СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская инновационная рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Учимся писать творческие работы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная  рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов

Просмотр содержимого документа
«Авторская инновационная рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Учимся писать творческие работы»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мечетинская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района


«Утверждаю»

Директор МБОУ

Мечетинской СОШ

приказ от 01.09.2015 № 353

_________ Л.В. Недоведеева



Авторская инновационная рабочая программа

внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку

«Учимся писать творческие работы»

начального общего образования

для 4 «Б» класса

Учитель: Маркина Татьяна Васильевна

на 2015-2016 учебный год













Пояснительная записка

Авторская инновационная рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Учимся писать творческие работы» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, ст.28);

2. Базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312 (В ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 № 1994);

3. Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 №472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.10г. №189;

5. Примерный учебный недельный план для образовательных организаций Ростовской области на 2015 -2016 учебный год (приказ МО Ростовской области от 09.06.2015г. №405);

6. Учебный план МБОУ Мечетинской средней общеобразовательной школы (приказ от 29.05.2015 №265);

7. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Мечетинской СОШ Зерноградского района (приказ от 28.08.2015 №345);

8. Календарный учебный график МБОУ Мечетинской СОШ на 2015- 2016 уч. год (приказ от 29.05.2015 №255);

9. Положение о рабочей программе МБОУ Мечетинской СОШ (приказ от 30.08.2014 №313);

10. Авторская инновационная рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Учимся писать творческие работы».







Цели и задачи:

– познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;

– социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

-пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика программы

Основная задача по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Все речевые умения тесно связаны между собой. В комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят следующие навыки, обеспечивающие владение данными сторонами текста:

  1. Получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль изложения и сочинений.

  2. Правильно строить текст: выделить части в тексте, связно и последовательно излагать материал, умение формировать вводную и заключительные части текста.

  3. Использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.

  4. Редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры, речевого оформления.

Содержательную сторону речевых умений составляют знания о тексте, требования к его созданию и воспроизведению. В связи с этим в каждом классе обучение начинается с работы над текстом как речевой единицей, с выделения его основных признаков (идейно – тематического единства, наличие структурных частей, связи между частями и предложениями).

Особое значение в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствования текста предусматривается со второго класса, и предполагает обучение редактирования всех сторон текста: содержание, структуры и речевого оформления.

Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения написанию изложений и сочинений, и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений. Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико – орфографических тем.

Для стимулирования речевой деятельности учащихся целесообразно создавать речевые ситуации, которые бы естественно вытекали из условий учебной, трудовой, познавательной, игровой и иной деятельности школьников и побуждали каждого ребёнка свободно и содержательно высказываться по любой предложенной теме. В этих целях подбираются тексты изложений и тренировочных упражнений, по своей тематике и построению близкие к будущим детским сочинениям.

Изложения, сочинения в начальных классах проводятся как обучающие работы. Они имеют преимущественно повествовательный характер. В рассказы постепенно включаются элементы описаний и рассуждений, которые могут состоять из 3-5 предложений. В своих письменных работах (изложениях и сочинениях) учащиеся могут употреблять, как простые, так и сложные предложения. Причём эта работа проводится практически в плане предупреждения и исправления ошибок.

Принципы программы



1.Педагогические принципы, отражающие личностно-ориентированный подход: принцип научности, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип доступности обучения, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности результатов обучения, принцип связи обучения с жизнью ребёнка, принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

  1. Психологические принципы, отражающее всестороннее развитие личности: принцип развивающего обучения, принцип «зоны ближайшего развития», принцип «теории поэтапного формирования ориентировочной основы учебного действия (ООД)», принцип обучения на высоком уровне трудности, принцип формирования теоретического мышления.

  2. Принципы лингвистики: Фонематический принцип Слоговой принцип Структурно-семантический принцип Лексико-семантический принцип Системно-функциональный принцип. Данные принципы позволяют использовать методы языкового анализа с целью формирования речемыслительных умений, связанных с чтением и созданием текстов.

  3. Принципы психолингвистики: коммуникативно-прагматический принцип предоставляет возможность опираться на механизмы речетворчества; коммуникативный принцип предполагает рассмотрение любого речевого взаимодействия с точки зрения теории коммуникации.

