СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская методическая разработка беседы социального педагога "Родительский лекторий. Ответственность родителей в вопросе формирования учебной ответственности и дисциплинированности. Общение родителей с подростком. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская методическая разработка беседы социального педагога "Родительский лекторий. Ответственность родителей в вопросе формирования учебной ответственности и дисциплинированности. Общение родителей с подростком. "

Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая разработка беседы социального педагога "Родительский лекторий. Ответственность родителей в вопросе формирования учебной ответственности и дисциплинированности. Общение родителей с подростком. "»

Общение с подростком

Общение с подростком

Ваш ребенок изменился. Он стал подростком. Подростковый возраст - это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. 

Ваш ребенок изменился. Он стал подростком.

Подростковый возраст - это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. 

Личностные изменения формирование направленности личности (цели, мотивы, интересы, убеждения…); формирование самосознания (направление сознания на самого себя, саморефлексия); формирование самооценки (через соответствие между уровнем притязаний и реальными успехами). Появление «чувства взрослости»:  желание, чтобы все (учителя, родители) относились к подростку, как к равному, взрослому.

Личностные изменения

  • формирование направленности личности (цели, мотивы, интересы, убеждения…);
  • формирование самосознания (направление сознания на самого себя, саморефлексия);
  • формирование самооценки (через соответствие между уровнем притязаний и реальными успехами).
  • Появление «чувства взрослости»: 
  • желание, чтобы все (учителя, родители) относились к подростку, как к равному, взрослому.
Изменения в общении. Общение становится ведущим видом деятельности. Появляется референтная группа, группа сверстников, мнение которых значимо для подростка. Наблюдается стремление к личным отношениям (появление закадычного друга, подруги), появляется интерес к противоположному полу.

Изменения в общении.

  • Общение становится ведущим видом деятельности.
  • Появляется референтная группа, группа сверстников, мнение которых значимо для подростка.
  • Наблюдается стремление к личным отношениям (появление закадычного друга, подруги), появляется интерес к противоположному полу.
«Подростковый комплекс» чувствительность к оценке посторонними  своей внешности; крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих полярность в поведении и отношениях: внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров

«Подростковый комплекс»

  • чувствительность к оценке посторонними

своей внешности;

  • крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих
  • полярность в поведении и отношениях:
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью,
  • болезненная застенчивость с развязностью,
  • желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью,
  • борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров

Кризис переходного возраста. Поведенческие реакции:

  • Реакция отказа, или пассивно-оборонительная

(«не очень-то и хотелось», «не хочу и не буду»), Вызвана возникновением

трудностей, изменением ситуации…

  • Реакция оппозиции и протеста – активный протест при непосильных требованиях, предъявляемых к подростку. Подросток активно сопротивляется, проявляет непослушание, дерзость…

  • Реакция эмансипации   - стремление к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых (может лежать в основе побе­гов из дома и уходов из школы, аффективных вспышек, направлен­ных на родителей и учителей…)

  • Реакция группирования   — обра­зование спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой взаимоотношений и своим лидером (мо­жет в значительной мере определять поведение и быть причиной асоциальных поступков).

  • Реакция увлечения ( хобби-реакция) .
  • Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционирова­нию более характерны для мальчиков.
  • Занятия, мотивом которых яв­ляется стремление привлечь к себе внимание (участие в самодея­тельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек.
  • Интеллектуально-эстетические увлечения мо­гут наблюдаться у подростков обоих полов.

  • Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением . В старшем подростковом возрасте обус­лавливают "юношескую гиперсексуальность". (Могут возникать различные преходящие отклонения: она­низм, ранняя половая жизнь и другие) .
Дефициты коммуникации в детско-родительских отношениях Дефицит внимания Дефицит общения Дефицит доверия

Дефициты коммуникации в детско-родительских отношениях

  • Дефицит внимания
  • Дефицит общения
  • Дефицит доверия
Стили общения с детьми в семье Принимающий или уважение.     Вседозволенность или попустительство.   Девиз:

Стили общения с детьми в семье

Принимающий или уважение.  

 

Вседозволенность или попустительство.  

Девиз: "Если очень хочется, то можно."

Девиз: "Я уважаю и ценю тебя."

  В такой семье ребёнка уважают, ценят и любят, принимают как самостоятельную личность.

Отчужденность. 

Девиз: "Я не вижу и не слышу тебя." 

Гиперопека. 

Девиз: " Муси-пуси и не важно, что тебе уже 18 лет»

  Диктаторство.

Девиз: "Я так сказал и точка!" 

  •   Совет: запрещайте больше, ругайте меньше.
Безусловное принятие. Для чего это нужно? Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший.  Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, в прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…». 

Безусловное принятие. Для чего это нужно?

Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка.

Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший.

Такие сообщения содержатся

  • в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях,
  • в прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…». 
О важности цели воспитания Педагогическое действие должно иметь цель. Прежде, чем начать разговор с подростком, ответьте себе на вопрос: чего я хочу добиться, какого результата достигнуть? Поговорив с ребенком, проанализируйте, достигли ли Вы результата? Если нет, вернитесь к разговору. Это не позволит ему «ускользнуть от ответственности». Стоит избегать импульсивного, необдуманного поведения. Не «цепляйтесь» к подростку по мелочам, если у вас плохое настроение. Это создает негативный фон ваших отношений. В воспитании нет мелочей: анализируйте происходящие события вместе с ребенком: учите его видеть главное, причины, следствия событий, давать оценку своим поступкам.

