СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию «Сортируем мусор - бережем природу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию «Сортируем мусор - бережем природу»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону Детский сад №1











Авторская методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию «Сортируем мусор - бережем природу» для подготовительной группы №6







Разработчики:

Воспитатель Иванова Т. А.



















г. Ростов-на-Дону

2021 г.

Оглавление

Аннотация 3

I. Пояснительная записка 3

II. Ход НОД 4

III. Заключение 5

Список используемой литературы 6











































Аннотация

Данный конспект НОД предназначен для дошкольников 6-7 лет. Он будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп.

Цель образовательной деятельности заключается в создании условий для развития познавательной активности у детей, имеет общеразвивающий эффект, что соответствует ФГОС ДО так же помогает в игровой форме познакомить детей подготовительного возраста с правилами сортировки мусора.

Данное пособие направлено:

-На облегчение усвоения материала с опорой на наглядность;

-Развитие познавательного интереса, речи;

-Формирование экологических представлений;

-Развитие мелкой моторики рук;

-Развитие зрительного восприятия, самостоятельности.





  1. Пояснительная записка

Актуальность

Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность.

Проблема отходов стала сегодня одной из самых важных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. После появления искусственных материалов, наши отходы будут оставаться на свалках десятки и сотни лет, отравляя землю, воду и воздух. От одного только пластика каждый год в мире умирает сто тысяч морских животных и миллион птиц.

Современный метод решения этой проблемы - раздельный сбор отходов и их переработка. Сегодня это признано во всем мире. Некоторые страны уже перерабатывают до 70% отходов, а у нас в стране - меньше 5% отходов. Всё остальное идет на свалку или мусоросжигательный завод. Поэтому, я считаю, необходимо привлекать внимание детей к проблемам загрязнения окружающей с раннего возраста.

Цель: Повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами.

Задачи:

1. Формировать представления у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды.

2. Развивать умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.

3. Развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, картинки с изображением мусора разной категории, контейнеры для сортировки мусора.

Формы организации деятельности детей: групповая.

Методы обучения: наглядно-демонстрационный, словесный.

  1. Ход НОД

Ход занятия:

Детям предлагается экологическая ситуация: «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор. Представьте ребята, что получится, если мы не научимся убирать за собой мусор, к чему это может привести? А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что вы можете предложить? Нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы».

Пособие состоит из контейнеров для мусора, к ним прилагаются карточки с изображением мусора. Дети, определяя материал, из которого изготовлена ненужная вещь, называют его и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нем.



Вопросы: Ребята, какая проблема у нас возникла? Как мы ее решили? Для чего сортируют мусор? Что же с ним будут делать? (перерабатывать) Какие вещи можно сделать из этих материалов?

Воспитатель:

- Ребята! Скоро, а именно 22 апреля, во всем мире, в очередной раз, люди будут отмечать праздник «День Земли». В этот день, те, кому небезразлична судьба нашего общего дома, стараются сделать что-нибудь доброе, полезное для планеты Земля: посадить дерево, убрать мусор, сделать скворечник. А я предлагаю вам стать участниками экологической игры «Мусорознайка».

Ребята, вы знаете, что такое экология? (Ответы детей)



Воспитатель:

- Экология - это наука о нашем огромном доме, который называется планета Земля.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

Дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.



Воспитатель: - Что есть на нашей планете?(Ответы детей)



(Воспитатель объясняет и демонстрирует «Дом планета Земля»)



Воспитатель: -

На планете есть много прекрасного: реки и моря, горы и водопады, деревья, цветы и травы, птицы и звери, насекомые и рыбы. А ещё природа создала людей. И мы все - соседи по планете. На нашей планете есть всё, чтобы всем её обитателям было здесь хорошо и уютно. Но давайте посмотрим вокруг. Действительно ли всё так хорошо?



Просмотр видеоролика «Природа просит о помощи»



2. Проблемная ситуация «Откуда берется мусор?»



Воспитатель: -Какие чувства у вас вызвали эти кадры? Почему?



Сегодня на занятии мы поговорим о том, как сделать наш дом чище.



А какой самый главный враг чистоты? (Ответы детей)



Воспитатель: - Конечно же, мусор.



Предлагаю вам послушать одну историю, которая произошла с мальчиками из соседнего двора. (Слайд – чистая детская площадка)



Мини сценка « Во дворе» (Воспитатель читает текст, двое мальчиков инсценируют прочитанный текст и разбрасывают мусор)



Два друга Паша с Мишей

Гулять однажды вышли.