Методические особенности написания изложения в четвёртом классе

При работе над изложениями в четвёртом классе тексты увеличиваются по объёму, усложняются по содержанию, по форме. Вводится прямая речь. Учащиеся обучаются сокращённому изложению. Пересказ прочитанного после разбора проводится только в том случае, если предлагается новая форма изложения: сокращённое изложение, изложение с прямой речью, изложение деловой статьи.

Нужно обучить детей не только излагать прочитанное, но и выражать своё отношение к событиям рассказа, к поведению людей, изображённых в нём, что достигается подбором соответствующих слов и выражений своего мнения одним – двумя предложениями в заключительной части изложения. Из всего вышеуказанного видно, что письменно излагать прочитанное является сложным навыком и состоит из ряда умений. Работа над изложением в 4 классе проводится аналогично работе в третьем классе.

Главное, что отличает работу над изложением в четвёртом классе – это упражнения в самостоятельном составлении плана изложения. Работа над планом изложения теснейшим образом связывается с работой над планом художественных произведений и деловых статей на уроках чтения.

В конце четверти рекомендуется проводить проверочные изложения. Проверочные изложения являются мониторингом, позволяющий учителю определить уровень обученности и обучаемости учащихся по данному виду деятельности.

Учащиеся четвёртого класса могут излагать не только рассказы, но и небольшие описания, и деловые статьи.

Методические особенности написания сочинения в четвёртом классе

В четвёртом классе учащиеся под руководством учителя уже более углубленно работают над составлением плана сочинений, как повествовательного, так и описательного характера.

В сочинения повествовательного характера учащиеся вносят элементы описания природы, внешности людей, их характеров, а также элементы рассуждения при мотивировке поведений действующих лиц и при объяснении причин и следствий событий; при этом некоторые сочинения могут носить преимущественно описательный характер, другие представляют собой рассуждения. Первые сочинения в четвёртом классе проводятся по плану, составленному коллективно.

Затем чаще всего используется самостоятельное составление плана учащимися. На основе этих планов вырабатывается общий, более совершенный план, по которому учащиеся и пишут сочинение.

Темами сочинений являются наблюдения за сезонными изменениями в природе, за жизнью и трудом людей, с чтением художественных произведений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по развитию речи в 4 классе

Обучающиеся должны уметь:

- пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

- определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;

- озаглавливать текст с опорой на тему лил основную мысль;

- составлять план текста;

- распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение – и использовать их в речи;

-в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Кроме того, учащиеся овладевают следующими навыками и умениями:

- писать изложения повествовательного текста с элементами описания в рассуждении;

- писать сочинения повествовательного характера с элементами описания.

Во всех классах устная и письменная речь детей должна отвечать требованиям к содержанию, построению, оформлению речевого высказывания.

Речь должна быть:

- содержательной;

- логичной;

- ясной;

- чистой и правильной;

- точной.

  • позитивной;

  • правильной;

  • энергичной (в отличие от громкой);

  • выразительной;

вежливой и спокойной

Согласно требованиям программы для проведения письменных упражнений в связной речи типа изложения и сочинения имеются соответственные нормы письменных работ и количество работ в течение года.

Данная авторская программа разработана для учащихся 4 классов. Из расчёта 1 час в неделю – за год -34 часа из них: контрольных изложений- 2; контрольных сочинений-1.

Содержательные линии программы

п/п

Название линии

Кол-во часов

1.

Развитие умений написания сочинений

18

2.

Развитие умений написания изложений

12

3.

Работа с деформированным текстом

4




Календарно - тематическое планирование

п\п

Тема

Формирование УУД

Виды учебной деятельности

Оборудование

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

Подготовка к написанию сочинения

Составление текста по плауну, написание сочинения. редактирование

Нахождение и использование в сочинении метафор

индивидуальная


2

Сочинение «Один день летних каникул»


презентация

3

Редактирование текста



4

Подготовка к написанию обучающего изложения «На реке»

Развитие орфографической зоркости, .мышления, речи, умение редактировать текст


Работа фронтальная в группах

иллюстрация

5

Написание изложения «На реке»



6

Редактирование текста



7

Подготовка к написанию сочинения «Парашютист»

Составление текста по плауну, написание сочинения. редактирование

Составление цепочек фразеологического оборота

Групповая. индивидуальная

презентация

8

Написание сочинения «Парашютист»


