СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа по внеурочной деятельности "Оригами и геометрия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа по внеурочной деятельности "Оригами и геометрия". Программа рассчитана на 4 года, для учащихся 1-4 классов. Обучение идет от простого к сложному. Программа развивает внимание, мышление, усидчивость, мелкую моторику рук. Обучающиеся с интересом преобретают новые знания.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа по внеурочной деятельности "Оригами и геометрия"»

Авторская образовательная программа "В мире оригами и геометрии" для учащихся 1–2-х классов Поянительная записка Актуальность

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что математическое образование является основным для людей многих профессий, поэтому большое внимание уделяется поиску новых методик обучения. В решении этих задач, в частности усовершенствования системы математического образования, важнейшая роль принадлежит начальному звену обучения. Повышение эффективности обучения математике в начальных классах является одним из условий успешного изучения основ арифметики, геометрии и алгебры в последующие годы обучения.

Особую актуальность приобретает проблема обучения элементами геометрии в начальных классах. От решения зависит не только успех подготовки младших школьников к изучению систематического курса геометрии, но и повышение уровня их математических знаний в целом.

В геометрическом материале много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению, - это можно использовать, так как мышление школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.

Искусство оригами как нельзя лучше подходит для решения данных задач. Ещё в XIX веке немецкий педагог Ф.Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения.

В наше время в Японии, США и других развитых странах обучение геометрии при помощи оригами практикуется во многих школах.

На первых занятиях необходимо познакомить ребят с основными приёмами техники оригами. Особенности этих приёмов таковы, что уже на этапе ознакомления с ними учащиеся отрабатывают основные геометрические понятия. На этих же занятиях можно отработать технику складывания. При проведении первых занятий следует обращать особое внимание на допускаемые ошибки: неравенство сторон, непараллельность сторон, неравенство углов при делении угла пополам. Безусловно, многие из погрешностей объясняются недостаточно развитой моторикой и координацией движения детей. Но основным недочётом младших школьников является недопонимание математического смысла выполняемых фигур.

Внеклассная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у младших школьников интереса к учебной деятельности, так как содержание внеучебной деятельности не столь строго регламентировано, оно позволяет более полно и оперативно использовать новейшие методики и формы обучения учащихся.

Программа «В мире оригами и геометрии»:

  • представляет широкие возможности для ознакомления с различными основными геометрическими понятиями;

  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

  • позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель программы:

  • дать элементарные геометрические знания, заложить основы для понимания различных конструкций предметов;

  • научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

  • Обучение различным приемам работы с бумагой.

  • Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к искусству оригами.

  • Расширение коммуникативных способностей детей.

  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

К концу обучения дети должны

знать:

  • виды бумаги и правила работы с ней;

  • обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами;

  • базовые формы оригами, последовательность их изготовления;

  • основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т.д.)

уметь:

  • различать виды бумаги;

  • разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;

  • определять виды геометрических фигур;

  • конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;

  • соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.

Содержание кружка

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы: тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о геометрии, о природе и географии.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6 – 8 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2 года.

I год обучения: Учащиеся в доступной форме знакомятся с основными геометрическими понятиями, с историей возникновения искусства оригами и азами бумажной пластики: овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, изучают базовые формы создания моделей. В течение первого года обучения дети выполняют простейшие модели плоскостного оригами, знакомятся с понятием композиции и основами её создания.

II год обучения: Учащиеся продолжают знакомство с искусством оригами, оперируя основными геометрическими понятиями в ходе создания различных моделей. Постепенно происходит переход от простых моделей к более сложным, от плоскостного конструирования к объемному. В течение года дети учатся выполнять более сложные композиции, составлять коллективные панно, создавать свои неповторимые модели.

Учебно – тематический план (1 год обучения)

Темы занятий

Кол-во часов

1

Знакомство с искусством оригами. Виды бумаги.

2

Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. Линии прямые и ломаные.

3

Геометрические фигуры. Треугольник. Равносторонний (правильный) треугольник.

4

Квадрат. Сложение квадрата. Изготовление рамки из квадратов.

5

Складывание пятиугольника.

6

Складывание шестиугольника.

7

Техника складывания. Базовые формы. Условные обозначения.

8

Салфетки для праздничного стола (4 вида).

9

Стакан. Тарелочка.

10

Сердечко с цветком.

11

Домик. Композиция "Деревня".

12

Пёсик.

13

Щенок.

14

Собачка. Композиция "Собачка около будки".

15

Кошка.

16

Котёнок с белыми ушами. Композиция "Кошачья семейка".

17

Цветы. Разнообразие цветочного мира.

18

Птички. Гусь. Пингвин. Чайка. Колибри. Композиционные решения.

19

Грачи прилетели. Модель «Грач»

20

Петушок и курочка.

