Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48 «Совушка» города Смоленска
Городской конкурс инновационных проектов,
программ и методических разработок
для педагогов ДОО, работающих с детьми с ОВЗ
«Добротой согреем сердца!»
Номинация:
авторская методическая разработка по работе с детьми с ОВЗ, направленная на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей.
Проект «Умелые художники»
Автор проекта:
учитель-логопед
Захарчук Ульяна Геннадьевна
Актуальность методической разработки проекта «Умелые художники»
Современное информационное общество требует от педагогов постоянного поиска новых форм работы с детьми с ОВЗ, креативности, умения идти в ногу со временем.
Время до поступления ребенка в школу – это очень важный период его жизни. Особое значение этот период имеет для ребенка с ОВЗ. Ранняя реабилитация способна до минимума сократить отставание от здоровых сверстников. В этот период ребенок наиболее подвержен педагогическому и психологическому воздействию. Это время интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру. Это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
В своем проекте я решила объединить несколько направлений:
- воспитание духовно-нравственного ценностей;
- пропедевтическую работу по предупреждению дисграфии и дислексии.
Эта работа проводится в игровой форме с интеграцией межполушарного взаимодействия.
Профилактическая работа по предупреждению дисграфии в дошкольном возрасте является своевременной, носит развивающий пропедевтический характер, оказывает влияние на развитие познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование ВПФ, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Использование в проекте «Умелые художники» специально подобранных тематических заданий и упражнений позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия. Под влиянием выполняемых заданий происходят положительные изменения, формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно-моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальцы, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.
Беседы по художественным произведениям помогают детям научиться оценивать поступки персонажей, их мотивы; осмыслить отношение к героям, понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Само произведение силой художественного образа окажет большее воздействие, чем любое морализирование.
Значительное место в проекте занимает веселая книга. Она способствует воспитанию чувства юмора, а чувство юмора связано с переживанием положительных эмоций, с умением замечать смешное в жизни, понимать шутку окружающих и шутить самому, смеяться над собой. Занятия проекта дают детям с ОВЗ возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.
Проект имеет большую воспитательную ценность. Ведь совместная деятельность уже подразумевает воспитание коллективизма, дружбы, взаимопомощи, умение работать в группе. Занятия также способствуют воспитанию у дошкольников личностных качеств: умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения заданий, стремиться к достижению поставленной цели.
Способствует он и воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей.
Название проекта: «Умелые художники»
Вид проекта: образовательно-развивающий.
Участники проекта: дети старшей группы, посещающие логопедические занятия, учитель-логопед.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 4 месяца (февраль-май)
Условия реализации: детский сад – «открытая система» воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное развитие в условиях детского сада.
Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда ДОО, развивающие виды деятельности.
Цель проекта – создание условий для пропедевтической работы с детьми ограниченными возможностями здоровья по предупреждению дислексии и дисграфии, средством развития межполушарного взаимодействия, опираясь на воспитание духовно-нравственные ценности.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
Образовательных:
- формирование словаря;
- формирование и развитие пространственных и временных представлений;
- формирование и развитие графических навыков и умений;
2.Коррекционно-развивающих:
- развитие познавательных интересов;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие зрительного восприятия и представления;
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- развитие зрительно-моторных координаций;
- развитие речевых средств;
- уточнение и развитие объема зрительной памяти.
3. Воспитательных:
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований;
- активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, посредством народного творчества;
- воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, аккуратности;
- воспитание воли, терпения, настойчивости;
- воспитание культуры общения, поведения, коммуникабельности, сострадания, коллективизма и чувства товарищества.
Реализация проекта «Умелые художники» проводится в четыре этапа.
1-й этап. Организационный.
Цели и задачи
1. Планирование работы.
2-й этап. Подготовительный.
Цели и задачи
1. Проведение мониторинга
3-й этап. Основной.
Цели и задачи
1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
- Развитие зрительного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета;
б) развитие восприятия формы;
в) развитие восприятия размера и величины.
2. Развитие зрительного анализа и синтеза.
