СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа по воспитательной работе "Огонек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализируя свой педагогический опыт, в работе с детьми,  у меня возникла идея создания воспитательной программы по формированию гармоничного развития каждой личности ребенка, где приоритетным направлением будет формирование толерантности у детей младшего школьного возраста.  На основе этой идеи были сформированы: цели, задачи данной программы. 

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа по воспитательной работе "Огонек"»

Программа «Огонек»

Содержание

I.Программа «Огонек»

1.1.Идея программы

1.2.Цель программы

1.3.Воспитательные задачи

1.4.Концепция программы

1.5.Прогнозируемые результаты

1.6.Модель классного коллектива

II.Содержание воспитательной работы в классе и механизмы их отслеживания

2.1.Основные положения программы

2.2.Направления воспитания

2.3.Механизмы отслеживания воспитательной работы

2.4.Условия и средства воспитания

2.5.Подходы к воспитанию

2.6.Принципы воспитания

2.7.Формы и методы воспитания

III. Этапы реализации программы

План-сетка воспитательной программы

IV.Особенности программы

4.1.Специфика программы

4.2.Самоуправление в классе

4.3.Создание имиджа класса

4.4.Законы жизни коллектива

4.5.Структура взаимодействия классного руководителя

4.6.Структура взаимодействия классного коллектива с другими общностями детей и взрослых

V.Работа с родителями. Программа «Семья»

5.1.Цели и задачи программы

5.2.Этапы реализации

5.3.Принципы программы

5.4.Направления и содержание программы

5.5.Формы работы с родителями

5.6.Родительский комитет класса

VI.Исследования эффективности воспитательной системы

VII.Литература

I.Программа «Огонек»

1сентября! 1 класс!

Переступив порог школы, ребенок попадает в огромную интересную страну - страну Знаний. Ему предстоит освоить азбуку общения, многогранные и многоликие учебные предметы, узнать по каким правилам и традициям живет эта яркая страна. Постепенно он научится распознавать добро и зло, появится умение понимать себя и окружающих. Эти уроки преподаст ему сама школьная жизнь и, конечно, его первый учитель.

В 2007году я стала работать в «Малышкиной школе». Наблюдая за взаимоотношениями детей, я замечала, что наряду с позитивными моментами были и негативные пробелы в воспитании: по отношению друг к другу дети грубы, резки, не умеют выслушать и понять собеседника. Были дети очень застенчивые, и наоборот, развязанные, самоуверенные. Порой было страшно, что это же наше будущее, что это мой будущий 1 класс! А я хочу видеть своих малышей добрыми, дружными, сплоченными. И мне, как классному руководителю было необходимо целенаправленно организовать воспитательный процесс, создать условия для гармоничного развития каждой личности ребенка, и тем самым сформировать единый сплоченный коллектив. Анализируя свой педагогический опыт, свое видение в данной проблеме у меня возникла идея создания воспитательной программы по формированию гармоничного развития каждой личности ребенка, где приоритетным направлением будет формирование толерантности у детей младшего школьного возраста. На основе этой идеи были сформированы: цели, задачи данной программы.

1.2.Цель программы:

создание благоприятных условий для гармоничного развития

каждой отдельной личности.


1.3.Воспитательные задачи программы

заключаются в формировании у ребенка:


1)признания себя и других людей, их культуры; уважения к себе и к окружающим;


2)здорового образа жизни;


3)творческих и интеллектуальных способностей детей;


4)возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков;


5) гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущения своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры;


6)экологической культуры, убеждение в необходимости сосуществования человека и природы в гармонии, чувства ответственности за судьбу природы;


7)гуманистического мировоззрения, включающего: убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности (вне зависимости от национальности и расы, религиозных убеждений и культурных традиций) и в том, что жизнь – высшая ценность бытия.








1.4.Концепция программы


Данная программа направлена на гармоничное развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка, разработана для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

Программа составлена в соответствии со школьной программой развития МОУ СОШ №4 и адаптирована для учащихся начальных классов, где приоритетным направлением является формирование толерантности у детей младшего школьного возраста.

«МОУ СОШ №4, функционирующая, в городе Еманжелинске - это муниципальное общеобразовательное учреждение основного общего и среднего (полного) общего образования, являющееся центром социально-педагогического комплекса, который системно занимается проблемами детей. В школе создана широкая сеть кружков, клубов, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. Расположение школы в центре города позволяет использовать возможности городских и культурно- спортивных учреждений. Школа обеспечивает получение общедоступного бесплатного начального, основного и среднего (полного) общего образования, предоставляет учащимся возможности формирования общей культуры, реализации индивидуальных и образовательных запросов путем развития общедоступной системы образования. Главными направлениями в воспитательной работе школы считается: здоровьесбережение, патриотическое воспитание, эстетическое воспитание и толерантное формирование личности ребенка».