21

Модель «Пароход»

22

Модель «Кепка»

23

Лебедь. II варианта складывания.

24

Аквариум. Рыбки. II варианта складывания.

25

Краб. На морском дне.

26

Жираф. Слон. Белка. Олень. Белые медведи. Композиция "Зоопарк".

27

Модель «Двойная звезда»

28

Модель «Взлетающий жук»

29

Обобщение изученного за год. Выставка работ.


Итого:

66ч



Примерное планирование занятий (1год обучения)

Тема 1. Знакомство с искусством оригами. Виды бумаги. (1час) Беседа о возникновении, распространении и значении данного вида искусства. Знакомство с различными видами бумаги, определение качества бумаги, её свойств.

Тема 2. Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. Линии прямые и ломаные. (1час) Знакомство с видами линий. Введение понятий "прямая", "ломаная", "горизонтальная", "вертикальная" и "наклонная" линии. Определение линий на рисунках. Обозначение линий на схемах.

Тема 3. Геометрические фигуры. Треугольник. Равносторонний (правильный) треугольник. (1час) Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольники. Виды треугольников. Нахождение и раскрашивание треугольников на рисунках. Определение количества треугольников на рисунках.

Тема 4. Квадрат. Сложение квадрата. Изготовление рамки из квадратов (1 час) Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Сложение и изготовление квадрата. Изготовление рамки из квадратов

Тема 5. Складывание пятиугольника. (1час) Знакомство с пятиугольником. Способы складывания пятиугольника.

Тема 6. Складывание шестиугольника. (1час) Знакомство с шестиугольником. Способы складывания шестиугольника.

Тема 7. Техника складывания. Базовые формы. Условные обозначения. (5часа)

Знакомство с условными обозначениями. Базовые формы оригами: блин, водяная бомбочка, квадрат, бумажный змей, рыба, вертушка, стол, дверь, птица, лягушка.

Тема 8. Салфетки для праздничного стола (4 вида). (2 часа)

Беседа о правилах этикета, о способах складывания салфеток

Тема 9. Стакан. Тарелочка. (2 часа) Беседа о посуде и её значении в жизни человека. Базовая форма двойной треугольник. Отгибание острых углов.

Тема 10. Сердечко с цветком. (2 часа) Беседа праздниках: день Святого Валентина, Международный женский день. Складки «гора», «долина»

Тема 11. Домик. Композиция "Деревня". (2 часа) А.Барто "Домик". Сгибание заготовки дважды. Вкладывание внутрь боковых треугольников (крыша). Создание композиции "Деревня".

Тема 12. Пёсик (1час) Беседа о четвероногом друге человека. Складки: «долина», «молния», «гора»

Тема 13. Щенок (1 час) Беседа о братьях наших меньших. Изготовление головы и туловища. Отгадывание загадок.

Тема 14. Собачка. Композиция "Собачка около будки". (3часа) Беседа о четвероногом друге человека. С.Михалков "Мой щенок". Сгибание угла вперед с отгибанием части стороны. Загибание по бокам ушей и линии лба. Закладывание хвоста складкой, вырезание ног и линии живота.

Тема 15. Кошка. (1час) Беседа о кошке. Рассказы детей о своих домашних животных. Сгибание по диагонали.

Тема 16. Котёнок с белыми ушами. Композиция "Кошачья семейка". (3 часа). После сгибания заготовки пополам, выворачивание и закрепление сгибом головы. Надрез хвоста и задних ног, выделение ушей, спины.

Тема 17. Цветы. Разнообразие цветочного мира. (5 часов) Беседа о разнообразии цветочного мира. Составление рассказа-описания по картинке о цветке. А.Барто "Цветочки". Тюльпан. Цветок ириса. Гвоздики. Сгибание угла вперед с отгибанием части стороны. Вкладывание согнутого угла снизу внутрь, небольшая раздвижка боковых острых концов в стороны.

Тема 18. Птички. Гусь. Пингвин. Чайка. Колибри. (7 часов) Знакомство с миром птиц, беседа об охране птиц и заботе о них. А.Барто "Воробей". Сгибание заготовки по диагонали, складывание сторон от угла к сгибу.

Тема 19. Грачи прилетели. Модель «Грач» (3 часа). Беседа о перелётных птицах. Складывание заготовки пополам по диагонали. Способы складывания клюва и хвоста.

Тема 20. Петушок и курочка. (2 часа) Домашние птицы. Сказка "Петушок и бобовое зернышко". Складывание заготовки пополам по диагонали. Способы складывания клюва и хвоста.

Тема 21. Модель «Пароход». (1 час) Складывание заготовки пополам по диагонали. Деление на части. Вырезание верхней части корабля.

