СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская методическая разработка по работе с детьми с ОВЗ, направленная на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей. Проект «Умелые художники»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена  Авторская методическая разработка  по работе с детьми ОВЗ, направленная на воспитание гармонично развитой  и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая разработка по работе с детьми с ОВЗ, направленная на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей. Проект «Умелые художники»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48 «Совушка» города Смоленска





Городской конкурс инновационных проектов,

программ и методических разработок

для педагогов ДОО, работающих с детьми с ОВЗ

«Добротой согреем сердца!»


Номинация:

авторская методическая разработка по работе с детьми с ОВЗ, направленная на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей.




Проект «Умелые художники»










Автор проекта:

учитель-логопед

Захарчук Ульяна Геннадьевна









Актуальность методической разработки проекта «Умелые художники»

Современное информационное общество требует от педагогов постоянного поиска новых форм работы с детьми с ОВЗ, креативности, умения идти в ногу со временем.

Время до поступления ребенка в школу – это очень важный период его жизни. Особое значение этот период имеет для ребенка с ОВЗ. Ранняя реабилитация способна до минимума сократить отставание от здоровых сверстников. В этот период ребенок наиболее подвержен педагогическому и психологическому воздействию. Это время интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру. Это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

В своем проекте я решила объединить несколько направлений:

- воспитание духовно-нравственного ценностей;

- пропедевтическую работу по предупреждению дисграфии и дислексии.

Эта работа проводится в игровой форме с интеграцией межполушарного взаимодействия.

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии в дошкольном возрасте является своевременной, носит развивающий пропедевтический характер, оказывает влияние на развитие познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование ВПФ, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Использование в проекте «Умелые художники» специально подобранных тематических заданий и упражнений позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия. Под влиянием выполняемых заданий происходят положительные изменения, формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно-моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальцы, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.

Беседы по художественным произведениям помогают детям научиться оценивать поступки персонажей, их мотивы; осмыслить отношение к героям, понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Само произведение силой художественного образа окажет большее воздействие, чем любое морализирование.

Значительное место в проекте занимает веселая книга. Она способствует воспитанию чувства юмора, а чувство юмора связано с переживанием положительных эмоций, с умением замечать смешное в жизни, понимать шутку окружающих и шутить самому, смеяться над собой. Занятия проекта дают детям с ОВЗ возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

Проект имеет большую воспитательную ценность. Ведь совместная деятельность уже подразумевает воспитание коллективизма, дружбы, взаимопомощи, умение работать в группе. Занятия также способствуют воспитанию у дошкольников личностных качеств: умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения заданий, стремиться к достижению поставленной цели.

Способствует он и воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей.


Название проекта: «Умелые художники»

Вид проекта: образовательно-развивающий.

Участники проекта: дети старшей группы, посещающие логопедические занятия, учитель-логопед.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 4 месяца (февраль-май)

Условия реализации: детский сад – «открытая система» воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное развитие в условиях детского сада.

Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда ДОО, развивающие виды деятельности.

Цель проекта – создание условий для пропедевтической работы с детьми ограниченными возможностями здоровья по предупреждению дислексии и дисграфии, средством развития межполушарного взаимодействия, опираясь на воспитание духовно-нравственные ценности.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  1. Образовательных:

- формирование словаря;

- формирование и развитие пространственных и временных представлений;

- формирование и развитие графических навыков и умений;

2.Коррекционно-развивающих:

- развитие познавательных интересов;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- развитие зрительного восприятия и представления;

- развитие зрительного анализа и синтеза;

- развитие зрительно-моторных координаций;

- развитие речевых средств;

- уточнение и развитие объема зрительной памяти.

3. Воспитательных:

- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,

- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований;

- активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, посредством народного творчества;

- воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, аккуратности;

- воспитание воли, терпения, настойчивости;

- воспитание культуры общения, поведения, коммуникабельности, сострадания, коллективизма и чувства товарищества.


Реализация проекта «Умелые художники» проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный.

Цели и задачи

1. Планирование работы.