Своеобразие воспитательной программы во многом обусловлено индивидуальными особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как классному руководителю решившему выстроить свою воспитательную программу, близка и понятна Концепция системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные ученые В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова. Разработчики этой Концепции полагают, что и в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Однако каждый педагог, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям, что я и попыталась сделать. Именно поэтому воспитательную программу в своих классах я выстраиваю на основе Концепции по формированию образа жизни, достойной Человека, которая вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя – Н.Е.Щурковой. Под образом Человека (по Щурковой) понимается личность, способная строить жизнь, достойную человека.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Специфика данной программы определяется тем, что учащиеся познают мир в форме художественных образов, основу которых составляют эмоционально-чувственные и понятийно-образные представления о нем. Сравнивая языки искусств, дети начинают понимать, что между ними много общего: мелодия сродни линии, настроение можно передать цветом, сопереживание, сочувствие, радость, грусть, темп, зло, добро - все это имеет место в развитии художественного образа. И поэтому в свою программу я включила работу с художественными образами. Интеграция выразительных средств музыкального и изобразительного искусства, организующая впечатления детей в систему художественных образов способствует формированию у них целостного взгляда на мир, введет к пониманию законов мироздания.


Почему я выбрала название программы «Огонек?»

Каждый ребенок индивидуален, неповторим. Он, как искорка пламени, которая если разгорится, то будет светить ярко и долго, и мне, как классному руководителю необходимо целенаправленно организовать воспитательный процесс, создать условия для гармоничного развития каждой личности ребенка, и тем самым сформировать единый сплоченный коллектив, как множество ярких искорок в одном ярком огоньке.



«Ребенок это не сосуд,

который надо наполнить,

а факел, который надо разжечь»

Рабле













1.5. Прогнозируемые результаты:

  • Гармоничное развитие каждой отдельной личности;

  • формирование толерантности;

  • приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;

  • расширение кругозора;

  • участие в конкурсах, олимпиадах с показанием высоких результатов;

  • приобщение к истории своей семьи, школы, села и культуре народов;

  • воспитание чувства гордости, любви к родному краю;

  • проявление уважительного отношения к старшим;

  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;

  • активное участие родителей в жизни класса, школы;

  • повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.








II.Содержание воспитательной работы в классе

и механизмы их отслеживания

2.1. При составлении программы я исходила из следующих положений:

- Возраст участников 7-10 лет. Данный возрастной этап характеризуется осознанием себя, началом вхождения в общество, поэтому в содержание программы включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания и принятия себя и других.

- Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является познавательная игра. Следовательно, в содержании программы весомое место занимает игровая деятельность.

- Дети младшего школьного возраста увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению, хотя часто им не хватает социального опыта. Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.

- Ребенок, особенно маленький, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы привлекаются школьный психолог, социальный педагог, преподаватели области искусств и просто интересные люди.

- Иногда у детей возникают сложные взаимоотношения в семье. Для преодоления этой проблемы необходимо участие всей семьи в организации и проведении многих предлагаемых программой форм воспитательной работы.

Процесс формирования личности ребенка зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой «обитает» ученик и в которой происходит воспитание тех или иных компетенций. Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от четкого следования программе, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде

2.2.Направления воспитания


7 чудес света, 7 цветов радуги, 7 дней недели, 7 нот в октаве, за 7 дней бог сотворил мир на земле…

Число семь с древнейших времен играло важную роль, считалось волшебным, таинственным у самых разных народов мира.

Вот и я в своей воспитательной программе взяла 7 основных направлений, где приоритетным направлением является формирование толерантности у детей младшего школьного возраста. Это как искра, из которой возгорится пламя. Данные направления дадут возможность создать благоприятные условия для гармоничного развития каждой отдельной личности.






2.3.Механизмы отслеживания воспитательной работы:

-игровая деятельность;

-создание художественных образов;

-коллективно-творческие дела;

-проектная работа;

-наблюдение;

-анкетирование;

-беседа;

-тесты;

-совместные праздники и поездки с родителями.


2.4.Условия и средства воспитания



2.5.Подходы к воспитанию.



Личностно-ориентированный:

  • признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

  • признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

  • опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Концепцию" партнера;

  • индивидуальный подход

Деятельностный:

  • опора на активность, сознательность и самостоятельность;

  • ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;

  • обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

  • построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей

2.6.Принципы воспитания

1.Принцип целенаправленности.

2.Принцип создания толерантной среды в воспитательном пространстве.

3.Учет индивидуальных и половозрастных особенностей.

4.Принцип культоросообразности.

5.Связь с жизнью.

6.Уважительное отношение к личности.

7.Опора на положительное в ребенке.

8.Принцип единства знания и поведения.

9.Принцип диалогичности и сотрудничества.

10.Принцип воспитывающей рефлексии.