Тема 22. Модель «Кепка» (1 час. )То ли кепка, толи стаканчик. Изготовление кепки из стаканчика. Складывание стаканчика. Скруглить ножницами козырёк. Примерка кепки.

Тема 23. Лебедь. II варианта складывания. (3 часа) Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок". Два варианта складывания лебедя. Базовая форма "воздушный змей". Вытягивание острого угла наружу.

Тема 24. Аквариум. Рыбки. II варианта складывания. (3 часа) Русская народная сказка "По щучьему велению". Два варианта складывания рыбок. Сложение двойного квадрата. Складывание заготовки пополам. Отгибание правого верхнего угла назад от сгиба снизу, верхнего угла в середину, левого угла назад.

Тема 25. Краб. На морском дне. (3 час) Рассказ учителя о крабах. Сгибание сторон от углов и закладывание их прослоено внутрь (после сгибания квадрата дважды пополам и вкладывания).

Тема 26. Жираф. Слон. Белка. Олень. Белый медведь. Композиция "Зоопарк". (5 часов) Дикие животные. Рассказ учителя о каждом животном. Сгибание сложных углов и вкладывание частей. Складывание углов (дважды) к долевому сгибу.

Тема 27. Модель «Двойная звезда» (2 часа). Складывание заготовки пополам по диагонали. Деление на части. Сборка звезды из моделей.

Тема 28. Модель «Взлетающий жук» (1час). Сложить по диагонали, сложить «горой». Наметить среднюю линию и сложить «долиной».

Обобщение изученного за год. Выставка работ учащихся. (1час)



Учебно – тематический план (2 год обучения)

Темы занятий

Кол-во часов

1

Веселая геометрия. Повторение базовых форм складывания.

2

Бабочка. II варианта складывания.

3

Композиция "Бабочки на цветах".

4

Транспорт. Лодочка.

5

Парусник.

6

Легковая машина.

7

Самолет. Ракета.

8

Композиция " Транспорт ".

9

Фигурки людей. Японец. Моряк. Гном

10

Робот. Царевна. Космонавт.

11

Голубь.

12

Тюлень. Композиция " На льдине ".

13

Цветы. Объемные фигуры. Тюльпан. Алозия. Колокольчик. Ландыш. Питтоспорум. Композиции из цветов

14

Цветочный шар

15

Домашние животные. Ослик. Бык. Свинья. Пони.

16

Ёлочка.

17

Коробочка.

18

Корзиночка

19

Жаба. Черепаха.

20

Головные уборы. Пилотка. Шлем.

21

Складывание салфеток. Веер. Лилия. Футляр для ножа и вилки.

22

Утка

23

Птица с двумя птенцами

24

Ещё один гномик.

25

Кролик. Композиция «На грядках»

26

Модели деревьев. Лиственное дерево. Ёлочка

27

Тарелочка под пирожное

28

Цветы. «Сертабор». «Оригами»

29

Снежинка «Лес»

30

Звезда

31

Модель «Фея»

32

Снегурочка

33

Мальчик «Новый Год»

34

Обобщение изученного за год. Выставка работ.


Итого:

68ч



Примерное планирование занятий (2 год обучения)

Тема 1. Веселая геометрия. Повторение базовых форм складывания. (1 час). Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами. Кто такой Архимед. Знакомство с готовальней, приемы работы с линейкой.

Повторение изученного в 1 классе. Базовые формы, способы их складывания.

Тема 2. Бабочка. II варианта складывания. (2 часа)

Базовая форма "двойной треугольник", загибание острых углов к средней линии.

Тема 3. Композиция "Бабочки на цветах".(2 часа) Базовая форма "двойной треугольник", загибание острых углов к средней линии. Изготовление цветочной клумбы.

Тема 4.Транспорт. Лодочка. (1 час) Беседа о видах транспорта. Игра "Угадай-ка". А.Барто "Кораблик". Лодочка- изготовление поделки из прямоугольника.

Тема 5. Парусник. (1 час) “Профессии, связанные с транспортом”. Парусник -базовая форма "конверт", двойной квадрат.

Тема 6. Легковая машина. (1 час) Легковая машина - базовая форма "двойной треугольник", понятие прямого угла.

Тема 7. Самолет. Ракета. (1 час) Самолет, ракета - базовая форма "двойной треугольник", понятие прямого угла.

Тема 8. Композиция " Транспорт ".(2 часа) Изготовление Транспорта и составление композиции.

Тема 9. Фигурки людей : Японец. Моряк. Гном. (4 часа) Сгибание меньших сторон прямоугольника к середине. Формирование надрезами вертикально расположенных частей фигуры, сгибание их внутрь.

Тема 10. Робот. Царевна. Космонавт. (3 часа) Сгибание меньших сторон прямоугольника к середине. Формирование надрезами вертикально расположенных частей фигуры, сгибание их внутрь.