3. Формирование пространственного восприятия и представлений:
а) ориентировка в схеме собственного тела;
б) дифференциация правых и левых частей предмета;
в) ориентировка в окружающем пространстве.
4. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
5. Развитие зрительно-моторных координации.
6. Воспитательные
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований;
- активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, посредством народного творчества ;
- воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, аккуратности;
- воспитание воли, терпения, настойчивости.
Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, подгрупповых занятий по альбому.
4-й этап. Заключительный.
Цели и задачи
1. Закрепление полученных навыков.
2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Работа на данном этапе проводится в конце обучения.
Планируемые результаты проекта «Умелые художники»:
1. Предметные результаты:
• развитие зрительного восприятия;
• развитие операций зрительного анализа и синтеза;
• объем зрительной памяти;
• развитие пространственного восприятия и представления;
• развитие речевых средств, отражающих зрительно-пространственных отношений;
• развитие зрительно-моторных координаций;
2. Метапредметные результаты:
• Познавательные универсальные учебные действия (УУД) – дети научатся анализу и синтезу объектов.
• Регулятивные УУД – дети будут совершенствовать навык волевой саморегуляции.
• Коммуникативные УУД – дети будут совершенствовать потребность в общении со взрослыми и сверстниками, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
3. Личностные результаты
• Личностные УУД – дети будут совершенствовать положительное отношение к познавательным и учебным мотивам; дальнейшее раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований на основе творчества .
Формы реализации проекта «Умелые художники»
Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.
Реализация проекта «Умелые художники» осуществляется в:
- совместной деятельности педагога;
- самостоятельной деятельности детей.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах детской деятельности:
- игровая (игра с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская), а также восприятие художественной литературы и фольклора;
- изобразительная (рисование);
- двигательная (овладение основными движениями).
Образовательная деятельность осуществляется в следующих формах:
• Различные виды гимнастики: пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная, нарушений осанки
• Беседы
• Сочинение сказок, рассказов, небылиц
• Дидактические игры
• Игровые обучающие ситуации
Тематическое планирование проекта
№ | Тема занятия, кол-во | План занятия | Пальчиковая гимнастика | Развитие межполушарного взаимодействия Альбом (стр.) |
1 | «Репка» 1 | 1.Беседа по сказке «Репка» (автор, главные герои, содержание, характеры героев). 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Выполнение графического задания «Грядки» двумя руками одновременно. 4. Пальчиковая гимнастика | «Репка» Репку мы сажали, Репку поливали. Вырастала репка Хороша крепка! Вытянуть не может Кто же нам поможет? | 6-7 |
2 | «Федорино горе» 1 | 1.Беседа по сказке «Репка» (автор, главные герои, содержание, характеры героев). 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Выполнение графического задания «Возвращение посуды» двумя руками одновременно. 4. Пальчиковая гимнастика | Прыг-скок. Наши пальцы на ладошке- Пусть попрыгают немножко Прыг-прыг-прыг. Наши пальцы на ладошке- Пусть потопают немножко Топп-топ-топ. | 8-9 |
3 | «Как муравьишко домой спешил» 1 | 1.Беседа по сказке «Как муравьишко домой спешил» (автор, главные герои, содержание, характеры героев). 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Выполнение графического задания «Травинка» двумя руками одновременно. 4. Пальчиковая гимнастика | Цветок распускается. Солнце поднимается, Цветочек распускается. Солнышко садится, Цветочек спать ложится. | 10-11 |
4 | «Пых» 1 | 1.Беседа по сказке «Репка» (автор, главные герои, содержание, характеры героев). 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Выполнение графического задания «Вырастим овощи» двумя руками одновременно. 4. Пальчиковая гимнастика | Капустка. Мы капустку рубим-рубим. Мы капустку солим-солим. Мы капустку трем-трем. Мы капустку жмем-жмем. | 12-13 |
5 | «Колобок» 1 | 1.Беседа по сказке «Колобок» (автор, главные герои, содержание, характеры героев). 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Выполнение графического задания «Дорога» двумя руками одновременно. 4. Пальчиковая гимнастика | На прогулку. Пошли пальчики гулять А вторые догонять, Третьи пальчики бегом, А четвертые пешком, Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал. | 16-17 |