2.7.Формы и методы воспитания

Формы воспитания

  • Беседы

  • Классные часы

  • Дискуссии

  • Игровые тренинги

  • Коммуникативные тренинги

  • Праздники

  • КТД

  • Игровые и конкурсные программы

  • Викторины, познавательные игры




Методы воспитания

  • Дискуссия

  • Пример

  • Поощрение

  • Убеждение (самоубеждение)

  • Внушение (самовнушение)

  • Игровые методы

  • Требование

  • Метод воспитывающих ситуаций

  • Метод соревнования

  • Анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач

  • Создание и анализ проблемных ситуаций

  • Элементы социально-психологического тренинга

  • Беседа.





















III.Этапы реализации программы


I этап-

организационный

II этап-

практический

III этап –

обобщающий

Цель

Создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников воспитательного процесса.

Создание условий для раскрытия духовных качеств личности ребенка.

Создание благоприятных условий для гармоничного развития каждой отдельной личности.

Задачи

-Создать толерантные условия для развития личности учащихся и их успешности в обучении;

-Создать ситуацию успеха для каждого ребенка;

-Формирование здорового образа жизни.

-Организация психолого-педагогической поддержки развивающейся личности;

-Освоение ценностей культуры, воспитание чувства эстетического сопереживания;

-Формирование потребности в ЗОЖ.

-Формирование толерантной среды общения;

-Сформированность социальных норм поведения;

-Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Мероприятия

-Создание творческой группы из состава учащихся, родителей, разработка и утверждение мероприятий воспитательной работы.

-Изучение запросов учащихся и родителей.

-Распределение традиционных дел класса, школы.

-Разработка методик для удовлетворенности родителей, учащихся деятельностью школы.

-Расширение связей и отношений класса с учреждениями дополнительного образования;

-Продолжение летописи класса.

-Постоянное корректирование содержания образования и способов воспитательной деятельности.

Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

Определение перспектив развития класса.


Ожидаемые

результаты

-Толерантная среда воспитания.

-Формирование класса как коллектива.

-Создание воспитательной системы класса.

-Повышение активности участия классного коллектива в жизнедеятельности школы;

-Повышение охвата учащихся дополнительным образованием.

-Повышение уровня воспитанности учащихся.

-Повышение уровня воспитанности учащихся;

-Толерантная среда общения;

-Сформированность умения соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности



Воспитательные задачи

  • успешная адаптация к школьной жизни;

  • формирование толерантности;

  • создание предпосылок для формирования классного коллектива;

  • активное участие родителей в жизни класса, школы.

Направ-ление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения


Ожидаемый результат


Формирование толерантности.


-становление самосознания, положительного отношения к себе, к другим;


-формирование собственного поведения в коллективе, характера.

Какой я?

Моя семья.

Мои желания.

Все мы разные.

Я и мое имя.

Что такое воля?

Мои привычки.

Я в семье.

Добро и зло.



классные часы


-беседа

-круглый стол-встреча с библиотекарем


-игра-путешествие

-тренинги


- адаптация к школьной жизни; становление

самосознания, положительного отношения к себе и к одноклассникам;

В здоровом теле –

здоровый дух!

-формировать понимание значимости здорового образа жизни, как для себя, так и для окружающих;


-мотивировать детей на посещение спортивных кружков и секций;


-заинтересовать детей спортивными играми.

Азбука Здоровья.

Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки.

Игры на свежем воздухе.


-беседа о режиме дня;

-встреча со школьным врачом;

-знакомство со спортивными секциями и кружками в школе;

-


-выполнение режима дня;

-посещение спортивных кружков и секций;

-час здоровья ежедневно!

В страну Знаний!

-создать условия в классе для успешного овладения учебного материала;

-формировать любознательность, интерес к знаниям,

-активизировать детей на посещение интеллектуальных кружков, в библиотеки.


Мои любимые уроки.


Мы уже писать умеем.


Клуб Почемучек.


Азбука Вежливости.


Посещение школьной библиотеки.

-викторина – игра;

-мой первый учебник;

-поздрави-тельная открытка;

-математи-ческий ринг;

-прощай, Азбука!

-успешное овладение учебным материалом;

-участие в интеллектуальных конкурсах;

-помощь отстающим.





























Труд – основа

жизни.

-формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду.



Любимая школа - чистая школа.


Содержи в порядке книжки и тетрадки!


Как трудится моя семья.

-экскурсия;

-беседа;

-выставка рисунков;

-профессии моих родителей-фотовыставка.



-бережное отношение к окружающему миру;

-выполнение поручений;

-уважения к профессиям.


Я – гражданин

России

-формировать нравственную культуру семьи;

- формировать патриотические чувства к Родине, уважительное отношение к людям других национальностей.

Ветеран живёт рядом.


Достопримечатель-ности нашего города.


Символика родного края – Лебединый край.

изготовление поздрави-тельной открытки;


-фото-выставка;


-беседа.


-знать символику родного города;

-уважительное отношение к ветеранам;

-любовь к Родине!

Колыбель талантов.

- создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к творческим видам деятельности.



День рожденья только раз в году!