2-й этап. Подготовительный.

Цели и задачи

1. Проведение мониторинга

3-й этап. Основной.

Цели и задачи

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

- Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза.

3. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

4. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

5. Развитие зрительно-моторных координации.

6. Воспитательные

- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований;

- активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, посредством народного творчества ;

- воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, аккуратности;

- воспитание воли, терпения, настойчивости.

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, подгрупповых занятий по альбому.

4-й этап. Заключительный.

Цели и задачи

1. Закрепление полученных навыков.

2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.


Планируемые результаты проекта «Умелые художники»:

1. Предметные результаты:

• развитие зрительного восприятия;

• развитие операций зрительного анализа и синтеза;

• объем зрительной памяти;

• развитие пространственного восприятия и представления;

• развитие речевых средств, отражающих зрительно-пространственных отношений;

• развитие зрительно-моторных координаций;

2. Метапредметные результаты:

• Познавательные универсальные учебные действия (УУД) – дети научатся анализу и синтезу объектов.

• Регулятивные УУД – дети будут совершенствовать навык волевой саморегуляции.

• Коммуникативные УУД – дети будут совершенствовать потребность в общении со взрослыми и сверстниками, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

3. Личностные результаты

• Личностные УУД – дети будут совершенствовать положительное отношение к познавательным и учебным мотивам; дальнейшее раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований на основе творчества .


Формы реализации проекта «Умелые художники»

Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.

Реализация проекта «Умелые художники» осуществляется в:

- совместной деятельности педагога;

- самостоятельной деятельности детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах детской деятельности:

- игровая (игра с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская), а также восприятие художественной литературы и фольклора;

- изобразительная (рисование);

- двигательная (овладение основными движениями).

Образовательная деятельность осуществляется в следующих формах:

• Различные виды гимнастики: пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная, нарушений осанки

• Беседы

• Сочинение сказок, рассказов, небылиц

• Дидактические игры

• Игровые обучающие ситуации


Тематическое планирование проекта

Тема занятия, кол-во

План занятия

Пальчиковая гимнастика

Развитие межполушарного взаимодействия

Альбом (стр.)

1

«Репка»

1

1.Беседа по сказке «Репка» (автор, главные герои, содержание, характеры героев).

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Выполнение графического задания «Грядки» двумя руками одновременно.

4. Пальчиковая гимнастика

«Репка»

Репку мы сажали,

Репку поливали.

Вырастала репка

Хороша крепка!

Вытянуть не может

Кто же нам поможет?

6-7

2

«Федорино горе»

1

1.Беседа по сказке «Репка» (автор, главные герои, содержание, характеры героев).

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Выполнение графического задания «Возвращение посуды» двумя руками одновременно.

4. Пальчиковая гимнастика

Прыг-скок.

Наши пальцы на ладошке-

Пусть попрыгают немножко

Прыг-прыг-прыг.

Наши пальцы на ладошке-

Пусть потопают немножко

Топп-топ-топ.



8-9

3

«Как муравьишко домой спешил»

1

1.Беседа по сказке «Как муравьишко домой спешил» (автор, главные герои, содержание, характеры героев).

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Выполнение графического задания «Травинка» двумя руками одновременно.

4. Пальчиковая гимнастика

Цветок распускается.

Солнце поднимается,

Цветочек распускается.

Солнышко садится,

Цветочек спать ложится.

10-11

4

«Пых»

1

1.Беседа по сказке «Репка» (автор, главные герои, содержание, характеры героев).

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Выполнение графического задания «Вырастим овощи» двумя руками одновременно.

4. Пальчиковая гимнастика

Капустка.

Мы капустку рубим-рубим.

Мы капустку солим-солим.

Мы капустку трем-трем.

Мы капустку жмем-жмем.

12-13

5

«Колобок»

1

1.Беседа по сказке «Колобок» (автор, главные герои, содержание, характеры героев).

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Выполнение графического задания «Дорога» двумя руками одновременно.

4. Пальчиковая гимнастика

На прогулку.

