10
Авторская разработка урока литературы в 5 классе
Хасанова А. З., учитель МБОУ «СОШ № 5»
Тема: РИТМ. РИФМА. ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СТИХИ ОТ ПРОЗЫ.
Цель:
познакомить детей с понятиями ритм, рифма, показать их как ключики, открывающие особенности произведения;
развивать поэтический слух, пробуждать внимание к организации стиха, что способствует формированию культуры восприятия поэзии;
воспитывать доброту.
Оборудование:
записи на доске; на партах карточки с терминами и стихотворением.
Ход урока.
I. Сообщение темы и целей.
II. Беседа.
Учитель:
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из волн выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
- Откуда ? (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Обратите внимание на звучание стиха: плавное, чуть таинственное, оно как нельзя лучше создает ощущение сказочности, волшебности, красоты. И ни одно слово в пушкинском отрывке нельзя опустить или хотя бы чуть-чуть изменить.
Попробуем пушкинские слова, употребленные в старинном звучании, заменить современной формой: брег – берег, чредой – чередой - только сделаем это не вслух, а про себя.
- Попробовали? Что же изменилось? Ведь содержание осталось прежним, значение слов точно такое же?
Вслух читаем в пушкинском варианте. Строчки звучат плавно, мерно, ритмично. Вот мы и подошли к одному из важнейших признаков, отличающих стихи от прозы – ритму.
С этим словом мы часто встречаемся в жизни. Ритмична смена времен года, чередование дня и ночи – каждый из них приходит через строго определенный промежуток времени. Многое ритмично в работе человеческого организма: ритмично бьется сердце, ритмично дыхание. Чтобы еще легче представить себе, что такое ритм, вспомним колебания маятника. Очень важен ритм в музыке и поэзии.
Простучим или проскандируем строчку:
Чредой из вод выходят ясных
На доске вычерчивается схема.
- Слышите, в этой строчке равномерно повторяются одинаковые отрезки, одинаковые сочетания ударных и безударных слогов.
Вот такое равномерное чередование одинаковых звуковых отрезков, в данном случае ударных и безударных слогов, называется стихотворным ритмом.
Но такая абсолютно точная мерность звучания бывает не всегда. Послушаем или простучим строчку:
На брег песчаный и пустой
- Видите, иногда 1 ударный слог может заменяться безударным. В русском языке встре-чаются слова, состоящие из нескольких слогов, и на предлоги, союзы ударение не падает.
- Итак, что такое стихотворный ритм ?
- Чем же еще отличаются стихи от прозы ? Посмотрим, как напечатано стихотворение. Даже не слыша его, а только глядя в книгу, мы уже понимаем, что перед нами стихи. Стихотворная строка иная, чем прозаическая. Она короче. После нее в чтении обязательна небольшая пауза, подчеркивающая конец строки. И еще одна особенность: окончания слов, стоящих в конце соседних строк, созвучны (похожи по звучанию). Найдем такие слова в нашем отрывке.
Записать в тетрадь: Рифма – созвучие в окончаниях соседних строк.
- Какие бывают рифмы ? Об этом узнаем на последних уроках.
Сказка. Вы, конечно, хорошо помните сказку Н.Н.Носова «Приключения Незнайки в его друзей». В одной из ее глав рассказывается, как герой повести попроси поэта Цветика научить его писать стихи. И Цветик сказал, что главное – это писать в рифму: утка – шутка, коржик – моржик.
Незнайка тут же усвоил этот «урок» и к слову «палка» подобрал рифму «селедка».
- Почему был неправ Незнайка ? Ведь оба слова кончаются действительно одинаково ? Как объяснил Цветик Незнайке его ошибку ?
Цветик: Этого мало, надо, чтобы слова были похожи, так, чтобы получалось складно.
- Каким словом, с которым мы познакомились сегодня, можно заменить слово «складно» ?
- Ритмично.
Чтобы получились стихи, нужно писать пользуясь рифмой и стихотворным ритмом. И важно, читая, слушая стихи, обращать внимание на их звучание, музыкальность, которые помогут не только лучше почувствовать, понять и полюбить стихи, но и быстрее выучить их наизусть.
Игра-конкурс – восстановить строчки. Откуда ?
Ветер, ветер ! Ты могуч
Ты гоняешь … (стаи туч)
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь … (на просторе)
(А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
2. В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно … (служит)
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет … (сама собой).
(А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»)
3. Жадно, весело он дышит
Свежим воздухом солей,
Сизый пар кипит и … (пышет)
Из пылающих … (ноздрей).
(Николай Михайлович Языков. «Конь»)
4. Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее … (племя).
(М.Ю.Лермонтов. «Бородино»)
5. Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, … (просит бури)
Как будто в бурях …. (есть покой).
(М.Ю.Лермонтов. «Парус»)
Сказка. Есть на свете прекрасная волшебная страна Стихландия. Бесполезно искать ее на географической карте, пытаться купить билет, чтобы попасть в нее. Для этого не надо ни разрешений, ни паспортов, ни виз. В этой стране множество чудес, например, на улице холодная зима, а попавший в Стихландию может легко очутиться в прекрасном летнем саду или на берегу южного моря. Он даже может проникнуть в мысли и чувства другого человека, а они очень интересны, потому что в Стихландии постоянно живут только очень необычные, добрые и красивые люди. Обману, злобе нет места в Стихландии.