Мамы всякие важны, мамы всякие нужны.


Сезонные праздники

праздник


-концерт для мам и бабушек


-участие детей в творческих мероприятиях;

-общие праздники с родителями.

Мир Уральской

природы

-формирование заботливого отношения к природе;


-прививать любовь к родному краю.

Помоги братьям меньшим.


Птицам нужна помощь.


Экскурсии.

-акция «Помощь птицам»;


изготовление кормушек



-заботливое отношение к природе;

-помощь птицам;

-любовь к Уралу.







Воспитательные задачи

  • устойчивые положительные результаты обучения;

  • признание себя и других людей;

  • активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;

  • негативное отношение к вредным привычкам;

  • создание органов классного самоуправления.

Направ-ление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения


Ожидаемый результат


Формирование толерантности.


-формирование умения вступать в конфликт;

-дать представление о внешних проявлениях добра и зла;

-формирование представления о сочувствии, сопереживании.

«Главное правило жизни»;

Учимся строить добрые отношения.

Я в мире людей.

Я - друг.

Любовь главное чувство человека.

Мысль и слово.

Какой я?

Мой характер.

Я и моя семья или я не один!

-игровые ситуации;

-акция;

художествен-ный образ;

-дискуссия;

-анализ ситуаций;

-тест;

-выставка работ

-установление новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

-формирование навыков внутренней позиции;

-ф. нравственных понятий.


В здоровом теле – здоровый дух!

-формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни;

-формирование здорового питания;

-формирование

сознания к людям с физическими недостатками.

Полезные привычки


Осенний кросс


Весёлые старты


Береги здоровье смолоду.

-викторина;


-соревнования в параллели классов;


- праздник;


-конкурс семейных команд.


- негативное отношение к вредным привычкам;

-умение сопереживать;

-грамотное питание.



В страну Знаний!

- расширять познавательный кругозор;


- воспитывать культуру умственного труда.

Праздник первой отметки.


Математический кросс


Что? Где? Когда?


Олимпиады по предметам


-утренник;


интеллектуаль-ный конкурс «Я знаю, что…»


-викторина;


-выпуск стенных газет.

-устойчивые положительные результаты обучения;

-участие в олимпиадах.





























Труд – основа жизни.

- приобщать к общественно - полезной деятельности;


-организация классного самоуправления (работа секторов)

Операция "Чистюлька"


Уборка класса, закрепленной территории школы.


Обазанности дежурных.

- КТД


-выставка - конкурс ;


-трудовой десант;


-работа секторов.

-активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;

-организация классного самоуправления.


Я – гражданин России

-приобщать детей к общечеловеческим ценностям;


- знакомить с общественно - политической жизнью страны;



Герои города в названиях улиц.


Подарок ветерану.


Символика России.

-обзорная экскурсия;


благотворительная акция;


-поисковая работа.

-знать символику Челябинской области, России;

-уважительное отношение

К ветеранам.

Колыбель талантов.

-создавать условия для творческой самореализации обучающихся;


- приобщать к традициям школьного коллектива.


Ярмарка чудес.


Тропинка школьная моя.



Мы крутим глобус.

-творческий конкурс;


-создание классного альбома;


-концерт.

-создание органов классного самоуправления;

-знать традиции школы.


Мир Уральской природы


-обогащение эмоционального мира детей;


-формирование любви к родной природе.


Рождественские колядования.


Обряды наших бабушек.


Экскурсии.

Праздничные игры.


Краеведческий музей родного города – экскурсия.

-заботливое отношение к природе;

-умение применять народные обряды;

-любовь к природе.






Воспитательные задачи

  • Формирование важнейших общечеловеческих ценностей: таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой;

  • проявление интеллектуальных способностей;

  • формирование общечеловеческих ценностей;

  • знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;

  • умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;

  • ощущение ответственности за совершаемые поступки.


Направ-ление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения


Ожидаемый результат


Формирование толерантности.


-формирование важнейших общечеловеческих ценностей, таких как: дружба, умение ценить и дорожить дружбой.

Я- в мире людей.

Учимся оказывать и принимать знаки внимания.

Учимся реагировать на критику.

Учимся общаться.

Мое будущее.

Учимся правильно жить и дружить.

Мое хобби.

День творчества.

Я сам!

Кл.час.


Тренинг


Тренинг


Игра.

Игра

Тестовое занятие.

Игра.

Праздник.

Кл. час.

-умение дружить и ценить дружбу;

-накопление нравственного опыта;

-осознание важности в жизни человека нравственных качеств.


В здоровом теле – здоровый дух!

--формировать способности управлять своим здоровьем.


Скажем: НЕТ! вредным привычкам.


Мои спортивные успехи и достижения.

театрализация


-круглый стол


Классный час


- негативное отношение к вредным привычкам;

-спортивные достижения детей;

-умение управлять здоровьем.

-грамотное питание.



В страну Знаний!

