СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 11. Авторская позиция в поэме А. С. Пушкина "Цыганы". Опера С. В. Рахманинова "Алеко"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы "Авторская позиция в поэме А. С. Пушкина "Цыганы". Опера С. В. Рахманинова "Алеко"

Просмотр содержимого документа
«Урок 11. Авторская позиция в поэме А. С. Пушкина "Цыганы". Опера С. В. Рахманинова "Алеко"»

Урок 11

Тема. Авторская позиция в поэме А. С. Пушкина «Цыганы». Опера С. В. Рахманинова «Алеко»

Цели:

  1. Выявить авторскую позицию в поэме, показать своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме. Познакомить учащих­ся с музыкальной (опера) ин­терпретацией поэмы, показать приемы создания характера Алеко в музыкальном произведении.

  2. Развивать умение учащихся давать сопоставительную характеристику героя на основе текста произведения, умение определять авторскую позицию, находить изобразительно – выразительные средства, умение логически строить устный ответ. Способствовать формированию правильного понимания личной свободы, формированию музыкального вкуса.

  3. Воспитывать гуманное отношение к людям, умение прощать, понимание необходимости сдерживать свои «страсти роковые».



Оборудование: запись арии Алеко из оперы С. Рахманинова «Алеко».

Методы и приемы: эвристический, беседа, словесное рисование, комментированное чтение.


Этапы урока

I. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

1. Устный опрос.

  1. Назовите героев поэмы.

  2. Объясните, кого из них и почему можно считать романтическим героем?

  3. Чем привлекателен для Алеко образ жизни цыган? Цитаты.

  4. Расскажите об отношении Алеко к обществу, цивилизации и власти.

  5. Перечислите основные события поэмы.

  6. Почему старый цыган рассказывает Алеко историю из своей жизни?

2. Чтение отрывка наизусть из поэмы «Цыганы».


III. Усвоение новых знаний. Анализ поэмы.

  1. Групповое задание.

Объяснение значения слов «воля», «свобода», «вольный», «свободный» в контексте в связи с образами главных героев поэмы и образом автора.

(Воля – свобода в проявлении чего-нибудь; способность осуществить свои желания, поставленные перед собой цели) (Свобода – возможность проявления своей воли)

Алеко

«Там люди…торгуют волею своей»

«Теперь он вольный житель мира»

«Свой день он отдавал на волю Бога…»

Алеко волен, как они…»

«Ты для себя лишь хочешь воли».

Земфира

«Она привыкла к резвой воле».

«Мне скучно, сердце воли просит».

«Вольнее птицы младость».

«Ты сердиться волен».

Старый цыган

«Привыкни к нашей доле, бродящей бедности и воле».

«Гуляет вольная луна».

«Но не всегда мила свобода тому, кто к неге приучен».



  1. Анализ эпизода «Диалог старого цыгана и Алеко». (с. 43).

(Выразительное чтение отрывка «Послушай: расскажу тебе…»)


Почему старик рассказывает Алеко о своей жизни?

(Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и увидев, что в душе Але­ко смятение, рассказывает ему историю о самом себе, преподаёт урок доброты. Он хо­тел, чтобы Алеко понял, что жизнь дикого человека не так уж безоблачна. «Страсти роковые» приносят беды и страдания и ему. Он объясняет, что нет на земле силы, кото­рая могла бы удержать любовь. Цыган мило­серден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой.)

Комментарий учителя. Старый цыган проясняет в повести жизненное кредо Але­ко. Если Алеко защищает права отдельного лица, то старик-цыган, покорно принимаю­щий естественный порядок бытия, выступает от имени рода. Он понял закон жизни как закон свободы. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности её любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в молодости тоже испытавший муки любви, теперь хочет предостеречь Алеко, передать ему свой опыт. Рассказ о бегстве Мариулы с возлюбленным — это внушение старого цыгана Алеко: «Хочешь быть свободным и счастливым, подавляй в себе эгоизм, уважай и цени свободу других».


Внимательно прочитайте отклик Алеко на рассказ старика об измене Мариулы. (с. 43)

(Когда старик рассказал Алеко историю своей любви к Мариуле, Алеко был потрясён бездействием цыгана («Да как же ты не поспешил / Тотчас вослед неблагодарной / И хищником и ей, коварной, / Кинжала в сердце не вонзил?). В его словах столько недоумения, что он пропустил мимо ушей смысл главного изречения цыгана: «вольнее птицы младость».)


Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика? Зачитайте (с. 43).

(Образованный Алеко понял смысл прит­чи цыгана и тут же отверг его гуманистическую проповедь:

Я не таков. Нет, я не споря

От прав моих не откажусь!

Зависть, злоба, ревность — вот те стра­сти, которые дремали в «измученной груди» Алеко. Они проснулись, когда Земфира полю­била цыгана. Поборник свободы Алеко ста­новится убийцей. Он не подкрепляет делом свои слова, его поступки противоречат тем принципам, которые он сам провозглашает. Ничто его не остановит. Он не простит измены. Он готов даже спящему, т. е. без­защитному, человеку отомстить. Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других лю­дей. Он, не задумываясь, посягает на неё.)

  • Да, вы правы. Алеко утверждает, что он не таков. При этом его монолог эмоционален и по смыслу очень жесток. Видно, что внутри Алеко всё кипит, бунтует, он не может сми­риться с предательством в любви, не понимая того, что в нём живёт эгоист, собственник. Он не подумал о молодости, о том, что жизнь дана для чего-то более важного. Он удовлетво­рил свой гнев и ненависть, но приобрёл одино­чество и вечную внутреннюю неволю.


  • Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с её новым возлюбленным? (Он убивает.)

Итак, мы видим, что герои попадают в схожие ситуации. Но как по-разному реша­ются схожие конфликты! Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания сво­боды — эгоиста Алеко и Старика.


Так как же понимает свободу главный герой?

Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это жизнь на воле и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира — нет. Она должна подчиняться ему. Для Земфиры свобода — весёлая безза­ботная жизнь, которая ни к чему не обя­зывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от неё ничего не требовали. Для Старика свобода — это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу как умение прощать и понимать других.)


А как понимает свободу автор? Каково его отношение к Алеко?

(Чтение отрывка «Оставь нас, гордый человек» (с. 48).)

Устами Старого цыгана Пушкин выно­сит герою приговор: «Оставь нас...» Автор осуждает героя-индивидуалиста. Это было новое слово в художественной литературе тех лет. Он любит своих героев, соглашается со Стариком, с сожалением расстаётся с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произве­дением показывает, что цивилизованному че­ловеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом просвещени­ем мире привело к кровавой драме.


IV. Выразительное чтение Эпилога.

  1. Как характеризуется жизнь цыган в Эпилоге?

До появления Алеко мир цыганской жизни не был идилличным, «счастья нет и между вами, природы бедные сыны», «страсти роковые», «мучительные сны» и связанные с ними беды живут в диком, непросвещенном обществе. Дикая свобода и счастье несовместимы.

Сам Пушкин жил недолгое время в цыганском таборе. Был влюблен в молодую цыганку, которая убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом.

  1. Почему, по-вашему, дикая свобода и счастье несовместимы?

Там, где свобода не связана с моральными обязательствами, где измена не вызывает угрызений совести, где безжалостно разбивается сердце другого человека, а любовь лишена духовности, высокой человечности, счастье невозможно.

Сформулируйте идею поэмы «Цыганы» как ответ на поставленный вопрос.

(Пушкин не дает прямого ответа на поставленные вопросы: что значит быть свободным? Может ли человек быть свободным? Свобода и счастье – как они связаны?)

Предполагаемый ответ:

Свобода – величайшая ценность и право человека. Счастье невозможно без свободы, но абсолютной, «дикой» свободы в человеческом обществе быть не может, не должно быть, потому что люди связаны друг с другом и несут ответственность и за себя, и за других людей.

Нравственное чувство долга и свобода должны быть в гармонии – таков нравственный идеал, выраженный в поэме «Цыганы». Духовность – это разум, чувство, воля, слитые воедино.



V. Работа над отрывком из оперы «Алеко» С. Рахманинова.

Прослушайте арию Алеко из оперы С. Рахманинова “Алеко”.

Эта опера была написана девятнадцатилетним Рахманиновым за 17 дней. Рахманинов был вдохновлен гением Пушкина и потому взялся за работу с увлечением.