О важности цели воспитания

  • Педагогическое действие должно иметь цель. Прежде, чем начать разговор с подростком, ответьте себе на вопрос: чего я хочу добиться, какого результата достигнуть?
  • Поговорив с ребенком, проанализируйте, достигли ли Вы результата? Если нет, вернитесь к разговору. Это не позволит ему «ускользнуть от ответственности».
  • Стоит избегать импульсивного, необдуманного поведения. Не «цепляйтесь» к подростку по мелочам, если у вас плохое настроение. Это создает негативный фон ваших отношений.
  • В воспитании нет мелочей: анализируйте происходящие события вместе с ребенком: учите его видеть главное, причины, следствия событий, давать оценку своим поступкам.
Как сказать подростку о своих негативных чувствах Можно выражать свое «недовольство» отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными»  Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его самого .

Как сказать подростку о своих негативных чувствах

  • Можно выражать свое «недовольство» отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  • Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» 
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его самого .

Помогать или не помогать? К подростку в системе образования предъявляются серьезные стандартизованные требования. Контроль качества образования осуществляется через независимую оценку знаний: предметные диагностики; выпускные экзамены . Если подростку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему, хорошо начать со слов: «Давай вместе». Хорошо, если вы совместно составите план повторения материала, в котором отметите конкретные темы, и сроки. Проанализируйте с ребенком, что из этого плана он может повторить сам, а где ему потребуется помощь (ваша, учителя, репетитора). Выбрите учебник, пособие, эл.ресурс для подготовки: материал в нем должен излагаться по возможности кратко и доступно.

Помогать или не помогать?

К подростку в системе образования предъявляются серьезные стандартизованные требования. Контроль качества образования осуществляется через независимую оценку знаний:

  • предметные диагностики;
  • выпускные экзамены .

Если подростку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему, хорошо начать со слов: «Давай вместе».

  • Хорошо, если вы совместно составите план повторения материала, в котором отметите конкретные темы, и сроки.
  • Проанализируйте с ребенком, что из этого плана он может повторить сам, а где ему потребуется помощь (ваша, учителя, репетитора).
  • Выбрите учебник, пособие, эл.ресурс для подготовки: материал в нем должен излагаться по возможности кратко и доступно.
Как организовать подготовку к экзаменам Контроль подготовки должен быть неизбежным, ежедневным, но ненавязчивым. Лучше заранее определить время контроля, например, «после ужина». Проследите за режимом подростка и достаточностью отдыха (договоритесь заранее и соблюдайте ограничения по просмотру фильмов, нахождению в соц.-сетях, запрете компьютерных игр), Позаботьтесь о тишине во время подготовки. Шум, посторонние звуки и лишняя аудио-информация приводят к переутомлению. Организуйте здоровое сбалансированное питание: лучше цитрусовые и орехи, чем кофе и шоколад. Свежий воздух необходим для работы мозга: не менее 1 часа в день ребенок должен гулять, не забывайте проветривать его комнату. Освободите ребенка, если это необходимо, от его постоянных обязанностей (уборки, присмотра за младшими).

Как организовать подготовку к экзаменам

  • Контроль подготовки должен быть неизбежным, ежедневным, но ненавязчивым. Лучше заранее определить время контроля, например, «после ужина».
  • Проследите за режимом подростка и достаточностью отдыха (договоритесь заранее и соблюдайте ограничения по просмотру фильмов, нахождению в соц.-сетях, запрете компьютерных игр),
  • Позаботьтесь о тишине во время подготовки. Шум, посторонние звуки и лишняя аудио-информация приводят к переутомлению.
  • Организуйте здоровое сбалансированное питание: лучше цитрусовые и орехи, чем кофе и шоколад.
  • Свежий воздух необходим для работы мозга: не менее 1 часа в день ребенок должен гулять, не забывайте проветривать его комнату.
  • Освободите ребенка, если это необходимо, от его постоянных обязанностей (уборки, присмотра за младшими).
Эмоциональная поддержка при подготовке к экзаменам Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Помогите детям распределить темп подготовки по дням. Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Самое главное : это снизить напряжение и тревожность ребенка.

Эмоциональная поддержка при подготовке к экзаменам

  • Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена.
  • Помогите детям распределить темп подготовки по дням.
  • Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
  • Самое главное : это снизить напряжение и тревожность ребенка.
Использованная литература: Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? Ю. Б. Гиппенрейтер Продолжаем общаться с ребенком. Так.  В.С.Заслуженюк, В.А.Семиченко. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. Д.В.Колесов, И.Ф.Мягков. Учителю о психологии и физиологии подростка. Завтра экзамен! Памятка для родителей и всех, кто переживает за выпускника (ПС Школы 1374).

Использованная литература:

  • Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как?
  • Ю. Б. Гиппенрейтер Продолжаем общаться с ребенком. Так.
  • В.С.Заслуженюк, В.А.Семиченко. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение.
  • Д.В.Колесов, И.Ф.Мягков. Учителю о психологии и физиологии подростка.
  • Завтра экзамен! Памятка для родителей и всех, кто переживает за выпускника (ПС Школы 1374).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!