СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме "Ритм. Рифма. Чем отличаются стихи от прозы?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская методическая разработка  содержит практические приёмы определения  рифмы, игровые задания  учат отличать  стихи  отт прозы, создавать  стихотворение по рифмам (буримэ)

Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме "Ритм. Рифма. Чем отличаются стихи от прозы?"»

10


Авторская разработка урока литературы в 5 классе

Хасанова А. З., учитель МБОУ «СОШ № 5»

Тема: РИТМ. РИФМА. ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СТИХИ ОТ ПРОЗЫ.

Цель:

познакомить детей с понятиями ритм, рифма, показать их как ключики, открывающие особенности произведения;

развивать поэтический слух, пробуждать внимание к организации стиха, что способствует формированию культуры восприятия поэзии;

воспитывать доброту.


Оборудование:

записи на доске; на партах карточки с терминами и стихотворением.



Ход урока.

I. Сообщение темы и целей.

II. Беседа.

Учитель:

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из волн выходят ясных,

И с ними дядька их морской.

- Откуда ? (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Обратите внимание на звучание стиха: плавное, чуть таинственное, оно как нельзя лучше создает ощущение сказочности, волшебности, красоты. И ни одно слово в пушкинском отрывке нельзя опустить или хотя бы чуть-чуть изменить.

Попробуем пушкинские слова, употребленные в старинном звучании, заменить современной формой: брег – берег, чредой – чередой - только сделаем это не вслух, а про себя.

- Попробовали? Что же изменилось? Ведь содержание осталось прежним, значение слов точно такое же?

Вслух читаем в пушкинском варианте. Строчки звучат плавно, мерно, ритмично. Вот мы и подошли к одному из важнейших признаков, отличающих стихи от прозы – ритму.

С этим словом мы часто встречаемся в жизни. Ритмична смена времен года, чередование дня и ночи – каждый из них приходит через строго определенный промежуток времени. Многое ритмично в работе человеческого организма: ритмично бьется сердце, ритмично дыхание. Чтобы еще легче представить себе, что такое ритм, вспомним колебания маятника. Очень важен ритм в музыке и поэзии.

Простучим или проскандируем строчку:

Чредой из вод выходят ясных

На доске вычерчивается схема.

- Слышите, в этой строчке равномерно повторяются одинаковые отрезки, одинаковые сочетания ударных и безударных слогов.

Вот такое равномерное чередование одинаковых звуковых отрезков, в данном случае ударных и безударных слогов, называется стихотворным ритмом.

Но такая абсолютно точная мерность звучания бывает не всегда. Послушаем или простучим строчку:

На брег песчаный и пустой

- Видите, иногда 1 ударный слог может заменяться безударным. В русском языке встре-чаются слова, состоящие из нескольких слогов, и на предлоги, союзы ударение не падает.

- Итак, что такое стихотворный ритм ?

- Чем же еще отличаются стихи от прозы ? Посмотрим, как напечатано стихотворение. Даже не слыша его, а только глядя в книгу, мы уже понимаем, что перед нами стихи. Стихотворная строка иная, чем прозаическая. Она короче. После нее в чтении обязательна небольшая пауза, подчеркивающая конец строки. И еще одна особенность: окончания слов, стоящих в конце соседних строк, созвучны (похожи по звучанию). Найдем такие слова в нашем отрывке.

Записать в тетрадь: Рифма – созвучие в окончаниях соседних строк.

- Какие бывают рифмы ? Об этом узнаем на последних уроках.

Сказка. Вы, конечно, хорошо помните сказку Н.Н.Носова «Приключения Незнайки в его друзей». В одной из ее глав рассказывается, как герой повести попроси поэта Цветика научить его писать стихи. И Цветик сказал, что главное – это писать в рифму: утка – шутка, коржик – моржик.

Незнайка тут же усвоил этот «урок» и к слову «палка» подобрал рифму «селедка».

- Почему был неправ Незнайка ? Ведь оба слова кончаются действительно одинаково ? Как объяснил Цветик Незнайке его ошибку ?

Цветик: Этого мало, надо, чтобы слова были похожи, так, чтобы получалось складно.

- Каким словом, с которым мы познакомились сегодня, можно заменить слово «складно» ?

- Ритмично.

Чтобы получились стихи, нужно писать пользуясь рифмой и стихотворным ритмом. И важно, читая, слушая стихи, обращать внимание на их звучание, музыкальность, которые помогут не только лучше почувствовать, понять и полюбить стихи, но и быстрее выучить их наизусть.

Игра-конкурс – восстановить строчки. Откуда ?

  1. Ветер, ветер ! Ты могуч

Ты гоняешь … (стаи туч)

Ты волнуешь сине море

Всюду веешь … (на просторе)

(А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

2. В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно … (служит)

Там ступа с Бабою-Ягой

Идет, бредет … (сама собой).

(А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»)

3. Жадно, весело он дышит

Свежим воздухом солей,

Сизый пар кипит и … (пышет)

Из пылающих … (ноздрей).

(Николай Михайлович Языков. «Конь»)

4. Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее … (племя).

(М.Ю.Лермонтов. «Бородино»)

5. Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

А он, мятежный, … (просит бури)

Как будто в бурях …. (есть покой).

(М.Ю.Лермонтов. «Парус»)



Сказка. Есть на свете прекрасная волшебная страна Стихландия. Бесполезно искать ее на географической карте, пытаться купить билет, чтобы попасть в нее. Для этого не надо ни разрешений, ни паспортов, ни виз. В этой стране множество чудес, например, на улице холодная зима, а попавший в Стихландию может легко очутиться в прекрасном летнем саду или на берегу южного моря. Он даже может проникнуть в мысли и чувства другого человека, а они очень интересны, потому что в Стихландии постоянно живут только очень необычные, добрые и красивые люди. Обману, злобе нет места в Стихландии.