6 | «Гуси-лебеди» 1 | 1.Беседа по сказке «Гуси-лебеди» (автор, главные герои, содержание, характеры героев). 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Выполнение графического задания «Яблоня» двумя руками одновременно. 4. Пальчиковая гимнастика | Яблоня. Ветры яблоню качают. Листья с веток облетают. Листья падают в саду, Их граблями я гребу. | 18-19 |
7 | «Красная шапочка» 1 | 1.Беседа по сказке «Красная шапочка» (автор, главные герои, содержание, характеры героев). 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Выполнение графического задания «Дорожка» двумя руками одновременно. 4. Пальчиковая гимнастика | На прогулку. Пошли пальчики гулять. А вторые догонять. Третьи пальчик бегом. А четвертые пешком. Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал. | 20-21 |
8 | «Солнышко-ведрышко» 1 | 1.Беседа по русским народным потешкам, дразнилкам «Солнышко-ведрышко» и т.д. (автор, главные герои, содержание, характеры героев). 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Выполнение графического задания «Солнышко» двумя руками одновременно. 4. Пальчиковая гимнастика. | Солнышко. Утром солнышко встает выше-выше. Ночью солнышко зайдет ниже-ниже. Хорошо-хорошо солнышку живется, И нам вместе с солнышком Весело живется. | 22-23 |
9 | «Дюймовочка» 1 | 1.Беседа по сказке «Дюймовочка» (автор, главные герои, содержание, характеры героев). 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Выполнение графического задания «Цветок» двумя руками одновременно. 4. Пальчиковая гимнастика. | Каждый бутончик. Каждый бутончик Склониться бы рад, Влево и вправо, Вперед и назад. От ветра и зноя Бутончики эти Спрятались быстро В цветочном букете. | 24-25 |
10 | «Гриб» 1 | 1.Беседа по сказке «Гриб» (автор, главные герои, содержание, характеры героев). 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Выполнение графического задания «Гриб» двумя руками одновременно. 4. Пальчиковая гимнастика | Гриб. Дети в лес грибной пришли И грибочки там нашли. Часть из них потом сварили Засолили, засушили, Заморозили немножко И поджарили с картошкой. | 26-27 |
11- 12 | «Муха-цокотуха» 2 | 1.Беседа по сказке «Муха-цокотуха» (автор, главные герои, содержание, характеры героев). 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Выполнение графического задания «Бабочка» двумя руками одновременно. 4. Пальчиковая гимнастика. | Бабочка. Бабочка, бабочка, улетай на облачко- Там твои детки на березовой ветке. | 30-31 |
1.Беседа по сказке «Муха-цокотуха» (автор, главные герои, содержание, характеры героев). 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Выполнение графического задания «Божья коровка» двумя руками одновременно. 4. Пальчиковая гимнастика. | Божья коровка. По листу ползет букашка На ней красная рубашка Маленькая крошка На спине горошки. | 32-33 |
13 | «Айболит» 1 | 1.Беседа по сказке «Айболит» (автор, главные герои, содержание, характеры героев). 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Выполнение графического задания «Море» двумя руками одновременно. 4. Пальчиковая гимнастика. | Рыбки. Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде: То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. | 52-53 |
14- 15 | «Золушка» 2 | 1.Беседа по сказке «Золушка» (автор, главные герои, содержание, характеры героев). 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Выполнение графического задания «Замок» двумя руками одновременно. 4. Пальчиковая гимнастика. | Домик. Это домик, Это крыша, А труба еще повыше.. | 54-55 |
1.Беседа по сказке «Золушка» (автор, главные герои, содержание, характеры героев). 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Выполнение графического задания «Лестница» двумя руками одновременно. 4. Пальчиковая гимнастика | Лестница. Я гуляю во дворе Вижу замок на горе. Я по лесенке взберусь И в окошко постучусь.. | 56-57 |
16 | «Три поросенка» 1 | 1.Беседа по сказке «Три поросенка» (автор, главные герои, содержание, характеры героев). 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Выполнение графического задания «Лес» двумя руками одновременно. 4. Пальчиковая гимнастика. | Березка У красы-березки платье серебрится. У красы-березки зелены косицы. Со двора к березке выскочили козы. Стали грызть березку, а березка в слезы. | 36-37 |
Методическое обеспечение
Научно-технические средства:
учебно-методическое пособие (Альбом для суперразвития мозга: тренируем правую и левую руку. Котова С.А.)