- приобщать к разнообразной творческой деятельности;


- формировать потребность в самообразовании

Олимпиада по русскому языку

Математическая олимпиада

Литературная викторина

Я – исследователь.

интеллекту-альный конкурс;

-конкурс исследова-тельских работ;

-викторина;

-творческий праздник.

-участие в городских и областных олимпиадах;

-устойчивые результаты обучения;

-самообразование.





























Труд – основа жизни.

-развивать навыки взаимопомощи, формировать активность, самостоятельность в трудовой деятельности.

Кто работы не боится, у того она и спорится.


Мои поручения в классе и дома.


-субботник;


-конкурс стен.газет;


-отчёт–творческий.


-взаимопомощь в классе;

-активность, самостоятельность в трудовой деятельности.


Я – гражданин

России.

-формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого своей страны.

С чего начинается Родина?

«Дети – герои»


Мои права и обязанности.

-дискуссия;


-групповая поисковая деятельность;

-классный час

-беседа

-осознание значимости исторического прошлого своей страны;

-знание своих прав и обязанностей.


Колыбель талантов.

- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;


- создать атмосферу взаимной заинтересованности

Самым любимым и родным.

Прекрасное в моей жизни.

Правила хорошего тона.


Сделай мир добрее.

-конкурс стихов


-коллаж


-учебная игра


-практическая игра;



-умение радоваться успехам других людей;

-умение применять правила хорошего тона;

-развитие эстетического вкуса.

Мир Уральской природы


- формирование заботливого отношения к природе родного края;


-осознание важности в жизни каждого человека своей Родины.


Моя Родина –Еманжелинск!


Большая и малая Родина.


«Лебединый край»


Творчество еманжелинцев.


Экскурсии.

Праздник.



Выставка работ учащихся.


Художествен-ные залы родного города.

-заботливое отношение к природе;

-любовь к природе;










4 класс.

" Мы одна семья

и это здорово""





Воспитательные задачи

  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;

  • проявление самостоятельной творческой активности;

  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

  • готовность к самоопределению в социуме;

  • обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;

  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.


Направ-ление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения


Ожидаемый результат


Формирование толерантности.


-формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности;

-обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств.

«Творческие мастерские»

Самый, самый, самый…

«И на солнце есть пятна»

«Учись властвовать собой»

Гармония с самим собой.

«Перекрестки души»

Диалог с самим собой.

«Комплимент»

«Мы вместе и это здорово!»

Праздник.


Конкурсная программа.

Школа – общения.


Тренинг.

Кл.час


Тренинг

Школа-общения.

Праздник.

-обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств;


В здоровом теле – здоровый дух!

-формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.


Посеешь привычку - пожнёшь характер.


Всей семьёй - на старт!


Зарядка.

-устный журнал;

-беседа со школьным врачом;

-семейная спартакиада.


-формирование у детей ответственности за свое здоровье;




В страну Знаний!

-создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

Предметные олимпиады.

Интеллектуально - творческий марафон.

Фестиваль Знаний и творчества.


Интеллектуаль-ный конкурс;

-смотр достижений выпускников начальной школы;

-устойчивые результаты обучения;

-участие в конкурсах.




























Труд – основа жизни.

-формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении.

Порядок в труде - порядок в знаниях.


Школьный двор - лучший двор.


-рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома;

-трудовая акция;

-выпуск стенных газет.

-умение поддерживать порядок;

-стремление помогать людям.



Я – гражданин

России.

- развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;


- обучать пониманию смысла человеческого существования.

Не лозунги, а дела.

У войны не женское лицо.

Оказание помощи ветеранам войны

Жизнь дана на добрые дела.

-посещение краеведческого музея;

-классный час;

-акция;

-круглый стол в кругу друзей.

-стремление к самостоятельному изучению родного края;


Колыбель талантов.

- формировать желание активно преобразовывать действительность, делать жизнь ярче, краше;

-развивать творческие возможности детей.


Литературно-музыкальная гостиная «В мире прекрасного»


Школьные годы чудесные.


Алло, мы ищем таланты!

- поисковая работа


выпуск журнала

утренник

плакат

концерт



-накопление и обогащение нравственного поведения детей путем организации их в практической деятельности.

Мир Уральской

природы


-обогащение эмоционального мира детей;

-формирование любви к родной природе, заботливого отношения к ней.

Экологическая тропинка.


Природа родного края.


Гармония в природе.


Экскурсии.


Конкурс


Художественные работы учащихся.


Круглый стол.


-бережное , заботливое отношение к природе;

-эстетичекое формирование личности ребенка.













IV.Особенности программы «Огонек»

4.1.Специфика программы

Специфика данной программы определяется тем, что учащиеся познают мир в форме художественных образов, основу которых составляют эмоционально-чувственные и понятийно-образные представления о нем. На основе художественных работ учитель имеет возможность продиагностировать психологический климат в классе, эмоциональное состояние учеников, их внутренний мир, понять проблемы класса и тем самым скоординировать воспитательную работу в коллективе.