Хотели бы вы попасть в эту страну ? Это одновременно очень просто и достаточно сложно. Просто потому, что для этого достаточно всего-навсего открыть томик стихов. А сложно потому, что не каждому Стихландия открывает свои чудеса. Что же для этого необходимо ?

Вы знаете, что у каждой страны есть свои законы, которые необходимо знать и выполнять. Вот и у Стихландии есть законы. С двумя мы уже знакомы. Это ритм и рифма.

- Что такое ритм ?

- А что такое рифма ?

Но ведь мало знать законы, необходимо их понимать, уметь ими пользоваться. Давайте посмотрим, готовы ли вы к тому, чтобы отправиться в Стихландию.

Прочитайте любое стихотворение и докажите, что оно ритмично.

А теперь задание посложнее. Представьте себе, композитор написал новую песню. Ноты он передал школьникам-исполнителям, а вместе с ними блокнот со словами. Но в блокноте оказались слова нескольких песен, и ребята никак не могли определить, к каким словам написана мелодия. Давайте им поможем. Петь мы не будем, но простучим ритм. Ведь музыка, как и поэзия, основана на ритме.

А теперь посмотрим записанные на доске стихотворные строки из разных песен, бывших в блокноте.

- К какой из них написана музыка ?

  • Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

  • Люблю грозу в начале мая…

  • Мальчик строил лодку…

(Можно простучать или проскандировать каждую строку).

- Правильно, это 3 строка.

Послушайте стихотворение. Его написал поэт Самойлов, и называется оно «Сказка».

Мальчик строил лодку.

И построил лодку.

И поплыл по речке

В тихую погодку.

Лодка острым носом

Воду бороздила.

Облако дорогу

Ей загородило.

Мальчик въехал в облако,

В пышное, густое.

А за первым облаком –

Облако второе,

Облако пушистое,

Облако из снега.

А за третьим облаком

Начиналось небо.

Мальчик плыл не речкою.

Мальчик плыл по Млечному.

По небу проточному

В сторону восточную.

Мальчик плыл по звездам,

К месяцу тянулся.

Покатился по небу

И домой вернулся.

- А теперь поработаем над вторым законом поэзии – рифмой.

Попробуйте найти как можно больше слов, рифмующихся со словом «весна»: красна, ясна, луна, она, стена, тесна, сосна, леса и т.д.

Но подбирать рифмы – еще не значит писать стихи. Прочитаем стихотворение поэта А.К.Передреева «В тайге», но не дочитаем последние строки:

Качались ели,

Тишину колыша,

Встревожено отряхивая снег…

Скользил по снегу

Человек на лыжах,

И очень торопился человек.


Он знал –

Опасна ранней мглы завеса,

Он видел –

Затевается пурга.

Не выберешься вовремя

Из леса,

Начнешь плутать, -

Не выпустит тайга.


И он спешил.

И знал он, что успеет

Дойти к жилью,

К веселому огню,

Успеет раньше,

Чем в лесу стемнеет…

И вдруг

Увидел

Странную лыжню.


Петляя меж стволами,

Как слепая,

Она металась

На исходе дня…

И понял человек,

Что погибает

Лыжня чужая,

В дебри уходя.


А он спешил,

Он очень торопился,

Он шел к жилью,

К веселому огню…

Качались ели,

Ветер в елях бился…

- Поняли ли вы, что произошло в тайге ? (заблудился человек)

- Чем, по-вашему, кончится стихотворение (герой бросится на помощь)

А теперь попробуем закончить стихотворение. (Дети предлагают свои варианты).

А теперь послушаем, как закончил стихотворение поэт.

А он спешил …

И две лыжни

Слились в одну лыжню.

- Какой финал лучше ?

Конечно, поэта. Поэт не просто подбирает слова в рифму. Он умеет найти такие слова, которые заставляют нас и волноваться, и радоваться, и гордиться.

Вы видите, как важно слово в поэтической строке.


На доске: В.С.Шефнер

Колыбельная

Сторожихи спят в сторожках,

Спят коты и мыши,

Дождь …

Пробежал по крыше.

- Попробуйте продолжить строчку, найти рифмы. (Выслушиваем варианты детей).

Послушаем, как у поэта:

Дождь в серебряных сапожках

Пробежал по крыше.

- Понравилось ?

Действительно, первые капли дождя крупные, резкие, как будто в самом деле кто-то простучал по крыше звонкими коваными сапожками. И сразу возникает ощущение сказки: дождь пробежал, как маленький веселый человечек. Послушаем все стихотворение.

Сторожихи спят в сторожках,

Спят коты и мыши,

Дождь в серебряных сапожках

Пробежал по крыше.

Постояв над нами малость,

Туча грозовая

Быстро к западу умчалась,

Небо открывая.

И над нами ходят важно

Звезды и планеты,

Протянув к травинкам важным

Проволочки света.

Ходят звезды без дороги

В выси беспредельной,

Как девчонки недотроги –

От Земли отдельно.


III. Подведение итогов.

Мы попытались попасть в Стихландию, увидели, как это интересно и вовсе не просто. Чтобы Стихландия открыла нам свои чудеса, необходимо читать и слушать стихи, вдумываться в поэтическое слово, слушать музыку стиха. Этому надо учиться. Если вы будете знать законы Стихландии, будете часто туда попадать, вы лучше будете понимать красоту, природу, других людей.


Домашнее задание: попробовать написать стихотворение по заданным рифмам:

… тает

… земли

… расцветает

… журавли

… одетый

… ждет

… согрето

… поет



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!