Технологии:
игровое обучение
здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии: упражнения, направленные на совершенствование общего моторного развития (коррекционные игры из «психогимнастики», развитие чувства координации движений), пальчиковая гимнастика и упражнения для развития кистей рук;
принцип индивидуального подхода;
педагогика сотрудничества.
Методы:
наглядный - методы иллюстрации и демонстраций;
словесный - беседа, пояснение, вопросы, обсуждение жизненных ситуаций;
практический – проведение различных видов игр, упражнений, выполнение работы в альбомах, исследование.
Средства:
альбом для детей;
карандаши, мелки, фломастеры.
Тематика занятий построена с учётом интересов воспитанников и уровня самостоятельности.
В ходе усвоения детьми содержания проекта учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности и творчества.
Методические рекомендации к занятиям.
Работа по воспитанию духовно-нравственных ценностей и предупреждению дисграфии и дислексии, тесно связано с задачами сенсорного развития детей, развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности и формирования целостности картины мира, расширения их кругозора. Перечисленные задачи способствуют реализации всех образовательных областей.
5. Список литературы
1.Учебно-методическое пособие (Альбом для суперразвития мозга: тренируем правую и левую руку. Котова С.А.). https://avidreaders.ru/book/albom-dlya-superrazvitiya-mozga-treniruem-pravuyu.html
2. Издания сказок по темам занятий. (картотека сказок)
3. Картотека пальчиковых игр (авторская)
4. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. https://docs.yandex.ru/docs/
5. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1646828273&tld=ru&lang=ru&name=SbornikGimnastika
6. Упражнения развития межполушарного взаимодействия у дошкольников. Игры для развития межполушарного взаимодействия детей от 2 лет и старше https://logopedprofiportal.ru/blog/698894
7. Кейс дидактических пособий для развития межполушарного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп» https://www.1urok.ru/categories/19/articles/31866
8. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: сенсомоторные игры https://www.labirint.ru/books/815632/
Мониторинг к проекту.
1. Диагностика нравственной мотивации.
Объяснение понятий: «счастье», «мужество», «дружба», «добро», «зло», «вина», «хитрость».
2. Диагностика психофизического развития
2.1. Особенности внимания изучаются по следующим критериям:
устойчивость;
переключаемость;
распределяемость;
рассеянность.
2.2. Особенности памяти изучаются по следующим критериям:
2.3. Особенности мышления изучаются по следующим критериям
анализ и синтез;
классификация;
понимание инструкции;
симультанный гнозис.
2.4. Особенности зрительного восприятия изучаются по следующим критериям:
2.5. Динамический праксис изучаются по следующим критериям:
воспроизведение ритмов;
воспроизведение ударов;
кулак-ребро-ладонь
2.6. Состояние мелкой моторики изучаются по следующим критериям:
завязывание узла, бантика;
рисование предметов;
«Замок»;
«Кулак-ладошка».
У Уровень | Диагностика нравственной мотивации | Особенности внимания | Особенности памяти | Особенности мышления | Особенности зрительного восприятия | Динамический праксис | Состояние мелкой моторики |
Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. |
Высокий | | | | | | | | | | | | | | |
Средний | | | | | | | | | | | | | | |
низкий | | | | | | | | | | | | | | |
Критерии оценки мониторинга.
Высокий уровень - ребенок правильно выполняет все задания по всем критериям.
Средний уровень – ребенок правильно выполняет более 50% всех заданий.
Низкий уровень – ребенок правильно выполняет менее 50% всех заданий.