количество классов;

    - количество учащихся, состоящих на учёте в школе;

    - количество учащихся, состоящих на учёте в ПДН;

    - количество учащихся группы риска;

    - количество асоциальных семей;

    - количество учащихся, проведенных через КДН;

    - количество многодетных семей;

    - количество социально незащищённых семей (состоящих на учёте

      в отделе социальной защиты);

    - количество учащихся, обеспеченных бесплатным питанием в 

      школе;

    - количество детей, находящихся на опеке или попечении;

    - количество учащихся, занятых в системе дополнительного 

       образования;

    - количество учащихся, переведенных в сменные(вечерние школы);

    - трудоустройство учащихся в летний период;

    - содействие в обеспечении санаторными путёвками; 

    - количество учащихся-инвалидов;

    - направление учащихся на обследование в психоневрологический 

      диспансер;

    - количество учащихся, состоящих на учёте в наркодиспансере;

    - количество учреждений и организаций, с которыми установлены

       связи для решения социальных проблем учащихся;

    - индивидуальная работа с учащимися;

    - индивидуальная работа с родителями;

    - собеседование с учителями.

 

Основные методы изучения результатов деятельности  социального педагога являются:

ü  анализ практической деятельности социального педагога;

ü  анализ статистической отчётности и выполнения нормативных документов;

ü  анализ документации социального педагога.

Собранная информация является первичной основой для выводов и 

предложений. 

 

Основными критериями эффективности реализации программы являются:

 

ü  положительная динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;

ü  уменьшение количества правонарушений и преступлений среди учащихся;

ü  положительная динамика изменения в уровне отношений детей и подростков к базовым социальным ценностям;

ü  положительные результаты включённости взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;

ü  положительная динамика развития в детской и подростковой среде демократических, самодеятельных начал; 

ü  отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи;

 



2. Содержание программы

 

Функция

Форма мероприятия

Сроки, периодичность

Ответственные

Образовательно-воспитательная

1. Беседы с учащимися «Внешний вид учащегося школы»

Сентябрь, ежегодно

Социальный педагог

2. Распространение памятки «Правила поведения для учащихся»

октябрь

Социальный педагог

3. Инструктаж классных руководителей «О постановке учащегося на учет»

сентябрь

Социальный педагог

4. Месячник профилактики социально-негативных явлений среди молодежи

15 ноября – 15 декабря, ежегодно

Социальный педагог

5. Неделя правовых знаний

апрель

Социальный педагог

6. Просмотр видеофильмов, DVD-фильмов по соответствующей тематики

 

периодически

Социальный педагог

7. Родительские собрания, конференции, круглые столы

периодически

Социальный педагог

8. Циклы бесед по охране здоровья

периодически

Социальный педагог, школьный медицинский работник

 

 

 

 

Диагностическая

1. Социальная диагностика. Составление соц. паспортов классов, школы

Сентябрь, ежегодно

Социальный педагог

2Мониторинг преступности и правонарушений среди подростков

4 раза в год

Социальный педагог

3. Мониторинг занятости учащихся., сост. на учете,  во внеурочное время

Ноябрь, март, ежегодно

Зам. директора по ВВР

Социальный педагог

4.Межведомственная  профилактическая операция «Дети: семья и школа»

Май, сентябрь

Зам. Директора по ВВР

Социальный педагог

5. Обследование семей

По плану

Социальный педагог, классные руководители

6. Анкетирование, опросы учащихся, педагогов, родителей

            По необходимости

Социальный педагог, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организаторская

1. Работа по постановке на учет подростков

постоянно

Социальный педагог

 

2. Разработка и реализация пилотных проектов

1 раз в год

Зам. директора по ВВР, социальный педагог

 

3. Организация работы клуба «Подросток»

По плану

Социальный педагог

 

4. День инспектора

1 раз в четверть

Социальный педагог

 

5. Рейды: совместно с ОППН, КТОС: профилактические и целенаправленные

     По плану

Социальный педагог, классные руководители

6. Оформление методического уголка

В течение года

Социальный педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно - коммуникативная

1. Составление планов совместной работы с ОППН, ССП.

Сентябрь, ежегодно

Социальный педагог

 

2. Участие в заседаниях КДН, ССП

Периодически

Социальный педагог

 

3. Подготовка представлений и др. документов

По мере надобности

Социальный педагог

 

4. Взаимодействие с родительским комитетом

По плану

Зам. директора по ВВР

 

5. Подготовка и проведение заседаний профсовета

1 раз в четверть

Социальный педагог

 

6. Организация совместных рейдов

По необходимости

Социальный педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охранно - защитная

1. Представление интересов детей в правоохранительных органах

По необходимости

Социальный педагог

 

2. Изучение нормативно-правовых документов

По поступлению

Социальный педагог

 

3. Оказание помощи в решении бытовых проблем

По необходимости

Социальный педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посредническая

1. Разбор конфликтных ситуаций в семье, в классе, в школе

По необходимости

Социальный педагог, классные руководители, администрация школы

 

2. Оказание помощи в восстановлении различных документов

По необходимости

Социальный педагог

 

3. Участие в судебном процессе в роли защитника прав детей

По необходимости

Социальный педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

3. Литература

3.1. Нормативно- правовая база

 

                        Основами нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности являются следующие документы:

 

     - Конвенция ООН о правах ребёнка.

     - Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнад-

        зорности и правонарушений несовершеннолетних».

     - Федеральный закон «Об образовании».

     - Федеральный закон «Об основных гарантиях и правах ребёнка в 

        Российской Федерации».

     -  Решение коллегии Минобразования России № 19/1 от 27.10.93.

        «О профилактике социально-педагогической работы в России и 

        перспективах её развития».

     - Методическое письмо Минобразования России №61/20-11 от 

        27.02.95 «О социально-педагогической работе с детьми».

     - Функциональные обязанности социального педагога. 

 

 Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной политики. 

 

 

3.2. Литература, использованная для подготовки и реализации программы

1.        Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. - Свердловск: Изд-во   Уральского университета, 1988.                                                                                            2.        Бочарова В.Г.  Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994.                          3.        Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. -Пенза: Минобразование РФ, 1994.                                                                                                                                          4.        Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики. - М.: МГСУ, 1996.                5.        Теория и практика воспитательных систем. - М.: Ин-т теорет. педагогики и международных отношений, 1993.                                                                                              6.        Щуркова Н.Е.   Новые формы воспитательной работы // Воспитание школьников. –  1994. – № 1–6.                                                                                                                                 7.           Шептенко П.А., Воронина Г.А.    Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2002.                                                                                                   8.          Платонова Н.М.    Основы социальной педагогики. – СПб: Изд-во СПГУ, 1997.      9.        Василькова Ю.В.    Социальная педагогика. М., 1999.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!