Пошли пальчики гулять

А вторые догонять,

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

16-17

6

«Гуси-лебеди»

1

1.Беседа по сказке «Гуси-лебеди» (автор, главные герои, содержание, характеры героев).

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Выполнение графического задания «Яблоня» двумя руками одновременно.

4. Пальчиковая гимнастика

Яблоня.

Ветры яблоню качают.

Листья с веток облетают.

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

18-19

7

«Красная шапочка»

1

1.Беседа по сказке «Красная шапочка» (автор, главные герои, содержание, характеры героев).

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Выполнение графического задания «Дорожка» двумя руками одновременно.

4. Пальчиковая гимнастика

На прогулку.

Пошли пальчики гулять.

А вторые догонять.

Третьи пальчик бегом.

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

20-21

8

«Солнышко-ведрышко»

1

1.Беседа по русским народным потешкам, дразнилкам «Солнышко-ведрышко» и т.д. (автор, главные герои, содержание, характеры героев).

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Выполнение графического задания «Солнышко» двумя руками одновременно.

4. Пальчиковая гимнастика.

Солнышко.

Утром солнышко встает выше-выше.

Ночью солнышко зайдет ниже-ниже.

Хорошо-хорошо солнышку живется,

И нам вместе с солнышком Весело живется.

22-23

9

«Дюймовочка»

1

1.Беседа по сказке «Дюймовочка» (автор, главные герои, содержание, характеры героев).

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Выполнение графического задания «Цветок» двумя руками одновременно.

4. Пальчиковая гимнастика.

Каждый бутончик.

Каждый бутончик

Склониться бы рад,

Влево и вправо,

Вперед и назад.

От ветра и зноя

Бутончики эти

Спрятались быстро

В цветочном букете.

24-25

10

«Гриб»

1

1.Беседа по сказке «Гриб» (автор, главные герои, содержание, характеры героев).

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Выполнение графического задания «Гриб» двумя руками одновременно.

4. Пальчиковая гимнастика

Гриб.

Дети в лес грибной пришли

И грибочки там нашли.

Часть из них потом сварили

Засолили, засушили,

Заморозили немножко

И поджарили с картошкой.

26-27

11-

12

«Муха-цокотуха»

2


1.Беседа по сказке «Муха-цокотуха» (автор, главные герои, содержание, характеры героев).

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Выполнение графического задания «Бабочка» двумя руками одновременно.

4. Пальчиковая гимнастика.

Бабочка.

Бабочка, бабочка, улетай на облачко-

Там твои детки на березовой ветке.

30-31

1.Беседа по сказке «Муха-цокотуха» (автор, главные герои, содержание, характеры героев).

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Выполнение графического задания «Божья коровка» двумя руками одновременно.

4. Пальчиковая гимнастика.

Божья коровка.

По листу ползет букашка

На ней красная рубашка

Маленькая крошка

На спине горошки.

32-33

13

«Айболит»

1

1.Беседа по сказке «Айболит» (автор, главные герои, содержание, характеры героев).

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Выполнение графического задания «Море» двумя руками одновременно.

4. Пальчиковая гимнастика.

Рыбки.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде:

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

52-53

14-

15

«Золушка»

2


1.Беседа по сказке «Золушка» (автор, главные герои, содержание, характеры героев).

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Выполнение графического задания «Замок» двумя руками одновременно.

4. Пальчиковая гимнастика.

Домик.

Это домик,

Это крыша,

А труба еще повыше..

54-55

1.Беседа по сказке «Золушка» (автор, главные герои, содержание, характеры героев).

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Выполнение графического задания «Лестница» двумя руками одновременно.

4. Пальчиковая гимнастика

Лестница.

Я гуляю во дворе

Вижу замок на горе.

Я по лесенке взберусь

И в окошко постучусь..

56-57

16

«Три поросенка»

1

1.Беседа по сказке «Три поросенка» (автор, главные герои, содержание, характеры героев).

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Выполнение графического задания «Лес» двумя руками одновременно.

4. Пальчиковая гимнастика.

Березка

У красы-березки платье серебрится.