4.2.Самоуправление в классе

Самоуправление в классе повышает активность детей, воспитывает самостоятельность, ответственность за порученное дело, дает первый опыт взаимодействия со сверстниками, формирует коммуникативную компетентность. Это позволяет классному руководителю корректно и гибко управлять воспитательным процессом.

Принципы самоуправления:

  • равноправие

  • выборность

  • откровенность и гласность

  • целесообразность

  • творчество

  • ответственность


Классное собрание - высший орган классного самоуправления.


Классное собрание.







Староста класса.

Шефы.

Классный руководитель.











Ответственные за работу секторов.


Учебный сектор

Культурно-массовый сектор

Трудовой сектор

Санитарный сектор

Сектор дисциплины и порядка





Функции участников

Староста класса:

Организует работу секторов

Проводит отчетные заседания

Контролирует выполнение решений классного заседания

Координирует связь секторов между собой

Осуществляет связь с учителями школы


 Учебный сектор:

Осуществляет контроль за успеваемостью в классе

Проводит активную работу с отстающими детьми

Помогает учителю в подготовке интеллектуальных конкурсов


Культурно-массовый сектор:

Занимается проведением всех культурно-массовых классных мероприятий: концертов, утренников, праздников…

Оказывает консультативную помощь учащимся в подготовке вечеров, огоньков, выступлений на конкурсах самодеятельности

Занимается оформлением классного уголка и изготовлением стенных газет.

Пропагандирует здоровый образ жизни

Занимается спортивными мероприятиями


Трудовой сектор:

Организует дежурство по классу и по школе

Следит за порядком в классной комнате

Организует сборы макулатуры и уборки территории


Санитарный сектор:

Следит за чистотой в классе

Проводит рейды по чистоте школьных принадлежностей

Организует выпуск газеты «Мойдодыр»

Пропагандирует чистоту и порядок


Сектор дисциплины и порядка:

Следит за дисциплиной в классе

Проводит игры на переменах, пропагандирует дружбу, единство, сплочает коллектив

4.3.Создание имиджа класса

Цель: создание условий для реализации личностного потенциала, сплочения класса в единый, дружный коллектив

Формы работы:

-Блог «Мой класс» http://ivmaleeva.blogspot.com

-участие в конкурсах;

-КТД;

- портфолио каждого ученика класса;

- фотолетопись класса;

-самоуправление;

--оформление классного уголка класса;

-систематическая организация экскурсий и познавательных поездок;

-организация совместных праздников с родителями.

4.4.Законы жизни нашего коллектива:

Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебе людям. Будь правдив!

Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе!

Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.

Закон любви: любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств, не стесняйся её.

Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!

Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.

Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

Закон старости: помни, старость уважается у всех народов. Будь цивилизован.

Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Закон смелости: вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

4.5.Структура взаимодействия

классного руководителя


Внешний уровень структуры взаимодействия




Администрация школы.



Родительский Специалисты

комитет класса. сопровождения.







МО классных Учителя-

руководителей предметники.

Ученический

актив класса.




Классный

коллектив.





Социальные партнеры Инспектор ПДН УВД

класса.




4.6.Структура взаимодействия

классного коллектива

с другими общностями детей и взрослых





Школа искусств Спортивная школа Класс-шеф







Дворец культуры Дом культуры

им. А.С.Пушкина и кино




Бассейн Оздоровительный

«Тайфун» комплекс







Детская ЦДТ Краеведческий

библиотека музей


Школьные Встречи с

кружки интересными людьми






V.Работа с родителями.

Программа «Семья»


Нормативно-правовая база

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

  • Закон РФ «Об утверждении програвммы развития образования»

  • Национальная доктрина образования в РФ

  • Конвенция модернизации российского образования на период до 2010г.

  • Конституция РФ (ст.38, 43)

  • Семейный кодекс РФ (гл.12)

  • Закон РФ «Об образовании» (ст. 17, 18, 19, 52)

  • Закон Челябинской области «Об образовании»

  • Областная целевая программа реализации национального проекта «образование» в Челябинской области на 2006-2010гг.

  • Программа развития образования Еманжелинского муниципального района на 2006-2010г.

  • Целевая программа реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Еманжелинском муниципальном районе на 2006-2010гг.

  • Устав МОУ СОШ №4 Еманжелинского муниципального района.



5.1.Цель программы:

вооружить родителей определенным минимумом педагогических знаний, оказать им помощь в организации педагогического самообразования, в выработке умений и навыков в воспитании детей.

Задачи программы:

  • Обеспечение открытости школы для родителей.

  • Создание партнерских форм взаимодействия школы с родителями по реализации комплекса образовательных и воспитательных услуг.

  • Введение договорных отношений с родителями, определение взаимных обязательств.

  • Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

5.2.Сроки реализации программы: 4года

Этапы реализации программы

Подготовительный этап

Практический этап

Заключительный этап

-Разработка программы результативности программы «Семья», определение приорететных направлений.

-Создание классного родительского комитета.

-Разработка проектов по реализации программы «Семья» на период обучения ребенка в начальной школе.

-Реализация пнрограммы по всем направлениям.

-Обучение родительской общественности через методическую учебу, родительские собрания, круглые столы, родительские конференции.

-Привлечение родителей к активному включению в учебный процесс, во внеурочную и досуговую деятельность.

-Мониторинг и обобщение опыта работы совместной деятельности школы и родительчкой общественности.

-Подведение итогов и определение цели и ззадач на предстоящую работу по реализации программа «Семья»



5.3.Принципы реализации программы

  • Принцип систематичности и последовательности.

  • Принцип единства общественного и семейного воспитания.

  • Принцип оптимального сочетания коллективных и инивидуальных форм повышения педагогической культуры родителей.

  • Здоровьесберегающий принцип.



Участники программы

  • Администрация МОУ СОШ №4

  • Классный руководитель

  • Учителя-предметники

  • Родители

  • Ученики



5.4.Программа деятельности «Семья»

Направления и содержание работы

Сроки

Ответственный

I.Психолого-педагогическая диагностика семей учащихся

1

Изучение семей учащихся с целью выявления:

А) социальной категории семьи (полная, неполная, благополучная, неблагополучная);

Б) жилищно-бытовых условий для содержания и воспитания ребенка;

В) материальная обеспеченность семьи;

Г) особенности микроклимата семьи;

Д) возможности семьи по воспитанию своих детей и детей класса;

Е) стиль жизни, ее уклад, традиции, духовные ценности.


сентябрь

Кл.руковод.

Соц.педагог

2.

Проведение классных родительских собраний: анкетирование, тестирование, беседы, наблюдения.

В течение

года.

Кл.руковод.

Зам.директора

по УВР

Соц.педагог

3.

Накопление материала и оформление классных социальных паспортов.

В течение года.

Кл руковод.

II.Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

1.

Организация работы педагогического всеобуча.

В течение года.

Кл.руковод

Зам.директора по УВР

2.

Проведение классных родительских собраний

1раз в четверть

Кл.руковод.

3.

Проведение индивидуальных тематических бесед и консультаций.

По мере необходимости.

Кл.руковод.

III.Участие родителей в воспитательной работе с учащимися

1.

Привлечение родителей к подготовке и проведению КТД:

-тематические классные часы;

-смотры, конкурсы;

-поездки;-экскурсии.

В течение года.

Кл.руковод

Род. комитет

2.

Оказание помощи в проведении традиционных общешкольных мероприятий:

-День Знаний;

-День учителя;

-День матери;

-Новый год;

-Дни здоровья;

-Спортивные мероприятия;

-8Марта;

-23февраля;

В течение года.

Кл.руковод.

Родит.комитет

Организаторы

3.

Установление индивидуального шефства над «трудными детьми»

Постоян-но.

Род.комитет

IV.Участие родителей в управлении школой

1.

Привлечение родителей к работе в общешкольном родительском собрании.

Постоян-

Но.

Администра-ция школы.

Кл.руковод.

2.

Оказание помощи школе впроведении текущего ремонта и подготовке школы к новому учебному году.

Май-

Август.

Кл.руковод.

3.

Оказания помощи в оформлении классной комнаты.

По мере

необходимости.

Кл.руковод.

V.Социальная защита семьи

1.

Оказание помощи малообеспеченным и многодетным семьям:

-постановка детей на бесплатное питание в школе;

-оформление бесплатных проездных документов.

По мере необходимости.

Кл.руковод.

2.

Оказание социально-психологической помощи семьям, оказавшимся в сложной ситуации: беседы, консультации.

По мере необходимости.

Кл.руковод.

VI.Организация педагогического лектория

1.

Трудности адаптации первоклассников к школе, Режим дня в жизни школьника.

1четверть

Кл.руковод

Психолог

2.

Младший школьный возраст: особенности развития.

2четверть

Кл.руковод.

Врач

3.

Воспитание сознательной дисциплины, толерантность в общении.

3четверть

Кл.руковод

Психолог

4.

Книга в жизни школьника.

4четверть

Кл.руковод

Библиотекарь

5.

О задачах на новый учебный год. Основные требования ЗУН.

1четверть

Кл.руковод

Учителя-предметники

6.

Роль семьи в трудовом воспитании.

2четверть

Кл.руковод

Род.комитет

7.

Как преодолеть застенчивость и неуверенность.

3четверть

Кл.руковод

Психолог

8.

Поощрение и наказание в семье.

4четверть

Кл.руковод

Род.комитет

9.

Режим дня.

1четверть

Кл.руковод

Врач

10

«От всей души» концерт для мам.

2четверть

Кл.руковод

ОрганизаторВР

11

Семейные традиции.