Тема 11. Голубь. (1 час) В.Черенков "Голубь". Базовая форма "треугольник", закладывание параллельных складок. Введение понятия "параллельно".

Тема 12. Тюлень. (2 часа) Знакомство с животным - тюлень. Базовая форма "рыба", складывание наружу (капюшон), способы загибания хвоста.

Тема 13. Цветы. Объемные фигуры. Тюльпан. Алозия. Колокольчик. Ландыш. Питтоспорум. (7 часов) Беседа о комнатных растениях. Складывание поделок из основы - пятиугольник, шестиугольник.

Тема 14. Цветочный шар. (2 часа) Способы соединения отдельных цветов в шар.

Тема 15. Домашние животные. Ослик. Бык. Свинья. Пони. (6 часов). Беседа о диких и домашних животных. Складывание вдоль, сгибание углов, надрезы частей. Создание композиции "Ферма".

Тема 16. Елочка. (1 час) Г.Х.Андерсен "Ёлочка". Поделка из нескольких форм "двойной треугольник". Композиция "Лес".

Тема 17. Коробочка. (1 час) Использование более плотной бумаги. Базовая форма "конверт". Заворачивание отогнутого угла за две противоположные стороны.

Тема 18. Корзиночка. (1 час) Ш.Перро "Красная шапочка". Двойное гофрирование, сгибание углов внутрь с выворачиванием.

Тема 19. Жаба. Черепаха. (2 часа) Беседа о земноводных. Сгибание углов и одновременное отгибание двух углов пополам поперек к верхнему углу.

Тема 20. Головные уборы. Пилотка. Шлем. (2 часа) "Что такое максимилиановский доспех?" Изготовление поделок из прямоугольника, двойное параллельное сгибание.

Тема 21. Складывание салфеток. Веер. Лилия. Футляр для столовых приборов. (3 часа). "Откуда пришли ножи и вилки?" Правила поведения за столом. Работа с более тонкой и мягкой бумагой.

Тема 22. Утка (1 час) Аппликация по сказке Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Базовая форма "треугольник", закладывание параллельных складок. Введение понятия "параллельно".

Тема 23. Птица с двумя птенцами (2 часа) Беседа по теме: “Птицы весной”. Базовая форма "треугольник", закладывание параллельных складок. Введение понятия "параллельно".

Тема 24. Ещё один гномик. (1 час) Сказка «Белоснежка и семь гномов». Складывание вдоль, сгибание углов, надрезы частей.

Тема 25. Кролик. Композиция «На грядках». (3 часа). Базовая форма "рыба", складывание наружу (капюшон), способы загибания хвоста.

Тема 26. Модели деревьев. Лиственное дерево. Ёлочка. (3 часа). Беседа о лесе. Складывание поделок из основы - пятиугольник, шестиугольник.

Тема 27. Тарелочка под пирожное. (1 час) Формирование надрезами вертикально расположенных частей фигуры, сгибание их внутрь.

Тема 28. Цветы. «Сертабор». «Оригами» . (4 часа) Поделка из нескольких форм "двойной треугольник". Сборка изделия.

Тема 29. Снежинка «Лес» . (1 час) Беседа по теме “Что такое снег и лед”. Изготовление поделок из прямоугольника, двойное параллельное сгибание.

Тема 30. Звезда (2 часа) Поделка из нескольких форм "двойной треугольник". Сборка изделия.

Тема 31. Модель «Фея» . (1 час) Сгибание углов и одновременное отгибание двух углов пополам поперек к верхнему углу. Поделка из нескольких форм "двойной треугольник".

Тема 32. Снегурочка. (1 час) Поделка из нескольких форм "двойной треугольник". Сгибание углов и одновременное отгибание двух углов пополам поперек к верхнему углу.

Тема 33. Мальчик «Новый Год» . (1 час) Из чего изготавливались фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Поделка из нескольких форм "двойной треугольник". Сгибание углов и одновременное отгибание двух углов пополам поперек к верхнему углу.

Тема 34. Обобщение изученного за год. Выставка работ. (1 час)

Пробное изготовление собственных моделей. Выставка для родителей и других учеников.





























Используемая литература

  1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие модели оригами для детей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007.

  2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М., "Просвещение", 1992.

  3. Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа: Трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», - 2002. – 256 с.: ил.

  4. Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М..: Издательство «Первое сентября», - 2002. – 256 с.: ил.

  5. Интернет. www.origama.ru

  6. Интернет. www.millionpodarkov.ru

  7. Интернет. www.stranamasterov.ru

  8. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Изд-во "Академия развития", 1996.

  9. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – 2-е изд. – Айрис-пресс, 2004. – 192 с.: ил. + вклейка 8с. – (Внимание: дети!).

  10. Черенкова Е. Оригами для малышей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!