9

Редактирование текста


10

Подготовка к написанию обучающего изложения «Лесные тропинки»

Составление текста по плауну, написание сочинения. редактирование

Работа со словесными оборотами речи

Групповая. индивидуальная

Слайд-шоу, иллюстративный материал

11

Написание изложения «Лесные тропинки»

12

Редактирование текста

13

Подготовка к написанию сочинения «Поздняя осень»

Индивидуальное составление плана текста, развитие орфографической зоркости

Умение последовательно излагать текст, используя образные сравнения

Групповая. индивидуальная

Выставка рисунков учащихся, экскурсия в осенний парк

14

Написание сочинения «Поздняя осень»

15

Редактирование текста

16

Подголовка к написанию контрольного изложения «Серебряный хвост»

Работа над текстом и выделение основных частей, составление плана, редактирование текста

Умение работать со словарями, соблюдать орфоэпические нормы

индивидуальная

презентация

17

Написание контрольного изложения «Серебряный хвост»

18

Редактирование текста



19

Сочинение по картине В.Г. Перова «Тройка»

Умение последовательно описывать события, составление текста, запись, развитие орфографической зоркости

Использование в сочинении метафор

Групповая. индивидуальная

Репродукция картины В.Г. Перова «Тройка»

20

Написание сочинения

21

Редактирование текста

22

Сочинение по картине Л.И. Васнецова «Богатыри»

составление плана текста, развитие орфографической зоркости

Умение последовательно излагать текст, используя алгоритм



23

Написание сочинения Л.И. Васнецова «Богатыри»



24

Редактирование текста



25

Подголовка к написанию контрольного сочинение «Весна»

Умение грамотно описывать события, применять имеющие знания

Умение работать с дополнительной литературой, с текстом и применять знания на практике

Контрольно- оценочная деятельность


Слайд-шоу, иллюстративный материал

26

Написание контрольного сочинения «Весна»

27

Редактирование текста

28

Подголовка к написанию контрольного изложения «Смельчак»

Умение подбирать однокоренные слова и умело работать с ними в тексте

Умение использовать образные сравнения

Контрольно- оценочная деятельность


29

Написание контрольного изложения



30

Редактирование текста

Текстовый материал

31

Работа с деформированными предложениями

Умение сработать с деформированными предложениями, текстом

Умение восстанавливать текст, используя памятку

Работа в группах

32

Работа с деформированным текстом

33

Восстановление текста

34

Проверочная работа «Текст»

Индивидуальная работа

Контрольно- оценочная деятельность

Итого

34












Памятки по развитию связной речи

«УЧУСЬ ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ»

  1. Внимательно читаю текст.

  2. Определяю его тему (о чём говорится в тексте).

  3. Определяю его основную мысль.

  4. Составляю план:

- делю текст на части;

- выделяю главное в каждой части;

-озаглавливаю каждую часть.

5. Нахожу в тексте опорные слова и словосочетания.

6. Выписываю трудные слова. Нахожу слова на правила. Думаю, как объяснить их написание.

7. Ещё раз внимательно перечитываю текст. Обращаю внимание на точное употребление слов и словосочетаний.

8. Пишу и проверяю изложение.

9. Проверяю работу.

2. «УЧУСЬ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ»

1.Определяю тему сочинения, раскрываю её.

2.Слежу за последовательной, содержательной, грамотной, безошибочной передачей текста.

3.Помню о том, что стиль в сочинении должен быть единым.

3. Употребляю слова в правильном значении.

4. Пишу и проверяю сочинение.



















Учебно - методическое обеспечение авторской программы

1.Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно - ориентированное образование в начальной школе.//Начальная школа.2001.№9.С.11-12.

2. Занимательная грамматика. М.,1985.

3. Ротенберг В.С. Мозг, обучение, здоровье. М.,1989.с202.

4. Соловейчик М.С. Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка»1-4классы. Смоленск, 2004.

5.Толковый словарь русского языка. М.,1999.- 899с.

6. Целикова М.П. Занимательный материал по синтаксису простого предложения.// Начальная школа.2005. №11.С 59-60.

7. В. Волина «Учимся играя», Москва,1994г.

8. Журнал «Начальная школа» №1 (2008г.), №3 (2008г.), №8 (2008г.)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!