3четверть

Кл.руковод

Род.комитет

12

Вредные привычки-наследственность или влияние социума.

4четверть

Кл.руковод

Врач

13

Самоконтроль и домашние поручения.

1четверть

Кл.руковод

Психолог

14

О родных и близких с любовью.

2четверть

Кл.руковод

ОрганизаторВР

15

Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.

3четверть

Кл.руковод

Библиотекарь

16

Родительский ринг «Каков он здоровый ребенок»

4четверть

Кл.руковод

Род.комитет



5.5.Формы работы с родителями

Нетрадиционные

Традиционные



Практикумы

Тренинги

Родительские ринги

Ролевые игры

Индивидуальные

косультации

Родительские собрания

Родительские лектории

Вечера вопросов и ответов























5.6.Родительский комитет класса

Задачи:

  • Укрепление связей между семьей и школой;

  • Привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, класса;

  • Организация родительской помощи в хозяйственной и учебно-материальной базы школы.

Организация и содержание работы родительского комитета

Родительский комитет класса избирается общим собранием родителей класса в составе председателя и 3-5человек.

Родительский комитет составляет план работы на полугодие или на год.

Родительский комитет вправе принимать свои решения при наличии на заседании не менее 3-4 его членов.

Родительский комитет класса отчитывается о своей работе перед родительским собранием класса.

Родительский комитет класса имеет право принимать участие в решение вопросов по оказанию материальной помощи нуждающим школьникам.

Родительский комитет класса имеет право вносить предложения классному руководителю по улучшению воспитательной работы с обучающимися.





























VI.Исследования эффективности воспитательной системы

Критерии

Показатели


Диагностические средства

Формирование толерантности.

1.Сформированность основных нравственных качеств.





2.Стремление к самопознанию и самореализации.


4.Коммуникативная развитость.


1.Диагностическая программа уровней воспитанности учащихся (Методика Н.П.Капустина

1-2классы)

Нравственная воспитанность

в 3-4классах. (Методика Н.Е. Щуркова)

2.Познания себя через художественные образы.



3.Диагностика духовно-нравственных качеств личности. (Автор: Малякова Н.С.)

Анкета-тест «Эмпатия»

Здоровьесбережение

1.Состояние здоровья.




2.Участие в спортивных мероприятиях.


3.Овладение навыками культурной гигиены.


4.Развитость физических качеств.


1.Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся.


2.Учет призовых мест.



3.Анкета «Как я отношусь к своему здоровью»


4.Выполнение контрольных нормативов по физической культуре.

Интеллектуальная развитость.

1.Освоенность образовательной программы.


2.Познавательная активность детей.


3.Разнообразие интересов.

1.Анализ текущей и итоговой успеваемости.



2.Анкета «Школьная мотивация учащихся». Методика А.Капустина


3.Анкета занятости учащихся.

Направленность интересов младших школьников. Методика «Цветик-семицветик

И.М. Витковской)


Трудовое воспитание.

1.Участие в трудовых мероприятиях.



2.Выполнение поручений.


1.Активность детей в трудовых делах. Педагогические наблюдения.


2.Добросовестное выполнение поручений. Отчет учащихся на классном собрании.

Патриотическое воспитание.

1.Развитость у детей патриотических чувств.

2.Формировать гуманистическое мировоззрение, способное к осознанию своих прав и прав других людей, способность к саморазвитию.

1.Педагогические наблюдения. (Участие детей в патриотических мероприятиях, уважение к ветеранам…)

Эстетическая развитость

1.Развитость у детей чувства прекрасного.



2.Проявление эстетических чувств в актах творчества.


1.Педагогическое наблюдение. (% занятость детей в дополнительных кружках)


2.Методика «Автопортрет-коллаж» (выявить представление учащихся о самом себе)

Познание эстетических чувств через художественные образы.

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классном коллективе.

1.Комфортность и защищенность личности учащихся.


2.Сформированность школьного коллектива.


3.Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка.

1.Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью!


2.Методика «Какой у нас коллектив» Автор Л.Н. Лутошкин


3.Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью»





















VII.Литература:

1)Е.Н.Степанова «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» Творческий центр, Москва, 2008г.

2) Е.Н.Степанова «Педагогический контроль в процессе воспитания» Творческий центр, Москва, 2008г.

3)М.В.Полякова «Дружный класс» Программа развития установок толерантности и культуры мира в начальной школе. «Перспектива», Москва, 2008г.

4)Спутник классного руководителя «Воспитание у школьников толерантности» О.А.Северина, Т.А. Дронова – «Панорама» 2008г.

5)Классному руководителю о классном часе «Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа» «Творческий центр» 2007г.

6)М.П.Нечаев, И.Э.Смирнова «Диагностические методики классного руководителя» «Перспектива» Москва, 2008г.

7)Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.

8)Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.

9)А.А.Погодина. «Программа по формированию толерантности у подростков в рамках классного коллектива». http://ypk.yspu.yar.ru/tolerance/3.htm.


10)Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!