Хотели бы вы попасть в эту страну ? Это одновременно очень просто и достаточно сложно. Просто потому, что для этого достаточно всего-навсего открыть томик стихов. А сложно потому, что не каждому Стихландия открывает свои чудеса. Что же для этого необходимо ?
Вы знаете, что у каждой страны есть свои законы, которые необходимо знать и выполнять. Вот и у Стихландии есть законы. С двумя мы уже знакомы. Это ритм и рифма.
- Что такое ритм ?
- А что такое рифма ?
Но ведь мало знать законы, необходимо их понимать, уметь ими пользоваться. Давайте посмотрим, готовы ли вы к тому, чтобы отправиться в Стихландию.
Прочитайте любое стихотворение и докажите, что оно ритмично.
А теперь задание посложнее. Представьте себе, композитор написал новую песню. Ноты он передал школьникам-исполнителям, а вместе с ними блокнот со словами. Но в блокноте оказались слова нескольких песен, и ребята никак не могли определить, к каким словам написана мелодия. Давайте им поможем. Петь мы не будем, но простучим ритм. Ведь музыка, как и поэзия, основана на ритме.
А теперь посмотрим записанные на доске стихотворные строки из разных песен, бывших в блокноте.
- К какой из них написана музыка ?
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Люблю грозу в начале мая…
Мальчик строил лодку…
(Можно простучать или проскандировать каждую строку).
- Правильно, это 3 строка.
Послушайте стихотворение. Его написал поэт Самойлов, и называется оно «Сказка».
Мальчик строил лодку.
И построил лодку.
И поплыл по речке
В тихую погодку.
Лодка острым носом
Воду бороздила.
Облако дорогу
Ей загородило.
Мальчик въехал в облако,
В пышное, густое.
А за первым облаком –
Облако второе,
Облако пушистое,
Облако из снега.
А за третьим облаком
Начиналось небо.
Мальчик плыл не речкою.
Мальчик плыл по Млечному.
По небу проточному
В сторону восточную.
Мальчик плыл по звездам,
К месяцу тянулся.
Покатился по небу
И домой вернулся.
- А теперь поработаем над вторым законом поэзии – рифмой.
Попробуйте найти как можно больше слов, рифмующихся со словом «весна»: красна, ясна, луна, она, стена, тесна, сосна, леса и т.д.
Но подбирать рифмы – еще не значит писать стихи. Прочитаем стихотворение поэта А.К.Передреева «В тайге», но не дочитаем последние строки:
Качались ели,
Тишину колыша,
Встревожено отряхивая снег…
Скользил по снегу
Человек на лыжах,
И очень торопился человек.
Он знал –
Опасна ранней мглы завеса,
Он видел –
Затевается пурга.
Не выберешься вовремя
Из леса,
Начнешь плутать, -
Не выпустит тайга.
И он спешил.
И знал он, что успеет
Дойти к жилью,
К веселому огню,
Успеет раньше,
Чем в лесу стемнеет…
И вдруг
Увидел
Странную лыжню.
Петляя меж стволами,
Как слепая,
Она металась
На исходе дня…
И понял человек,
Что погибает
Лыжня чужая,
В дебри уходя.
А он спешил,
Он очень торопился,
Он шел к жилью,
К веселому огню…
Качались ели,
Ветер в елях бился…
- Поняли ли вы, что произошло в тайге ? (заблудился человек)
- Чем, по-вашему, кончится стихотворение (герой бросится на помощь)
А теперь попробуем закончить стихотворение. (Дети предлагают свои варианты).
А теперь послушаем, как закончил стихотворение поэт.
А он спешил …
…
И две лыжни
Слились в одну лыжню.
- Какой финал лучше ?
Конечно, поэта. Поэт не просто подбирает слова в рифму. Он умеет найти такие слова, которые заставляют нас и волноваться, и радоваться, и гордиться.
Вы видите, как важно слово в поэтической строке.
На доске: В.С.Шефнер
Колыбельная
Сторожихи спят в сторожках,
Спят коты и мыши,
Дождь …
Пробежал по крыше.
- Попробуйте продолжить строчку, найти рифмы. (Выслушиваем варианты детей).
Послушаем, как у поэта:
Дождь в серебряных сапожках
Пробежал по крыше.
- Понравилось ?
Действительно, первые капли дождя крупные, резкие, как будто в самом деле кто-то простучал по крыше звонкими коваными сапожками. И сразу возникает ощущение сказки: дождь пробежал, как маленький веселый человечек. Послушаем все стихотворение.
Сторожихи спят в сторожках,
Спят коты и мыши,
Дождь в серебряных сапожках
Пробежал по крыше.
Постояв над нами малость,
Туча грозовая
Быстро к западу умчалась,
Небо открывая.
И над нами ходят важно
Звезды и планеты,
Протянув к травинкам важным
Проволочки света.
Ходят звезды без дороги
В выси беспредельной,
Как девчонки недотроги –
От Земли отдельно.
III. Подведение итогов.
Мы попытались попасть в Стихландию, увидели, как это интересно и вовсе не просто. Чтобы Стихландия открыла нам свои чудеса, необходимо читать и слушать стихи, вдумываться в поэтическое слово, слушать музыку стиха. Этому надо учиться. Если вы будете знать законы Стихландии, будете часто туда попадать, вы лучше будете понимать красоту, природу, других людей.
Домашнее задание: попробовать написать стихотворение по заданным рифмам:
… тает
… земли
… расцветает
… журавли
… одетый
… ждет
… согрето
… поет