Есть возле их крылечка отличное местечко:

Недалеко от дома есть поле для футбола,

И разные качели, есть горка, карусели.

Гуляют наши детки,

Пьют сок, жуют конфетки,

Ну а цветные фантики

Бросают в палисадники.

От сока же картонки

Летят во все сторонки…

Весь мусор - мимо урны,

Ведь дети бескультурны!

А утром Паша с Мишей

Во двор опять свой вышли.

Что видят? На площадке

Пакеты, сор, бумажки.

На горке сок разлитый,

А там стекло разбито...

И кто все это «чудо»

Оставил здесь повсюду?



(Ответы детей)



3.Интерактивная беседа.



Воспитатель: - Вам, ребята, нравится такой двор? Вы хотите играть на такой площадке? Почему? (Слайд – грязная детская площадка)



(Ответы детей)



Воспитатель: - Кто оставляет весь этот мусор? (Слайд с изображением мусора)



(Ответы детей. - Его производит сам человек)



(Возвращаемся к макету «Дома»)



Воспитатель:

- Мусор- это творение человека. Ни животные, ни растения не создают мусора. Это человек загрязняет Землю. Как вы думаете мусор вредит «Дому Природы»? (Ответы детей. «Дом» разрушается)

Воспитатель:

- Как же мы с вами можем помочь нашей планете? (Ответы детей)



Воспитатель:

- Предлагаю вам выйти на субботник, собрать весь мусор. -Что такое субботник вы знаете? (Ответы детей)



А дома вы следите за чистотой? Что вы делаете? И в природе мы тоже будем наводить порядок.



4.Игра «Соберем мусор вместе»



Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Снова стало чисто и уютно. Если люди будут выходить на субботники, то будет чище вокруг и люди будут ценить свой труд и труд других людей.



А теперь давайте посмотрим, что мы выбрасываем? (рассматривают мусор в обручах)



(Ребята отвечают. Это бумага, крышки от бутылок, пластиковые и стеклянные бутылки, консервные банки, полиэтиленовые пакеты, баночки из-под йогурта, упаковочные коробки, сломанные и изношенные вещи, кожура, фантики и т. д.)



Воспитатель: - Мы бросаем в мусорное ведро всё, что перестало нам быть нужным. А куда дальше?



(Ответы детей. Мусор из ведра мы выносим на помойку, в контейнер и т.д.)



Воспитатель:

- Приносим опустевшее ведро домой, и опять начинаем копить мусор. И так каждый день! При этом не забудьте, что в городе, как правило, проживает от нескольких тысяч до нескольких миллионов человек, и все несут свой мусор в эти самые контейнеры. (Слайд –контейнер переполненный мусором)



5.Информационный блок «Куда девается мусор?»



- Каждый современный город решает вопрос: куда девать мусор? А кто из вас, ребята, задумывался, куда девается мусор из контейнеров? Где мы ему найдем место в нашем «Доме Природы»? (Макет)



(Ответы детей) (Мусор из контейнеров вывозят мусоровозы и т.д.) (Слайд – свалка за пределами города)



Свалки за пределами городов, куда свозится мусор, достигают гигантских размеров. От них на большое расстояние распространяется неприятный запах. На свалках размножается большое количество мух, мышей, крыс – переносчиков болезней.



Просмотр видео фильма «Как изменяется мусор?»



Воспитатель: - Что вы узнали о том, куда девается мусор?



(Ответы детей. - Никуда.)



Воспитатель:- Что же с ним происходит?



(Ответы детей- Он превращается во что – то другое.)



Воспитатель:

- И весь этот мусор годами может лежать в земле, засоряя её. А сжигать мусор вредно, потому что выделяются ядовитые газы, опасные для здоровья. Как же быть? Как сократить количество мусора?



(Ответы детей. - Отдельные части мусора можно перерабатывать и создавать новые вещи. Так мы и экономим, и убираем лишний мусор.)



Воспитатель: - Вещи, которые можно переработать в новые (утилизировать), в настоящее время помечают специальным знаком.



(Слайд – знак переработки)



6. Игра «Найди знак переработки».



(Детям предлагается найти среди собранных предметов те, на которых есть знак «переработка».)



Воспитатель: - Очень трудно из общей мусорной кучи вытащить отдельные нужные фрагменты, годные к переработке. Поэтому нужно научиться сортировать мусор уже дома. Во многих страна, а сегодня и у нас в России есть специальные контейнеры. Они выкрашены в разные цвета и мусор в них надо класть по-отдельности.



(Слайд – контейнеры разного цвета)



В синий контейнер - бумагу, в жёлтый - пластик, а в зелёный – стекло.