У красы-березки зелены косицы.

Со двора к березке выскочили козы.

Стали грызть березку, а березка в слезы.

36-37


Методическое обеспечение

Научно-технические средства:

  • учебно-методическое пособие (Альбом для суперразвития мозга: тренируем правую и левую руку. Котова С.А.)

Технологии:

  • игровое обучение

  • здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии: упражнения, направленные на совершенствование общего моторного развития (коррекционные игры из «психогимнастики», развитие чувства координации движений), пальчиковая гимнастика и упражнения для развития кистей рук;

  • принцип индивидуального подхода;

  • педагогика сотрудничества.

Методы:

  • наглядный - методы иллюстрации и демонстраций;

  • словесный - беседа, пояснение, вопросы, обсуждение жизненных ситуаций;

  • практический – проведение различных видов игр, упражнений, выполнение работы в альбомах, исследование.

Средства:

  • учебно-методические пособия;

  • наглядные пособия;

  • альбом для детей;

  • карандаши, мелки, фломастеры.

Тематика занятий построена с учётом интересов воспитанников и уровня самостоятельности.

В ходе усвоения детьми содержания проекта учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности и творчества.

Методические рекомендации к занятиям.

Работа по воспитанию духовно-нравственных ценностей и предупреждению дисграфии и дислексии, тесно связано с задачами сенсорного развития детей, развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности и формирования целостности картины мира, расширения их кругозора. Перечисленные задачи способствуют реализации всех образовательных областей.


5. Список литературы

1.Учебно-методическое пособие (Альбом для суперразвития мозга: тренируем правую и левую руку. Котова С.А.). https://avidreaders.ru/book/albom-dlya-superrazvitiya-mozga-treniruem-pravuyu.html

2. Издания сказок по темам занятий. (картотека сказок)

3. Картотека пальчиковых игр (авторская)

4. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. https://docs.yandex.ru/docs/

5. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1646828273&tld=ru&lang=ru&name=SbornikGimnastika

6. Упражнения развития межполушарного взаимодействия у дошкольников. Игры для развития межполушарного взаимодействия детей от 2 лет и старше https://logopedprofiportal.ru/blog/698894

7. Кейс дидактических пособий для развития межполушарного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп» https://www.1urok.ru/categories/19/articles/31866

8. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: сенсомоторные игры https://www.labirint.ru/books/815632/


Мониторинг к проекту.

1. Диагностика нравственной мотивации.

Объяснение понятий: «счастье», «мужество», «дружба», «добро», «зло», «вина», «хитрость».

2. Диагностика психофизического развития

2.1. Особенности внимания изучаются по следующим критериям:

  • устойчивость;

  • переключаемость;

  • распределяемость;

  • рассеянность.

2.2. Особенности памяти изучаются по следующим критериям:

  • скорость запоминания;

  • объем запоминания;

  • точность восприятия;

  • точность воспроизведения.

2.3. Особенности мышления изучаются по следующим критериям

  • анализ и синтез;

  • классификация;

  • понимание инструкции;

  • симультанный гнозис.

2.4. Особенности зрительного восприятия изучаются по следующим критериям:

  • цвет;

  • форма;

  • величина.

2.5. Динамический праксис изучаются по следующим критериям:

  • воспроизведение ритмов;

  • воспроизведение ударов;

  • кулак-ребро-ладонь

2.6. Состояние мелкой моторики изучаются по следующим критериям:

  • завязывание узла, бантика;

  • рисование предметов;

  • «Замок»;

  • «Кулак-ладошка».


У

Уровень

Диагностика нравственной мотивации

Особенности внимания

Особенности памяти

Особенности мышления

Особенности зрительного восприятия

Динамический праксис

Состояние мелкой моторики

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Высокий















Средний















низкий
















Критерии оценки мониторинга.

Высокий уровень - ребенок правильно выполняет все задания по всем критериям.

Средний уровень – ребенок правильно выполняет более 50% всех заданий.

Низкий уровень – ребенок правильно выполняет менее 50% всех заданий.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!