СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская образовательная рабочая программа по ремеслу (5-9 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор-составитель: Жмыхова Марина Валентиновна, учитель МКОУ «Школа №7» г. Курчатова Курской области.

Программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г., №288), устава МКОУ «Школа для детей с ОВЗ № 7» г. Курчатова. При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

Уровень программы – коррекционно-развивающий. 

Просмотр содержимого документа
«Авторская образовательная рабочая программа по ремеслу (5-9 классы)»

Пояснительная записка.

Программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г., №288), устава МКОУ «Школа для детей с ОВЗ № 7» г. Курчатова. При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

Уровень программы – коррекционно-развивающий.

Учебным базисным планом предусматривается проведение предмета «Ремесло» с 5 по 9 класс.

Учебный материал в программе распределён с учётом психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Общая характеристика программы:

Главное место в коррекционно-воспитательной работе с учени­ками отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимы­ми для выполнения несложных работ в особо созданных услови­ях, у детей развивается познавательная деятельность.

Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимос­тью познания материалов, их свойств и качеств, требует различе­ния предметов, включенных в трудовую деятельность, что при­водит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.

В процессе труда формируются такие личностные ка­чества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальней­шей социально-трудовой адаптации воспитанников.

Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие де­тей. В процессе трудового обучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированность движений.

Учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучаются та­ким видам ручного труда, как элементарное конструирование, тестопластика, лепка, овладевают навыками работы с бумагой, природным материалом.

Успешное формирование трудовых навыков у воспитанников возможно лишь при правильной организации учебного про­цесса. Центральное место на уроке занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение воспитанниками знаний позна­вательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам ручного труда.

Программа обучения ремеслу содержит перечень из­делий, изготовлением которых должны овладеть воспитанники. Необходимо отметить, что во всей трудовой деятельности учащихся полностью исключены измерительные операции. Их знакомят со свойствами материалов и областью их применения.

Обучение ручному труду предусматривает проведение экскурсий с целью изучения окружающего мира и сбора природного материала.

Ремесло (тестопластика) – комплексная программа, предназначенная для организации работы по трудовому обучению детей с умеренной умственной отсталостью. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Отсутствие специальных программ по ремеслу для этой категории детей явилось необходимостью создания данной программы.

Цель программы: формирование у детей эстетического восприятия, обучение способами действия, развития творчества.

Задачи:

- сообщать элементарные знания о различных материалах и умений выполнять способы обработки в зависимости от свойств материалов;

– формировать умения ориентироваться в задании, планировать ход работы над изделием;

– расширять представление детей об окружающем мире;

– воспитывать у детей любовь и привычку к разнообразным видам труда;

–формирование дружеских отношений, взаимопомощи, товарищества.

– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;

– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.

Коррекционные задачи:

-коррекция интеллектуальных и физических недостатков обучающихся с учетом возрастных особенностей.

- обогащать чувственный опыт детей: узнавать на ощупь предметы, их качества в процессе перцептивных действий;

- совершенствовать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

- стимулировать межанализаторное взаимодействие (речедвигательную, зрительно-двигательную координацию и др.);

- развивать познавательную функцию рук: координацию движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удержание, приближение, удаление);

- стимулировать речевую активность детей в процессе выполнения заданий с текстильными материалами;

- стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний.


Воспитательные задачи:

- формировать у школьников интерес и положительное отношение к трудовым навыкам;

- развивать стремление действовать совместно;

- формировать умение адекватно, бережно и осторожно работать с инструментами и материалами;

- развивать эмоциональный отклик на учебные действия с материалом, обогащать эмоциональный опыт в процессе взаимодействия (обмен впечатлениями, оценивание работы и т.д.).


Нормативно-правовые документы:

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы и требований к уровню подготовки обучающихся (с умеренной отсталостью) регионального компонента и особенностью школы.
· ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ РФ, СТАТЬЯ 9 П.2

























Тематическое планирование


п.п

Содержательные линии.

Кол-во уроков

Коррекционно- развивающие задачи

Педагогические средства, технологии их решения.

Проблемы, возникающие при изучении.

1.



2.



3.





4.





5.

Работа с бумагой.


Лепка.


Работа с нитками и тканям.



Работа с тестом




Использование природных материалов


39




38




35





124





36

Коррекция мелкой моторики, координации движений обеих рук. Развитие сенсомоторики-согласованности в работе глаз и рук, совершенствование движений, гибкости, точности выполнений действий.