Воспитатель: - Вещи, которыми мы пользуемся, делают из разных материалов: бумаги, картона, стекла, металла, пластмассы. Сейчас мы с вами попробуем определить, из какого материала сделан тот или иной предмет. Я буду показывать какой-то предмет из мусора, а вы говорите, из какого материала он сделан. (Показывает фантик от конфеты, коробку из-под печенья, рваный носок, пластиковую бутылку, консервную банку.)



(Ребята отвечают.)



Воспитатель: - А теперь предлагаю игру.



7.Игра «Сортируем мусор правильно»



(Детям предлагаются контейнеры с условными знаками, командам надо рассортировать мусор, который они собрали в обручи. Команды становятся напротив контейнеров, возле специальных ориентиров. Игроки команд по очереди добегают до обруча с мусором, берут мусор и несут к контейнеру с нужным условным знаком. Побеждает та команда, которая не только быстро, но и правильно рассортировала мусор.)



Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. А теперь давайте посмотрим куда дальше отправится наш мусор.



Просмотр видео фильма «Куда девается мусор из контейнера?»

-Куда отправили мусор из контейнеров? Что там с ним происходит?



Воспитатель: - Итак, кое-что из бытового мусора можно переработать, чтобы лишний раз не загрязнять окружающую среду. Однако его все равно остается очень много.



Воспитатель: - Но некоторые предметы мы просто торопимся выбросить в мусор, не задумываясь, что они ещё могут послужить людям. Вот, например, стеклянные бутылки и банки. Их можно использовать много раз. Наверняка дома мама и бабушка варят варенье, солят огурчики, и банки могут в этом пригодиться. Очень часто дети ломают игрушки и выбрасывают их. А ведь можно пришить оторванную лапу плюшевому мишке, починить машинку или отдать надоевшую игрушку тому, кому она больше нужна, например, в детский сад или другу. Есть люди, которые умеют дать вторую жизнь, казалось бы, ненужным вещам.



(Слайд – поделки из бросового материала)



Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, раньше, лет 100 -200 назад, мусор был?



(Ответы детей)



Сейчас мы вернемся в прошлое и постараемся ответить на этот вопрос.



(Слайд с изображением – глиняной посуды, рушника, деревянных ложек, железного утюга, лаптей, плетеной хлебницы и т.д.)



8. Виртуальная экскурсия «Страничка истории»



Воспитатель: - Почему раньше мусора не было?



(Ответы детей)



Воспитатель: - Деревянное, если ломалось, сжигалось в печи;



Негодные железные вещи переплавлялись в кузнице на что- то другое;



Одежда была такая крепкая, что передавалась от бабушки к внучке.



Когда природа была чище? (Ответы детей)

  1. Заключение

Сегодня мы лишь чуть приоткрыли двери важной экологической проблемы. Мы знаем, что рыбе – нужна чистая вода, зверю – чистые леса, птице – чистый воздух. Давайте охранять нам «Дом Природы» от разрушения. Сохраним порядок в нем, защитим от мусора. Ведь это зависит от каждого из нас.

Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Ребята, будем беречь нашу Землю, не бросать мусор в лесу, в реки, пруды, а будем думать, какое найти ему применение. Вы согласны со мной?



Тогда предлагаю дать клятву «Юного защитника природы».

Клятва «Юного защитника природы»

Мы природу защитим

И в обиду не дадим,

Будем мы её беречь

И от мусора стеречь!



Список используемой литературы
  1. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112с.

2. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. –128с.

3.Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2 – 7 лет. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2016. – 64с.

4.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 11

5.Интернет – ресурсы:

- https://3dpanorama.spb.ru/portfolio-3d-turov/tekhnicheskie/744-zavod-po-pererabotke-

musora.html - виртуальная экскурсия на мусороперерабатывающий завод;

- https://vproizvodstvo.ru/idei/organizaciya_proizvodstva_tualetnoj_bumagi/ - видео

- https://rcycle.net/steklo/produktsiya-iz-vtorichnogo - видео - экскурсия

«Переработка стеклобоя»

- https://zen.yandex.ru/media/gazeta_pedagogov/obuchaem-detei-razdelnomu-sboru-musora-5d8df8c8ddfef600b24ab5a6 - просмотр фильмов «Куда уходит мусор», «Просто разделяй»

- https://www.youtube.com/watch?v=Agb89jpJMsc - видеоматериал «Как работает мусоросжигательный завод »

- https://stancoy.livejournal.com/140795.html - фото - экскурсия на

мусороперерабатывающий завод




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!