Опера “Алеко” была экзаменационной работой Рахманинова при окончании консерватории. Экзаменационная комиссия во главе с Чайковским поставила Рахманинову высшую оценку. Премьера состоялась 9 мая 1893 г. в московском Большом театре и имела огромный успех. До сих пор все ведущие театры мира ставят оперу “Алеко”.

Образ пушкинского Алеко был воплощён в одноимённой опере С. В. Рахманинова на либретто В. И. Немировича-Данченко (1892). Название оперы свидетельствует о переносе конфликта в интимное пространство лирико-психологической «маленькой трагедии». Чело­век всесокрушающих страстей, Алеко с первой ноты мрачен, терзаем ревнивыми подозрения­ми. Композитор с сочувствием раскрывает тра­гедию одиночества отвергнутого героя. Музыка «от первого лица» рассказывает о всеоправдывающем чувстве любви, которое возвышает Алеко над возлюбленной и соперником.



- При прослушивании обратите внимание на музыкальную интонацию, тип певческого голоса.

БЕСЕДА ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ.

- Сопоставимы ли литературный и музыкальный образы?

- Какую развязку получает сюжет?

- Что вы можете сказать об образе Алеко, сравнив начало поэмы и конец?

- Какой приговор выносит старый цыган Алеко? От чьего имени? Прочитайте.

- Чем подчеркнут в языке поэмы коллективный характер этого приговора?

- Как проявляется авторская позиция в поэме?


V. Обобщение. Итог урока.

События поэмы происходят в цыганском таборе. Пушкин выбрал именно эту нацию, потому что она была для него «необыкновенной». Цыгане ведут кочевую, вольную жизнь, и в этом вся её привлекательность.

У Алеко непостоянен, беспечен, ленив, поэтому у него конфликт с обществом. Герой осуждает «неволю душных городов». Алеко попадает в табор, его полюбила Земфира. Постепенно намечается конфликт между Алеко и Земфирой. Он выражается в поведении героев, в их отношениях друг к другу.

Пушкина интересует не личная драма Алеко и Земфиры, а драма общественная. С этой точки зрения Алеко и Земфира воплощают обобщенные характеры людей, сложившихся в цыганском таборе и светском обществе. Автор не рассказывает нам истории их жизни до описываемых событий, но об убежден, что разные общественные уклады формируют разные характеры.

Основный конфликт поэмы внутренний. Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий, которые вызваны невозможностью отбросить все ценности цивилизованного общества, смирить свои страсти.

Человеческую свободу Алеко и старый цыган понимают по-разному. В понимании свободы Алеко нацелен только на себя, Алеко нужна свобода только для него. У Алеко индивидуалистическое понимание свободы. Старик же цыган признает естественное право каждого человека на свободу, т.е. у цыгана гуманистическое понимание свободы.

Пушкин развенчивает идею “байронического героя”. Он сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой “просвещением”. Появление цивилизованного человека в мире “детей природы” привело к драме.

Дальнейшую судьбу Алеко автор нам не показывает. Что испытывал молодой человек, когда смотрел издали на погребение, трудно предугадать. Автор пишет, что «он молча, медленно склонился / И с камня на траву свалился». Почему Алеко упал? Что происхо­дило в эти минуты в его уме и душе? Может, он раскаялся в содеянном? А может, подумал о наказании? А может, это безысходность?

Ответа нам автор не даёт. Алеко не эгоист по природе, он индивидуалист по социаль­ной, общественной принадлежности к данно­му историческому времени и укладу жизни. Поэтому строить предположения относитель­но дальнейшей судьбы Алеко нужно с по­зиции человека того времени. Скорее всего, Пушкин тоже не мог предугадать дальней­шую судьбу героя, поэтому так загадочно за­кончил своё произведение.

Эпилог подтверждает мысль поэта о том, что и мир европейцев, и мир первобытного цыганского общества, хотя и вольного, лише­ны гармонии: всюду противоречия, которые кончаются для людей трагически. Недаром в эпилоге звучат печальные слова: «И всюду страсти роковые, / И от судеб защиты нет».

VI. Домашнее задание.

1. Прочитать с. 50—51 учебного пособия.

2. Выполнить по выбору одно из заданий 1-4 (с. 51)

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя