Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая разработка беседы социального педагога "Родительский лекторий. Ответственность родителей в вопросе формирования учебной ответственности и дисциплинированности. Общение родителей с подростком. "»
Общение с подростком
Ваш ребенок изменился. Он стал подростком.
Подростковый возраст - это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Личностные изменения
- формирование направленности личности (цели, мотивы, интересы, убеждения…);
- формирование самосознания (направление сознания на самого себя, саморефлексия);
- формирование самооценки (через соответствие между уровнем притязаний и реальными успехами).
- Появление «чувства взрослости»:
- желание, чтобы все (учителя, родители) относились к подростку, как к равному, взрослому.
Изменения в общении.
- Общение становится ведущим видом деятельности.
- Появляется референтная группа, группа сверстников, мнение которых значимо для подростка.
- Наблюдается стремление к личным отношениям (появление закадычного друга, подруги), появляется интерес к противоположному полу.
«Подростковый комплекс»
- чувствительность к оценке посторонними
своей внешности;
- крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих
- полярность в поведении и отношениях:
- внимательность порой уживается с поразительной черствостью,
- болезненная застенчивость с развязностью,
- желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью,
- борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров
Кризис переходного возраста. Поведенческие реакции:
- Реакция отказа, или пассивно-оборонительная
(«не очень-то и хотелось», «не хочу и не буду»), Вызвана возникновением
трудностей, изменением ситуации…
- Реакция оппозиции и протеста – активный протест при непосильных требованиях, предъявляемых к подростку. Подросток активно сопротивляется, проявляет непослушание, дерзость…
- Реакция эмансипации - стремление к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых (может лежать в основе побегов из дома и уходов из школы, аффективных вспышек, направленных на родителей и учителей…)
- Реакция группирования — образование спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой взаимоотношений и своим лидером (может в значительной мере определять поведение и быть причиной асоциальных поступков).
- Реакция увлечения ( хобби-реакция) .
- Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для мальчиков.
- Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек.
- Интеллектуально-эстетические увлечения могут наблюдаться у подростков обоих полов.
- Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением . В старшем подростковом возрасте обуславливают "юношескую гиперсексуальность". (Могут возникать различные преходящие отклонения: онанизм, ранняя половая жизнь и другие) .
Дефициты коммуникации в детско-родительских отношениях
Стили общения с детьми в семье
Принимающий или уважение.
Вседозволенность или попустительство.
Девиз: "Если очень хочется, то можно."
Девиз: "Я уважаю и ценю тебя."
В такой семье ребёнка уважают, ценят и любят, принимают как самостоятельную личность.
Отчужденность.
Девиз: "Я не вижу и не слышу тебя."
Гиперопека.
Девиз: " Муси-пуси и не важно, что тебе уже 18 лет»
Диктаторство.
Девиз: "Я так сказал и точка!"
- Совет: запрещайте больше, ругайте меньше.
Безусловное принятие. Для чего это нужно?
Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка.
Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший.
Такие сообщения содержатся
- в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях,
- в прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».
О важности цели воспитания
- Педагогическое действие должно иметь цель. Прежде, чем начать разговор с подростком, ответьте себе на вопрос: чего я хочу добиться, какого результата достигнуть?
- Поговорив с ребенком, проанализируйте, достигли ли Вы результата? Если нет, вернитесь к разговору. Это не позволит ему «ускользнуть от ответственности».
- Стоит избегать импульсивного, необдуманного поведения. Не «цепляйтесь» к подростку по мелочам, если у вас плохое настроение. Это создает негативный фон ваших отношений.
- В воспитании нет мелочей: анализируйте происходящие события вместе с ребенком: учите его видеть главное, причины, следствия событий, давать оценку своим поступкам.
Как сказать подростку о своих негативных чувствах
- Можно выражать свое «недовольство» отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
- Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными»
- Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его самого .
Помогать или не помогать?
К подростку в системе образования предъявляются серьезные стандартизованные требования. Контроль качества образования осуществляется через независимую оценку знаний:
- предметные диагностики;
- выпускные экзамены .
Если подростку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему, хорошо начать со слов: «Давай вместе».
- Хорошо, если вы совместно составите план повторения материала, в котором отметите конкретные темы, и сроки.
- Проанализируйте с ребенком, что из этого плана он может повторить сам, а где ему потребуется помощь (ваша, учителя, репетитора).
- Выбрите учебник, пособие, эл.ресурс для подготовки: материал в нем должен излагаться по возможности кратко и доступно.
Как организовать подготовку к экзаменам
- Контроль подготовки должен быть неизбежным, ежедневным, но ненавязчивым. Лучше заранее определить время контроля, например, «после ужина».
- Проследите за режимом подростка и достаточностью отдыха (договоритесь заранее и соблюдайте ограничения по просмотру фильмов, нахождению в соц.-сетях, запрете компьютерных игр),
- Позаботьтесь о тишине во время подготовки. Шум, посторонние звуки и лишняя аудио-информация приводят к переутомлению.
- Организуйте здоровое сбалансированное питание: лучше цитрусовые и орехи, чем кофе и шоколад.
- Свежий воздух необходим для работы мозга: не менее 1 часа в день ребенок должен гулять, не забывайте проветривать его комнату.
- Освободите ребенка, если это необходимо, от его постоянных обязанностей (уборки, присмотра за младшими).
Эмоциональная поддержка при подготовке к экзаменам
- Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена.
- Помогите детям распределить темп подготовки по дням.
- Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
- Самое главное : это снизить напряжение и тревожность ребенка.
Использованная литература:
- Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как?
- Ю. Б. Гиппенрейтер Продолжаем общаться с ребенком. Так.
- В.С.Заслуженюк, В.А.Семиченко. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение.
- Д.В.Колесов, И.Ф.Мягков. Учителю о психологии и физиологии подростка.
- Завтра экзамен! Памятка для родителей и всех, кто переживает за выпускника (ПС Школы 1374).