Развитие слухового и зрительного восприятия. Развитие умений обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве.
Расширение представлений об окружающем мире.

Традиционные технологии (объяснительно иллюстративное обучение Я.А. Каменского) Технология разноуровнего обучения. П.Т. на основе личностной ориентации педагогического процесса. Технология на основе активизации деятельности учащихся (игровые технологии Б.П.Никитина).

Слабая концентрация внимания.
Низкий уровень развития устной речи.
Несовершенство мышления и мыслительных процессов.
Невнимательность, быстрая утомляемость.
Низкий уровень развития мелкой моторики.



По всем разделам программы возможны дополнительные варианты изготовления изделий а также их замена на усмотрение учителя

Контрольные работы составляются учителем, с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей детей, объёма изученного материала, с опорой на разработанное тематическое планирование.

На каждом из уроков проводится работа, направленная на коррекцию мелкой моторики рук, глазомера, зрительного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, пространственной ориентировки, на коррекцию речи учащихся. При сообщении детям новых сведений о материалах их свойствах уточняется и расширяется кругозор детей, формируется познавательный интерес к урокам ремесла. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к дальнейшему труду, который будет осуществляться в последующих классах.

Особенности психофизического развития данной категории детей являются причиной того, что на первых порах обучения ученики нуждаются в значительной помощи учителя и ещё не могут самостоятельно выполнять многие трудовые задания. Однако помощь педагога на разных этапах обучения должна варьироваться и постепенно уменьшаться.

Основное содержание подготовки состоит в том, чтобы в процессе обучения сформировать у детей умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определённую сумму специальных знаний. На уроках труда учителю следует выявлять возможности каждого ученика обучению и соответствующим образом ориентировать его.

При обучении труду также необходимо систематически осуществлять эстетическое воспитание. Помочь детям понять и почувствовать красоту изделий, красоту материала, отличать аккуратные работы от плохих, некачественно сделанных работ. Учителю нужно в каждом конкретном случае определить, на чём именно заострить внимание учащихся.

Требования к усвоению программы (ожидаемый результат):

Учащиеся должны знать:

– свойства и особенности материалов;

– применение и назначение изделий;

– инструменты для работы, их назначение;

– правила безопасности при работе с ножницами;

– приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

– инструменты и приспособления для лепки;

– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

– правила оборудования рабочего места;

– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;

Учащиеся должны уметь:

- организовывать своё рабочее место, соблюдать санитарно-гигиенические требования;

– контролировать правильность выполнения изделия;

– правильно держать ножницы;

– окрашивать изделия изученными способами, при частичной помощи учителя.

– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

– соблюдать технику безопасности;

– оценивать свою работу и работы своих товарищей;

– работать в коллективе.





Учебно-методический комплекс к рабочей программе Ремесло.

  1. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких./ И. М. Петрова. – Санкт-Петербург: филиал изд-ва Просвещение, 2002.

  2. Дидактический материал по трудовому обучению: 1- 4 классы. Пособие для учащихся. / И. Г. Майорова, В. И. Романина. – М.: Просвещение, 1979.

  3. Дидактический материал по обслуживающему труду: 1 – 4 классы. Пособие для учителя./ А. Я. Лабзина, Е. В. Васильченко, Н. В. Савельева. – М.: Просвещение, 1973.

  4. Методическое руководство к учебникам «Ручной труд» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителей и родителей/ Л. А. Кузнецова. – Санкт-Петербург: филиал изд-ва Просвещение, 2006.

  5. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей./ В. Г. Петрова. – М.: Просвещение, 1983.

  6. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей./ О. П. Гаврилушкина. – М.: Просвещение, 1991.

  7. Основы трудового обучения во вспомогательной школе./ Г. М. Дульнев. – М.: Просвещение, 1969.

  8. Основы дефектологии./ В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – М.: Просвещение, 1990.

  9. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы./ Б. И. Пинский. – М.: Просвещение, 1969.

  10. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный. 1-4 классы. /под редак. В. В. Воронковой. . – М.: Просвещение, 2001.

  11. Ручной труд. Учебники по трудовому обучению для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ Л. А. Кузнецова. – Санкт-Петербург: филиал изд-ва Просвещение, 2006.

  12. Самоделки из текстильных материалов. Книга для учителя. / Г. И. Перевертень. – М.: Просвещение, 1990.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!